Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Автобизнес с PROбегом

Крупнейшие автодилеры превращаются в торговцев second hand'ом

Продажи новых иномарок в России растут быстрее, чем экономика страны в целом. Бурный рост автомобильного рынка не только увеличивает его обороты, но и провоцирует бизнесменов на создание смежных видов бизнеса. Наиболее перспективным направлением считается продажа подержанных автомобилей. Однако легализацию вторичного авторынка сдерживают особенности нашего налогового законодательства.

 

В начале 1990-х годов, когда российские границы только открылись для импорта, купить иностранный автомобиль было все равно, что приобрести самолет. Счастливые автолюбители мало задумывались о марке и годе выпуска. Даже изрядно потрепанная импортная машина считалась лучше отечественных «Жигулей». Перегоном подержанных иномарок в те времена занимался, кажется, чуть ли не каждый второй профессиональный водитель. Кто-то возил машины для себя, кто-то – на продажу. Благо пошлины были минимальные, а товар собирался по всей Европе, зачастую со свалок. Поэтому издержки в основном ограничивались расходами на перегон. Бизнес рос до резкого увеличения ввозных пошлин на подержанные машины, после чего импортировать автомобили старше семи лет стало невыгодно. Да и требования покупателей выросли: зачем брать кота в мешке, когда можно подобрать машину у себя на родине.

По данным ГИБДД, в стране ежегодно продается и покупается 2 млн подержанных машин. Определить долю иномарок в общем объеме «вторички» достаточно сложно. По данным компании «Автостат», в 2006 году в нашу страну из-за границы было ввезено 240 000 подержанных машин, в текущем году эта цифра увеличится примерно до 260 000. Однако, согласно прогнозам, к 2010 году импорт автомобилей second hand сократится до 180 000. Уже сегодня вторичный рынок иномарок формируется в большей степени за счет внутренних ресурсов. Продажи новых иномарок в России ежегодно увеличиваются на 60 – 70%, в этом году они должны превысить 1,5 млн штук. Большинство купленных машин уже через два-три года переходит в разряд second hand. Именно по истечении этого срока покупатели успевают расплатиться по кредиту, а у автомобиля заканчивается гарантийный срок. Машина все чаще используется как имиджевая составляющая, а значит, необходимость менять ее возникает регулярно. Да и быстрое обновление модельного ряда, и активная реклама, дополненная предложениями о льготных кредитах, стимулируют покупателей к смене «железного коня».

По данным исследования компании «Рольф», 20% автовладельцев хотели бы сменить машину на первом же году после ее покупки, 25% – на второй год, а 30% – на третий. В реальности менять машины людям удается реже. Одна из причин тому – сложность продажи практически новой машины по выгодной цене. Автолюбители вынуждены самостоятельно размещать объявления в газетах или на интернет-сайтах, встречаться с потенциальными покупателями, получать у них наличные. В этом смысле Россия пока очень сильно отстает от развитых стран. В Европе практически невозможно встретить частных продавцов подержанными машинами: там ими торгуют автосервисы или дилерские центры. В США и вовсе большинство новых авто продается физическим лицам в лизинг, договор заключается на 2 – 3 года, затем машина автоматически возвращается продавцу, который и занимается ее реализацией. В России такая схема пока доступна только юридическим лицам. Однако автомобили становятся дороже и технически совершеннее, поэтому продавать их самостоятельно с каждым годом будет труднее. Продавцу, чтобы правильно оценить товар, необходимо провести диагностику, желательно в фирменном сервис-центре. А российский покупатель становится более разборчивым и нуждается в гарантиях и дополнительных услугах.

 

Купить и не прогадать

 

По данным независимого автомобильного эксперта Алексея Шарапова, примерно 80% сделок по продаже подержанных автомобилей осуществляется между частными лицами, которые находят друг друга по объявлениям или через знакомых. Второй по популярности канал реализации подержанных машин – автомобильные рынки, где главными продавцами выступают те же частники. Рынки second hand существуют практически во всех российских городах. Однако крупнейшим в стране считается Торгово-выставочный комплекс «Автогарант» на Новорязанском шоссе, который принадлежит бизнесмену Яну Ровнеру. По данным пресс-службы «Автогаранта», еженедельно на этой торговой площадке выставляется около 3000 автомобилей и совершается около 90 сделок. На самом деле отследить точное количество продаж практически невозможно, поскольку покупки могут совершаться как на территории комплекса, так и за его пределами. Главное преимущество любого авторынка – возможность осмотреть сразу много машин, сформировать представление о существующем предложении и сориентироваться в ценах. Но поскольку продавцами выступают преимущественно частные лица, говорить о предоставлении гарантии и дополнительных услуг – вроде страхования или кредита – не приходится. Задача рынка – свести продавца с покупателем, а их дальнейшие взаимоотношения никого не волнуют. «Криминальные» и восстановленные после аварий машины на рынках не редкость. Но провести полноценную диагностику товара до момента покупки удается далеко не всегда, а предъявлять претензии после сделки уже бесполезно.

Между тем владельцы рынков стараются сделать свои торговые площадки более цивилизованными. «Автогарант» недавно запустил услугу «Автогарантия» – своеобразный вид технического страхования, который может приобрести покупатель любой машины. В зависимости от степени покрытия рисков годовая «Автогарантия» стоит от 14 000 руб. до 71 000 руб. и подразумевает лимит от 200 000 руб. до 1 800 000 руб. соответственно. В случае непредвиденной поломки автомобиля «Автогарант» возмещает расходы на ремонт или заменяет детали самостоятельно. Впрочем, на гарантию машины принимаются только после тщательной диагностики, так что риски при подобном «страховании» сравнительно невелики. Диагностика проводится за счет страхователя и стоит 2000 – 2500 руб. В свою очередь, Мытищинский авторынок – главный конкурент «Автогаранта» – недавно начал предлагать новую форму комиссионной продажи машин. Владелец пригоняет «железного коня» на рынок, назначает желаемую цену и оставляет машину продавцам. Стоимость услуги – 100 руб. в день, которые оплачиваются после реализации машины или в случае отказа владельца от продажи.

Однако, несмотря на желание владельцев авторынков создать цивилизованные условия, перспективы таких торговых площадок нельзя назвать радужными. «У данного канала реализации есть одно уязвимое звено – непрозрачная финансовая схема торговли, – считает руководитель «Делового автоклуба» Auto.finam.ru Константин Прохоровцев. – При продаже машины одного частного лица другому проконтролировать сумму сделки практически невозможно». По мнению экспертов, в скором будущем автомобильные рынки ждет та же участь, что и радиорынки, которые столичные власти «загоняют» в помещения и пытаются наладить контроль за оборотом и уплатой налогов. «Авторынки в том виде, в котором они существуют сегодня, обречены на вымирание, потому что власти будут с ними бороться», – подтверждает аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков.

 

Отдать и забыть

 

Несколько лет назад в нашей стране начала активно развиваться система обмена подержанных машин на новые через систему trade-in: фирменный автосалон выкупает у клиента автомобиль в обмен на новый с доплатой. По словам Алексея Шарапова, официальные дилеры, работающие с trade-in, пока не делают погоды даже на московском рынке, а в регионах их позиции и вовсе практически незаметны. Однако не все эксперты столь категоричны. «Сегодня в России через trade-in продается не более 20% от числа реализованных новых машин. Но и такие результаты можно назвать успехом, еще три года назад этой схемой пользовались единицы, – отмечает Владимир Попов, президент ГК Favorit Motors. – В США, Великобритании, Германии, Франции, Испании число автомобилей, проданных по trаde-in, превышает 50%. В нашей стране в ближайшие несколько лет доля продаж должна вырасти до 35%». «Сдавая автомобиль в trade-in, владелец теряет от 10% до 15% рыночной стоимости машины, но он может получить деньги за свой автомобиль уже в день обращения, а также дополнительные льготы и скидки при покупке нового», – говорит Игорь Говоров, руководитель направления корпоративных продаж автосалона «Германика» (официальный дилер концерна Volkswagen). Сотрудничество со специализированной фирмой удобно не только продавцу, но и покупателю подержанной машины, которому предоставят гарантию на купленный товар, возможность сделать покупку в кредит и застраховать автомобиль.

Пока в России немало автосалонов, специализирующихся на подержанных автомобилях, которые поступают из-за границы, но и они постепенно переходят на работу с внутренним second hand. Продавцы машин зачастую предпочитают иметь дело именно с такими фирмами, которые, в отличие от официальных дилеров, свободны в выборе покупаемых машин. Ведь авторизованный дилер весьма неохотно принимает в trade-in непрофильные для себя марки, а если и принимает, то сбивает цену до 20% от рыночной. В свою очередь, некоторые покупатели предпочитают заказывать иномарки, которые не ездили по российским дорогам, заранее выбрав цвет и комплектацию. Подобные изыски вполне достижимы, учитывая объемы европейского и американского вторичных рынков. К недостаткам салонов, специализирующихся на second hand, можно отнести трудности с обслуживанием разношерстного парка продаваемых автомобилей и проблемы с предоставлением технической гарантии на купленный товар. Да и ограниченные финансовые ресурсы зачастую не позволяют таким фирмам держать на складе большой парк машин. Зато вопросы с кредитом, страхованием и прочими смежными услугами, как правило, решены прекрасно.

Официальные дилеры стремятся выйти на новый уровень работы с подержанными машинами, создавая специализированные подразделения. Фактически это тот же trade-in, только выделенный в отдельный бренд и работающий централизованно. Компания Renault два года назад запустила программу «Renault с PROбегом», которая предлагает обмен подержанных автомобилей на новые Renault. Купленные авто с пробегом проходят технический контроль по стандартам Renault, а затем компания продает их через своих официальных дилеров. Пока программа работает только в 12 из 75 существующих фирменных салонов Renault, но до конца года к ней будут подключены 20 дилеров в 17 регионах России. «У дилеров, участвующих в программе, на долю trade-in приходится около 10% продаж новых автомобилей. К 2009 году мы планируем запустить «Renault c PROбегом» в половине дилерских центров, а совокупный процент продаж подержанных автомобилей у наших дилеров должен составить более 50% от продаж новых машин», – прогнозирует Ольга Сергеева, менеджер по связям с общественностью «Renault Россия». Дилеры, участвующие в программе «Renault с PROбегом», выкупают машины самых разных марок, причем на долю Renault приходится только 46%. «Кроме заработка на перепродаже автомобилей, trade-in повышает лояльность клиентов к нашей марке, стимулирует продажи новых автомобилей Renault и способствует развитию профессионального и рентабельного бизнеса дилеров», – добавляет Ольга Сергеева.

Весной этого года ГК «Рольф» объявила о создании подразделения Bluefish, специализирующегося на second hand. «Проект пока работает в тестовом режиме, и первые результаты будут подведены в ноябре», – рассказала Марина Глушкова, менеджер по корпоративным коммуникациям «Рольф». К концу октября в Bluefish было выставлено на продажу 37 автомобилей second hand. Пока Bluefish скупает исключительно Mitsubishi Lancer и Outlander и продает их только через московские дилерские центры Mitsubishi, входящие в группу «Рольф». При оценке машины Bluefish проводит диагностику по 49 параметрам, за что владелец платит $39. Принимаются только автомобили, проданные дилерами Mitsubishi и проходившие все ТО в авторизованных сервис-центрах. На подержанные машины распространяются почти такие же правила, как и на новые. Bluefish предлагает покупку в кредит, а после того как проект пройдет тестовую эксплуатацию, на автомобили будет даваться годовая гарантия. В рамках проекта Bluefish клиенты, сдающие подержанный автомобиль в trade-in, могут купить новый Mitsubishi Lancer быстрее, чем обычные покупатели, которым приходится стоять в очереди до 11 месяцев.

По прогнозам аналитиков PricewaterhouseCoopers, к 2010 году легальные продажи подержанных автомобилей, которые проходят через trade-in или другие салоны-перекупщики, достигнут 1 млн штук в год. Однако пока развитие легального бизнеса в сфере торговли second hand сдерживается налоговым кодексом, рост рынка прогнозировать невозможно. «В соответствии с российским налоговым законодательством, НДС к уплате рассчитывается со всей суммы продажи. При этом НДС к возмещению отсутствует при сделках с физическими лицами и лицами, работающими по упрощенной или льготной схеме налогообложения», – говорит Ольга Сергеева. Подобная практика вдвойне обидна для дилеров, поскольку частные лица от уплаты НДС полностью освобождены. Вопрос об отмене двойного налогообложения поднимался продавцами автомобилей еще несколько лет назад, но воз и ныне там. Сегодня большинство дилеров, работающих с trade-in, вынуждены искать почти легальные, но не очень удобные способы ухода от повторного налогообложения. Распространены две схемы. Оформление договора мены подержанного автомобиля на новый с доплатой со стороны клиента или выставление машины на комиссию в автосалоне без оформления договора купли-продажи между клиентом и автосалоном. То есть формально машина переходит от одного частного лица другому, а дилер выступает лишь в качестве посредника. В обоих случаях НДС уплачивается только с разницы между ценой приобретения и продажи подержанной машины, что является вполне логичным.

 

Дорогой second hand

 

«Российские и европейские потребители по-разному относятся к проблеме выбора подержанной машины. В советские времена за новыми автомобилями приходилось выстаивать длинные очереди, поэтому «бэушные» машины пользовались очень хорошим спросом и зачастую стоили не дешевле новых. Схожая ситуация сохранилась и по сей день, – говорит руководитель департамента маркетинговых исследований и аналитики «ИМА-консалтинг» Наталья Даудрих. – В Европе и США 2 – 3-летний возраст машины – уже достаточное основание считать ее старой и заменить на новую. В нашей стране представители среднего класса считают слегка подержанную иномарку вполне приличной машиной». Подобный расклад способствует резкому паданию цен на автомобили в Европе и США и медленному снижению стоимости авто в России. Безусловно, амортизация машины сильно зависит от ее марки. Например, Mercedes, BMW и Audi считаются относительно надежными, а потому их стоимость падает медленно, в отличие от корейских марок Hyundai, Kia и Chevrolet-DAT. Однако в среднем сегодня «трехлетки» теряют всего 15 – 25% от первоначальной стоимости.

«Нынешние цены на second hand противоречат здравому смыслу. Однако постепенно российский рынок должен прийти в равновесие с американским и европейским. Трехлетняя машина станет терять 40 – 50% от своей первоначальной цены, а автомобиль в возрасте 7 – 9 лет будет стоить смешных денег. Кстати, в развитых странах быстрое падение цен на автомобили объясняется еще и постоянно ужесточающимися экологическими нормами и прогрессивной шкалой налогов за владение старыми, сильно загрязняющими воздух автомобилями», – отмечает Алексей Шарапов. Пока российское налоговое законодательство не учитывает возраст и экологический стандарт автомобилей, «немцы» у нас в цене. «Недавно быстро дешевели российские машины и автомобили производителей из Европы, Азии и Америки по цене до $20 000. В течение трех лет падение составляло порядка 30% от стоимости нового автомобиля. Однако теперь цены на российские, немецкие и японские модели снижаются на 15% за три года», – резюмирует Владимир Попов. Замедленной амортизации способствуют не только большие очереди за новыми авто, подогревающие спрос на вторичном рынке, но и снижение курса доллара, ведь именно в этой валюте традиционно рассчитываются цены на автомобили. Кроме того, несколько лет назад были увеличены пошлины на иномарки, что перекрыло поступление в Россию дешевых машин и взвинтило цены на внутреннем вторичном рынке.

Между тем, по мнению Константина Прохоровцева, в ближайшие 2 – 3 года рынок подержанных автомобилей ждут существенные изменения. Масштабы автомобильного бизнеса достигли таких размеров, когда уже неизбежен качественный скачок. Из-за наполнения рынка машинами, которые были ввезены в Россию новыми, обязательно будет сокращаться импорт подержанных автомобилей. Исключение составят только дорогие внедорожники и представительские машины, которые новыми продаются в России в весьма ограниченных количествах. При том что спрос на вторичном рынке на престижных «немцев» и «японцев» сохраняется достаточно высокий. «Особняком стоят эксклюзивные машины, которые не поставляются в Россию новыми или продаются в очень небольших объемах. Например, поставки Ferrari или Lamborghini останутся неизменными», – считает Константин Прохоровцев. Поставки из-за границы подержанных автомобилей по цене $10 000 – 20 000 практически сойдут на нет. Спрос на них будет удовлетворяться за счет ресурсов внутреннего рынка second hand, а также за счет китайских производителей, предлагающих доступные новые автомобили.

«Рост продаж иномарок отечественной сборки будет происходить параллельно с сокращением импорта подержанных автомобилей. Причем сокращение больше всего коснется «возрастных» машин», – прогнозирует Наталья Даудрих. «Омоложение» спроса на подержанные автомобили увеличит популярность более дорогих моделей second hand. Если пару лет назад пользовались спросом подержанные автомобили за $5000 – 7000, то сегодня чаще всего покупают иномарки по $10 000 – 20 000. «В ближайшее время рынок Москвы должны практически полностью покинуть иномарки старше 7 – 9 лет, а также отечественные машины дешевле $3000», – предполагает Константин Прохоровцев. По мнению Алексея Шарапова, удорожание машин на вторичном рынке сделает second hand более привлекательным объектом для бизнеса. Если в стране пересмотрят систему двойного налогового обложения торговцев подержанными авто, рынок примет еще более цивилизованные очертания. Надежда на то, что проблема двойного налогообложения разрешится в ближайшем будущем, подкрепляется тем, что это препятствует вступлению России в ВТО. В регионах ситуация изменится по схожему сценарию, но с некоторой задержкой и поправкой на уровень дохода покупателей. Кроме того, рынок second hand за Уралом начнет испытывать достаточно сильное давление со стороны китайских производителей, которые предлагают доступные машины, пусть и не самого высокого качества. А как говорил Генри Форд, хороший автомобиль – новый автомобиль. Зато машины старше 10 – 12 лет постепенно отправятся на свалки и в плавильные печи перерабатывающих комбинатов – так, как это происходит во всех цивилизованных странах.

 

Владеть или не владеть

 

В Европе и Америке рейтинг машины на вторичном рынке является одним из основных параметров при выборе новой. Авторитетное исследовательское агентство J.D. Power ежегодно публикует список машин, которые лучше других сохраняют начальную цену, а значит, обеспечивают значительную экономию средств для автовладельцев. В России пока не существует каталогов, позволяющих вычислить стоимость владения автомобилем, но примерные оценки можно сделать еще при выборе «железного коня». Ликвидность автомобиля зависит от его марки, года выпуска, уровня оснащения, пробега, от того, снята ли данная модель с производства, высок ли на нее спрос. Покупая доступную модель В или С класса, надо быть готовым к тому, что на ее содержание в течение трех лет потребуется сумма, сопоставимая со стоимостью самой машины. Не спасает даже сравнительно низкий уровень амортизации (см. таблицу). Снизить расходы «на владение» можно только за счет экономии на страховке, но в случае серьезной аварии расходы на ремонт могут поглотить значительную часть семейного бюджета.

В сегменте машин дороже $25 000 одним из главных факторов, определяющих уровень амортизации, является распространенность конкретной марки на американском рынке. Ведь именно США – крупнейший поставщик подержанных автомобилей в Россию, что существенно снижает цены на внутреннем рынке. Поставки из Европы ввиду роста курса евро значительно снизились. Например, в салоне официального дилера в России новый внедорожник Infiniti FX45 стоит 2 198 000 руб. (около $88 000), тогда как в Америке такой же новый можно купить за $50 000, а трехлетний – за $30 000 – 33 000. С учетом доставки и таможенной очистки в России «трехлетка» обходится в $45 000 – 48 000. Таким образом, цена на Infiniti и многие другие дорогие марки на вторичном рынке автомобилей, купленных в России новыми, снижается достаточно быстро. А вот доступные модели В и С классов амортизируются достаточно медленно именно из-за большого срока ожидания. По словам Натальи Даудрих, в большинстве автосалонов в среднем покупателю приходится ждать новую машину не менее полугода. Например, срок получения самой популярной иномарки Ford Focus составляет около года. Таким образом, годовалая машина стоит почти столько же, сколько новая, а наиболее ликвидные автомобили 2 – 3 лет теряют всего 10 – 15% от первоначальной цены. Однако с развитием автомобильных производств в России очереди за иномарками должны снизиться. Число новых автомобилей продолжит расти, что расширит рынок second hand и снизит на нем цены. Да и ужесточение требований к гарантийным и сервисным услугам со стороны покупателей «загонит» их продажи в автосалоны. Сегодня, покупая новый автомобиль, человек должен быть готов к тому, что через 2 – 3 года его «железный конь» потеряет минимум 30% от своей первоначальной цены. Зато покупатель подержанной машины получит почти такой же уровень сервиса, как и при покупке новой, а у автодилеров появится дополнительный источник доходов.


Игорь Сирин
15.11.2007  Журнал "Компания"

15.11.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов