Изобретатели на выданье
Создатели сервиса sms-рассылок придумали альтернативу ЕГАИС
Еще до распада СССР была создана компания, которой надлежало разрабатывать и внедрять новые технологии в ИТ и телекоммуникациях. За 18 лет ее сотрудники создали несколько сайтов и придумали сервис для массовых sms-рассылок. Сейчас они предлагают государству использовать изобретенную ими службу для проверки легальности товаров, которая заменила бы печально известную систему ЕГАИС.
Название компании – Copris & M (ударение на первом слоге). Это аббревиатура из первых букв имен людей, участвовавших в ее создании. Буква «С» – от Смирнова Михаила Алексеевича, который в свое время был президентом МТС. А последняя буква «М» означает место создания – Москву. Смирнов уже не является владельцем и не входит в состав учредителей Copris & M. За восемнадцать лет много воды утекло. «Коприс энд М» было одним из первых совместных предприятий в Советском Союзе, оно проходило в регистре под номером 476. Создавалось СП по инициативе Главного центра управления междугородными связями и телевидением (ГЦУМС), его учредителями выступало несколько государственных органов, включая Министерство связи СССР. Когда появились ТОО – товарищества с ограниченной ответственностью, – компания прошла перерегистрацию. После развала СССР те ведомства, которые изначально учредили компанию, исчезли. В очередной раз Copris & M изменила статус и превратилась в ООО. В 1994 году из остатков Минсвязи образовалась компания «Ростелеком», которая автоматически стала владельцем Copris & M. В 2007 году «Ростелеком» и сама претерпела реструктуризацию, и «приемная дочка» Copris & M вышла из ее состава. Сейчас владельцами являются физические лица и частные компании. Небольшая доля акций принадлежит генеральному директору Николаю Кочуеву и его заместителю Дмитрию Щедрину. В настоящее время происходит очередное изменение структуры собственности. «Мы кое-кого выводим из состава, кое-кого вводим, поэтому сейчас углубляться в список учредителей было бы неправильно», – иронизирует Кочуев. Рассматриваются варианты сотрудничества с Росинтернетфондом. «Нам уже стукнуло 18 лет, пора искать хорошую пару, обязательно с богатым приданым»,– шутит Щедрин. После всех перипетий Кочуев и его зам рассчитывают получить в своей компании долю побольше.
Предчувствие спама
У компании множество лицензий из стандартного набора оператора связи – на передачу голоса, телематику, телефонные услуги, VoIP и даже на информационные технологии космических исследований. Один из проектов – собственная телефонная сеть с поддержкой VoIP. Позиционируется она как альтернатива МГТС. Для подключения к сети нужно купить голосовой шлюз либо установить программный телефон на компьютер, например SoftPhone. Устройство подключается к сети, а к нему – стандартный телефон или факс. Передача голоса происходит через Интернет. В сети компании существует собственная локальная нумерация, звонки внутри нее бесплатные. Но самый успешный проект Copris & M, приносящий больше всего прибыли, – это сервис для массовых рассылок коротких сообщений на мобильные телефоны – WEBSMS. Заказчик может разослать по собственной базе телефонных номеров какие угодно sms-сообщения. За 10 000 сообщений нужно будет заплатить 14 000 рублей. Кочуев говорит, что сами они спам не рассылают. Но конечно же ничто не мешает купить базу телефонов в метро за 300 рублей и сделать массовую рассылку рекламы. Правда, в основном этот инструмент используют для оповещения собственных клиентов. Например, это делают Альфа-банк и «Ренессанс». Также есть сервис для индивидуальных пользователей, позволяющий транслировать sms на электронную почту, в ICQ, или, наоборот, сообщать о новых электронных письмах на телефон, а также получать оповещения о запланированных событиях. Кочуев говорит, что 5 лет назад, когда они придумали такие сервисы, рынок до них еще не дорос. Сейчас клиентов у WEBSMS прибавляется каждый день. Еще одна интересная идея – SMS-трансляции спортивных игр в режиме онлайн-сервис SMSsport. Сидишь, скажем, на обязательном совещании, а тебе приходят на телефон сообщения о забитых голах. Но этот сервис пока в разработке. Еще один проект «для души» – сайт Андрея Белянина, который пишет книги в стиле комедийного фэнтези. Кочуев и Щедрин создали интернет-клуб его поклонников.
Легализуй это
Сейчас вся инфраструктура компании, созданная за 10 лет увлечения интернет-технологиями, используется как техническая платформа для нового проекта – службы проверки легальности товаров (СПЛТ). Руководит этим проектом Дмитрий Щедрин. В будущем есть планы превратить его департамент в отдельное юридическое лицо. Сейчас полностью задействованы в разработке и обслуживании СПЛТ шесть из 26 сотрудников фирмы. СПЛТ – довольно сложная система, которая требует больших ресурсов. Она использует собственные оптоволоконные линии, выделенные серверы, прямые широкополосные подключения к операторам. «Мы резервировали интернет-каналы к первичным провайдерам для того, чтобы обеспечить устойчивость работы системы. Напрямую подключены к «Ростелекому», Telia Sonera, 8 прямых интерконнектов с провайдерами», – рассказывает Щедрин. Сеть изначально продумывалась таким образом, чтобы у компании было собственное присутствие в крупнейших узлах обмена трафиком, в первую очередь – на международных пунктах М9 и М10. Там ведется круглосуточный мониторинг, все каналы продублированы, чтобы исключить сбои и перегрузки.
Производителю, вошедшему в систему СПЛТ, выдается набор ПИН-кодов из 20 цифр, которые нужно нанести на каждый экземпляр продукции. Любой человек в магазине перед покупкой может отправить sms с ПИН-кодом на короткий номер службы и получить полную информацию о товаре. В базе данных СПЛТ хранится информация о производителе, виде продукта, партии, сроке годности и дате выпуска. Если ПИН-код фальшивый, покупателю придет ответ, что эта продукция произведена нелегально. Система достаточно изящна в исполнении. Подделки могут производиться только единичными партиями, когда подсмотренный на упаковке код просто копируется. При этом производитель способен отследить, в какое время покупатель прислал sms для проверки. На производство подделки уйдет некоторое время, срок годности или дата предполагаемой продажи этого конкретного продукта может истечь. У производителя, таким образом, есть возможность выявить подделку и проследить, где именно она была обнаружена. Затраты на внедрение – порядка $100 000 – по сравнению с получаемыми выгодами, по мнению разработчиков, полностью оправданны.
Альтернатива ЕГАИС
Идея создания этой службы родилась спонтанно и оттачивалась в течение года. На разработку ушло еще полгода. Сейчас владельцы СПЛТ позиционируют ее в качестве альтернативы Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) для контроля алкогольной продукции. Она была призвана дополнить акцизные марки в качестве защиты от контрафактного производства напитков. Чиновники потребовали использовать систему в обязательном порядке. Производители потратили около $300 млн на ее внедрение. Акцизные марки передвинули с горлышка и крышки на бок бутылки, чтобы можно было считывать с них штрих-код, который использовался в технологии ЕГАИС. Но организовать тотальный контроль за движением алкоголя от производителя до розницы с помощью новой системы не удалось. Поскольку акцизные марки наклеивались на бок бутылки, бутылки с легальными марками стали использовать повторно. При этом разработчик ЕГАИС – научно-технический центр «Атлас» – так и не получил ни копейки за ее создание. Государственные службы стараются сейчас всеми правдами и неправдами отмежеваться от ответственности за ее внедрение. Радио «Серебряный дождь» наградило ЕГАИС «Серебряной калошей» за самый дорогостоящий и бесполезный государственный проект года. На днях думский Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендовал принять в первом чтении поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», чтобы вернуть акцизные марки обратно на крышку и горловину бутылок. Мария Каменнова, генеральный директор «IDS Scheer Россия и страны СНГ», считает, что причина неудачи с ЕГАИС кроется в сложном учете алкогольной продукции в рознице. «Во многих регионах у нас алкоголем торгуют почтовые отделения, потому что в населенных пунктах магазинов не осталось», – поясняет она. Каменнова говорит, что основная проблема ЕГАИС в отсутствии органа, который взял бы этот инструмент в руки и грамотно им воспользовался. А вовсе не в том, что система сама по себе неэффективна.
Тем временем производители пытаются создавать собственные системы защиты продукции от подделок. Например, завод «Кристалл» ввел маркировку кодами каждой бутылки. Но недостаток здесь в том, что проверить легальность бутылки можно только уже после покупки. Код защищен специальным покрытием, которое можно стереть монеткой, как на картах предоплаты или билетах моментальной лотереи. Разработчики СПЛТ мечтают, чтобы их систему внедрили производители медикаментов, продуктов питания, электроники. Но начали они с рынка алкоголя. У них уже появился первый клиент. В октябре будет выпущена партия водки «Виноградов» с ПИН-кодами СПЛТ на упаковке. Однако потенциальный покупатель СПЛТ, президент ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко считает, что эта система не будет эффективной: «Акцизная марка – более защищенная, печатается в государственной типографии. Думаю, это проект, чтобы на эсэмэсках зарабатывать». Зивенко уверен, что частные компании в качестве поставщиков систем защиты привлекать нельзя: «Не факт, что они не продадут эти ПИН-коды тем, кто подделывает продукцию. Но ЕГАИС неэффективна на сегодняшний день, это уже факт». Зивенко рекомендует искать проблемы в экономике, искоренять причины, заставляющие подделывать алкоголь. «А любые системы защиты можно взломать», – убежден он. С ним согласна и Мария Каменнова: «Собираемые системой сведения власти вправе счесть конфиденциальными, поэтому разработчик и оператор должны быть, по-видимому, аффилированы с госструктурами. Не случайно разработку ЕГАИС сначала поручили структуре ФСБ, затем – структуре ФНС».
Сейчас создателям СПЛТ нужны новые клиенты. Но главное, чего они ждут – внимания властей. Они считают, что их разработка способна приносить дополнительные деньги в госказну. Государственным органам будет легче контролировать выпуск алкогольной и другой продукции. Если систему внедрят в обязательном порядке, компаниям придется платить налог с каждой бутылки и с каждой упаковки таблеток, сигарет, с каждого DVD. Щедрин мечтает о том, что это станет целой федеральной программой. В компании надеются также, что выборы сыграют им на пользу. А пока в качестве «засланного казачка» в Госдуме выступает генеральный директор Copris & M. Кочуев по совместительству работает помощником заместителя председателя Комитета Государственной Думы по обороне от фракции «Единая Россия».
ЧТО ТАКОЕ COPRIS & M
ГОД ОСНОВАНИЯ: 1989
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: интернет-технологии (системы видеонаблюдения, видеотрансляции, веб-дизайн, электронная коммерция), услуги интернет-доступа, передача голоса по VoIP, услуги телефонии, телематика, сервисы для рассылки sms
ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – создание службы проверки легальности товаров (СПЛТ) на основе sms
ВЛАДЕЛЬЦЫ: не разглашаются
ШТАТ: 26 человек
ОБОРОТ: не разглашается
Светлана Рагимова
18.10.2007
Журнал "Компания"