Belkin в колесе
Компания Belkin стала известна в России без копейки вложений -- благодаря отсутствию конкуренции по аксессуарам для плееров iPod. По проторенной дороге компания хочет вывести на рынок 16 других товарных категорий.
|
Юрий Неверов (справа)
и Илья Зайцев
задумались
над перспективами брэнда Belkin |
«Belkin -- это не фамилия. Это две фамилии»,-- поясняет управляющий
директор Belkin по России и странам СНГ Юрий
Неверов. Название компании складывается из фамилий ее
основателей -- братьев
Беллоу и
Чета
Пипкина. А самым большим оборотом среди компаний,
производящих аксессуары, Belkin обязана своему широкому
ассортименту.
Belkin производит кабели для компьютеров, аудио- и видеоустройств,
сетевые фильтры, аксессуары для карманных компьютеров, USB,
Bluetooth, FireWire, mp3-плееров и многое другое. Далеко не во всех
категориях она лидер, но такого широкого охвата самых разных
сегментов электроники нет ни у одного производителя аксессуаров.
Конкуренты у Belkin в каждом сегменте свои. Например, в
производстве USB-хабов компания соперничает с Logitech, в кабелях
для аудио- и видеотехники -- с Hama, в сетевых фильтрах и
источниках бесперебойного питания -- сAmerican Power Conversion
(APC), а в сетевом оборудовании -- с D-Link и Linksys. Соперники
имеют узкую специализацию и по финансовой мощи и популярности
брэнда проигрывают Belkin в тех странах, где она давно
присутствует.
Вице-президент по европейскому региону Belkin Шон
Вильямсбыл первым
сотрудником компании за пределами домашнего американского рынка,
когда в 1995 году открылся офис Belkin в Великобритании. Сейчас
продукция Belkin продается в 40 европейских странах, а схема входа
на локальные рынки четко отработана. Главную роль в ней, по словам
Вильямса, долгое время играла упаковка и цена.
На упаковке каждого продукта -- вся информация о свойствах и
доступно изложенная инструкция. Для ритейлеров это экономия на
персонале (меньше консультантов в торговом зале), для потребителей
-- признак премиального товара. Другой признак -- высокая цена,
позволяющая ритейлерам и дистрибуторам получать высокую маржу.
«Потребителям ведь все равно, сколько потратить на кабель, 30 или
300 руб.,-- уверяет Юрий Неверов.-- Этим кабелем он соединяет
дорогостоящие телевизор и DVD-плеер».
Ритейлеры выделяли Belkin лучшие места на полках, а потребители
были не против покупать. Таким образом, не обращая внимания на
конкурентов и без особых вложений в прямую рекламу, Belkin
осваивала в Европе страну за страной, и сейчас европейский регион
занимает 37% от общемирового оборота, который в прошлом финансовом
году перевалил за $1 млрд.
Стратегия Belkin изменилась пару лет назад вместе с колоссальным
ростом продаж плееров iPod от компании Apple. С 2001 года, когда
был продан первый iPod, по 2005 год продажи этих плееров выросли с
1,5 млн до 32 млн штук. Занявшись аксессуарами для iPod, Belkin
стала позиционироваться как разработчик инновационных продуктов. А
в России, где все прочие продукты Belkin потерпели полное фиаско,
плееры iPod дали компании толчок для второго пришествия.
iPod в помощь
Belkin была основана, как это модно среди технологичных компаний, в
частном гараже в Калифорнии. Но еще два года назад ничего
инновационного в ассортименте Belkin не было. Это признает сам Шон
Вильямс: «Мы поступали так же, как и большинство конкурентов. Шли
на открытый рынок, смотрели, какие продукты доступны, и клеили на
них свой логотип». На китайских OEM-заводах Belkin не только
размещала заказы на производство, но и покупала готовый дизайн. По
сути, у компании не было своего фирменного стиля: на одной фабрике
делались, например, наушники, на другой -- кабели.
Аксессуары для iPod Belkin стала делать по тому же принципу.
«Вначале они были не очень»,-- признается Вильямс. Фирменный стиль
был, как и в случае с остальными категориями, разнородный. Когда
объемы проданных iPod стали феноменальными, в компании поняли, что
так дальше продолжаться не может. В 2001-м Belkin открыла в
Голливуде подразделение промышленного дизайна. В 2005-м дизайнеры
наконец занялись делом, хотя и нашли самый очевидный выход из
положения -- бенчмаркинг. «Мы скопировали язык дизайна самого
iPod»,-- не смущается Шон Вильямс.
Дело не только в дизайне -- разработчики дизайн-бюро поняли, что
без технических инноваций им ловить нечего. Тогда Belkin первой на
рынке выпустила FM-трансмиттер для прослушивания iPod в автомобиле
и ряд других аксессуаров, до которых не додумалась даже сама
Apple.
Сейчас Belkin делит лидерство на мировом рынке аксессуаров для iPod
с компанией Griffin, которая проявила интерес к аксессуарам для
продуктов Apple гораздо раньше, начав с компьютерной техники. На
третьем месте -- сама Apple, остальные игроки занимают доли
процента. В продажах Belkin эти аксессуары составляют 10%. Шон
Вильямс гордится еще и тем, что члены интернет-сообщества
поклонников iPod -- iLounge -- признали продукты Belkin лучшими из
75 производителей аксессуаров для плеера Apple.
После такого успеха в компании было принято решение об увеличении
затрат на дизайнерские и инженерные разработки в 10 раз. «У нас
появился стимул к разработке и изучению технологий и в других
областях»,-- поясняет Шон Вильямс. Belkin стала выпускать такие
продукты, как встраиваемый в мебель USB-переходник или дизайнерский
маршрутизатор Wi-Fi.
Размер годовых инвестиций в инженерные разработки вице-президент
Belkin не разглашает, но уверяет, что теперь вложения составляют
4–12% от оборота. Именно такие суммы тратят на разработки самые
успешные конкуренты. Belkin же до недавнего времени расходовала на
эти цели меньше 1%.
В портфеле Belkin, провозгласившей себя инновационной компанией,
появились две новые категории -- «создание и распространение
контента» и «гринфилд». В первой категории пока только один продукт
-- единственный в мире микшерный пульт для iPod, устройство для
создания записей с помощью плеера, микрофона и любых электронных
музыкальных инструментов. Вторая категория вообще виртуальная:
топ-менеджеры рассматривают возможности выпуска новых продуктов на
«зеленом поле» -- среди массы устройств, к которым аксессуаров пока
нет.
ДОСЬЕ
Компания Belkin была основана в 1982 году в США братьями Беллоу
и Четом Пипкином, который сейчас является основным владельцем
компании. Belkin -- крупнейший в мире производитель аксессуаров для
электроники (16 товарных групп). По собственным данным компании,
она стоит на четвертом месте в США по числу проданных в розницу
электронных товаров после HP, Duracell и Energizer. Мировой оборот
Belkin оценивается в $1,1 млрд. Из них 37% приходится на Европу,
единицы процентов -- на Африку, Азию и Южную Америку. Российскому
рынку достается 1% от оборота компании в Европе.
НОУ-ХАУ
Производитель аксессуаров для электроники Belkin:
-- стал крупнейшей компанией на своем рынке, обогнав конкурентов по
числу товарных категорий;
-- сделал продукты привлекательными для дилеров и ритейлеров,
максимально подняв цены и маржу партнеров;
-- превратился в инновационную компанию, получив опыт в
производстве аксессуаров для плееров iPod;
-- сделал свой брэнд известным в России с помощью всего одного
партнера -- эксклюзивного дилера компании Apple. |
Неудавшийся штурм
Перемены произошли не только в продуктовых, но и в географических
направлениях. Приоритетным регионом в Европе на ближайшие 10 лет
для Belkin становится Россия. Но совершенно непонятно, как
сложилась бы судьба брэнда Belkin на российском рынке, если бы
опять-таки не iPod.
Громкое заявление о российской экспансии Belkin прозвучало еще в
2003 году. «Belkin штурмует Россию»,-- писали электронные СМИ,
когда в Москву приехал старший менеджер по развитию бизнеса в
Северной и Восточной Европе Нима
Ахмадинеджад. Он подписал контракты с двумя крупными
российскими дистрибуторами -- Alion и «Бюрократом». Каждому была
продана партия товара на $50 тыс.
В то время Belkin выходила на рынок источников бесперебойного
питания для домашних устройств, где безусловным лидером была
компания АРС. Глава московского представительства АРС
Максим
Иванов назвал
появление Belkin в России «лестным фактом» и приготовился к борьбе.
Но матч не состоялся.
По признанию Вильямса, топ-менеджеры Belkin просто недосмотрели за
российским регионом. Нима Ахмадинеджад заверил, что компания будет
вкладывать средства в маркетинг совместно с новыми партнерами, хотя
не уточнил, о каких суммах идет речь. Дальше обещаний дело не
пошло. Не дождавшись денег, и Alion, и «Бюрократ» отказались от
работы с Belkin уже через несколько месяцев.
Дела пошли на поправку в конце 2005 года, когда российский регион
получил под личную ответственность региональный директор по
продажам и маркетингу в Восточной Европе Belkin Джон
Роджерс. Ему повезло: в Belkin обратился эксклюзивный
дистрибутор продуктов Apple в России -- компания Apple IMC (она не
имеет отношения к международной Apple). В тот момент компания
испытывала недовольство от сотрудничества с другим производителем
аксессуаров -- компанией Griffin. «Мы не могли получить товары по
нужной цене и в нужном объеме»,-- объясняет директор департамента
аксессуаров компании Apple IMC Владимир
Борщ. После
первых неудач Belkin в России Роджерс, наоборот, был готов
оказывать Apple IMC всевозможные знаки внимания. Так что
дистрибутор заключил контракт с Belkin, а с Griffin через некоторое
время работать перестал.
У Роджерса еще один повод быть покладистым с Apple IMC. Эта
компания -- не только эксклюзивный дистрибутор iPod в России, но и
крупнейший в нашей стране дистрибутор аксессуаров для этого
устройства. Заключив договор с Apple IMC, Belkin получила в
сегменте аксессуаров для плееров от Apple долю 25–30%. Брэнд Belkin
в России наконец стал известным.
В конце 2006 года Джон Роджерс ушел на повышение. А Шон Вильямс
нанял на должность управляющего директора по России и странам СНГ
бывшего руководителя группы развития перспективных направлений
компании «Бюрократ» Юрия Неверова. В свое время Неверов лично
участвовал в разрыве отношений между Belkin и «Бюрократом», но был
прощен, когда Вильямс узнал о его успехах в продвижении брэнда
Genius. Под опекой Неверова Genius вышел на первое место по числу
проданных единиц продукции на российском ИТ-рынке.
Неверов забрал с собой из «Бюрократа» менеджера по работе с
розничными сетями Илью
Зайцева. Но при этом он умудрился сохранить хорошие
отношения с генеральным директором компании Алексеем
Поповым и убедил
его заняться Belkin снова. Само собой, главным аргументом послужил
успех с аксессуарами для iPod. За последний год Неверов и Зайцев
нашли еще одного дилера Barnsly и договорились о поставках с
несколькими сетями -- Media Markt, «М.Видео» и «Белый ветер». За
Apple IMC остались продажи аксессуаров для iPod. «Бюрократ» и
Barnsly стали продавать остальные продукты. Теперь Шон Вильямс
сокрушается, что раньше он не выделял ресурсов для формирования
российской команды.
|
Второе пришествие
Команда Belkin в России по-прежнему состоит из двух человек. Причем
Неверов и Зайцев работают у себя дома -- и в восторге от этого.
«Этот год -- просто фантастика»,-- радуется Неверов. Но есть и
суровая реальность: сейчас на Россию приходится лишь 1% от оборота
европейского подразделения Belkin, причем в прошлом году 60% продаж
по-прежнему приходилось iPod-аксессуары.
Домашний режим Неверова заканчивается в начале 2008 года. Belkin
открывает офис, где будут работать уже восемь человек, а в
ближайшие пять лет -- до двадцати. «Раньше нашей целью было войти
на рынок,-- говорит Шон Вильямс,-- теперь это завоевание». Рост
продаж в Западной Европе когда-то доходил до 40%, а теперь снизился
до 14%. Отсюда и новая волна интереса к России. Кроме того, Шон
Вильямс изучил отчет компании IDC, из которого следует, что в
России находятся 10% всех проданных в Европе компьютеров.
Несложные расчеты показали, что российскому подразделению под силу
обеспечить 10% оборота европейского бизнеса Belkin. Вильямс ожидает
двадцатикратного роста (во всей Европе продажи должны вырасти
вдвое), но сколько средств он готов вложить, не признается. Понятно
одно: российские партнеры не готовы обходиться только дилерской
маржой и требуют активной маркетинговой поддержки. Belkin, кажется,
пошла им навстречу. «Если нужно провести акции в магазинах, то
Belkin идет на это охотно»,-- рассказывает брэнд-менеджер по Belkin
компании Barnsly Олег
Казанцев.
Вильямс изучает, что же еще нужно сделать для достижения своих
целей в России. Пока ясно, что идеи, сработавшие в других странах,
для нашего рынка не годятся.
Одна из центральных идей Вильямса -- концепция кимчи. Кимчи -- это
квашеные овощи, без которых не мыслят своего рациона корейцы. В
Корее практически не продаются холодильники без специального
отделения для кимчи. И, по словам Вильямса, в «отделение для кимчи»
(адаптацию под специфические национальные потребности) нужно
придумывать для любых продуктов при выводе на локальные
рынки.
В качестве примера он приводит сумку для переноски компьютера
внутри дома. Belkin провела исследование в США, Германии, Франции и
Великобритании, которое показало, что 70% ноутбуков вообще не
покидают дом. А поскольку в этих странах большинство квартир
двухуровневые, Belkin выпустила на эти рынки сумку, снабдив ее
слоганом «Не из Лондона в Нью-Йорк, а по лестнице вверх и
вниз».
«Эта сумка в России вообще вряд ли будет продаваться»,-- машет
рукой Юрий Неверов. По его словам, концепция кимчи у нас в стране
пока ограничивается адаптацией к особенностям российской логистики
и локализацией упаковки. Надписи на упаковках некоторых продуктов
до сих пор не локализованы. Так что схема, по которой Belkin
повышала продажи в Европе, в России по большому счету не
используется.
Широкий ассортимент, способствующий высокому уровню продаж Belkin в
Европе, в нашей стране компанию также пока не спасает. До сих пор
она поставляла к нам ограниченный ассортимент продуктов. Например,
в сегменте кабелей для аудио- и видеоаппаратуры Belkin появилась
совсем недавно. А массовые продажи кабелей и сетевых фильтров для
корпоративных пользователей еще не начались. У Belkin нет
дистрибутора, который бы в полной мере обслуживал этот сегмент, и
Неверов занят его поиском. Еще одна европейская фишка Belkin --
пожизненная гарантия -- предоставляется в России только в
нескольких сетях. При этом аксессуары не ремонтируют, а меняют.
Лишь на днях Неверов договорился о ремонте с одной из сервисных
сетей.
Словом, российским менеджерам Belkin пока не до инноваций и модных
концепций. Чтобы сделать отделение для квашеных овощей, по крайней
мере, нужен сам холодильник.
Павел Куликов
30.10.2007
Секрет фирмы
|