Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Родословная в подарочном исполнении

Расцвет подарочной индустрии -- признак появления в обществе большой прослойки людей, у которых "все есть" и которых поэтому трудно удивить обычным подарком. Именно на этом строят свой бизнес те, кто предлагает услуги по изготовлению фамильных гербов и составлению родословных.

Две стороны одной медали

Если верить спаму в электронном почтовом ящике, в России работает несколько тысяч фирм, готовых за сравнительно небольшую сумму изготовить любому желающему родословную и нарисовать герб. На самом деле востребованность этой специфической услуги пока очень ограниченна: Россия не Нидерланды, где у каждой семьи найдется родовой герб с многовековой историей, поэтому и тех, кто делает на этом бизнес, у нас не так уж много.

Геральдистов в России несколько сотен. Пользующихся авторитетом в соответствующих кругах -- еще меньше, лишь несколько десятков. Услуги предлагают около десятка сайтов в интернете. У сайтов в среднем один-три клиента в месяц, у геральдистов и того меньше, так как с каждым заказом они работают долго.

Рынок в данном случае небольшой, но стабильный. В среднем у частного изготовителя может быть от двух до пяти клиентов в месяц. Большой популярностью пользуются услуги по разработке рисунка герба и дальнейшего его исполнения в литье или в виде панно. Чтобы подарок выглядел солидно.

Гербы заказывают частные лица -- для себя или в подарок, а также организации. Традиционно частным лицам услуги по созданию гербов обходятся дешевле (от $700 до $1500), организациям -- дороже (доходит до $2000). Цена в данном случае зависит от кошелька заказчика, поскольку трудозатраты примерно одинаковы -- что для частных лиц, что для фирм.

Рынок услуг по разработке гербов сейчас стал более солидным, официальным. Если на заре девяностых этим занимались буквально "на коленке", то сейчас существует официальный орган, проводящий экспертизу и регистрацию гербов,-- Всероссийское геральдическое общество, его специалисты считаются наиболее авторитетными в этой области.

Профессия геральдиста, специалиста по составлению гербов, восходит к раннему Средневековью, тогда геральдика считалась наукой. Хороший геральдист знает наизусть правила составления гербов, значения символов, цветов и их сочетаний, отличает германский щит от испанского.

Хороших геральдистов немного -- меньше, чем соответствующих сайтов в интернете. В основном это энтузиасты, посвятившие жизнь изучению геральдики. В 1991 году было создано Всероссийское (вначале -- Всесоюзное) геральдическое общество (ВГО), а в 1997-м -- Русская геральдическая коллегия, которая занимается описанием стандартов гербов. Именно эти организации проводят экспертизы гербов и выдают армигерам (владельцам гербов) официальные грамоты, подтверждающие, что те обладают оригинальными гербами, нарисованными по всем правилам геральдического искусства. Между официальными и коммерческими геральдистами идет негласная вражда, и гербы, сделанные сторонними художниками, утверждаются крайне редко.

Во многом обоснованно официальные геральдисты считают, что результат работы "неофициальных" не соответствует канонам геральдики. Художник ВГО Валерий Лысенко показывает дизайн герба, присланный в геральдическое общество для утверждения, на нем действительно изображено что-то несуразное. "С двенадцатого века существует определенный кодекс, устанавливающий, что и как можно изображать в гербах. А дилетанты делают просто набор символов, которые впихивают в изображение без всякой логики. Я однажды позвонил в такую фирму по объявлению, спрашиваю: вот у меня два высших образования, как вы это отразите на моем гербе? Они мне: мы все можем, приезжайте с деньгами. Я спрашиваю: но как именно вы это обозначите? Приезжайте, говорят, все сделаем. Понятно, что ничего они нормально не сделают".

Работа у официальных геральдистов неспешная: на разработку герба уходит не меньше двух месяцев. Вначале художник должен встретиться с заказчиком, будущего армигера просят заполнить анкету, в которую входят не только пожелания относительно смысла герба, но и данные о фамилии, роде занятий, месте рождения, профессиях и именах родителей, жены, детей.

"Для того чтобы создать нормальный, правильный герб, я должен знать не то что биографию владельца, мне нужны максимальные сведения о его семье и жизни. Из этой символики мы составляем каталог, а потом уже на основании этих элементов решаем, что можно уместить по семантике на будущем гербе, какой будет его форма, какое цветовое решение. Это все не может быть взято с потолка",-- рассказывает Валерий Лысенко.

После согласования с заказчиком герб рисуется вручную на особой бумаге и вместе с описанием символики вручается заказчику. Вместе с гербом клиент получает специальную грамоту, подтверждающую его официальный статус как армигера и факт регистрации герба в ВГО. Наличие такой бумаги говорит о том, что герб изготовлен по всем правилам и является подтверждением прав на конкретное геральдическое изображение.

Называть цену за свои работы Лысенко не хочет, говорит, что все зависит от клиента: "Разве я могу с какого-нибудь мелкого предпринимателя брать за герб столько же, сколько с владельца крупной фирмы? Все зависит от человека, абы кому гербы не нужны".

Интернет-геральдика
Поскольку на геральдистов ни в одном институте не учат, основная профессия некоторых из них подчас далека от средневековой науки. Например, Михаил ныне работает в IT-секторе. Будучи студентом, он решил подзаработать на своем хобби -- геральдике -- и открыл один из первых в рунете сайтов по продаже гербов.

-- Мы начали с того, что предлагали рисованные в векторной форме гербы дворянских родов, услуга называлась "восстановление утраченных гербов". Нам писали люди, говорили, что они, скажем, из рода дворян Филатовых. Я ехал в библиотеку, срисовывал герб Филатовых и потом воспроизводил это на компьютере. Гербы срисовывать просто: все элементы однотипны, и важно не то, как нарисовано, а что. Можно даже не рисовать, а просто записывать.

Но на дворянах далеко не уедешь, и Михаил решил расширить ассортимент, предложив услуги по разработке гербов для всех желающих.

Начинать, по его словам, надо, конечно, не с герба, а с сайта, который станет "визитной карточкой", поэтому стоит потратиться на веб-дизайн. Важно, чтобы у клиента создалось впечатление, что здесь к геральдике подходят серьезно. Справочная информация, краткое объяснение символов или основных элементов на сайте должны присутствовать обязательно. "Это подготовит заказчика к тому, что герб вовсе не будет выглядеть как новогодняя открытка. А то бывает, ожидают, что мы им нарисуем натюрморт с портретом, а так нельзя -- есть правила оформления, их надо соблюдать, иначе клиента потом засмеют. Это и не в наших интересах",-- говорит Михаил. Размещенное на сайте портфолио даст клиенту представление о том, каким именно будет конечный продукт, и опять же уверит заказчика в том, что он работает с профессиональными геральдистами. Портфолио, естественно, должно быть обширным: если в качестве примера на сайте висит полтора герба, это вряд ли привлечет клиента. Обязательно должен быть контактный телефон, желательно прямой, чтобы не создавалось впечатления "левой конторы", а также форма для заказа работ через сайт.

Первым делом у заказчика выясняют его предпочтения -- по цветам, символам, узнают, чем занимается армигер, чтобы отразить это в изображении. Если речь об организации, подойдут краткие сведения о дате основания, владельцах, направлении бизнеса, регионах деятельности компании.

"После этого мы подготавливаем эскиз и согласовываем его с клиентом,-- рассказывает Михаил.-- Если заказчик согласен с предложенным вариантом, делаем электронный вариант макета, согласовываем его. Потом создается векторная форма, если нужно, заказывается изготовление герба на фирмах, специализирующихся на производстве сувенирной продукции. Если речь о геральдическом символе крупной компании, клиенту можно предложить сразу не только герб, но и, скажем, пуговицы с гербом для форменной одежды сотрудников, сувенирные медали".

Михаил рассказывает, что в среднем на разработку и прорисовку герба уходила неделя, еще неделя тратилась на согласование с заказчиком эскиза и окончательного варианта. В случае, если к гербу требовалось выпустить дополнительную продукцию, срок увеличивался. Фактически Михаил был только посредником между фирмой-изготовителем и клиентом, что не мешало ему получать свой дополнительный процент от таких сделок. "Если действительно развивать этот бизнес, нужны хорошие контакты с литейными мастерскими, свой штат художников, которые занимаются росписью. Например, можно пригласить студентов художественных училищ. Работу можно выдавать им на дом, в итоге получается быстрее, можно выполнять несколько заказов сразу. Сам я так не делал, однако рассматривал как вариант, когда думал о развитии дела".

Еще одна услуга -- содействие в регистрации авторских прав на изображение герба. Это важно, если заказчик собирается публиковать герб в печати или в интернете: чтобы не украли. Герб -- это почти как товарный знак, правда, регистрация занимает до полугода, об этом надо предупреждать клиента. За такую услугу в среднем берут порядка $200. Некоторые фирмы предлагают регистрировать гербы сразу в ЮНЕСКО, но Михаил считает, что прежде всего следует регистрировать на месте. Если герб создается для организации, его можно зарегистрировать как торговую марку. Правда, здесь есть и тонкость: официально в России герб может зарегистрировать только Всероссийское геральдическое общество, где неофициальных геральдистов совсем не жалуют. Однако на многих сайтах заказчикам предлагают самые разные бумаги, свидетельствующие об официальности гербов. Красиво оформленная грамота от имени "Императорской геральдическо-генеалогической ассоциации" может вполне сойти за официальный документ, скорее всего клиент не будет допытываться, существует ли такая ассоциация и каков ее официальный статус.

Однако, несмотря на то, что дело было довольно прибыльным, Михаил не стал превращать его в основной источник дохода. "Это хороший способ заработка, как сейчас говорят, на мороженое, или если ты пенсионер и у тебя много свободного времени. Поэтому по окончании института я принял решение закрыть сайт. Хотя заказы были, некоторые клиенты до сих пор по старой памяти звонят. Я их направляю на сайт www.geraldika.ru -- там собирается много геральдистов, есть хорошие, с историческим образованием".

Несмотря на то что в делах гербов есть непререкаемые авторитеты, интернет-услуги по изготовлению гербов не сдают позиций. Отчасти это связано с тем, что Всероссийское геральдическое общество практически никак не рекламируется в интернете, и чтобы зайти на его основной сайт, нужно долго и сосредоточенно искать его в "Яндексе". Большинство серьезных геральдистов -- люди преклонного возраста, молодежи в ВГО нет, и информационные технологии историкам не близки, а те, кто ищет в геральдике коммерческой выгоды, не спешат заводить партнерские отношения с официальными геральдистами.

Зато на сайтах большинства интернет-геральдистов все просто и понятно. В качестве дополнений к гербам часто предлагается грамота с анализом происхождения фамилии. Взять такой анализ можно из справочников по фамилиям, если фамилия распространенная. Текст размером в полстраницы печатается на металле или красивой бумаге и заключается в рамку, стоимость услуги -- от $100, а расходы включают в себя фактически только стоимость рамки и печати. Многие сайты с геральдическим уклоном состоят в партнерстве с фирмами по исследованию родословных. Если человек интересуется родовой историей, ему могут быть интересны и гербы, и фамильное древо.

СТАНИСЛАВА КРЫЛОВА



КоммерсантЪ-Деньги
31.10.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов