Человек со вкусом
Куда завело Зинаиду Хохлову любопытство
Сначала от предложения работать в «ВымпелКоме» Зинаида
Хохлова хотела отказаться, посчитав, что мобильная связь не ее стезя. Она и не
предполагала, что спустя три года станет связанной с «Билайном» по всем
направлениям.
Найти подходящего сотрудника на топовую маркетинговую позицию в
секторе мобильной связи непросто. В одних компаниях приглашают для
стратегических преобразований экспатов, в других - предпочитают работать с
россиянами. Основные сложности в том, что динамичная сфера требует от
руководителя способностей к моментальной концентрации, анализу и одновременно
синтезу, а также быстрому принятию решений. Видимо, все вышеперечисленное у
Зинаиды Хохловой есть, поскольку в «ВымпелКоме» считают везением, что три года
назад удалось заманить нынешнего директора по маркетингу массового рынка в сеть
«Билайн».
в теме и по теме
Очаровательная улыбка и чувство юмора помогают Зинаиде Хохловой
в работе. «Однажды наступает сложный момент, когда понимаешь, что все на «пять с
плюсом» сделать невозможно, - объясняет Зинаида Хохлова. - Иногда лучше
выполнить работу на «четыре», чем не сделать вообще. Для бизнеса правильней
периодически какие-то вещи отпускать. Вот это, наверное, самое сложное: сочетать
количество задач, в выполнение которых нужно вовлекаться, и понимание того, что
все контролировать невозможно».
Похоже, что ее четко структурированное мышление, а также
способность вести диалог и находить точки соприкосновения с любой аудиторией
ценят и внутри самой компании, и в рекламной индустрии в целом. Те, кто вместе с
ней работал или работает до сих пор, говорят о Зинаиде почти одно и то же -
«тонкий интеллектуальный человек, отличный профессионал», «виртуоз в
общении».
«Зина - тот самый уникальный случай, когда в руководителе
оптимально сочетаются как блестящие деловые качества, так и замечательные
человеческие. Придя в нашу компанию несколько лет назад с другого рынка (FMCG),
она настолько быстро разобралась в специфике телекома и внутренних процедурах,
что многие просто поразились, - рассказывает Оксана Козыренко, руководитель
департамента голосовых услуг компании «ВымпелКом». - Сейчас, занимая одну из
самых ответственных позиций и имея в подчинении более сотни человек, она
остается настолько же легкой в общении, как и три года назад, когда мы с ней
только познакомились».
Услышав лишь фамилию Хохловой, руководители BBDO Moscow тут же
начинают рассыпаться в комплиментах. «С Зиной очень приятно работать. У нее
хорошая интуиция и огромный багаж маркетинговых знаний, которыми мы все с
удовольствием пользуемся», - говорит Андрей Ильясов, креативный директор BBDO
Moscow. Потом продолжает: «У нее хороший вкус и продвинутый взгляд на креатив.
Зина в курсе последних трендов и не боится экспериментов. Нам всегда легко
приходить к общему мнению, а это, на мой взгляд, залог успешной командной
работы. Вообще для меня люди делятся на две категории: те, кто «в теме», и кто
«не в теме». Зина - в теме!»
По мнению Хохловой, ситуация за то время, что она работает в
«ВымпелКоме», сильно изменилась. Основное, что ей удалось, - создать в своем
маркетинговом секторе успешно работающую команду единомышленников, которым можно
доверять. А в отношениях с рекламным агентством жестко провести свою линию и
вместо проектного варианта сотрудничества начать выстраивать более продуктивные
партнерские отношения.
«Первое время было непросто, потому что я привыкла к другой
схеме взаимодействия между РА и компанией-рекламодателем, - вспоминает она. - В
США, где я руководила одним из направлений табачной компании RJ Reynolds,
выпускающей сигареты Camel, агентство всегда выступало в роли стратегического
партнера, а в России ситуация больше напоминала проектный вариант
сотрудничества. Это была чисто операционная работа - бриф, креатив и побежали».
А Зинаида привыкла к тому, что агентство - часть внутренней архитектуры
компании. Она считает, что РА - это прежде всего люди, которые живут твоим
брендом, знают марку и бизнес достаточно для того, чтобы вовлекаться в
дискуссию, участвовать в разрешении задач. «Изначально я этого не увидела и не
могу сказать, что мы уже пришли к идеальному решению схемы работы с агентством,
хотя постоянно пытаемся выстраивать отношения на дискуссии, на партнерстве, а не
только на решении тактических краткосрочных задач», - добавляет она. Вероятно, в
этом направлении ей действительно удалось уже кое-что сделать, поскольку в BBDO,
когда говорят о Зинаиде, сразу делают акцент на партнерских отношениях в работе
с «ВымпелКомом».
«Работая в режиме нон-стоп, Зине удивительным образом удается
оставаться спокойной, рациональной и очень деликатной в общении. И, что
немаловажно в нашем случае, она верит в способность агентства быть не просто
исполнителем, а и полноценным партнером своего клиента, - рассказывает Игорь
Кирикчи, гендиректор BBDO Moscow. - Вы даже не представляете, какие это дает
агентству импульс и мотивацию».
это сладкое слово «свобода»
Трудно себе представить, что если бы не совет бабушки, Зинаида
Хохлова могла бы сейчас работать учителем начальных классов в своем родном
городе - Нижнем Новгороде. В юности она вполне серьезно мечтала преподавать в
школе. Ей казалось, что в этой профессии есть достаточная свобода, а также она
исключает скуку, серость и однообразие. «Я даже в старших классах ходила на
подготовительные курсы в Нижегородский педагогический институт», - улыбаясь,
рассказывает она.
Собственно, ее поступление в пединститут было бы продолжением
семейной традиции. В роду Хохловых по женской линии было предостаточно учителей.
Бабушка преподавала математику, физику и электротехнику в техникуме, мама
работала в школе учителем истории. Отец трудился в сфере культуры, которая в
советские времена считалась чем-то близким к образованию. Он руководил
Нижегородским дворцом культуры. «Как многие еще помнят, в те годы сфера культуры
достаточно успешно существовала и развивалась», - добавляет Зинаида.
Детьми, а их в семье Хохловых было трое, занималась в основном
бабушка. И когда пришло время самой старшей внучке - Зине - выбирать профессию,
она решила вмешаться в процесс. Выдвинув очень веские аргументы против того,
чтобы девушка поступала в педагогический, бабушка добавила: «Вряд ли ты сможешь
себя прокормить, если будешь работать в школе». В итоге выбор пал на
Нижегородский лингвистический институт. На этом пути можно было «убить сразу
двух зайцев»: с одной стороны, выучить несколько иностранных языков, а с другой
— приобрести в том числе и педагогическое образование. Так что, если бы желание
работать в школе пересилило, можно было легко устроиться преподавателем
иностранного языка.
Впрочем, несколько раньше у Зинаиды была еще и возможность
поступить в консерваторию, но от нее девушка решила отказаться. В детстве Зина,
как многие советские девочки, ходила в музыкальную школу и на танцы. И то, и
другое ей очень нравилось. Но если в танцах она звезд с неба не хватала, то с
«музыкалкой» все шло на редкость хорошо: «Я в детстве не отличалась особой
усидчивостью, но в музыкальной школе как-то само собой сложилось так, что
оказалась одной из лучших учениц. Меня водили на прослушивание к профессорам
консерватории и прочили музыкальное будущее». Однако Зинаида приняла решение
отказаться от высшего музыкального образования. Причину она видит в собственном
живом характере. Тогда ей казалось, что, посвятив себя музыке целиком, она вряд
ли будет счастлива. Все же музыкальная карьера требует постоянных занятий, а
значит, и усидчивости. А ей целыми днями заниматься одним и тем же делом всегда
было безумно скучно. «Привычка и умение усердно работать в ежедневном режиме
пришли позже», — вспоминает она.
С детства Зинаида думала о какой-нибудь интеллектуальной,
подвижной и разнообразной работе, не представляя, как это многие умудряются
ежедневно ходить на службу с 9 до 18 и каждый день делать примерно одно и то же.
Рутина и серость всегда наводили на нее тоску.
«Мое природное любопытство и интерес ко всему новому никак не
могли сочетаться со стандартным понятием труда. Мне всегда было сложно
представить себе, что я занимаюсь работой, где приходится изо дня в день
повторять одни и те же стандартные действия. Маркетинг для меня в этом плане
уникальная и подходящая профессия, потому что здесь подразумевается, что каждый
день не похож на другой. Тут практически ежедневно появляются новые задачи. А
необходимость развивать оригинальные проекты — лучший импульс для творчества», —
размышляет Хохлова.
Конечно, понимание, что такое маркетинг, к ней пришло далеко не
сразу. Тем более когда она окончила школу, о такой специальности в России почти
никто не слышал. А представить в то время, как изменится жизнь на постсоветском
пространстве, какие новые профессии появятся на рынке и какие неожиданные
возможности откроются непосредственно перед Зиной, было практически
невозможно.
>> Зинаида Хохлова |
Родилась в Нижнем Новгороде
Образование:
Нижегородский государственный лингвистический университет со степенью
бакалавра в области английского и французского языков В мае 2002 года
получила степень магистра делового администрирования в магистерской школе
менеджмента Babcock в университете Wake Forest (США) по специальностям
«бренд-менеджмент и руководство предприятием/консалтинг»
Опыт
работы: февраль 2002 — март 2004 — RJ Reynolds — помощник
маркетинг-менеджера по бренд-маркетингу Camel, затем маркетинг-менеджер
Camel август 2004 — апрель 2005 — руководитель по работе с массовым
рынкомкомпании «ВымпелКом» 2005 — 2007 — и.о. директора по маркетингу
компании «ВымпелКом» Настоящее время — директор по маркетингу
массового рынка компании «ВымпелКом» |
лингвистом можешь ты не быть
Многие из маркетологов, занимающих топовые позиции в крупных
компаниях, а также некоторые руководители рекламных агентств по первому
образованию лингвисты. Все они считают, что полученные в вузе базовые знания в
чем-то сориентировали их на новом пути. Многие уверяют, что лингвистическое
образование дало четкую структуру мышления, способность все быстро и правильно
разложить по полкам и проработать любую схему. Но Хохлова делает акцент на
других важных составляющих знаний, приобретенных в лингвистическом
институте.
«Первое, несомненное преимущество - качественное владение
иностранными языками, - утверждает она. - Без него ни до какого маркетинга
самостоятельно добраться тогда было невозможно. Когда я училась в вузе
(1991-1995 годы. - ИР), маркетинга как такового в России не было».
Основные плюсы лингвистического образования, по мнению Зинаиды
Хохловой, состоят в том, что оно тесно связано со страноведением,
культурологией: «Оно прежде всего вызывает интерес к людям, традициям, культуре,
- поясняет Зинаида. - А маркетинг, в свою очередь, строится именно на интересе и
любопытстве к людям. К тому, как они живут, как себя ведут и так далее. Все эти
вещи достаточно тесно связаны».
ярмарка новых желаний
Во время учебы в вузе и сразу после его окончания Хохлова
работала в известном выставочном комплексе «Нижегородская Ярмарка». Сначала в
качестве переводчика в отделе так называемого маркетинга, чуть позже перешла в
группу по организации выставок.
«Меня еще в то время стал интересовать маркетинг как нечто
новое и необычное для нашей страны. Но что это такое, у нас практически никто не
понимал. Тогда первых российских специалистов, работающих в иностранных
компаниях, стали отправлять за рубеж для получения степени магистра делового
администрирования. В основном учились они в заочной школе МВА в Будапеште», -
рассказывает она.
С любопытством Зина слушала рассказы тех, кто возвращался
домой, осторожно и целенаправленно примеряла эту профессию на себя. К тому
времени она уже начала понимать, что к знанию иностранных языков было бы неплохо
приплюсовать какую-нибудь специальность в сфере бизнеса, но какую именно, еще не
знала.
Возможно, путь к МВА был бы дольше, если бы не знакомство с
будущим мужем. Экспат, американец, приехавший в Россию запускать производство
Coca-Cola, никакого отношения к маркетингу не имел, он занимался реализацией
новых проектов. Но супруги оказались в чем-то очень похожими людьми. Они оба
стремились к постоянному развитию. Поэтому муж поддерживал Зинаиду в желании
получить дополнительное образование, а пока она анализировала собственные
предпочтения, чтобы определиться наверняка.
Вскоре молодожены переехали в Польшу, туда направили работать
мужа. Зинаида и там не сидела сложа руки, она преподавала французский язык на
английском детям экспатов в международной школе при посольстве США. «У меня
занимались ребята 12-14 лет из самых разных стран, - вспоминает она. - Было
безумно интересно за ними наблюдать, общаться. Такое смешение культур, традиций
и языков я видела впервые, каждый день открывая для себя что-то новое».
Собственно, и в Польше она не оставляла мысли учиться дальше,
но уже более четко определилась в своих пристрастиях.
без агрессивно-соревновательного духа
В итоге через несколько лет, впервые оказавшись в США, Зинаида
сразу же поступила учиться в магистерскую школу менеджмента Babcoсk в
университете Wake Forest (Уинстон-Салем, штат Северная Каролина). Но сомнения,
кем же она все-таки хочет быть, еще терзали. Взяв достаточное число кредитов на
учебу, решила получить одновременно две специальности: одну — в области
маркетинга, другую — консалтинга. Но основные знания и опыт она приобрела во
время практики. «В МВА я получала базу, азы, а самое необходимое для работы дала
табачная компания RJ Reynolds», — уверяет она.
Когда пришло время практики, у Зинаиды было несколько
возможностей, она была на собеседованиях еще в двух компаниях — Coca-Cola
(Атланта) и в McKinsey (Нью-Йорк), но выбрала все же RJ. «Мне понравились люди в
табачной компании. Там была какая-то теплая семейная атмосфера, а в других
предложенных местах ситуация оказалась более жесткой — все строилось на
конкурсе, переживании, соревновании. Я решила, что для внутреннего комфорта мне
совсем ни к чему эти агрессивные вещи», — вспоминает Зинаида Хохлова.
Агрессии она не приемлет и сейчас и старается так выстроить
работу в своем коллективе, чтобы атмосфера не давила на сотрудников и каждый мог
подойти к менеджменту с любым вопросом. «Здесь всегда есть возможность отстоять
и продать какую-то яркую необычную идею. Тебя всегда услышат, и у тебя будут
ресурсы ее реализовать, если ты действительно смог заинтересовать менеджмент
компании», — утверждает Зина.
По ее мнению, табачная компания в США дала замечательную базу
для развития. А поскольку отношения там выстраивались, как в семье, люди в
отделе маркетинга были членами одной команды в самом лучшем смысле этого слова:
«К мнению практиканта там прислушивались так же внимательно, как к мнению
директора».
Конечно, в «ВымпелКоме» совершенно другой темп развития. С
особой ностальгией Зинаида Хохлова вспоминает, как в отделе брендинга табачной
компании ежедневно несколько часов проходили в обсуждениях и дискуссиях. Вряд ли
это можно назвать брейнстормингами. Просто люди находились в постоянном диалоге,
что позволяло делать удивительные находки и максимально хорошо решать
поставленные задачи. «Проработав в команде табачников два года, я поняла, что не
ошиблась в выборе профессии. И еще, с тех пор об интересующих меня брендах,
идеях, креативе могу говорить часами», - улыбается Хохлова.
К сожалению, в более динамичном телекоме на столь длительные,
но весьма полезные для развития бренда беседы-обсуждения времени катастрофически
не хватает. «Табак в США - рынок зрелый. Там спокойная, размеренная жизнь,
работа достаточно комфортная, - добавляет Зинаида. - А что такое бизнес в России
в целом и телеком в частности? Здесь информация устаревает максимум за три
недели. Фактически, если я возвращаюсь спустя 20 дней к переписке по электронной
почте, ее можно полностью удалять, потому что за это время все не раз
изменилось. Такая радикальная смена темпа - это просто шок, к которому, как мне
кажется, я привыкаю до сих пор». Основная сложность, по словам Зинаиды Хохловой,
в том, что на рынке существует два варианта деятельности: проектная и
постоянная. В проектной человек работает с утра до ночи, полностью
выкладывается, но знает, что будет свет в конце тоннеля - проект, словно вахта у
шахтеров, закончится, и он сможет отдохнуть. А постоянная - беспрерывный
водоворот, который не закончится никогда. Так и в мобильной связи -это настолько
активная быстроразвивающаяся индустрия, где нет возможности посидеть и
оглянуться на свои прошлые достижения.
«К темпу работы, конечно, привыкаешь, - поясняет Зинаида. - Но
не хватает времени подумать так, как ты это делал прежде. Нет возможности
оглянуться, остановиться. Если кто-то себе это время выкраивает, то он уже
продолжает путь с других, более низких позиций».
Когда через 10 лет отсутствия в родной стране - в 2004 году -
Зинаида Хохлова вместе с мужем вернулась в Россию, она уже четко знала, чем
хочет заниматься. Первое - исключительно управленческие позиции ее совсем не
интересовали, то есть не было цели стать генеральным директором или управляющим
бизнеса. Ей нравилось заниматься маркетинговой работой. Второе -сотрудничество с
международными корпорациями и работа над глобальными брендами ее тоже не
привлекали, хотелось создавать что-то самой с нуля, выстраивать уникальную
историю какого-нибудь отечественного бренда.
«Я для себя цели определяю так: большие и яркие проекты и
огромное число интересных разработок, внедренных или сделанных мною вещей, на
которые можно оглянуться и с гордостью сказать, что они сделаны с моим
участием», - формулирует она выработанное самостоятельно кредо жизни.
головоломка под названием «Билайн»
В «ВымпелКоме» Зинаида оказалась случайно. На собеседование ее
пригласили через хедхантеров, но тогда она даже не знала ни масштабов бизнеса
этой компании, ни то, чем она занимается. О бренде «Билайн» она слышала, но не
связывала его с «ВымпелКомом». Поэтому после первой встречи Зина сказала, что
вряд ли ей будет интересно предложение работы в компании мобильной связи. Но ей
позвонили еще раз, предложили встретиться и все же уговорили выйти на работу в
компанию сотовой связи.
Зинаиду Хохлову пригласили тогда на позицию руководителя службы
по работе с массовым рынком. «ВымпелКом» как раз пытался вдохнуть жизнь в новую
сегментацию, которая была проведена, потом закончена. Как раз создавалась
структура, которая должна была бы выстроить стратегию посегментной работы.
Это был необычный для Зины проект и поэтому очень интересный,
ей стало любопытно попробовать себя в новой роли. Перед ней стояли две задачи:
первая - по формированию группы для создания нового отдела, а вторая по
разработке стратегии. Зина с ними успешно справилась и вскоре заняла позицию
и.о. директора по маркетингу массового рынка.
Сейчас она считает большой удачей, что попала в крупную
телекоммуникационную компанию с огромным количеством проектов. «Во-первых,
телекоммуникация как отрасль очень быстро развивается и все время глядит в
будущее. Во-вторых, с точки зрения бренда и выстраивания телекоммуникационной
стратегии как таковой - это задачка, над решением которой мы боремся каждый
день, и если честно, так до конца и не выстроили четкую, логичную картинку», -
объясняет Зинаида. По ее словам, происходит это потому, что у нас масса
сегментов рынка и продуктов. Массовый рынок в этом году, если не считать тарифы,
которые сами по себе отдельная группа продуктов в брендовой иерархии, состоит из
34 категорий различных услуг».
В такой ситуации Зинаиде пришлось научиться делегировать
полномочия сотрудникам, поскольку за всем уследить нельзя. «Это было непросто,
особенно если ты знаешь, что сам можешь сделать лучше», - добавляет Хохлова. По
ее мнению, важно, чтобы руководитель умел зажигать коллектив своим энтузиазмом,
то есть обладать некой харизмой.
«Зина умеет сформировать внутреннее искреннее желание,
энтузиазм, а также ясное понимание того, что и ради чего мы делаем, -
рассказывает Надежда Шевцова, руководитель службы текстовых и мультимедийных
сообщений компании «ВымпелКом». По ее мнению, сильный маркетинговый бэкграунд и
mind-set помогают найти очень интересные, эффективные и порой неожиданные
решения для каждого вопроса. «Она открыта новому, всегда приветствует
высказывание разных точек зрения, что позволяет принимать взвешенные решения,
оценив вопрос со всех сторон и взвесив все возможности и риски. Очень приятный и
интересный собеседник как в профессиональных вопросах, так и в
общечеловеческих», - добавляет Шевцова.
Сама Зинаида Хохлова с улыбкой поясняет, что руководство в виде
директивы ей не близко. Для нее управление любыми проектами связано с тем, чтобы
правильно сформулировать подчиненным задачи и вдохновить людей на их решение.
«Прежде всего надо верить в то, что ты делаешь, когда ставишь людям определенные
задачи, - поясняет Хохлова. - А во-вторых, просто через ощущение поддержки дать
людям что-то реализовывать, а не придерживаться какого-то тотального контроля и
жестких рамок. Словом, есть задача, которую надо поставить. Необходимо ее
правильно озвучить людям и дать сроки, в которые ее можно решить, но ни в коем
случае не объяснять, как это нужно сделать. Обычно это раздражает
людей».
Оксана Светлакова
21.11.2007
Журнал "Индустрия рекламы"