Торжество интернет-социализма
К концу 2007 года объем рекламы в социальных сетях в мировом масштабе вырастет почти втрое
Социальные сети в интернете стремительно набирают аудиторию. Это явление, как, впрочем, любой мейнстримный проект быстрорастущего рынка, привлекает внимание инвесторов. Подавляющую долю дохода приносит реклама, и эксперты высоко оценивают потенциал таких ресурсов. В России этому сервису еще только предстоит набирать обороты.
Одноклассники на линии
Термин "социальная сеть" был введен в 1954 году английским социологом Джеймсом Барнсом. Во второй половине XX века это понятие начало активно использоваться на Западе в исследованиях социальных связей и человеческих отношений, а сам термин на английском языке стал общеупотребительным. В интернете социальными сетями стали называть сервисы, где пользователи могут знакомиться по рекомендации и искать друг друга, опираясь на пересечения кругов общения. По словам экспертов, подобные структуры резко ускоряют информационные потоки.
Первопроходцем стал веб-сайт Classmates.com, появившийся в 1995 году. Он был открыт Рэнди Конрадом, владельцем компании Classmates Online Inc. Сайт помогал зарегистрированным пользователям находить и поддерживать связь с друзьями и знакомыми по детскому саду, школе, вузу, работе или военной службе. Сейчас на Classmates.com зарегистрировано более 40 млн активных пользователей из США и Канады.
Сегодня имеется и его русскоязычное ответвление - Classmates.ru. Самой же большой социальной сетью в мире является MySpace. Она с огромной скоростью завоевала США и насчитывает сейчас примерно 110 млн пользователей (по данным ComScore). В 2005 году компания Newscorp выкупила сеть за $580 млн.
В разных странах такие сети имеют различную степень популярности. Например, в Южной Корее 55% взрослых пользователей ежемесячно посещают подобные сайты, в России - лишь 1% (данные eMarketer, июль 2007 года), указывает аналитик iKS-Consulting Елена Крылова. "Это зависит не только от доступности интернета.
Проникновение широкополосного доступа в Южной Корее составляет 35%, что всего лишь в пять раз выше, чем в России (около 7%). Это зависит, очевидно, и от менталитета нации.
В Корее проведение досуга в Сети вообще очень распространено, не зря там огромное количество любителей онлайн-игр",- размышляет Крылова.
Аналогом Classmates.com в России является сервис "Одноклассники'BB (odnoklassniki.ru). По данным, приведенным на сайте, около 700 тыс. пользователей заходят на страницы сайта ежедневно, а ежемесячная аудитория - около 6 млн уникальных пользователей. Очевидно, что столь быстрорастущий сегмент не мог не привлечь внимание инвесторов. Так, в конце сентября стало известно, что латвийская компания Forticom стала совладельцем "Одноклассников" - контент-провайдер приобрел 30% социальной сети, по разным оценкам, за $2-10 млн.
Сейчас социальные сети в инвестиционном сообществе, оперирующем высокотехнологичными активами, вызывают огромный интерес, подтверждает гендиректор компании "Бегун" Алексей Басов. "Это чрезвычайно востребованное направление, с которым связывают быстрый рост аудитории, ее высокую активность, широкие возможности сегментации и соответственно формирование рекламного продукта",- резюмирует он.
Эксперты говорят, что в ближайшее время можно ожидать попытки монетизации довольно большого сообщества проекта "Одноклассники".
Например, на латвийском One.lv часть услуг платная, поэтому логично будет применить схожую практику и ввести дополнительные платные сервисы.
Однако пионером социальных сетей в Рунете стали не "Одноклассники", а ресурс Mates.ru.
Но его технологическая неразвитость послужила причиной ухода в тень более продвинутых социальных сетей. По-настоящему развитый сервис, привлекший большое количество пользователей, появился только в 2005 году на "Мой круг" (moikrug.ru). Его создала группа недавних выпускников МФТИ, МГУ и Российской экономической школы. Весной этого года сеть приобрел "Яндекс". Аналогичные проекты имеют и остальные представители "большой тройки" Рунета: "Рамблер-планета" и "Мой мир" (my.mail.ru).
Возмутителем спокойствия стал проект (аналог второй по популярности в мире американской сети Facebook - более 50 млн пользователей) "Вконтакте" (vkontakte.ru), основанный братьями Дуровыми. По данным Alexa.com, количество ежедневных посетителей в конце сентября превысило 1 млн человек в день. По количеству ежедневных просмотров страниц "Вконтакте" обгоняет даже таких гигантов, как "Яндекс" или "Рамблер". Ежедневно на сайте регистрируется более 24 тыс. человек, а число людей, одновременно находящихся в режиме онлайн, достигает тыс. Тем не менее Павел Дуров, один из авторов проекта, неоднократно подчеркивал, что проект не коммерческий, рекламу не продает, в средствах особо не нуждается.
На уровне доверия
По мнению аналитиков компании Nielsen// NetRatings, социальные сети стали для интернета примерно тем же, чем в свое время являлись реалити-шоу на ТВ. Передачи принци-пиально нового типа произвели революцию на телевидении.
И cегодня социальные сети продолжают наращивать темпы роста аудитории. По словам экспертов, люди освоились в Сети, теперь они активно используют ее для общения и, как следствие, испытывают необходимость структурировать свои коммуникации. "Сети обеспечивают комфортный уровень доверия и поз воляют узнать человека на неформальном уровне, давая современному занятому человеку возможность найти бизнес-партнера, устроить личную жизнь или просто встретить старых и новых друзей",- рассуждает вице-президент и директор по маркетингу и PR Mail.ru Анна Артамонова. Если раньше интернет использовался преимущественно как источник информации и медийного развлекательного контента, то сегодня он становится платформой для социальной активности людей, соглашается Алексей Басов. "Именно с социаль ными сетями, да вообще с концепцией Web 2.0 как общественного, а не редакционного вещания, связывают следующий этап эволюции интернет-индустрии",- утверждает он.
За рубежом социальные сети становятся все более популярной рекламной площадкой, а ресурсы, подобные MySpace и Facebook, достигают уровня крупных медиакомпаний. Согласно прогнозам аналитиков eMarketer, в 2007 году мировой рынок рекламы в социальных сетях вырастет с $445 млн до $1,2 млрд. Почти трехкратный рост станет рекордным за все время существования социальных сетей, и такой скачок не повторится в ближайшем будущем.
К 2011 году затраты на рекламу в социальных сетях в США должны составить около $2,5 млрд.
За пределами США рынок в 2011 году должен получить $1,2 млрд. Таким образом, объем мировых вложений в этот сегмент интернет-рынка на конец 2011 года составит $3,7 млрд.
В отличие от западных ресурсов, которые благополучно существуют на протяжении многих лет, российским проектам пока еще сложно рассчитывать на успешную монетизацию, уверяет большинство экспертов. "Получить прибыль от социальных сетей достаточно тяжело.
Работает только рекламная модель, и то далеко не на всех проектах",- считает аналитик J'son & Partners Роберт Меликсетян. Но это не значит, что социальные сети бесперспективны, западные ресурсы уже доказали обратное. "Это означает, что они являются венчурным, высокорискованным бизнесом, который имеет нечеткие сроки возврата инвестиций",- говорит Алексей Басов.
Практически все опрошенные B&FM эксперты сходятся во мнении, что потенциал таких ресурсов для рынка онлайн-рекламы высок, оговариваясь, что вопрос пока остается открытым.
"Сама концепция социальной сети не является гарантией успешности. Привлекательны с точки зрения рекламодателя будут только лучшие проекты, с хорошей системой таргетинга рекламы",- утверждает Меликсетян. "Возможно, они окажутся подходящей средой для определенной рекламы. Например, вакансий в социальных сетях для профессионалов, молодежных брэндов или мероприятий в сетях, объединяющих преимущественно моло дежь",- приводит пример директор по спецпроектам "Яндекса" Андрей Себрант.
По мнению Анны Артамоновой, с коммерческой точки зрения социальная сеть - это сервис, следовательно, на нем можно размещать и баннерную, и контекстную рекламу, как на любом другом. "Особенностью социальных сетей является только то, что именно этот тип сервисов сейчас очень популярен среди пользователей.
Экспоненциальный рост аудитории предполагает соответственный рост доходов от разных видов рекламы, в том числе и традиционных",- считает она.
Андрей Себрант, директор по спецпроектам компании "Яндекс":
Пока нет единого хорошего рецепта, но эксперименты ведутся активно. Социальные сети бывают разные, разнятся и идеи монетизации. Например, иногда можно монетизировать человеческое тщеславие: люди готовы заплатить деньги, чтобы привлечь к себе внимание, приоритетно разместить свою фотографию или какое-то сообщение. В сетях, объединяющих людей взрослых, состоявшихся профессионалов, неплохие деньги может принести сотрудничество сети с компаниями по подбору персонала. Иными словами, монетизация социальных сетей не обязательно связана с адап тацией под них рекла мы. По этому вопрос не в том, тяжело или легко их монетизировать.
А в том, что нет единого рецепта для всех сетей, и каждый раз надо искать адекватное решение.
Отдельный случай - социальная сеть в рамках большого портала. На крупнейших порталах хорошо отработана именно рекламная модель монетизации внимания аудитории. Но большие порталы прекрасно умеют и перераспределять аудиторию между своими сервисами. Поэтому в рамках портала необязательно стоит вопрос о монетизации отдельного сервиса, например той же социальной сети. Если ее участники начинают активно использовать другие портальные службы с высокой монетизацией, если наличие такой сети привлекает на портал в целом новую аудиторию, то существование такой сети в портале уже коммерчески оправдано.
РОМАН РОЖКОВ
Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets» |