Книги Сетью
Александр Галунов издает и продает книги, не выходя из интернета
Александр Галунов, владелец санкт-петербургского издательства "Символ-плюс", первым начал торговать книгами в формате online - 11 лет назад он открыл сайт Books.Ru.
По образованию Александр Галунов - физик.
В 1992 году, когда государство прекратило финансировать науку, он, научный сотрудник санкт-петербургского НИИ механической обработки полезных ископаемых, подался в неокрепший, но смелый частный издательский бизнес.
- В НИИ я занимался исследованием искусственных кристаллов,- рассказывает Александр.- При институте был научный центр, для которого в конце 1980-х годов закупили передовое оборудование, установки по $1,5-2 млн.
Это был такой стимул - мы с энтузиазмом работали круглые сутки. Но постепенно все стало разваливаться, деньги перестали поступать. Тогда мы с компаньонами начали выполнять заказы на составление макетов книг для первых частных издательств. Заказов было мало и только по знакомству. В какой-то момент я устроился на постоянную работу в издательство "Питер", но скоро понял, что не хочу работать на чужого дядю.
В 1995 году Галунов открыл свое издательство "Символ-плюс".
- Мы специализировались на выпуске компьютерных книг. "Символ-плюс" и сейчас выпускает в основном научно-техническую и деловую литературу. В 1995 году такой тематический выбор был оправдан: в России набирала обороты ИТ-индустрия, ПК стали доступны простым смертным, интернет пришел в наши дома, и люди скупали любую техническую литературу. Помню, за книгой про модемы даже стояли очереди.
- Кто писал эти книги? - В основном это была переводная литература. Наши издательские дела быстро пошли в го ру, нас закидывали письмами, обрывали телефоны с вопросом, где можно купить чтиво про компьютеры. И тогда пришла идея открыть при издательстве интернет-магазин.
- Как вы продавали книги до этого? - Через пункт выдачи при издательстве: на телефоне сидела девушка-секретарь и принимала заказы, которые потом покупатели сами забирали. Мы выпускали десять книжек и спокойно их продавали. Потом в этом бизнесе появился товарообмен: мы отдавали свою литературу на реализацию партнерам, а они нам - свою. Когда ассортимент расширился до 200 наименований, торговать книгами по телефону стало трудно.
- Что представлял собой Books.Ru в 1996 году? - Мы разработали сложную информационную систему, логистику и вложили во все это около $1 млн. Сейчас почти все происходит без человеческого участия, а в 1996 году семь операторов принимали заказы через интернет, обрабатывали их, сопоставляли с книжной базой и передавали информацию на склад, где товар выдавался покупателям. Когда число заказов увеличилось до 200 в день, у операторов начались трудности. Например, с идентификацией товара - поставщики присылали нам книги с некорректными кодами, то есть сразу несколько изданий носили один и тот же номер. Пришлось заниматься разработкой такой программы, которая бы сама все расставляла по полочкам.
- Где находили специалистов? - Во время дефолта 1998 года многие организации, где работали грамотные программисты, закрывались, и мы смогли их нанять.
Запретное лекарство Сегодня интернет-торговлей книгами занимаются около 100 компаний. Прямыми конкурентами Books.Ru являются Ozon.Ru и Bolero.Ru.
Основной актив компании - собственные программные разработки (софт) и база из 360 тыс.
клиентов.
- У нас пять офисов - два в Москве и три в Питере. В штате компании 40 человек, не считая курьеров, их число меняется в зависимости от сезона.
По словам Александра, у Books.Ru с самого начала было технологическое преимущество перед конкурентами.
- Они многое у нас копировали. На копирование некоторых вещей у них в прямом смысле ушли годы. Представьте, поступают 500 заказов в день, причем каких-то книг на складе нет, их нужно заказывать у поставщиков. При этом нужно решить, у каких поставщиков и на каком складе. Или, допустим, заказ на четыре книги - две на складе в Москве, две - в Питере, один клиент находится в Израиле, другой - в Германии. Да еще в процессе этого заказа клиент решил добавить какую-то книжку или что-то убрать. Логистическая программа решает все эти задачи. Вот ее скопировать невозможно.
У Books.Ru есть офлайновый магазин в СанктПетербурге с 3 тыс. наименований изданий.
Прямо там человек может купить книжку по той же цене, что и в интернете. А может сделать online-заказ на редкое издание, отсутствующее в прямой продаже. В Москве - два пункта выдачи товара, куда люди приходят за заказом, если хотят сэкономить на курьерской доставке.
В ближнее и дальнее зарубежье книги доставляются по почте.
- Как строятся ваши отношения с издательствами? - У нас на сайте представлены 1,2 тыс. издательств. С крупными (АСТ, "Эксмо") работаем напрямую. С "Питером", ПХВ - через крупных оптовиков. Наша компьютерная программа закачивает их прайс-листы автоматически. Ежедневно в продажу добавляется 500 наименований книг, поэтому сложно все контролировать.
Десять лет назад у нас была в связи с этим забавная история, после которой мы стали очень популярны. На только что появившемся в Сети "Яндексе" по запросу "марихуана" открывался наш сайт. Нас даже Роснаркоконтроль проверял по этому поводу. Оказалось, в базу попала книжка "Марихуана - запретное лекарство". Чиновники посчитали, что в ней содержится пропаганда наркотика, приехали к нам в офис, и закрутилось… Мы долго с ними судились, дошли до Верховного суда. В результате нас обвинили в пропаганде марихуаны и обязали выплатить административный штраф в размере 40 тыс. руб.
- Как вы отбираете ассортимент продаваемой литературы? - В России более 2,5 тыс. издательств.
Выбрать книги для продажи трудно. Мы делаем акцент прежде всего на популярных издательствах и предлагаем их ассортимент практически полностью.
- Вы конкурируете с офлайновыми книжными магазинами? - Они не считают нас конкурентами, потому что продажи книг через интернет не превышают 5-7% от их товарооборота. Через два года объемы увеличатся до 10%, когда количество пользователей интернетом в России достигнет 30-35 млн человек. По сравнению с офлайновыми магазинами у нас есть неоспоримые преимущества. Во-первых, цены. Мы не арендуем дорогие площади, поэтому наши цены на 30% ниже.
Если на дешевых книгах разница не так заметна, то на деловой и технической литературе, которая стоит по 300-500 руб. за экземпляр, она существенная. Второй плюс - быстрый поиск.
Мы находим книгу, не зная ни автора, ни названия. У нас есть поиск по аннотации, по оглавлению, по ключевым словам и т. д. Третий наш плюс - ассортимент. В крупных книжных супермаркетах единовременно имеется максимум 50-55 тыс. наименований, в то время как Books. Ru выставляет на продажу128 тыс. книг.
За всю историю Books.Ru чего только не было.
Судебные процессы по поводу доставки - дело, по словам Александра, обычное. Как-то компания не смогла поставить книгу по кулинарии иркутскому заказчику - издание просто закончилось. Клиент сделал другой заказ. И вроде все улеглось. Но через некоторое время человек подал на Books.Ru в суд, заявив, что неисполнение первичных обязательств магазином привело к потере репутации истца: мол, книга предназначалась его девушке, не получив подарок она стала думать о возлюбленном не так хорошо, как ему хотелось бы. Клиент запросил 30 тыс. руб.
в качестве морального ущерба. Суд принял сторону Books.Ru.
Падение офлайна - Если издатель выпустил прекрасный детектив или роман и не вложил деньги в его раскрутку, то книга просто ляжет мертвым грузом на складах оптовиков, ее никак не продать,- считает Александр.- И таких книг очень много.
- Какой выход вы видите? - Надо постепенно переходить на электронные издания там, где речь идет об информации.
Из года в год количество читающих в офлайне людей уменьшается, поэтому тиражи падают.
Например, тиражи компьютерных книг за десять лет упали в десять раз. Пользователи интернета не покупают бумагу, а просто скачивают информацию бесплатно. Уже есть компании, которые предлагают книги для скачивания в сотовый телефон. Причем этим занимаются как крупные провайдеры, так и мелкие поставщики контент-услуг. Поэтому если говорить об информации в электронном виде, то людям надо дать возможность получать ее за деньги лицензионно чистой. Мы сейчас готовим юридические аспекты этого дела, чтобы выйти уже с конкретным предложением к издательствам.
- А что делать с библиотеками, классикой, подарочными изданиями и художественными альбомами? - Художественная и учебная литература пока не входит в разряд популярной. Она как раз и лежит мертвым грузом на складах издательств и оптовиков. Мы ей принципиально не торгуем или ставим на нее очень высокую цену. Например, полные собрания сочинений классиков, научные энциклопедии и т. д. У нас их практически не покупают. Нам не выгодно ими торговать: книги занимают много места, стоят дорого, а покупаются крайне редко.
92% заказов Books.Ru отгружает по России, 8% - в другие страны, вплоть до Шри-Ланки.
Книги заказывают за рубежом сотрудники российских посольств, библиотек, коллекционеры. Самый дорогой заказ обошелся клиенту в $10 тыс.- это были 300 экземпляров подарочного издания "Мастера и Маргариты".
- Вы сами участвуете в раскрутке книг? - Участвуем. Около 200 партнерских сайтов ссылаются на наши новинки. Путем наших рассылок мы можем продать целый тираж, сделать книгу популярной на несколько лет вперед.
- Сколько книг вы продаете в месяц и какие авторы сегодня наиболее популярны? - В среднем от 3 тыс. штук и выше. Перед праздниками продажи увеличиваются вдвое.
На российском книжном рынке традиционно пользуются спросом фантастика и детективы.
Сейчас у нас активно скупаются книги Сергея Минаева, Дмитрия Глуховского и Эдуарда Багирова. Фаворитами остаются Устинова, Акунин.
- Какую книжку вы читаете сейчас? - Как только человек попадает в издательский бизнес, он перестает читать. Чукча не читатель, чукча издатель. Читаю я в основном Стивена Кинга на английском языке. Через него хорошо понимаешь современную американскую культуру. У нас довольно много партнеров в США по издательскому бизнесу, и с ними после этого проще общаться. "Символ-плюс" ведь по-прежнему издает переводную компьютерную и деловую литературу.
ЛЮБОВЬ ПАВЛОВА
Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»
|