Незваный звон
Банки обрушили на клиентов потоки SMS-рекламы
Пользователи электронной почты давно привыкли к тому, что большая часть приходящих писем оказывается ненужной рекламой. Кто-то научился относиться к этому равнодушно и просто их удаляет, некоторые умудряются выуживать для себя нечто полезное из этой свалки неграмотно написанных рассылок. Но когда спам начинает приходить на мобильный телефон, мало кто способен сохранить хладнокровие. Среди SMS-рассылок нередко можно обнаружить рекламу крупных и весьма уважаемых коммерческих структур. Неужели их менеджеры не понимают, что это вызывает у потенциальных клиентов лишь раздражение?
В Европе с этой проблемой уже столкнулся каждый обладатель мобильного телефона. В России количество жертв спамеров растет в геометрической прогрессии. Не гнушаются рассылками как маленькие контент-провайдеры, так и сами операторы. Первым это позволяет привлечь новых клиентов, которые в лучшем случае сообщают новости компании всем желающим, а часто просто используют этот канал для прямой рекламы. Вторые повышают таким образом доходы от дополнительных услуг и зарабатывают на рекламодателях. Традиционно операторский европейский рынок мобильной связи под действием спама стал изменяться. Многие абоненты переходят на неконтрактные припейд SIM-карты, избавляются от номеров, которыми пользовались годами, обрубая таким образом спамерские «хвосты». За несколько лет немудрено засветить свой номер в различных базах компаний, услугами которых пользуешься. Понятно, что после того, как показатель проникновения мобильной связи медленно и верно перевалил за 100%, это канал коммуникации стал привлекать внимание самых разных компаний, ориентирующихся на массового клиента. Тем более что технологии отправки SMS упростились настолько, что вы можете создать свою персональную рассылку в два счета.
Заспамь соседа
Когда в стране только зарождался рынок мобильного контента, завести свой короткий номер было довольно хлопотно, дорого и долго. Операторы тщательно отбирали, какие компании подключать, а какие им не по нраву. В наши дни стать контент-провайдером проще простого – в Интернете полно предложений о продаже готовых серверов, подключенных ко всем операторам «большой тройки». Купи и спамь сколько хочешь, кого угодно, только не забывай платить операторам. Другой вариант – стать клиентом существующего провайдера и воспользоваться его коротким номером. В некоторых случаях эта процедура упрощена настолько, что все происходит он-лайн. Отправляешь заявку на рассылку, например, 10 000 SMS, оплачиваешь их, «заливаешь» список номеров и содержимое SMS, нажимаешь на кнопку – и тысячи человек становятся твоими читателями. Заплатить за такое удовольствие придется $500 – 1000 в зависимости от количества сообщений. Компаний, которые по заказу клиента готовы рассылать спам по купленной в метро базе, множество. Как правило, это их сайты содержат в названии слово SMS. Логику таких фирм можно понять, но посочувствовать их бизнесу – вряд ли.
Когда рынок мобильного контента только начинал формироваться семь лет назад, образовались крупные компании, зарабатывавшие на продаже эротических картинок и услуг по телефону. Популярность этого контента не упала, но органы власти постарались, чтобы рекламы подобных SMS-услуг стало меньше. Примерно пять лет назад стали массово появляться маленькие контент-провайдеры, которых вдохновил успех первопроходцев и прогнозы космического роста рынка. Некоторые «старички» взяли роль агрегаторов и перестали сами генерировать контент, оставив за собой только технические функции. Они могли за счет больших объемов рассылки требовать больших скидок и неплохо на этом зарабатывать. Но начинающим продавцам картинок выживать все сложнее. Главный источник доходов – эротический контент – стало невозможно рекламировать. Вот они и обратили взоры в сторону корпоративных клиентов, которым стали помогать рассылать рекламные SMS.
Единожды попав…
Контролировать всех этих многочисленных контент-провайдеров стало практически невозможно. По словам Екатерины Осадчей, пресс-секретаря «Вымпелкома», сейчас к оператору «Билайн» подключено около 800 коротких номеров. Как правило, на один номер «вешается» еще множество сервисов и клиентов, которые идентифицируются с помощью префиксов. Никакой проверки содержимого рассылок не производится, это просто физически невозможно. Оператор реагирует только на жалобы абонентов. Но разбираться с каждой отдельной проблемой никто не будет.
Особенно легко мы сообщаем свой мобильный менеджерам банков. Компании этой сферы по умолчанию вызывают доверие, чем злоупотребляют без всяких угрызений совести. Конкуренция между банками настолько обострилась, что едва ли не за каждого клиента разворачивается настоящая война, где хороши все средства, даже такие, как спам по SMS. Москомприватбанк активно уговаривает владельцев мобильников и их родственников стать владельцами кредиток. Короткий номер, с которого приходили SMS, принадлежит банку, это подтвердили в пресс-службе «Билайн». Но менеджеры банка ссылаются на условие договора, набранное микроскопическим шрифтом, о согласии получать SMS-сообщения. Правда, в нашем случае для попадания в базу данных потенциальных клиентов Москомприватбанка оказалось достаточно номера мобильного телефона для экстренной связи, указанного в анкете при оформлении карты родственником. «Ваша жена является клиентом банка, указавшим этот телефон. Проблема в том, что информация не была проверена и введена в базу данных для рассылки информации о новых продуктах», – пояснил руководитель департамента кредитных карт банка Эрик Баширян. Но проблема не в получении ненужной информации о кредитных предложениях Москомприватбанка. При существующей технологии клиент не может отказаться от рассылки, признал руководитель управления рекламы и связей со СМИ и общественностью Олег Лотоцкий, уточняя, что «этот вопрос только прорабатывается». Так что если уж попадешь в базу данных банка, остается только примириться с SMS-спамом. Или посетить офис и там письменно потребовать у банка избавить вас от столь навязчивого общения.
Впрочем, Москомприватбанк – далеко не единственное кредитно-финансовое учреждение, играющее в SMS-игры. Аналогичными посланиями грешит и «Ренессанс Кредит». Здесь также не предусмотрена система обратной связи. Добавочный номер личного консультанта банка в SMS указан, а номер для отказа от нежелательной рассылки отсутствует. По словам Юлии Остроуховой, директора по связям с общественностью КБ «Ренессанс Капитал» (ТМ «Ренессанс Кредит»), автора статьи, который взял два года назад кредит на покупку телевизора и давно по нему расплатился, банк все равно продолжает считать своим клиентом.
Проблемы SMS-рассылок знакомы Остроуховой не понаслышке. В недавнем прошлом она трудилась пресс-секретарем «Вымпелкома». В подтверждение своих слов директор по связям с общественностью КБ «Ренессанс Капитал» процитировала пункт из оферты (предложения) к стандартному договору потребкредитования банка. В нем подписант выражает «свое безусловное и НЕ ОГРАНИЧЕННОЕ ВО ВРЕМЕНИ согласие на обработку банком своих персональных данных, содержащихся в предложении и в любых иных документах, предоставленных им банку. В целях предоставления ему услуг банка и его партнеров и информации о них, исполнения заключенных между ним и банком сделок, исполнения банком перед третьими лицами обязательств, связанных со сделками (в т. ч. переуступкой или передачей прав по ним)».
Кроме того, по тому же пункту оферты банк опять-таки бессрочно вправе систематизировать, накапливать, хранить, уточнять (обновлять, изменять), использовать, распространять (в том числе передавать третьим лицам), обезличивать, блокировать и уничтожать персональные данные клиента. А также использовать при обработке персональных данных автоматизированный, механический, ручной и любой иной способ по своему усмотрению. Ирония в том, что срок договора кредитования истек, а пункт о бессрочном информировании, по которому банк имеет право высылать навязчивую рекламу своих продуктов, в том числе и на мобильный телефон, по словам Остроуховой, продолжает действовать. Более того, оказывается, что банк имеет право по своему же усмотрению менять условия оферты по договору кредитования, но информировать об этом своих бывших клиентов посредством SMS не обязан. Все устроено к пользе банка, а не клиента, вынужденного по старинке писать письма с просьбой – не предоставлять ему такую информацию посредством мобильных технологий. А иначе рискует до своей кончины, а может, и посмертно просвещаться банковскими инновациями.
Подобные юридические экзерсисы вызывают большие сомнения у юрисконсульта компании «Гарант» Павла Полонского. По его мнению, «не ограниченное во времени согласие» нарушает не только положения Гражданского кодекса, но и законов о защите прав потребителей, о банках и банковской деятельности. Он полагает, что оспаривание подобных соглашений имеет очень неплохие судебные перспективы. «Осталось дождаться первого иска, и, думаю, что суд в этом случае примет сторону клиента, а не банка», – подытожил Полонский.
Спам в телефонах неизбежен?
В 2007 году российский рынок мобильного контента, по прогнозу руководителя направления мобильных сервисов ИК «Финам» Дмитрия Смирнова, вырастет на $70 млн, достигнув $420 млн. Основными драйверами рынка в этом году стали партнерские программы (web, wap), коммьюнити-сервисы, проекты мобильной коммерции. Директор по развитию компании «Ириком» Марина Михеева добавляет к ним еще и новый сегмент – телевизионный контент.
Все больше компаний выбирают SMS-рассылки в качестве рекламного канала, который оберачивается для пользователей еще одной головной болью. И не дай бог, если SMS-реклама войдет в число превалирующих сервисов. Тогда на мобильные телефоны пользователей обрушится поток рекламных сообщений, который по капле уже сейчас просачивается в их жизнь. Вскоре он уже неизбежно хлынет, как ливни в Индии в сезон дождей. А последователям Дон Кихота, которые найдут силы воевать с распространителями SMS-спама в суде, уже сейчас рекомендуется внимательно следить за тем, где и как указывать номер своего мобильника. Эта мода на спам сыграет на руку только юристам. Рекламные SMS в личном телефоне раздражают подавляющее большинство абонентов. Поэтому наверняка последуют многочисленные иски к операторам, контент-провайдерам и их рекламодателям со стороны частных лиц.
Светлана Рагимова, Павел Мороз
30.10.2007
Журнал "Компания"