«Мы должны изменить систему ведения бизнеса»
Основатель Yahoo! Джерри Янг рассказал о своих планах
Когда я вошел, Джерри Янг уже вышагивал по устланному ковром полу комнаты Duran Duran. Он мог выбрать любую из переговорных комнат на шестом этаже, названных в честь поп-групп 1980-х годов, но остановился на этой.
Помещения на других этажах этого нестандартного здания из красного кирпича на Шафтсбери-авеню, где разместилась штаб-квартира Yahoo! в Великобритании, носят имена музыкальных кумиров, фестивалей или известных пляжей, однако мне было отказано в чести поговорить с новым исполнительным директором компании на Бонди-Бич.
Подобные детали, также как и столы для пинг-понга и пуфы, набитые мелкими пластиковыми шариками, принимающие форму сидящего человека, - признаки вольнодумства, которое в бурные 1990-е годы отличало интернет-компании, но для Yahoo! дни подобного легкомыслия давно остались в прошлом.
Это и объясняет явное желание Янга поскорее приступить к делу. Он совершает турне по Европе, во время которого рассказывает о своем новом видении компании Yahoo!, надо признать, что такого видения ни у кого в компании не было уже несколько лет. В период, когда Google практически удвоил свою стоимость, доведя котировки акций до $675, акции Yahoo! не росли и сейчас не превышают $35 - цену, по которой они торговались на рынке в 2005 году.
Янг создал Yahoo! в качестве учебного проекта 13 лет назад, но лишь недавно, после увольнения Терри Семела, компания попробовала двигаться вперед. Но Янг настаивает, что было бы неправильно рассуждать на тему о том, что не получилось под руководством Семела.
«Если проанализировать, чем занималась Yahoo! на протяжении последних нескольких лет, то надо отметить, что мы генерировали доход в $5 млрд, а наш поток наличности превышал $1,9 млрд. И не следует смотреть на компанию с такими показателями и спрашивать, что у нее не получилось. Сегодня Yahoo! превратилась в потребительский бренд, один из самых известных в интернете».
Но Янг не закрывает глаза на те задачи, которые еще предстоит решить, и знает, какие именно критические замечания высказывались в адрес компании в последние годы. В вину ей ставили самодовольство, неспособность понять смысл изменений, происходящих в интернете, а самое главное - отставание от своего главного конкурента Google.
Кажется, Янг болезненно относится к этой теме. «Вероятно, люди преувеличивали возможности Yahoo! и ее способность что-то изменить. Одновременно они недооценивали способности команды Google, которая отлично сумела воспользоваться технологией, чтобы построить вокруг нее бизнес».
Тем не менее Янгу придется повторить этот успех, и он признает, что Yahoo! слишком медленно решал такие задачи в прошлом. «Очевидно, мы не смогли уследить за всеми новациями, что появлялись на рынке интернет-компаний. В том, что касается поисковых систем, мы считаем, что у нас все хорошо. Мы не предлагаем ничего сенсационного, хотя и остаемся в бизнесе. Один из самых важных для нас вопросов заключается в том, как заставить компанию Yahoo! снова расти. Интернет-аудитория все более четко разделяется по предпочтениям, будь то общение с помощью социальных сетей или пользовательские запросы, и мы хотим на это ориентироваться. Мы можем расти гораздо быстрее, чем растем сегодня, и тогда наши дела пойдут в гору».
После того как Янг стал исполнительным директором, в течение первых 100 дней он проводил стратегическое исследование, чтобы понять, как добиться нового роста. Теперь оно закончено, и он определил для себя три ключевых момента. Он хотел бы, чтобы Yahoo! стал для потребителей интернет-платформой электронной коммерции, вошел в число обязательных порталов для рекламодателей и, наконец, стал привлекательным для разработчиков программного обеспечения.
Фактически признавая существование известного меморандума, в котором один из сотрудников Yahoo! обвинил компанию в распылении средств, Янг заявил: «Мы решили, что могли бы сделать две или три вещи хорошо, а не браться за тысячу мелочей одновременно. Возможно, это означает, что мы не будем фокусироваться на многих проблемах. Сейчас мы продолжаем отбирать, что соответствует нашим главным целям, а что нет».
Yahoo! уже дал понять, что рассматривает возможность продажи онлайнового шопинг-сервиса Kelkoo и что может прекратить создавать собственный контент. Однако для некоторых наблюдателей этого оказалось недостаточно, и они обвинили Янга в том, что он занимается второстепенными вещами и не решает главных проблем.
«Люди продолжают ждать сообщений о грандиозных сделках, - улыбается он. - Если это так важно, мы это сделаем, просто мы будем подходить к этому рационально и логично. Такие вещи не решаются в одночасье. Тут нужно смотреть вперед на два-три года, и я думаю, что это станет определяющим в создании новой компании».
«Мы уже проделали огромный объем работы, чтобы уйти от бизнеса, существовавшего год назад, когда мы приучали покупателей к электронной торговле и направляли их на определенные страницы, - говорит Янг. - Мы в первую очередь продали один из онлайн-магазинов».
«Мы намерены добиться большого успеха у наших покупателей, причем не только для себя, но и для целого ряда партнерских компаний, торгующих через портал Yahoo! и с помощью мобильных телефонов. Нам необходимо реорганизовать целый ряд торговых точек, поэтому мы подчеркиваем, что Yahoo! находится в процессе реорганизации».
Янг убежден, что если он все сделает правильно, то он переманит часть поклонников Google. «Нам предстоит нащупать тот самый главный сервис, за которым, как нам кажется, потребители будут обращаться только к порталу Yahoo!. Двигаясь в этом направлении, мы можем улучшить очень многое».
Например, сетевое общение на Yahoo!. Но Янг не жалеет, что не смог приобрести долю в Facebook, как в 2006 году, когда сообщалось, что Yahoo! уже ведет переговоры с представителями Facebook, так и совсем недавно, когда Microsoft купила пакет Facebook за $240 млн.
«Если взглянуть на приобретение Microsoft, а это немногим более 1% акций компании, то теперь у них есть возможность размещать на Facebook свою рекламу. Очевидно, для Microsoft сделка имела смысл, но…»
Я уточняю: не считает ли он, что гигант из Сиэтла заключил не самую удачную сделку, но Янг очень дипломатичен. «В сделке участвуют продавец и покупатель, и когда сделка заключена, она уже заключена. У нас есть очень хороший партнер в лице Bebo, и кажется, что это одна из самых популярных социальных сетей. Мы прекрасно понимаем, как они должны работать и как на них можно делать деньги. Я надеюсь, что мы достаточно быстро сможем воспользоваться нашим знанием».
Янг очень неохотно говорит о News Corporation, с которой, по некоторым данным, Yahoo! в начале лета обсуждала продажу собственного пакета акций в обмен на акции MySpace. «Я ничего не исключаю. Если нам предложат приемлемые сделки или интересное сочетание активов, мы будем их рассматривать, однако моей целью всегда будет сделать Yahoo! более сильной и здоровой».
Что касается Терри Семела, Янг по-прежнему отзывается о нем как о своем учителе, хотя тот покинул пост исполнительного директора. «Для него это был лишь момент в реке времени. Он знал, что начал перестройку, но он также понимал, что для ее завершения потребуется куда больше усилий, причем не только от него одного. Но на данном этапе жизни ему не хотелось этим заниматься». Теперь, когда Янг вновь стал управлять компанией, которую создал, он, по его собственному признанию, принес с собой ощущение срочности этой работы.
«Нам необходимо очень быстро принять важные решения, - говорит он. - Мы должны изменить систему ведения бизнеса в компании Yahoo! и изменить подходы к созданию наших продуктов. Нам надо продолжать пробовать новое и менять старое, пока система не будет отрегулирована».
Напоследок Янг настаивает на том, что он именно тот человек, что может совершить подобный переворот в компании. «Я понимаю, что было с компанией. Я знаю ее историю. И я надеюсь, что знаю, каким будет ее будущее». Коллеги Янга, акционеры компании, очень на это надеются.
©The Daily Telegraph
ДЭВИД ЛИТТЕРИК / ЛОНДОН
Газета