Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Ода о-два

Считается, что за последние двести лет концентрация кислорода в воздухе сократилась на 10%, виной тому -- технический прогресс. Между тем роль кислорода в жизни человека трудно переоценить. Вполне логично, что нашлись предприниматели, решившие продавать кислород гражданам. Кислородная вода, косметика, коктейли, дыхательные аппараты и бары -- пока это основные способы искусственного насыщения кислородом человеческого организма, но не исключено, что вскоре появятся и новые "кислородные" продукты.

Практически все животные и растения получают необходимую для жизни энергию за счет окисления различных веществ с помощью кислорода. Но если еду или питье можно выбрать по своему вкусу, то насчет кислорода мы подневольны: что в воздухе, тем и дышим. Между тем в наше время кислород в воздухе занимает 19-21%, в душном метро в час-пик его концентрация опускается до 18%. При пониженном атмосферном давлении концентрация кислорода может снижаться до 15%, и человек испытывает кислородное голодание (гипоксию). Выход напрашивается сам собой: кислородотерапия. Кстати, в медицине кислород применяется уже давно.

Вячеслав Дробышев, технический директор компании Biosphere, раньше был заместителем директора одного московского завода. По его словам, на прежней должности он мечтал установить кислородное оборудование при заводском оздоровительном комплексе: Многие приходили утром с тяжелым похмельем, кислород же быстро приводит людей в чувство. Дело в том, что организм воспринимает алкоголь как яд и перебрасывает внутренний кислород от мозга, сердца и прочих органов на борьбу с ядом. В результате страдает снабжение мозга кислородом, возникает похмельный синдром, и даже небольшая порция кислорода способна помочь.

Кислород вразвес
Первые кислородные бары открылись в середине 70-х в Токио, что неудивительно -- японская столица славится своим смогом, полицейские вынуждены дежурить на улицах в респираторах. Затем появились кислородные бары в Америке. Сейчас достаточно бросить в автомат доллар, и можно дышать несколько минут насыщенным кислородом, восполняя баланс.

До России мода "на кислород" дошла всего несколько лет назад. Впрочем, люди постарше наверняка помнят так называемую "кислородную пенку", подававшуюся в советских санаториях. Готовили ее на баллонном кислороде, и хотя она не только полезна, но и вкусна, сейчас ее редко где можно встретить. Несколько лет назад в дело вмешалась СЭС, запретив использовать взрывоопасный баллонный кислород в общественных местах. Заменить кислородные баллоны смог компактный кислородный концентратор, чья задача -- выделять кислород из воздуха. Если раньше концентраторы продавали только поставщики медицинского оборудования, то сейчас ими начали торговать фирмы, специализирующиеся на общепите.

Конечно, пока кислородный бар в Москве надо еще поискать: в традиционном понимании заведений, с отдельным входом и основным пунктом меню -- кислородом в разных видах, пока нет, но найти отдельные стойки в торговых центрах или аэропортах (например, Домодедово) уже можно.

Марина, на днях открывшая уже второй кислородный бар, в ТРЦ РИО, уверяет: Двадцать минут подышать кислородом -- все равно что три часа погулять по сосновому лесу! Но на лес среди недели не у всех есть время. Правда, пока 60% людей не понимают, что это такое, и, наверное, им это не особо нужно, как и молодежи до 25 лет, еще не задумывающейся о здоровье. А вот среди более взрослых интерес есть. В ее планах довести количество кислородных "точек" до десяти, главная проблема -- нехватка помещений и высокая аренда. Подышать 20 минут чистым кислородом в ее баре Oxycenter стоит 150 руб., порция кислородного коктейля -- 80 руб.

Илья Альянов, директор компании Biosphere, три года назад открыл один из первых кислородных баров в Москве, в кинокомплексе IMAX, а после наладил собственное производство для кислородных баров. Обошелся ему проект в $10 тыс. Собственно, кислородный бар и сейчас открыть ненамного дороже стоит: кислородное оборудование даже подешевело, на рынок вышли китайцы с корейцами (когда Илья начинал, ему пришлось купить дорогое американское оборудование), подорожала только аренда и зарплата. Со всем оборудованием, включая барную стойку, можно уложиться в $12 тыс.,-- рассказывает Илья,-- основной элемент кислородного бара, конечно -- кислородный концентратор, ценой от 32 тыс. руб. Одного концентратора может хватить и на инфьюзор (или аромастанцию, 21 тыс. руб.), и на коктейлер (в нем, собственно, и происходит смешивание солодки с соком с добавлением кислорода).

Процесс вдыхания кислорода в баре -- целое шоу! Бармен, управляющийся вместо алкоголя с кислородом, зовется "оксиджей". Как утверждает Альянов, именно от оксиджея на 50% зависит успех. Он должен порекомендовать клиенту тот или иной аромат (их десятки, от горного воздуха до роз с эвкалиптами), но главное -- рассказать, что хорошего в кислороде и для чего нужно им насыщаться. Дышат кислородом через специальное устройство, чем-то напоминающее оснащение пилота, только вместо наушников -- заушные держатели, а из "микрофона", крепящегося перед носом, поступает кислород.

Через 15 минут такого слегка щекочущего нос дыхания корреспонденту "Денег" стало свежо и легко, но чего-то не хватало... Тогда Илья принес пузырек с медицинским спиртом, вплеснул его содержимое в колбу с красным вишневым ароматизатором. Через полчаса стало веселее...

-- Когда я только открыл бар, встал за стойку,-- продолжает Альянов,-- было несколько случаев, когда подышать кислородом приходили сильно подвыпившие граждане... После вдыхания они просто падали, тут же, за стойкой, так как кислород усиливает действие алкоголя. Некоторые бары у нас берут концентраторы именно для этого...

Конечно, если добавить алкоголь непосредственно в инфьюзор, вы не опьянеете, но почувствуете прилив бодрости.

Свежий поток
Аренда 5-10 кв. м в торговых центрах (именно столько требуется для размещения оборудования) сейчас обходится примерно в $2 тыс. ежемесячно. Это и есть основная статья расходов всех "кислородников" (плюс зарплата персонала).

Ингредиенты же для производства не стоят почти ничего. Илья Альянов даже затруднился назвать, какова себестоимость дыхательного кислорода (по ингредиентам): фактически, это цена пузырька с ароматизатором (50 мл -- 280 руб.), которого хватает на четырехмесячную работу! Если добавить в инфьюзор алкоголь, себестоимость сеанса поднимается до 10-15 руб.

Себестоимость коктейля -- 3-5 руб., включая 80 копеек за одноразовый стаканчик (500 мл), остальное -- сок и пенообразователь, при этом средняя продажная цена по Москве -- 60 руб. Торговую наценку несложно посчитать. Кислородный бизнес мог бы стать настоящей золотой жилой, если бы спрос был такой же, как на гамбургеры в "Макдональдсе". Но, увы, "пока не все клиенты понимают, за что они платят -- думают, что деньги с них берут за воздух",-- признает Илья. Поэтому пока основной спрос приходится на более осязаемые коктейли: ранее упоминавшуюся пенку и более привычные, похожие на молочные. Но для некоторых кислородный бар уже стал образом жизни.

"Пока кислородные бары совершенно не конкурируют между собой, скорее, мы боремся за покупателя с продавцами свежевыжатых соков, коктейлей и мороженого",-- уверен Альянов.

Один из активно осваиваемых рынков сбыта кислородных коктейлей -- школы и детские сады: родители на здоровье своих чад средств обычно не жалеют. Рассказывает частный предприниматель Алексей: Главное -- договориться с директором школы. Затем расписываешь достоинства кислородного коктейля родителям (или это делают учителя, по настоянию директора) и готовишь его в школьной же столовой. Месячное кислородное питание одного ребенка стоит для родителей всего 150 руб. (при себестоимости порции 1 руб.), в каждой школе -- порядка 800 учеников, что, даже если на это пойдут 50% родителей, дает 60 тыс. руб. в месяц. После всех выплат и покупки ингредиентов остается 20 тыс. чистыми.

Илья Альянов уверяет, что некоторые компании обслуживают до 50 школ и более, а это уже серьезные обороты. Всего же рынок кислородных баров и продажи оборудования он оценивает в $10 млн.

Инновационная "фишка"
Кислородные бары и коктейли -- явление пока непривычное, пользующееся спросом у знатоков и тех 4% потребителей, которые, по оценкам маркетологов, любят пробовать все новое. Но у "кислородных" предпринимателей есть еще одно поле деятельности: на насыщенном товарами рынке жесткая конкуренция, и кислород -- та "фишка", которая способна дать традиционному продукту преимущество. Так рассуждал Михаил Четвертаков, гендиректор компании "ВНВ Шорле Бевериджиз", выпуская насыщенную кислородом воду "Standart O2 Sport".

Михаил Четвертаков: Кислород, проникая с водой в ткани организма, увеличивает выносливость, помогая интенсивным тренировкам. Каждый спортсмен в ходе тренировки выпивает ежечасно порядка 0,75 литра воды, то есть нашу стандартную бутылку. Но у многих потребителей подорвано доверие к спортивному питанию, из-за прямых ассоциаций с анаболиками, скандалами с нашими спортсменами. Люди хотят простую чистую воду, а за ее дополнительную функциональность готовы платить дополнительные деньги. Тому, кто не в курсе, кажется, что чего проще -- взял, и ввел кислород в воду, как тот же углекислый газ. На самом деле воду приходится переводить в ее естественное газообразное состояние -- туман, и тогда, под высоким давлением, инверсировать в нее кислород.

Над разработкой технологии производства (нужно было, чтобы совпали три фактора: температура, давление и объем) в "ВНВ Шорле Бевериджиз" бились почти год. Первоначальные инвестиции ($1 млн) пришлось увеличить до $3 млн.

Как утверждает Четвертаков, рынок фитнес-воды растет даже более быстрыми темпами, чем потребление стандартного спортивного питания -- минимум на 40-50% ежегодно, и сейчас в Москве кислородной воды продается на $800 тыс. Standart O2 sport сейчас представлена в 70% московских фитнес-клубов. Там бутылочка Standart O2 стоит 25-50 руб. (при оптовой цене 11 руб.), каждый клуб продает в неделю в среднем по 10 упаковок воды, то есть 120 бутылочек. И это только начало: Михаил особые надежды возлагает на Олимпиаду, точнее, на эффект от рекламы спортивного образа жизни.

Усовершенствованием всем известного транспорта -- такси, увлечена компания "Космо-2". Пока машин, в которых можно дышать не только насыщенным кислородом, но и просто чистым воздухом, на улицах столицы нет. Но, как уверяет брэнд-менеджер "Космо-2" Андрей Калинкин, в их планах в 2008 году установить на 20 автомобилях кислородное оборудование. Стоимость оснащения каждого -- 55 тыс. руб. Цена проезда от этого не увеличится,-- уверяет Андрей,-- но это будет одно из конкурентных преимуществ. Представьте, что по московским пробкам надо беременной женщине доехать до роддома.

Правда, считает Илья Альянов, в этом бизнесе 90% -- от такси, и только 10% -- от кислорода, поэтому "оправданней было бы строить таксомоторную компанию не "с нуля", а в партнерстве с уже работающими на улицах города". Пока же Калинкин открывает кислородные "точки" в фитнес-центрах (например, в WorldClass и Goldfitness), что весьма выгодно: Одна "точка" нам обходится примерно в 300 тыс. руб., но ее месячный оборот может составлять 120 тыс. Доходы с фитнес-центром делятся примерно поровну.

Дыхание на вынос
Анатолий Кутьев -- в прошлом банкир, управлял Внешторгбанком в Тюменской области. Несколько лет назад врачи рекомендовали Анатолию дышать кислородом. Но коктейли в тех же аптеках готовили несколько часов, иногда напиток мог не получиться, надо было его принимать натощак -- неудобно, и тогда во мне открылся талант изобретателя, я просто придумал, как сделать процесс безопасным и удобным,-- рассказывает Анатолий,-- до сих пор не могу остановиться... Сейчас придумал и уже запатентовал напиток на основе закиси азота (его еще называют "веселящий газ"), эффект впечатляет. Собираюсь испытать на арабах и индусах -- им же пить нельзя! Как шутит Кутьев, это будет "безалкогольное пиво с эффектом алкоголя".

Производителя баллончиков для кислородных коктейлей Анатолий, создавший для выпуска коктейля фирму "Фарматрейд", нашел во Франции, упаковку заказал дизайн-бюро. Долго пришлось думать над ингредиентами для пенообразования ("пена должна быть устойчивой, плотной и долгой"). В результате остановился на смеси из сахара, аскорбиновой кислоты, корня солодки, белка, шиповника. Эксперименты велись в лаборатории "Союзтехснаба". Путь от идеи до патента занял полгода, от патента до начала продаж -- два года. Анатолий Кутьев: Я, конечно, не специалист по кислороду, но для изобретения мне хватило школьных знаний, я просто придал старому продукту новые полезные свойства.

Все инвестиции в разработку и выпуск первой партии обошлись Кутьеву в несколько десятков тысяч долларов, включая $2 тыс. за патентную заявку, но меньше чем через год объем выпуска составил десятки тысяч комплектов ежемесячно, по 220 руб. за единицу... В 2004 году он продал патент (по рынку ходят слухи, что за $200-300 тыс.) "Лебедянскому", и комбинат стал единственным производителем компактных кислородных коктейлей в стране, дополнив линейку детского питания. Кутьев: Я все же не бизнесмен, мне интересно придумывать и доводить до реализации продукт, но дальше им должны заниматься те, у кого это лучше получается.

"Лебедянский" продолжает реализовывать коктейль через аптеки, но в розничных сетях его почти нет. Директор по связям с общественностью "Лебедянского" Александр Костиков: Продукт слишком специфический, как такового рынка кислородных коктейлей нет. Когда мы приобрели права на коктейль, продукт нуждался в серьезной маркетинговой доработке. Мы провели ребрэндинг, придумали название "Экотейль" и начали продвигать его. В этом году продажи "Экотейля" выросли на 30%. По нашим оценкам, они могут достичь более 1 млн упаковок в год, что соответствует примерно {euro}10 млн. Но, конечно, в масштабах продаж всей группы доля "Экотейля" крайне невелика.

Кутьев уверен, что потенциал рынка гораздо обширнее: К примеру, во время полетов на самолетах дефицит кислорода составляет 25%, иногда бывает -- вдыхаешь, а тебе просто не хватает воздуха! Чем не рынок сбыта?

Анатолий оставил за собой права на всю Европу и сейчас озабочен поиском производителя. Патент на "полезную модель" действует восемь лет, "Лебедянскому" осталось еще три года. Потом рынок, подготовленный "Экотейлем", определенно расширится, за счет новых участников...

На косметическом кислородном рынке свой безоговорочный лидер -- компания Faberlic, чей оборот, по словам ее вице-президента Александра Даванкова, в потребительских ценах за 2006 год составил $180 млн. Известно, что у жителей мегаполисов, курильщиков, людей, испытывающих стресс, насыщение кожи кислородом снижается. В состав кремов Faberlic входит аквафтем -- уникальный переносчик кислорода, созданный на основе разработок Пущинского института биохимии крови человека в середине прошлого века. Благодаря этому кислороду биологически активные вещества, содержащиеся в креме, отлично усваиваются.

Дмитрий Тихомиров



КоммерсантЪ
29.11.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов