Юрий Цейтлин: «Хорошую музыку купят!»
Президент компании CD Land – о том, почему МакSим продается лучше Tokio Hotel, сколько должен стоить диск, и где взять новых звезд
Юрию Цейтлину всего 34 года, при этом он является владельцем крупного холдинга в области аудио-видео бизнеса. О чем бы он не говорил – о цене на альбом артиста или проблеме пиратства, Юрий всегда аргументирует страстно и со знанием дела. Вот музыкальному обозревателю ВЗГЛЯДА Гуру Кену и стало интересно – о чем сейчас думает владелец CD Land?
- CD Land является одной из крупнейших дистрибутерских компаний в стране и заметным рекорд-лейблом. Можете ли Вы назвать общую цифру продаж компании и оценить свое место в шоу-бизнесе?
- Прежде всего, надо уточнить, что CD Land – это группа компаний. Всего в холдинг входят: дистрибуционная компания CD Land+, компания по работе с розничными сетями CD Land Trade, рекорд-лейбл CD Land Records, продюсерский центр, компания по работе с видео- и кинодистрибуцией CD Land Video, и рекламное агентство полного цикла CD Land Communication.
«Альбомы ВИА Гры продаются поменьше, чем МакSим, но корпоративных концертов у ВИА Гры на порядок больше…»
Дистрибуция была и есть наш основной бизнес, мы входим в тройку лидеров в стране. По нашим оценкам, мы занимаем 35% рынка. Можно говорить о распределении мест, исходя из денежного оборота или общей прибыли. Но в нашем бизнесе это слишком разные показатели.
- Кто еще входит в эту тройку? Вот «Мистерия Звука» называет себя номером один.
- Перечислять названия конкурентов не буду, это может вызвать обиды неназванных мною. Когда я был помоложе и поамбициознее, я тоже называл себя именно так. Но все дело в фактах.
- Чем живет рекорд-лейбл?
- Надо признать, что по отношению к 2006 году позиции рекорд-лейбла несколько ослабли. Именно потому, что компания в целом взяла курс на работу с сетями и оптовую дистрибуцию.
Но в середине 2007 года мы провели реструктуризацию работы рекорд-лейбла, у нас появились новые люди. Генеральным продюсером CD Land Records теперь является Леонид Бурлаков, который широко известен по работе с Мумий Троллем, Земфирой и Братьями Грим.
Он хороший управленец, под ним работает несколько молодых амбициозных людей. Они готовят свои предложения, к зиме-весне у нас появятся новые громкие проекты.
Мы выделили немалый бюджет на развитие рекорд-лейбла. Надо понимать, что данные инвестиции являются венчурными, то есть высоко рискованными. Но у нас есть серьезный опыт, мы вывели критерии оценки проекта.
Анализ включает как данные о предыдущих продажах, так и точность попадания артиста в платежеспособную целевую аудиторию. Поскольку компания уже десять лет в шоу-бизнесе, и с 2000 года существует наш рекорд-лейбл, - есть и опыт, и возможности по продвижению продукта.
Нам уже не очень интересно стоять между правообладателем и конечным потребителем.
- CD Land Records начинал с рок-музыки. Года два назад на пресс-конференции группы «Диамант» вы сообщили, что будете заниматься еще поп-музыкой.
- Да, изначально у нас была роковая направленность. У нас выходили «Мумий Тролль», «Звери», «ДДТ», «Пилот», Чичерина, и мы больше тяготеем к такой музыке. Но иногда приходится задумываться о деньгах. Сейчас на мировом рынке, в силу разных причин, довлеет поп-культура. Мы расширили понимание бизнеса, и стали заниматься поп-музыкой.
Сегодня у нас подписана Алена Высотская, которая с песней «Вижу тебя» к сериалу «Не родись красивой» занимала весной крепкие позиции на «Русском радио» и в чартах. На конкурсе «Пять звезд» Высотская стала обладательницей приза Аллы Пугачевой.
- С ней заключен продюсерский контракт? То есть вы стали заниматься еще и продюсированием?
- Да, это так. Рекорд-лейбл будет работать с известными раскрученными артистами, которые пришли к нам со своим материалом. Кроме того, у нас недавно организовался продюсерский центр, который будет работать с молодыми артистами. Для начинающих будет организован полный цикл – от подбора песенного материала до снятия и размещения видеоклипов в эфире. В том числе, концертная деятельность.
С учетом цифровых технологий рекорд-бизнес стал более понятен и более просчитан. Дело в том, что появился новый канал продаж – мобильная телефония. С первого января 2008 г. вступит в действия новая редакция четвертой главы Гражданского Кодекса, которая позволит на правовых условиях существовать только легальным интернет-ресурсам.
Устранена правовая дыра, которая позволяла многим сайтам перечислять авторские вознаграждения каким-то совсем непонятным организациям. Этот бизнес становится более привлекательным, в том числе для инвесторов.
- Насколько болезненна для вас проблема пиратства?
- Цифровой рынок для нас прозрачен. Если взять мобильную телефонию, то на этом рынке нет пиратства. Если смотреть на пиратскую дистрибуцию, то надо отметить, что пираты уходят из сферы продажи CD. Им выгоднее заниматься продажами кино-DVD, там шире каталог и аудиовизуальная продукция более востребована. Отчасти и по этой причине, пиратство начинает ослабевать. Мы не видим в последнее время больших потерь в продажах по причине пиратства.
- Падение объемов продаж носителей прекратилось?
- Да, падение отмечалось все последние годы. Теперь оно практически прекратилось. Цифра продаж теперь стабилизировалась. А по отдельным артистам есть серьезные прорывы. Например, продажи альбома певицы МакSим колеблются около миллиона экземпляров. Понятно, что там сошлись все звезды. Но так же понятно, что если выбросить на рынок интересный качественный продукт, то люди готовы его покупать!
Есть еще такой феномен. Мы с легальным товаром зашли в торговые сети, а они постоянно растут. И понемногу вытесняют пиратские палатки. Мы напрямую общаемся с потенциальным потребителем там, где раньше стоял пират со своим лотком. Если в 2008 году мы наведем порядок и в интернете, то рекорд-бизнес вполне может превратиться из венчурного в обыкновенный.
Рискованность инвестиций – это основная проблема того, почему у нас так мало появляется хорошей разнообразной музыки. Пиратство наносит конкретный культурологический вред, молодым музыкантам заказан вход в рекорд-компании. А раз нет рекорд-компаний, то нет людей, которые могут двинуть новую музыку в массы. И все талантливые ребята остаются без дела. У меня лежит ряд пластинок талантливых ребят, которые ждут своего часа.
Надеюсь, что с 2008 года в шоу-бизнес начнется приток новых имен. И наши дети не будут вынуждены слушать сплошную синтезированную «фабрику звезд» или вовсе медийные проекты, созданные только для продажи телевизионного продукта. Появятся новые земфиры и звери.
Продажи альбома певицы МакSим колеблются около миллиона экземпляров |
- Конечного покупателя всегда интересует цена пластинки. Ранее цены на легальный продукт никак не соответствовали средней зарплате и общему покупательному уровню меломана. Как изменилась ситуация?
- Последние пять лет мы держали цены на одном уровне, не поднимая их. Еще в 1997 году мы столкнулись с всеобщим желанием – понизить цены. Так высказывались и чиновники в том числе. И в 1998 году, как раз в момент кризиса, многие торговые сети были вынуждены снизить цены.
Когда мы вышли на рынок и стали заниматься дистрибуцией, то стали продавать проекты по цене, приближенной к пиратскому носителю. В 1998 году оптовая цена составляла 33 рубля за диск на шпиле (это без упаковки и полиграфии), и 39 рублей в упаковке. Цена же пиратского диска составляла 24 рубля. То есть оптовый шаг был незначителен.
Разве что сеть «Союз» выставляла и выставляет цену выше розничного рынка, за счет большого количества дополнительных услуг и удобного месторасположения. Остальные сети еще с 1998 года держат цены на уровне пиратского рынка, цена колеблется от 80 до 130 рублей.
Если брать сегодняшнюю ситуацию, то недавно прошло совещание всех крупных дистрибуторов. Было принято единогласное решение поднять цену на CD-носитель. Все это связано и с общей инфляцией, повышением заработной платы, ростом цен на бензин, арендой складов и в том числе высокими отчислениями в авторские общества. Так что на данный момент, наша оптовая цена диска выросла на 20 рублей и составляет 75 рублей.
Пока неизвестно, сколько будет диск стоить в рознице, но думаем, в районе 150 рублей. Сумма получается доступной для потребителя и ненамного превышает пиратские цены. Мейджоры, в том числе Universal и SonyBMG, выпускают специальные «кириллические» версии альбомов для нашего рынка. Они стоят сопоставимо пиратской продукции!
В регионах достаточно зайти в ближайшую продуктовую сеть, и купить там легальный альбом по цене контрафактной пластинки. Другой вопрос, что почти все CD и DVD выпускаются в двух вариантах оформления. Более дорогой включает в себя бонусы и мультимедию, и продается по цене около 250 рублей. Но они и стоят этих денег.
- Можно ли предсказать, что за счет цены как экономической категории, пиратство перестанет существовать в ближайшем будущем?
- Боюсь, что вряд ли. До тех пор, пока каждый владелец палатки сможет нагреть по семь-восемь рублей на каждом пиратском диске, всегда есть опасность. Как и во всем мире. Другой вопрос, что когда за счет проверок и других властных действий эти условные восемь рублей начнут таять на глазах, хозяин призадумается.
Но совсем пиратство не исчезнет никогда, как показывает общемировая практика. Даже в Америке 15-20% рынка – это контрафакт. Всегда найдутся люди, которые хотят жить нечестно. Но мы перехватываем у них каналы продаж, и тенденция очевидна.
- Насколько меняются жанровые предпочтения потребителей музыки?
- Становятся популярнее рэп и r’n’b. Волна идет из Америки и Европы. Там шоу-бизнес более развит, и привлекает к себе внимание покупателей.
Мы в силу эмоциональной предрасположенности тяготеем к более энергичной музыке, в которую как раз входят рэп и r’n’b. Это видно по новым трекам Билана, по появлению Банд’Эрос, Касты, Бьянки и т.д. Конечно, у нас такая музыка мутировала, обрела какие-то наши национальные черты. И вам, журналистам, надо придумывать какие-то новые названия для такой музыки.
Мы все выросли на народном фольклоре «Ой, мороз, мороз». В смеси с Бритни Спирс получился некий симбиоз, который стал неким новым жанром. С рэпом все сложнее, это черная музыка, и соединить ее с нашим менталитетом пока не удается.
Мне уже 34 года, но я стараюсь не отставать от 15-летних ребят. У меня есть двадцатилетний племянник, который меня просвещает, что происходит в рэп-музыке. Это и есть мой маркетинговый инструмент, который позволяет мне быть в курсе моды.
Что касается рокопопса, то он занял плотную нишу. Я думаю, что это музыка для более взрослой аудитории. Аудитория взрослеет вместе со своими героями.
Для аудитории 12+ интереснее сейчас r’n’b музыка, она довлеет.
- Каково распределение продаж по жанрам?
- Стало трудно определить жанр. И нет никакой четкой зависимости. То все продажи шли вяло, и вдруг выскочила «Дискотека Авария» с огромными тиражами. Потом вдруг выстрелила группа «Звери», которая обошла «Дискотеку». В каждое время есть свои герои. Главное, чтобы этот артист точно попадал в покупающую аудиторию. Им может быть и МакSим, и Земфира. Появляется герой поколения, и продажи резко идут вверх.
- Это связано с небольшим объемом продаж в России? Не представляю, чтобы в Америке из-за появления Бритни Спирс резко изменились объемы продаж альбомов в целом.
- В любом случае, побеждает поп-музыка. Всех этих артистов так или иначе можно отнести в поп-культуру.
- Тогда зачем столько лет CD Land занимался только рок-музыкой?
- По сути, это была та же поп-музыка. Нам так нравилось. Это был поп-рок, но мы пытались сделать из него поп-продукт. Бывают же примеры, когда хэви-группа становится невероятно популярной в мире. Но для успеха таких продаж должны быть специальные медийные каналы – соответствующие радиостанции, чтобы публика могла их услышать.
- К примеру, в России Tokio Hotel продается хорошо? Лучше, чем МакSим?
- Да, продается хорошо, но хуже МакSим. Он и не может продаваться лучше, потому что цена на кириллический продукт выше на 30-40%, и пираты ставят более выгодные цены на него. По западному репертуару у нас не получается так активно бороться с пиратами, как по отечественному. Легальные продажи по отечественному репертуару составляют около 20-25% от общего количества продаж, а по западному – только 5%.
Но время придет. Как только появится цифровое телевидение и наши собственные Мэрилины Мэнсоны, то ситуация изменится тут же. Пока ведь на продвижение, условно, хард-н-хэви проекта надо затратить в три раза больше, чем на обычный проект!
А у нас даже поп-проекты пылятся без финансирования, потому что мало людей, которые хотят играть в этот бизнес. Как только мы станем чувствовать себя увереннее, а мы так уже себя чувствуем, - мы наверняка вложим средства в рок-проект. У нас уже стоят музыканты в очереди, и ждут вложения денег.
Но пока это рискованно. Чтобы отбиться, туда надо вложить не менее миллиона долларов. А зачем, если нам проще найти вторую МакSим и вложить в ее раскрутку сто тысяч долларов?!
- Есть предположения, что молодые телевизионные поп-звезды испытывают проблемы с концертной деятельностью и с продажами своих дисков, в сравнении с опытными артистами. Так ли это?
- На самом деле, бэк-каталожные артисты продаются похуже, чем те звезды, которые сейчас мелькают на экране, в которых вкладываются определенные маркетинговые усилия. Того, кого чаще крутят, того лучше покупают. Но все зависит от материала! Если Лариса Долиной выступит с такой песней, как «Районы-кварталы», которая выстрелит в определенную аудиторию, то все будет и у нее.
- Кривая продаж пропорциональна данным о частоте эфиров?
- Примерно так. Хотя есть исключения. Альбомы ВИА Гры продаются поменьше, чем МакSим, но корпоративных концертов у ВИА Гры на порядок больше. Такова специфика ее целевой аудитории. Есть еще такая группа, как Звери, которая во всем хороша…
С МакSим получилась редкая история. Лейбл выставил первый альбом МакSим во всех магазинах раньше, чем пираты прочухали про то, насколько она популярна. Поэтому легальные продажи получились такими большими. Со следующим альбомом так уже точно не получится.
- Вы же занимаетесь еще кинодистрибуцией…
- DVD составляют 60% в нашем объеме продаж, CD - 40%. Работает компания CD Land Video, которая была образована в 2004 году. Она занимает примерно 10% российского рынка прав на кинопродукты, которые мы покупаем на западном рынке и у отечественных правообладателей. Перед компанией стоит задача развития розничных продаж и активная покупка прав на новое видео. В следующем году мы выделим еще более серьезные бюджеты.
- Не хватает только кинокомпании?
- Да, мы думаем о создании кинокомпании. Я внимательно читаю приходящие ко мне киносценарии, и мы готовы к тому, чтобы снимать кино и продвигать его по всем каналам продаж. Пока мы читаем. Со сценариями сложная ситуация. Но, думаю, что в 2008 году мы уже обязательно что-то снимем.
Гуру Кен
Взгляд