Продающие вместе
Совладелец калининградской продуктовой сети «Семья» Олег Пономарев нашел способ конкурировать с лидерами рынка. Создав альянс мелких игроков, он рассчитывает получать от поставщиков товары по тем же ценам, что и крупные сети. Но выбить скидки будет куда проще, чем сохранить хрупкий союз.
|
Превращая «Копилки» в «Семьи», Олег Пономарев делает
ставку на качественный ремонт и кулинарию |
«Какая страна самая независимая? Никарагуа! -- начинает с
бородатого анекдота председатель Союза независимых сетей России
Олег Пономарев.-- А почему? Ну, от нее уж точно ничего не зависит».
Посмеявшись над собственной шуткой с полминуты, Пономарев сурово
добавляет: «Но к нам это не относится».
Калининградский бизнесмен лукавит. До недавнего времени от
созданного им в прошлом году альянса небольших розничных игроков
действительно ничего не зависело. Больше всего союз напоминал клуб
по интересам. «Мы на рыбалку вместе ходим, обмениваемся опытом
организации торговли»,-- рассказывает Пономарев.
В октябре 2007 года участники союза смотали удочки и приступили к
решительным действиям. Они создали ЗАО «Торгово-закупочная система»
-- ТЗС, или, как сами его называют, «тетрис»,-- которое уже
получило федеральные контракты и добилось 3–5-процентных скидок от
ряда крупных производителей. То, что все предыдущие попытки
российских ритейлеров объединить закупки заканчивались крахом, их
мало смущает.
Островная торговля
Когда въезжаешь в Калининград, бросается в глаза полное отсутствие
торговых центров, которыми обычно пестрят окраины российских
городов. «Где-где? Да у нас все в центре,-- поясняет встретивший
меня в аэропорту водитель Владимир.-- Мы же не москвичи
какие-нибудь, чтобы за покупками черт знает куда ездить». И
действительно, в центре города идет масштабная стройка: возводятся
новые объекты, причем прямо по соседству с действующими торговыми
центрами. Население Калининграда -- всего около 430 тыс. человек,
но по насыщенности торговыми площадями он сопоставим с миллионником
(200 кв. м на 1000 жителей).
Этот город -- настоящий заповедник непуганых ритейлеров. Упрощенный
визовый режим и близость к странам ЕС сделали свое дело. «До
Берлина здесь можно доехать в два раза быстрее, чем до Москвы, а уж
до Литвы с Польшей и вовсе рукой подать»,-- хвастается
Владимир.
Когда цивилизованная розница в остальной России только зарождалась,
«островитяне», как любят себя называть калининградцы, уже вовсю
ездили за продуктами и одеждой в соседние страны. Неудивительно,
что местным ритейлерам пришлось оперативно осваивать современные
форматы торговли. Притом крупные федеральные игроки обходят регион
стороной. Их отпугивают специфическое налогообложение и сложности с
логистикой: прежде чем оказаться на «острове», товары из остальной
России пересекают территорию иностранных государств. Рискнул лишь
«Седьмой континент», но и он не сумел обогнать лидеров местного
рынка -- «Вестер» и «Викторию». Более того, эти две компании сейчас
активно развиваются в других регионах. К примеру, «Вестер»
собирается за три года открыть 250 гипермаркетов по всей стране,
довести к 2010 году оборот до $5,5 млрд и ворваться в пятерку
лидеров рынка. Ради привлечения инвестиций под эту экспансию
владелец сети Олег Болычев готов использовать
специфический инструмент -- обратный лизинг, то есть продать
девелоперам часть помещений собственных магазинов, чтобы затем
взять их в аренду (см. СФ №19/2007).
Олег Пономарев на рынки других регионов не покушается -- не хочет
рисковать. Он решил пойти иным путем. Ритейлер занялся общественной
деятельностью, объединяя коллег в альянс. «Олег просто
удовлетворяет свои политические амбиции,-- убежден управляющий
партнер сетей „Гастрономчикъ” и „Продэко” Дмитрий
Потапенко.-- Одно дело -- прийти, скажем, на встречу к
губернатору как директор сети с оборотом $40 млн, и совсем другое
-- как представитель альянса c оборотами под миллиард».
ДОСЬЕ
Созданный профессиональным переводчиком <B>Олегом
Пономаревым<B> и его партнерами в 1998 году холдинг включает
в себя розничную сеть дискаунтеров «Копилка» и супермаркетов
«Семья» (всего 20 магазинов, до конца года планируется открыть еще
два), хлебное производство «Русский хлеб», аптечную сеть («Формула
здоровья», «Эко аптека» и «Орбита здоровья»). Сейчас компания
запускает проект кофеен (одна уже работает, открытие второй
ожидается в ближайшее время). Общий оборот холдинга по итогам 2007
года должен превысить $70 млн, из них около $40 млн принесет
розничная торговля продуктами питания. У Олега Пономарева
амбициозные планы: он рассчитывает, что к 2009 году его сеть
«Семья» будет включать 53 супермаркета, а ее оборот достигнет $72
млн. В этом ему призван помочь Торгово-закупочный союз, создание
которого Пономарев инициировал в октябре 2007 года.
НОУ-ХАУ
Совладелец ТД «Семья» Олег Пономарев:
-- заменяет дискаунтеры «Копилка» на супермаркеты «Семья»;
-- создал союз небольших продуктовых розничных сетей для того,
чтобы конкурировать с федеральными ритейлерами;
-- объединяет закупки участников альянса для получения скидок у
поставщиков;
-- собирается объединять логистику, маркетинг и наладить выпуск
совместных private labels.
РЫНОК
Крупнейший игрок российского рынка продовольственного ритейла X5
Retail Group (оборот в прошлом году $3,5 млрд) оценивает объем
рынка в $230–240 млрд, из которых лишь $150 млрд приходится на
легальный сектор. Остальное -- лотки у метро, рынки,
сельскохозяйственные ярмарки. При этом всего 15% легального рынка
приходится на так называемую цивилизованную торговлю -- магазины с
современной выкладкой, оборудованием и пр. Доля крупнейших игроков
не превышает 2–3% от легального рынка, тогда как в странах Европы
-- 20–30%. Это позволяет компаниям говорить о неминуемой
консолидации рынка, а самый простой способ быстро нарастить обороты
-- сделки M&A. Крупные игроки активно поглощают мелких: если за
весь 2006 год прошло 11 сделок M&A в продуктовом ритейле, то
уже за первое полугодие 2007 года -- девять. Из последних знаковых
сделок -- покупка X5 Retail Group лидера липецкого рынка -- сети
магазинов «Корзинка» (сделка закрылась в октябре, по оценкам, актив
обошелся в $110 млн). Небольшим компаниям, не желающим продавать
свой бизнес или не нашедшим пока выгодных покупателей, остается
создавать альянсы, чтобы добиваться скидок от поставщиков. |
Устойчивый, но медленный
Стартовал Олег Пономарев практически одновременно с «Вестером» и
«Викторией». Вместе с партнерами он выкупил обшарпанное помещение
старого продуктового магазина и решил сделать из него современный
супермаркет. Свежеиспеченный ТД «Семья» закупил новое импортное
торговое оборудование, сделал хороший ремонт и поставил во главу
угла принцип открытой выкладки. Здравая идея, если бы не одно «но».
Дело было в начале 1998 года. После августа красивые интерьеры и
дорогой ассортимент супермаркета только отпугивали покупателей.
Пономарев с партнерами были вынуждены срочно менять концепцию
торговли и превращать супермаркет в дискаунтер. Премиальные товары
заменили на относящиеся к эконом-классу, а дорогое оборудование для
следующих магазинов сети не закупали. В результате получился
дискаунтер «Копилка», концепцией и вывеской здорово смахивающий на
московскую «Копейку». Даже про монетку в оформлении вывески
калининградцы не забыли. От обвинений в плагиате Пономарев
открещивается: «Сходство возникло случайно. О существовании
„Копейки” мы тогда и не знали». Вполне может быть: первый
дискаунтер федеральной сети «Копейка» тоже был открыт в 1998
году.
Новый формат оказался востребованным: к 2003 году Пономарев с
партнерами открыли в Калининграде и окрестностях 15 «Копилок» по
200–400 кв. м торговой площади. «Семья» развивалась только на
собственных площадях и практически не использовала кредитные
ресурсы. «Возможно, это было нашей ошибкой,-- признает сейчас
Пономарев.-- Но мы никогда не стремились мгновенно нарастить
обороты, а хотели добиться стабильного возврата на капитал, создать
устойчивую компанию».
Платой за устойчивость оказалась стагнация сети: в 2003 году ее
рост замедлился. Оборот «Копилок» за 2004 год увеличился лишь на
$1,3 млн -- до $14,5 млн, а количество магазинов и вовсе застыло на
отметке 15. Конкуренты не брезговали арендованными площадями и
развивались куда быстрее. В итоге «Копилку» обогнали не только
«Виктория» и «Вестер», но и пришедший на местный рынок только в
2001 году «Седьмой континент». К примеру, оборот лидера
калининградского рынка «Виктории» в 2004 году превысил $380 млн.
«Стало понятно, что наш номер -- четыре и опередить конкурентов нет
никакой возможности»,-- сетует Пономарев. Как следствие, в 2003
году компания практически перестала развивать продуктовый ритейл: у
нее в запасе была другая бизнес-идея.
|
Таблетка для роста «Это наша аптека, и это
наша аптека,-- показывает на зеленые кресты в соседних зданиях
Пономарев и, глядя на вывеску со знаками мужского и женского начал,
добавляет: -- И даже это наша „аптека”». Диверсифицируя аптечный
бизнес, холдинг Пономарева открыл один секс-шоп.
На рынок интимных товаров партнеры вышли не по какой-то странной
прихоти. Начиная с 2002 года они открыли более 30 аптек «Формула
здоровья» в Калининградской области. Им удалось выкупить часть
помещений местной муниципальной аптечной сети и к тому же создать
несколько десятков аптек с нуля. «Формула здоровья» стала
безоговорочным лидером калининградского рынка, однако исчерпала его
емкость. Сейчас аптеки «Семьи» стоят в Калининграде чуть ли не
через каждые 200 метров: развиваться больше некуда.
Партнеры решили вернуться к продуктовой рознице: здесь какие-то
возможности для роста еще сохранились. В 2006 году Олег Пономарев
затеял ребрэндинг «Копилок», который продолжается до сих пор.
Заложенные кирпичом стены, мешок картошки на бетонном полу, в углу
столик, накрытый белой скатертью и уставленный «новогодним
ассортиментом»: «Копилки» производят, в общем-то, устрашающее
впечатление. Неудивительно, что, когда по соседству открывались
супермаркеты конкурентов, продажи у Пономарева сразу же падали на
20–30%.
Супермаркеты «Семья», в которые Пономарев сейчас переделывает
«Копилки»,-- совсем другое дело: та же картошка, но лежащая на
декоративной деревянной телеге, современные витрины, обширные
мясной и винный отделы, производство салатов и прочей кулинарии при
магазине. Пономарев признается, что, создавая новый формат,
ориентировался на оформление московской «Азбуки вкуса» и британской
сети Simple Food, стараясь, чтобы цены оставались калининградскими.
Итак, к концу 2007 года у «Семьи» насчитывается 20 магазинов, из
которых восемь работают в новом формате. В течение следующего года
Пономарев собирается расширить сеть до 37 магазинов, а в 2009 году
-- до 53, полностью отказавшись от устаревших «Копилок».
«С магазинами происходят удивительные вещи. После перехода на новый
формат их оборот увеличивается в 1,5–2 раза,-- рассказывает
Пономарев.-- Те товары, на которых мы раньше теряли деньги, вроде
свежего мяса и салатов, становятся основными источниками дохода».
Уже до конца 2007 года Пономарев рассчитывает довести оборот
компании до $40 млн, а ее EBITDA за текущий год выросла с 7% до 8%
(как у развивающего похожий формат «Седьмого континента»).
«Безусловно, „Семья” сделала правильный шаг: небольшому игроку
работать в формате дискаунтера бессмысленно,-- замечает директор
сети „Вестер” Александр Астрейко.-- Ведь
федеральные сети всегда обойдут регионального игрока по ценам. Ему
ничего не остается, кроме как делать ставку на удобство
расположения магазинов и качество ассортимента». Впрочем, Пономарев
уже придумал, как противостоять федералам и в ценовых войнах.
Без очереди «С детства ненавижу
очереди»,-- ругается Пономарев и лихо выруливает на встречную
полосу узенькой калининградской улочки. К счастью, машин там нет, а
пока я судорожно пристегиваюсь, его Touareg благополучно завершает
обгон.
Похожий маневр амбициозный ритейлер хочет предпринять и в своем
бизнесе. Небольшие сети проигрывают конкурентную борьбу во многом
из-за того, что не могут получить доступ к федеральным контрактам
крупных поставщиков. Поэтому они закупают некоторые продукты на
4–5% дороже, нежели сети из топ-10. Выход напрашивается: необходимо
создать закупочный альянс и таким образом пробиться к поставщикам
«вне очереди». «Основная наша задача -- создать для сетей, вошедших
в систему, условия, сопоставимые с теми, которые имеются у
федеральных игроков»,-- говорит исполнительный директор ТЗС
Кирилл Евстегнеев (его переманили с должности
коммерческого директора алкогольной ГК «Гросс»).
Поставщики не против. «Мы дали отмашку своим дистрибуторам, чтобы
они создали режим наибольшего благоприятствования для ТЗС,--
говорит директор по корпоративным вопросам лидера российского рынка
подсолнечного масла «Бунге СНГ» Кирилл Болматов.--
Нам выгодно договариваться о поставках с одной компанией, а не с
сотнями разрозненных магазинов». Поддержали инициативу и другие
игроки: «Мираторг», «Америя», «Балтика», «Коррадо групп» и даже
производитель бумаги International Paper. Дело не только в деньгах.
«У нас уже есть четыре контракта со скидками, а к тому же вместо 14
дней отсрочки мы стали получать 35. Я смогу уволить часть
высокооплачиваемого персонала, который занимается закупками»,--
хвастается генеральный директор ижевской компании «Ижтрейдинг»
Валерий Волков. Кроме его сети и «Семьи»,
учредителями ТЗС стали еще семь локальных игроков с совокупным
годовым оборотом свыше $370 млн: архангельский «Альянс»,
астраханский «Городок», магнитогорская «Семья», самарский «Любимый
магазин», муромская «Макаров + компания», «Эконом» из города
Волжский и московская АБК. Владелец последней Леонид Абаюшкин и
возглавил ТЗС.
Сейчас регионалы создали единый расчетный центр и общую
информационную систему, которая позволяет им отслеживать поставки в
режиме онлайн, в течение 2008 года собираются обзавестись
логистическими мощностями, а затем вместе заниматься маркетингом и
запускать private labels. Услуги ТЗС будут обходиться его
участникам в 1% от оборота проходящих через него товаров. «ТЗС --
как Google -- компания, полезная для всех и почти бесплатная»,--
радуется Пономарев. Если затея с альянсом выгорит, то, хочется ему
надеяться, дело дойдет до масштабного слияния локальных игроков.
Роль миноритария в большой компании Пономарева совсем не
пугает.
Несинхронный заплыв
Только вот незадача: создать жизнеспособный альянс независимых
продуктовых сетей еще никому не удавалось, хотя экспериментов было
немало. К примеру, в 2001 году московская розничная сеть «Столица»
совместно с «Островом», «Патронажем» и «Розничной торговой сетью»
создала УК для объединения закупок. Компания даже успела получить
первые федеральные контракты, но вскоре выяснилось, что совместное
обсуждение договоров занимает слишком много времени. Союз распался,
а большую часть магазинов «Столицы» через два года выкупила
«Марта». Так же плачевно закончились попытки объединить закупки
«Копейки» и «Перекрестка», «Виктории» и «Седьмого континента», а
громкий проект директора маркетингового агентства Advinter
Яна Шаера, Ассоциация независимых супермаркетов,
развалился еще до получения первых контрактов. «Все эти участники
альянсов тянули одеяло на себя, как лебедь, рак и щука. Мы же
принципиально объединяем не конкурирующих между собой игроков из
разных регионов»,-- объясняет Пономарев.
Пожалуй, единственный успешный закупочный союз удалось создать
ритейлерам бытовой техники: франчайзинговый альянс «Эксперт»
объединил небольшие сети и в прошлом году достиг оборота $758 млн
(компания занимает четвертое место на рынке бытовой техники).
Правда, создатель и совладелец «Эксперта» Кирилл
Новиков считает, что ТЗС -- это совсем другое дело:
«Во-первых, чтобы консолидировать закупки, необходимо
синхронизировать ассортимент, чего в ТЗС делать не собираются.
Во-вторых, участники альянса не хотят работать под одним брэндом, а
значит, они ничего особо не потеряют, если система развалится.
Управлять десятками независимых собственников, работающих под
разными вывесками,-- задача непосильная».
Дмитрию Потапенко участники ТЗС предлагали вступить в альянс,
однако он решил повременить: «Идея собраться в кучу хороша, но пока
в этом проекте больше слов, чем дела. Как только они создадут
логистический центр, я первым прибегу и скажу: „Пацаны, давайте
быстрее работать вместе”. Боюсь только, до этого не дойдет».
Масштабная разница
Скепсис участников рынка понятен. В альянс вошли слишком разные по
масштабу игроки, а значит, конфликты неизбежны. «Если крупные сети
будут диктовать условия мелким, то долго союз не протянет»,--
убежден PR-директор холдинга «Марта» Евгений
Сухарников. К примеру, у «Ижтрейдинга» более 30 магазинов,
а у астраханского «Городка» -- только восемь. Почему тогда скидки
должны быть для них одинаковыми? «Они расположены за тысячи
километров, мне все равно, почем они торгуют»,-- отметает сомнения
Валерий Волков. Правда, уже сейчас в ТЗС подумывают о том, чтобы
отменить региональный ценз. Не исключено, что в систему войдет
лидер ижевского рынка компания «Продторг». «Будем тогда как-то
договариваться»,-- вздыхает Волков.
Проект сопряжен с финансовыми рисками. Если кто-то из его
участников будет задерживать платежи, от этого пострадают все
остальные. А для крупных игроков, возможно, по некоторым позициям
будет выгоднее работать с поставщиками напрямую, а не через ТЗС. 1%
с оборота при скидке в 3% -- это не так уж и мало. «Существует
опасность того, что в будущем экономический эффект от создания
закупочного альянса ослабят административные затраты на его
собственное содержание»,-- считает партнер консалтинговой компании
«Дельта менеджмент» Дмитрий Добровольский. Другое
дело, что у Олега Пономарева и большинства его коллег нет других
шансов для конкурентной борьбы с монстрами рынка: уже сейчас
«Семья» уходит из Калининграда в областные города, где живет по
10–20 тыс. человек. «Ситуация на розничном рынке такова, что
региональным сетям необходимо быстро развиваться, вгрызаться в
рынок или сбиваться в альянсы,-- убежден Александр Астрейко.-- Если
„Семье” удастся объединить вокруг себя других игроков, то шансы
удержать долю рынка у нее будут. Потеснить федералов -- вряд
ли».
Похоже, что Олег Пономарев выскочил на «встречку» не от хорошей
жизни, иначе за скоростными болидами крупных игроков, которые для
разгона активно применяют M&A, он вряд ли поспеет.
Николай Гришин
27.11.2007
Секрет фирмы
|