Передел деликатесов
Приобретение Сергеем Пугачевым бакалейного дома Hediard стало мировой экономической сенсацией
Покупка национального бренда, даже национального символа, априори обречена произвести фурор. Представьте себе, что иностранный миллионер купил Эйфелеву башню! Российский промышленник Сергей Пугачев совершил нечто подобное. В начале октября стало известно, что бизнесмен приобрел французскую сеть элитных магазинов, ресторанов и кафе Hediard. Стоит ли объяснять, что «высокая» кухня является не меньшим и гораздо более заслуженным символом Франции, чем металлическое творение инженера Эйфеля?
Hediard – вовсе не обычная торговая сеть, к каким все привыкли в нынешнем глобальном мире. Пугачев купил старейшую деликатесную индустрию Европы целиком. Бакалейный дом был основан Фердинандом Эдияром в далеком 1854 году, но успешно существует и поныне, будучи признанным лидером в сегменте люкс. За более чем полтора столетия своего существования этой французской компании удалось создать уникальную торговую сеть, состоящую из 320 точек. Бренд Hediard украшает магазины, кафе и рестораны в 30 странах. Один из фирменных магазинов есть и в российской столице. В ассортименте этой компании – около 6000 наименований продуктов. Важно отметить, что Hediard также сама производит высококачественные гастрономические продукты. Согласно оценкам экспертов, объем этого производства составляет порядка 150 тонн в год. С 1995 года знаменитой французской компанией владел гражданин Монако Мишель Пастор. У него и приобрела 100% акций сети люксембургская компания Luxadvor, которая находится в полной собственности Сергея Пугачева и его семьи.
Сделка уже получила оценку как несомненный прорыв российского капитала на мировой рынок. «Прежде всего, большая сумма инвестиций, кроме того, приобретена традиционная западная несырьевая компания, и такая покупка является первой в истории российского капитала. Никогда еще наши бизнесмены не совершали таких крупных сделок», – процитировали информационные агентства слова источника, близкого к сделке. Конкретные цифры не разглашаются в соответствии с договором о конфиденциальности, но эксперты считают, речь идет более чем о миллиарде евро. Да уж, отечественные богачи традиционно стремились к европейским изыскам, но раньше предпочитали приобретать их от производителя, теперь же Пугачев сам является деликатесным магнатом. Впрочем, другой актив Пугачева, телекомпания Lux.TV, уже давно вошел в жизнь европейцев – аудиторию компании составляют 360 миллионов абонентов.
Между тем в России крупный бизнесмен известен прежде всего своими весьма далекими от гастрономии активами, причем имеющими государственное значение. Ряд направлений бизнеса Пугачева объединяется под брендом ЗАО «Объединенная промышленная корпорация» (ОПК). ОПК является одной из ведущих компаний в области управления инвестициями. В частности, она занимается инвестированием, управлением и развитием компаний в разных отраслях экономики, а кроме этого – разработкой, реализацией и финансированием разноплановых инвестиционных проектов. Активы, находящиеся под управлением ОПК, оцениваются в сумму около 9 млрд евро. Основная их часть сосредоточена в таких областях, как финансовый бизнес, инфраструктурное строительство, девелопмент, машиностроение, судостроение. На прошедшем в сентябре этого года очередном Кубанском форуме большое внимание вызвал проект ОПК по строительству железной дороги Курагино – Кызыл в увязке с освоением Элегестского месторождения коксующихся углей в Республике Тыва, представленный в рамках выставки Инвестфонда РФ. Именно этот проект – лучшая иллюстрация реализации принципа частно-государственного партнерства, являющегося одним из приоритетных направлений развития отечественной экономики.
Сегодня Республика Тыва находится на одном из последних мест по уровню жизни в РФ. В том числе и потому, что это фактически изолированный регион. А также по причине отсутствия какой-либо крупной промышленности, что обрекает его на ожидание дотаций из центра. Между тем база для экономического скачка у Тывы имеется. Это Элегестское месторождение коксующихся углей, запасы которого оцениваются в миллиард тонн. Разработку месторождения намерена начать входящая в структуру ОПК «Енисейская промышленная компания» в объеме около 2 млн тонн в год. Однако полноценная разработка месторождения возможна только при наличии железной дороги, когда появится магистраль для вывоза угля. С вводом в эксплуатацию железной дороги планируется увеличить объемы добычи угля до 12 млн тонн в год.
Вполне естественно, что при таких объемах производства Тыва получит и рабочие места, и достойные отчисления в региональный бюджет, и приток высокообразованного и высококвалифицированного населения из центральных областей России – и в целом приобретет все черты активно развивающегося региона. По прогнозам Министерства экономического развития и торговли, благодаря железной дороге и разработке ОПК Улуг-Хемского угольного бассейна в Тыве с прогнозными запасами в 14 млрд тонн, начиная с 2015 года бюджет республики возрастет в четыре раза. Если сегодня Тыва на 75% финансируется из федерального бюджета, то после реализации проекта она станет бездотационной.
Также в структуру ОПК входят такие значимые судостроительные предприятия, как Балтийский завод, «Северная верфь» и ЦКБ «Айсберг» в Санкт-Петербурге. Построенный на «Северной верфи» корвет проекта 20 380 «Стерегущий», признанный военно-морскими специалистами новым словом в морской тактике, скоро начнет службу на Северном флоте. 16 июля влиятельный американский еженедельник Defence News опубликовал ежегодный рейтинг мировых военно-промышленных предприятий. Динамикой роста своих позиций отличилась именно «Северная верфь». Предприятие поднялось с 86-го места в рейтинге 2005 года на 79-е в рейтинге за 2006 год, поскольку выручка от военных заказов верфи выросла с $436 млн до $526 млн.
Балтийский завод и ЦКБ «Айсберг» специализируются на ледоколах, в том числе и атомных, что особенно важно в свете освоения богатого углеводородами континентального шельфа РФ. Сегодня ясно, что для полноценного освоения шельфа требуется новый крупнотоннажный специализированный флот. Объединенная верфь ОПК будет способна спускать на воду необходимые суда водоизмещением до 300 000 тонн. Еще в 2006 году специалисты петербургского ЦНИИ технологии судостроения разработали для ОПК концепцию слияния Балтийского завода и «Северной верфи», итогом реализации которой станет создание мощной Объединенной верфи. Стоимость этого проекта оценивается в 13,7 млрд руб. Соинвестором выступит ВТБ. Его реализацию планируется осуществлять в три этапа. По словам главы судостроительного направления ОПК и гендиректора «Северной верфи» Андрея Фомичева, выручка Объединенной верфи запланирована в объеме 29 млрд руб., а налоги – 450 млн руб. На верфи будут строить атомные ледоколы, газовозы для транспортировки сжиженного природного газа, танкеры, а также авианесущие корабли для ВМС.
Очевидно, что в соседстве с «тяжелой» ОПК бакалейный дом Hediard явно придаст изящества бизнесу Сергея Пугачева.
ЧТО ТАКОЕ ОПК?
ГОД ОСНОВАНИЯ: 2004
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: управляет активами в ТЭК, судостроении, авиастроении, машиностроении, недвижимости, банковском секторе и других отраслях
Татьяна Петрова
23.10.2007
Журнал "Компания"