Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Книги Сетью

Александр Галунов издает и продает книги, не выходя из интернета

Александр Галунов, владелец санкт-петербургского издательства "Символ-плюс", первым начал торговать книгами в формате online - 11 лет назад он открыл сайт Books.Ru.

По образованию Александр Галунов - физик.

В 1992 году, когда государство прекратило финансировать науку, он, научный сотрудник санкт-петербургского НИИ механической обработки полезных ископаемых, подался в неокрепший, но смелый частный издательский бизнес.

- В НИИ я занимался исследованием искусственных кристаллов,- рассказывает Александр.- При институте был научный центр, для которого в конце 1980-х годов закупили передовое оборудование, установки по $1,5-2 млн.

Это был такой стимул - мы с энтузиазмом работали круглые сутки. Но постепенно все стало разваливаться, деньги перестали поступать. Тогда мы с компаньонами начали выполнять заказы на составление макетов книг для первых частных издательств. Заказов было мало и только по знакомству. В какой-то момент я устроился на постоянную работу в издательство "Питер", но скоро понял, что не хочу работать на чужого дядю.

В 1995 году Галунов открыл свое издательство "Символ-плюс".

- Мы специализировались на выпуске компьютерных книг. "Символ-плюс" и сейчас выпускает в основном научно-техническую и деловую литературу. В 1995 году такой тематический выбор был оправдан: в России набирала обороты ИТ-индустрия, ПК стали доступны простым смертным, интернет пришел в наши дома, и люди скупали любую техническую литературу. Помню, за книгой про модемы даже стояли очереди.

- Кто писал эти книги?

- В основном это была переводная литература. Наши издательские дела быстро пошли в го ру, нас закидывали письмами, обрывали телефоны с вопросом, где можно купить чтиво про компьютеры. И тогда пришла идея открыть при издательстве интернет-магазин.

- Как вы продавали книги до этого?

- Через пункт выдачи при издательстве: на телефоне сидела девушка-секретарь и принимала заказы, которые потом покупатели сами забирали. Мы выпускали десять книжек и спокойно их продавали. Потом в этом бизнесе появился товарообмен: мы отдавали свою литературу на реализацию партнерам, а они нам - свою. Когда ассортимент расширился до 200 наименований, торговать книгами по телефону стало трудно.

- Что представлял собой Books.Ru в 1996 году?

- Мы разработали сложную информационную систему, логистику и вложили во все это около $1 млн. Сейчас почти все происходит без человеческого участия, а в 1996 году семь операторов принимали заказы через интернет, обрабатывали их, сопоставляли с книжной базой и передавали информацию на склад, где товар выдавался покупателям. Когда число заказов увеличилось до 200 в день, у операторов начались трудности. Например, с идентификацией товара - поставщики присылали нам книги с некорректными кодами, то есть сразу несколько изданий носили один и тот же номер. Пришлось заниматься разработкой такой программы, которая бы сама все расставляла по полочкам.

- Где находили специалистов?

- Во время дефолта 1998 года многие организации, где работали грамотные программисты, закрывались, и мы смогли их нанять.

Запретное лекарство

Сегодня интернет-торговлей книгами занимаются около 100 компаний. Прямыми конкурентами Books.Ru являются Ozon.Ru и Bolero.Ru.

Основной актив компании - собственные программные разработки (софт) и база из 360 тыс.

клиентов.

- У нас пять офисов - два в Москве и три в Питере. В штате компании 40 человек, не считая курьеров, их число меняется в зависимости от сезона.

По словам Александра, у Books.Ru с самого начала было технологическое преимущество перед конкурентами.

- Они многое у нас копировали. На копирование некоторых вещей у них в прямом смысле ушли годы. Представьте, поступают 500 заказов в день, причем каких-то книг на складе нет, их нужно заказывать у поставщиков. При этом нужно решить, у каких поставщиков и на каком складе. Или, допустим, заказ на четыре книги - две на складе в Москве, две - в Питере, один клиент находится в Израиле, другой - в Германии. Да еще в процессе этого заказа клиент решил добавить какую-то книжку или что-то убрать. Логистическая программа решает все эти задачи. Вот ее скопировать невозможно.

У Books.Ru есть офлайновый магазин в СанктПетербурге с 3 тыс. наименований изданий.

Прямо там человек может купить книжку по той же цене, что и в интернете. А может сделать online-заказ на редкое издание, отсутствующее в прямой продаже. В Москве - два пункта выдачи товара, куда люди приходят за заказом, если хотят сэкономить на курьерской доставке.

В ближнее и дальнее зарубежье книги доставляются по почте.

- Как строятся ваши отношения с издательствами?

- У нас на сайте представлены 1,2 тыс. издательств. С крупными (АСТ, "Эксмо") работаем напрямую. С "Питером", ПХВ - через крупных оптовиков. Наша компьютерная программа закачивает их прайс-листы автоматически. Ежедневно в продажу добавляется 500 наименований книг, поэтому сложно все контролировать.

Десять лет назад у нас была в связи с этим забавная история, после которой мы стали очень популярны. На только что появившемся в Сети "Яндексе" по запросу "марихуана" открывался наш сайт. Нас даже Роснаркоконтроль проверял по этому поводу. Оказалось, в базу попала книжка "Марихуана - запретное лекарство". Чиновники посчитали, что в ней содержится пропаганда наркотика, приехали к нам в офис, и закрутилось… Мы долго с ними судились, дошли до Верховного суда. В результате нас обвинили в пропаганде марихуаны и обязали выплатить административный штраф в размере 40 тыс. руб.

- Как вы отбираете ассортимент продаваемой литературы?

- В России более 2,5 тыс. издательств.

Выбрать книги для продажи трудно. Мы делаем акцент прежде всего на популярных издательствах и предлагаем их ассортимент практически полностью.

- Вы конкурируете с офлайновыми книжными магазинами?

- Они не считают нас конкурентами, потому что продажи книг через интернет не превышают 5-7% от их товарооборота. Через два года объемы увеличатся до 10%, когда количество пользователей интернетом в России достигнет 30-35 млн человек. По сравнению с офлайновыми магазинами у нас есть неоспоримые преимущества. Во-первых, цены. Мы не арендуем дорогие площади, поэтому наши цены на 30% ниже.

Если на дешевых книгах разница не так заметна, то на деловой и технической литературе, которая стоит по 300-500 руб. за экземпляр, она существенная. Второй плюс - быстрый поиск.

Мы находим книгу, не зная ни автора, ни названия. У нас есть поиск по аннотации, по оглавлению, по ключевым словам и т. д. Третий наш плюс - ассортимент. В крупных книжных супермаркетах единовременно имеется максимум 50-55 тыс. наименований, в то время как Books. Ru выставляет на продажу128 тыс. книг.

За всю историю Books.Ru чего только не было.

Судебные процессы по поводу доставки - дело, по словам Александра, обычное. Как-то компания не смогла поставить книгу по кулинарии иркутскому заказчику - издание просто закончилось. Клиент сделал другой заказ. И вроде все улеглось. Но через некоторое время человек подал на Books.Ru в суд, заявив, что неисполнение первичных обязательств магазином привело к потере репутации истца: мол, книга предназначалась его девушке, не получив подарок она стала думать о возлюбленном не так хорошо, как ему хотелось бы. Клиент запросил 30 тыс. руб.

в качестве морального ущерба. Суд принял сторону Books.Ru.

Падение офлайна

- Если издатель выпустил прекрасный детектив или роман и не вложил деньги в его раскрутку, то книга просто ляжет мертвым грузом на складах оптовиков, ее никак не продать,- считает Александр.- И таких книг очень много.

- Какой выход вы видите?

- Надо постепенно переходить на электронные издания там, где речь идет об информации.

Из года в год количество читающих в офлайне людей уменьшается, поэтому тиражи падают.

Например, тиражи компьютерных книг за десять лет упали в десять раз. Пользователи интернета не покупают бумагу, а просто скачивают информацию бесплатно. Уже есть компании, которые предлагают книги для скачивания в сотовый телефон. Причем этим занимаются как крупные провайдеры, так и мелкие поставщики контент-услуг. Поэтому если говорить об информации в электронном виде, то людям надо дать возможность получать ее за деньги лицензионно чистой. Мы сейчас готовим юридические аспекты этого дела, чтобы выйти уже с конкретным предложением к издательствам.

- А что делать с библиотеками, классикой, подарочными изданиями и художественными альбомами?

- Художественная и учебная литература пока не входит в разряд популярной. Она как раз и лежит мертвым грузом на складах издательств и оптовиков. Мы ей принципиально не торгуем или ставим на нее очень высокую цену. Например, полные собрания сочинений классиков, научные энциклопедии и т. д. У нас их практически не покупают. Нам не выгодно ими торговать: книги занимают много места, стоят дорого, а покупаются крайне редко.

92% заказов Books.Ru отгружает по России, 8% - в другие страны, вплоть до Шри-Ланки.

Книги заказывают за рубежом сотрудники российских посольств, библиотек, коллекционеры. Самый дорогой заказ обошелся клиенту в $10 тыс.- это были 300 экземпляров подарочного издания "Мастера и Маргариты".

- Вы сами участвуете в раскрутке книг?

- Участвуем. Около 200 партнерских сайтов ссылаются на наши новинки. Путем наших рассылок мы можем продать целый тираж, сделать книгу популярной на несколько лет вперед.

- Сколько книг вы продаете в месяц и какие авторы сегодня наиболее популярны?

- В среднем от 3 тыс. штук и выше. Перед праздниками продажи увеличиваются вдвое.

На российском книжном рынке традиционно пользуются спросом фантастика и детективы.

Сейчас у нас активно скупаются книги Сергея Минаева, Дмитрия Глуховского и Эдуарда Багирова. Фаворитами остаются Устинова, Акунин.

- Какую книжку вы читаете сейчас?

- Как только человек попадает в издательский бизнес, он перестает читать. Чукча не читатель, чукча издатель. Читаю я в основном Стивена Кинга на английском языке. Через него хорошо понимаешь современную американскую культуру. У нас довольно много партнеров в США по издательскому бизнесу, и с ними после этого проще общаться. "Символ-плюс" ведь по-прежнему издает переводную компьютерную и деловую литературу.

ЛЮБОВЬ ПАВЛОВА



Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»
22.11.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов