Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Ради Бога: почему растет спрос на "религиозно чистые" продукты и услуги

Специальными постными меню в ресторанах да появляющимися в продаже в преддверии Пасхи наборами для раскрашивания яиц в наши дни уже никого не удивишь. Производители и торговцы все больше внимания уделяют представителям других традиционных для России конфессий, в первую очередь ислама и иудаизма. Крупные и мелкие предприятия с каждым днем наращивают выпуск халяльных и кошерных продуктов. А ритейлеры не только расширяют отводимые под них витрины, но и открывают специальные "религиозно чистые" магазины

Что угодно для души

О расширении линеек "богоугодной" продукции предприятия отечественной пищевой промышленности сообщают чуть ли не ежедневно. Прежде всего, речь идет о мясных изделиях - ведь у большинства людей понятие халяльной (от арабского "халяль" - дозволенное), то есть разрешенной для правоверных мусульман, еды ассоциируется именно с отсутствием в ней свинины. Только нынешней осенью о начале выпуска или пополнении такого ассортимента объявили мясоптицекомбинат "Пензенский", холдинг "Тюменский бройлер", ОАО "Царицыно", Лианозовский колбасный завод и мясокомбинат "Раменский". По словам начальника отдела маркетинга комбината "Пензенский" Александра Рябухина, решение о "религиозной" новинке связано с заметно возросшим спросом. "У мусульман в Пензенской области сейчас не очень богатый выбор. Большинство продукции выпускается мелкими частными цехами, от которых вряд ли можно ожидать высокого уровня качества, а рост спроса на "халяль" в последние годы настолько стабилен, что сейчас все крупные предприятия начали задумываться о его производстве", - говорит он.

"В наших планах значительное увеличение как объемов, так и ассортимента, - заверил SB генеральный директор специализирующегося на выпуске халяльных мясопродуктов завода "САФА" Рафаэль Насыров. - Сейчас думаем об изготовлении сырокопченых колбас, консервов и другой продукции".

Однако, вопреки распространенному заблуждению, под запрет у мусульман попадает не только свинина (см. справку), а потому "меры безопасности" вынуждены принимать и те предприятия, которые с мясом вроде бы и вовсе не работают. В частности, выпуск халяльной продукции налажен на казанской кондитерской фабрике "Заря" и местном булочно-кондитерском комбинате. А компания "Заинский крекер" (г. Заинск, Татарстан) и вовсе объявила о полном переходе на "халяль".

Этнический состав населения Москвы по итогам переписей 1989 г. и 2002 г.

Народ

Численность в 1989 г. (в тыс. чел.)

Численность в 2002 г. (в тыс. чел.)

Изменение численности, %

Таджики

2,9

35,4

+1220,7

Чеченцы

2,1

14,5

+690,5

Азербайджанцы

20,7

95,6

+461,8

Армяне

44

124,4

282,7

Грузины

19,6

54,4

+277,6

Узбеки

9,2

24,3

+264,1

Русские

7963

8808

+10,6

Татары

157,4

166

+5,46

Украинцы

252,7

253,6

+0,36

Евреи

174,7

79,4

-54,55

"В России это первые кондитеры, решившиеся на такой шаг. Они окончательно отказались от использования ингредиентов, которые нельзя употреблять в пищу мусульманам", - отметил глава комитета по стандарту "Халяль" Духовного управления мусульман Татарстана Ильнур Гайнуллин. Проведя специальную проверку, эксперты убедились: вся выпускаемая на заинской фабрике продукция не содержит жиров животного происхождения и желатина, алкоголя, а также сомнительных с точки зрения мусульман красителей (например, кармина, известного также как добавка E120). Что и было подтверждено специальным сертификатом.

Не отстают и производители кошерных (от еврейского "кашрут" - пригодный) продуктов. У евреев запреты и ограничения еще строже (см. справку). Достаточно сказать, что даже стейк из филейной части не имеющего ничего общего со свиньей бычка иудею есть строго воспрещается - Тора позволяет употреблять в пищу лишь мясо с передней половины животного. А ведь есть еще табу, связанные с молоком, рыбой, яйцами. Налицо целый пласт потребителей, которые "обычные" продукты покупать не могут, но за "религиозно чистые" готовы платить. А раз есть спрос - будет и предложение.

Только за последние несколько месяцев департамент кашрута при Главном раввинате России выдал целую пачку сертификатов кошерности, признав "чистыми" несколько видов детского питания, сырки АО "Коломна Молоко", вафельные торты московского комбината "Коломенское", красную (а также минтаевую и тресковую) икру компании "Русское море". И даже несколько сортов "Очаковского" пива. "В иудаизме, в отличие от ислама, запрета на употребление алкоголя нет, хотя некоторые спиртные напитки могут быть некошерными", - сообщили SB в департаменте кашрута.

Все на продажу

"Чистую" пищу, как и любую другую, нужно не только произвести, но и продать. Делают это по-разному. За счет пользующихся спросом халяльных и кошерных продуктов охотно расширяют свой ассортимент самые обычные магазины. "Наличие столь "экзотической" продукции положительно сказывается на имидже. Ведь всегда хорошо звучит "Только у нас вы найдете..!" Это добавляет привлекательности, а, придя в магазин, скажем, за кониной, человек, возможно, купит и что-то еще. Появление на полках товаров немассового производства, как правило, увеличивает оборот", - отмечает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Татьяна Бобровская.

В результате нанесенные на упаковку эхшеры (значки, подтверждающие кошерность) или маркировки "халяль" можно встретить практически в любом крупном супермаркете, а в некоторых для таких продуктов созданы специальные зоны. Кошерные отделы и стенды есть в столичных "Мосмарте" и "Патэрсоне". Встречаются они и за Уралом, не только в Биробиджане. Например, недавно такая витрина открылась в одном из омских супермаркетов. "Его представители по собственной инициативе обратились в еврейскую общину, увидев публикацию о первом после революции кошерном забое скота. Если есть предложение, значит, существует и спрос, посчитало руководство и приняло решение устроить кошерный отдел", - отмечает раввин Омска Ошер Кричевский.

Стеллажи с халяльной продукцией в столичных супермаркетах тоже не редкость. Есть они в "Бахетле", а недавно вывеска "Халяль" появилась и в сети "Ашан". "Мы давно предлагали ее руководству создать для удобства покупателей-мусульман отдельную витрину. Теперь наши пожелания воплотились в жизнь. Мы очень рады, что людям не придется долго искать товар благодаря таким табличкам", - говорит генеральный директор Центра стандартизации и сертификации "Халяль" при Совете муфтиев России Жафар Азизбаев.

Другой канал распространения "религиозно чистых" продуктов - особые кошер-маркеты или халяль-универмаги. Этот вариант активно используется самими производителями. Собственные фирменные магазины в Москве (в том числе на территории Мемориальной мечети на Поклонной горе) созданы специализированным предприятием "САФА", а также Щелковским заводом "Халяль-Аш". Работают в столице и области "независимые" торговые точки - недавно открытый в Москве "Таваккуль", только что появившийся в подмосковной Коломне "Татарский", активно рекламирующий себя в интернете "Халяль-продукт" и, конечно, супермаркеты "Апельсин", один из которых в ходе проведенного недавно префектурой ЦАО опроса покупателей был признан в ряду лучших магазинов центра города.

"Думаю, высокая оценка местных жителей связана с расширенной из-за отсутствия отдела спиртных напитков сеткой продуктов, предлагаемых нами, а также индивидуальным подходом к каждому клиенту. Упор делается на обслуживание посетителей. Сюда приходят не только за покупками, но и за общением, чего подчас очень не хватает пенсионерам", - объяснил генеральный директор супермаркета "Апельсин-Халяль" Ильгам Мухарлямов.

Специализированных кошерных магазинов в Москве два - при синагоге на Большой Бронной и "Кошер-маркет" недалеко от Еврейского общинного центра в Марь-иной Роще. На недостаток клиентов ни тот, ни другой не жалуются, хотя цены на мясо и прочие продукты здесь ощутимо выше, чем в "обычной" рознице. "Наш оборот только в 2006 году вырос примерно на 70%, расширился и ассортимент. Многое импортируется из Израиля, США, Франции, однако на полках есть и кошерные товары российского производства", - заявили SB в "Кошер-маркете". Кроме Москвы, крупные магазины такой направленности, как сообщили нам в Федерации еврейских общин России, действуют в Санкт-Петербурге, Сочи, Перми, Новосибирске, Тольятти и Казани.

 

Как получить сертификат халяльности

Для получения сертификата халяльности производителям пищевой продукции, владельцам заведений общепита или торговых точек необходимо обратиться в Центр стандартизации и сертификации "Халяль" при Совете муфтиев России или в комитет по стандарту "Халяль" при региональном Духовном управлении мусульман.

После события развиваются в следующем порядке:

1.     Составляется "Протокол о намерениях", в котором указывают наименование предприятия, его юридический адрес, адреса производственных площадок, запланированный ассортимент продукции, объемы выпуска и сбыта, источники сырья (основного, специй, добавок и др.), наличие сертификатов халяльности на них, предполагаемые регионы реализации.

2.     Заключается договор на проведение специальной проверки производственных и торговых мощностей.

3.     На предприятие выезжают эксперты для освидетельствования производственных помещений, оборудования, технологической документации.

4.     Разрабатывается план мероприятий для обеспечения производства продукции "халяль".

5.     Повторный выезд экспертов для составления акта готовности предприятия производить продукцию.

6.     На основании положительных результатов выполнения рекомендаций выдается сертификат о соответствии требованиям стандарта "ХАЛЯЛЬ-ППТ-СМР".

7.     Совет муфтиев России выдает эксперту предприятия доверенность на право контролировать соответствие производства требованиям стандарта "ХАЛЯЛЬ-ППТ-СМР" или назначает своего представителя

Свои сложности

Собираясь заняться "богоугодными" товарами, нужно понимать, что и производителей, и ритейлеров здесь ждут не только выгоды, но и проблемы. И не какого-нибудь там мистического, а самого что ни на есть реального характера. Во-первых, процесс изготовления "чистых" с религиозной точки зрения продуктов куда сложнее обычного. Достаточно сказать, что убой животных, из мяса которых впоследствии будет произведена колбаса или сосиски, должен проходить в строгом соответствии с религиозными канонами. То же касается разделки туш и обработки. Любое нарушение правил может сделать продукт "нечистым" и повлечь за собой отзыв сертификата, что изрядно подорвет репутацию компании в глазах целевой аудитории.

Между тем за соблюдением всех условий и мусульманские, и иудейские эксперты следят строго. Например, в 2006 году в связи с подтверждением факта фальсификации кошерных вин, выпущенных молдавским СП Basarabia Lwin Invest, департамент кашрута при Главном раввинате России отозвал выданный ранее сертификат кошерности, а уже в этом году некошерными признаны сухие дрожжи одного французского производителя. Кроме того, каждый желающий может в любой момент свериться со списком кошерных продуктов на сайте департамента кашрута.

Перечень предприятий, "законно" выпускающих халяльный товар, можно найти и на сайте Центра стандартизации и сертификации "Халяль" Совета муфтиев России. Здесь же ведется и специальный "черный список" нарушителей, на которых все желающие могут подавать в суд за недостоверную информацию на упаковке.

Напомним также о заведомой некошерности практически половины туши. Кстати, именно это обстоятельство, по словам Жафара Азизбаева, и вынудило руководство мясокомбината "Раменский", уже выпускающего кошерные мясопродукты, наладить выпуск еще и халяльной линейки. Нормы ислама против забитой по иудейским канонам скотины ничего не имеют, а значит, непригодные с точки зрения одних "задки" вполне могут использовать другие.

Свои сложности есть и в производстве молочных продуктов. "При технологическом процессе обязательно присутствует машгиах, особый эксперт, который контролирует качество дойки, чистоту помещения, оборудования, людей и коров. Он устраивает специальную проверку каждого животного на ферме, следит, чтобы у них не было кровотечения или гноения", - объясняет глава фирмы "Рускошер" Менахем Оренштейн. Плюс к тому на производстве и в магазинах необходимо создание отдельных зон для хранения кошерных и халяльных продуктов и сырья для них. Все это, безусловно, сказывается на себестоимости.

Отдельные проблемы возникают и у розницы. Если магазин или, например, кафе создается специально для продажи халяльного товара, то ничем "запретным" они торговать уже не смогут. В том числе и такой высоко-прибыльной продукцией, как спиртное. Именно поэтому в Москве до сих пор не открылось ни одной халяльной точки общепита. "Ресторанов и кафе, соответствующих стандарту "Халяль", в столице пока нет, исключение - кафе при мечети на Проспекте Мира", - сообщили SB в Совете муфтиев России.

Соблюдаете ли вы кашрут?

Да, поскольку этого требует Тора

7,5

Да, поскольку это полезно для здоровья

4,6

Да, поскольку нельзя жить в обществе и игнорировать принятые в нем правила

4,3

Соблюдаю, но только когда этого требуют обстоятельства

23

Нет, некошерная пища стоит дешевле

2,6

Нет, так как думаю, что Богу нет дела до того, что я ем

44,7

Невкусно, вот и не ем

8

А что такое кашрут?

5,3

"У нас в стране значительная часть прибыли идет за счет торговли алкоголем, и халяльные магазины, безусловно, менее рентабельны, чем обычные, - отмечает Жафар Азизбаев. - Именно поэтому мы обратились в столичную Думу и к мэру Юрию Лужкову с просьбой внести создание примерно сорока специализированных точек в разных районах Москвы в городскую программу открытия магазинов шаговой доступности. Включение в нее означает предоставление льгот по аренде, кредитованию и налогообложению, что позволит сделать бизнес более рентабельным". (Отметим, что комиссия Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям обращение Совета муфтиев России уже поддержала, однако окончательного решения пока не принято.) Помощь в открытии халяльных ресторанов и магазинов пообещали своим предпринимателям и власти Екатеринбурга. Здесь в 2009 году должен пройти саммит руководителей стран - членов Шанхайской организации сотрудничества, куда входят некоторые мусульманские государства: Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, а также Китай, где мусульман больше, чем во всех вышеназванных, так что положение обязывает).

Как получить сертификат кошерности

Для получения сертификата кошерности международного образца за подписью Главного раввина России Берла Лазара производителям пищевой продукции, владельцам заведений общепита или торговых точек необходимо обратиться в департамент кашрута при Главном раввинате России с просьбой о проведении экспертной проверки. Она проводится в несколько этапов:

1.     Подача заявки и проверка экспертом всей необходимой информации.

2.     Составление и подписание предварительного договора о начале процесса сертификации.

3.     Визит на производство экспертов департамента кашрута.

4.     Предоставление отчета о результатах экспертной проверки производства.

5.     В случае получения положительных результатов экспертизы составляется и подписывается договор о выдаче сертификата.

Сертификат кошерности Главного раввина России Берла Лазара в ряде случаев сопровождается получением права на использование международного знака Ortodox Union

У кошерного общепита проблем со спиртным нет, а потому в одной только Москве успешно работают рестораны "Йона" (он еще доставляет по офисам города кошерные бизнес-ланчи), "Яэль", "Шагал", "На Бронной" и кафе "Шаарей-Цедек".

Численность традиционно мусульманских народов России

Народ

Численность (в тыс. чел.)

Доля населения России, %

Прирост к 1989 г.*, %

Татары

5555

3,8

+0,6

Башкиры

1673

1,2

+24,4

Чеченцы

1360

0,9

+50

Аварцы

814

0,6

+50

Казахи

654

0,5

+2,8

Азербайджанцы

622

0,4

+90

Кабардинцы

520

0,4

+34,7

Даргинцы

510

0,4

+44,4

Кумыки

422

0,3

+50

Ингуши

413

0,3

+90

Лезгины

412

0,3

+60

Итого:

12 955 млн чел.

9,1

.

* Год проведения последней в СССР переписи

Стоит ли игра свеч

Так стоят ли все эти сложности того, чтобы вообще браться за "чистую" пищу? Похоже, да. Если верить прогнозам специалистов, популярность кошерной и особенно халяльной продукции в России в ближайшее время будет расти. "Рынок халяльных товаров в последнее время увеличивается примерно на 10% в год, и в плане количества наименований, и в плане объема продаж. В 2007 году произошел настоящий всплеск их популярности", - отмечает Жафар Азизбаев. Одной из причин такого подъема можно считать расширение диаспор населяющих Россию народов, представители которых традиционно исповедуют ислам.

Требования к магазинам, предприятиям общественного питания, торгующим только продуктами "Халяль"

11.1.1. Требования к персоналу:

*       большинство персонала должно состоять из мусульман;

*       персонал должен знать особенности изготовления и продажи продуктов "Халяль";

*       иметь опрятный внешний вид, чистую спецодежду;

*       отвечать требованиям, предъявляемым работникам, торгующим продуктами питания;

*       вести себя с окружающими людьми в соответствии с нормами исламской этики.

11.1.2. Требования к ассортименту товаров:

*       ассортимент товаров не должен включать продукты, относящиеся к категории "запретное" ("харам") или "сомнительное";

*       товары с маркировкой "Халяль" должны иметь "Свидетельство", выдаваемое уполномоченным представителем территориального Духовного управления мусульман или Совета муфтиев России.

Из "Положения о порядке организации производства, торговли, осуществления контроля над производством и торговлей продуктами, разрешенными к употреблению в пищу мусульманам"

"Проведенная пять лет назад перепись показала, что за время, прошедшее с переписи 1989 года, быстрее всего росла численность "мусульманских" националь-ностей, - отмечает эксперт социологической службы исследовательского центра "Демограф-Р" Андрей Ищенко. - Количество чеченцев, аварцев, кумыков, лезгин увеличилось за эти годы примерно в полтора раза, а ингушей и азербайджанцев - почти вдвое. Еще быстрее росло число номинальных "мусульман" в Москве: таджиков - в 12 раз, чеченцев - в семь, а азербайджанцев - почти в пять. А сколько еще человек просто не охвачено переписью! Не думаю, что с 2002 года тенденция серьезно изменилась". По данным Института демографии Высшей школы экономики, активнее всего в первой половине 2007 года увеличивалось население мусульманских республик - Чечни, Ингушетии, Дагестана.

Правда, пока большая часть мусульман установленные исламом правила (в том числе и те, что касаются питания) исполняют не слишком усердно. Но число истинно верующих, а также тех, кто старается придерживаться канонов хотя бы время от времени, все-таки растет. А это значит, что с клиентурой у производителей халяльной продукции проблем не возникнет. Во всяком случае Рафаэль Насыров в будущее смотрит с оптимизмом: "Этот рынок я оцениваю как очень перспективный. По самым скромным подсчетам, в Московском регионе сейчас проживает около двух миллионов татар, азербайджанцев и других представителей народов, исповедующих ислам. При этом годовое потребление мяса и мясопродуктов здесь составляет в среднем 26 кг на человека. Вот и считайте - 52 тыс. т. Правда, многие едят что попало, они пока индифферентны к религии и не соблюдают ее канонов, но религиозность населения с каждым годом растет. Это видно и по опросам, и по результатам нашего предприятия. По сравнению с прошлым годом объемы продаж увеличились примерно на 20%".

Правда, Насыров признал, что у него нет точных данных о том, кто именно покупает продукты "САФА". Вполне возможно, говорит он, что значительную часть "халяля" потребляют не мусульмане, а представители других конфессий, ценящие его за хороший вкус и высокое качество. Это, впрочем, бизнесу не помеха, а, наоборот, плюс. Особенно для производителей кошерной пищи. Ведь численность этнических евреев в России, в отличие от тех же азербайджанцев, за последние годы сильно сократилась.

"Многим просто нравится непривычный, утонченный вкус колбасы из конины, а также других деликатесов, которые сильно отличаются от уже набившей оскомину "Докторской" или "Любительской". Более того, маркировку "халяль" воспринимают как дополнительную гарантию качества и безопасности продукта, знак того, что он не содержит никакой вредной химии", - отмечает начальник отдела маркетинга Йошкар-Олинского мясокомбината Светлана Курышкина.

Что такое халяльная еда

3.1. Запрещено использовать при производстве продуктов питания "Халяль":

*       мертвечину (мясо животных, умерших естественной смертью: от удара молнии или электрического тока, удушения, отравления или падения. - Примеч. ред.);

*       кровь (за исключением оставшейся в теле зарезанного в соответствии с исламской традицией животного. - Примеч. ред.);

*       свинину;

*       мясо животных, забитых не в соответствии с исламской традицией;

*       мясо хищных животных и хищных птиц;

*       мясо собак, ослов и мулов;

*       железы внутренней секреции, желчный и мочевой пузырь, гениталии животных;

*       продукты, содержащие алкоголь, наркотические вещества.

<…>

3.6. Мясо морских животных, морской и речной рыбы разрешено.

3.7. Разрешены все съедобные ягоды, фрукты, овощи и их производные.

3.8. Разрешены молоко и молочные продукты (за исключением изготовленных с применением компонентов, полученных от "запрещенных" животных. - Примеч. ред.).

Из "Положения о порядке организации производства, торговли, осуществления контроля над производством и торговлей продуктами, разрешенными к употреблению в пищу мусульманам"

Не только еда

Мало кто задумывается, что чистыми или нечистыми с религиозной точки зрения могут оказаться не только продукты. Но и, например, медицинские услуги. А между тем уже в этом году в Москве планируется открыть специальные "халяльные" клиники. "Мы постараемся создать комфортные условия для мусульман. Думаю, нашим посетителям будет приятно, если в регистратуре их встретит человек, который владеет не только русским, но еще арабским и английским языками. Кроме того, в проекте здания предусмотрена специальная комната для молитв и место для совершения омовения", - отметил глава сети клиник "Цена-Качество" Виктор Кисин.

А с наступлением очередного туристического сезона россияне вновь смогут отправиться в "ортодоксальные" путешествия. "Что такое халяльный отдых? Это когда во время проживания в отеле у мусульманина, и особенно у мусульманки, не возникает проблем на пляже или у бассейна. В заведениях, позиционирующихся как халяльные, мужская и женская зоны жестко разграничены. На территории гостиничных комплексов не продают спиртное, так что здесь вы не столкнетесь с подвыпившим дебоширом. Популярность такого отдыха растет. В прошлом году подобные услуги предлагала всего одна фирма, в этом году их уже четыре. Пока все они отправляют людей в Турцию и другие мусульманские страны, но, думаю, уже совсем скоро аналогичные отели появятся и в России", - надеется Жафар Азизбаев.

Что такое кошерная пища

Кошерным называется специально обработанное мясо животных и птиц, которых Тора разрешает употреблять в пищу евреям. Из млекопитающих кошерными животными считаются лишь и жвачные, и парнокопытные одновременно - коровы, овцы, козы, олени. Животные, у которых отсутствует хотя бы один (свиньи, лошади, верблюды) или оба (кролики, зайцы, собаки и т. д.) из этих признаков, некошерные. В категорию кошерных входит почти вся домашняя птица (куры, утки, гуси, индейки), перепела, голуби. Большинство диких птиц, согласно списку Торы, считаются запрещенными. Ящерицы, змеи, лягушки и моллюски, а также насекомые некошерны по определению.

Однако даже мясо кошерного животного, с точки зрения правоверного иудея, пригодно в пищу только в том случае, если животное было забито с соблюдением целого свода специальных правил.

Кошерная рыба имеет плавники и чешую, прикрывающую пластинки на коже, которые можно удалить, не повредив самой кожи. Например, угорь или зубатка однозначно некошерны. Большинство раввинов относят к запрещенным и осетровые. Икра кошерной рыбы разрешена, некошерной - нет.

Главные критерии кошерности молочных продуктов просты. Во-первых, молоко должно быть от кошерного животного. Во-вторых, компоненты молочных продуктов не должны иметь мясного происхождения, например, желатина или сычужных ферментов, используемых при изготовлении некоторых сыров.

Вся растительная пища, а также грибы считаются кошерными. Однако необходимо убедиться в полном отсутствии в них насекомых, червей, а также личинок и яиц. Правила кашрута категорически запрещают смешивать друг с другом мясные и молочные продукты

Евгений КАЛЮКОВ

12.11.2007  Журнал "Sales business/ Продажи"
12.11.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов