Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Соло на контрабанде

При всем изобилии российского рынка нам по-прежнему недоступны некоторые заграничные товары. В силу ряда причин к нам официально не поставляются многие модели автомобилей и мотоциклов, в продаже отсутствуют популярные за границей марки сигарет и алкоголя, компьютеров и сотовых телефонов. Но если постараться, купить эти товары можно и в России. Потому что наряду с официальными поставщиками существуют и неофициальные. Они называют себя "партизанами".

Для тех, кто не с нами
Нет смысла доискиваться причин, по которым тот или иной товар не поставляется официально на российский рынок. Стратеги от маркетинга, принимающие такие решения, обычно заседают за закрытыми дверями крупных компаний и делятся с потребителями своими соображениями редко. Обычно все объясняется довольно путано: особенностями сложившегося спроса, существующей конкуренцией, результатами анализа потребительских предпочтений, государственной законодательной и таможенной политикой и тому подобными причинами. Изредка произносится что-то более конкретное. Например, известно, что автомобили с экономичными дизельными двигателями не предлагаются в России из-за низкого качества отечественного дизтоплива. Но обычно потребителя просто ставят перед фактом: вот товар, предназначенный для вашего рынка, его и покупайте.

Однако живем мы уже давно не в изоляции, и сообщения о той или иной новинке, появившейся на Западе, но не поставляющейся в Россию, многих расстраивают. К тому же границы открыты, и увидеть пока еще недоступное нам заграничное изобилие может любой.

Возможно, поэтому, несмотря на все доводы маркетологов, некоторые россияне хотят, как европейцы, ездить на Smart или звонить, как американцы, при помощи iPhone. И хотя ни того, ни другого официальный российский рынок пока не предлагает, там, где появляется спрос, всегда существует предложение.

Используя не всегда прозрачные и юридически чистые схемы, некоторые предприниматели поставляют в Россию предназначенные для иностранных рынков автомобили, мотоциклы и запасные части к ним, электронику, одежду, продукты, алкоголь, сигареты, парфюмерию и косметику, аудио- и видеозаписи, а также многое другое.

Приобретают эти товары разные люди. Кто-то в загранкомандировке пристрастился к неизвестному у нас алкоголю и теперь без него скучает; кто-то купил экзотический автомобиль и теперь нуждается в запчастях; кто-то надеется победить болезнь с помощью редких иностранных препаратов, а кто-то просто хочет выделиться из толпы необычной одеждой или редкой электронной игрушкой.

Если разобраться, какой-то единой индустрии неофициального импорта не существует. Поставками занимаются как мелкие частники, так и небольшие фирмы, обычно специализирующиеся на какой-то одной группе товаров. Нередко цепочка от поставщика до продавца представлена не одним, а разными людьми и фирмами: один только покупает, другой только возит, третий только продает. Объемы такого импорта, по словам самих бизнесменов, невелики, в каждом случае это десятки, редко сотни тысяч долларов в месяц. Исключение составляют разве что неофициальные продавцы дорогих автомобилей, в обороте у которых может находиться и по несколько миллионов долларов.

Партизанскими тропами
Неофициально -- это вовсе не всегда нелегально. Так утверждает петербуржец Ираклий, неофициально продающий спортивный инвентарь для экстремалов: "Для моих поставщиков в Штатах и Европе я такой же дилер их продукции, как и другие. У меня даже есть эксклюзив на некоторые позиции, их на территории России никто, кроме меня, продавать не может. И у таможни ко мне сейчас нет никаких претензий, поэтому и контрабандистом меня считать не надо. Другое дело, что полностью выполнить все формальные требования закона я просто-напросто не могу -- объемы моего бизнеса слишком малы. Так что я и мне подобные предприниматели скорее "партизаны": сидим тихо, потихоньку занимаемся своим делом и не высовываемся, чтоб по голове не дали".

По словам Ираклия, его клиенты -- состоятельные спортсмены, приобретающие качественное снаряжение иностранного производства: "Я не хочу называть вид спорта, но им занимается во всей России всего несколько тысяч человек. Российских аналогов того, что продаю я, просто нет. Ни одна спортивная сеть этим никогда не занималась и заниматься не будет. Они в этом ничего не понимают, да и объем по их меркам мизерный. А люди хотят иметь хорошее, надежное снаряжение, от него, в конце концов, зависит их жизнь".

Торгует Ираклий через интернет, в нескольких крупных городах имеет своих продавцов-представителей. Доставку доверяет частным транспортным фирмам. "Раньше я все возил сам или мне пересылали по почте, но потом начались проблемы, когда таможенники освоили интернет. Один раз я приехал за товаром, а у них в руках распечатанный прайс-лист одного из моих поставщиков. Я им говорю: ребята, это у вас розничные цены, но я же дилер, я со скидкой 30-40% покупаю оптом. Честно все говорю, даже инвойс им показывал. Но они ни в какую. Говорят, занижаешь стоимость, поэтому платить будешь с той цены, которую мы определили. А это невыгодно получается, у меня по таким ценам никто ничего не купит. Сейчас нашел несколько транспортных компаний, плачу им за вес, а они сами все растамаживают. То ли у них объемы такие большие, что на мои штуки просто никто не обращает внимания, то ли какие-то договоренности свои с таможней -- я не знаю, не вникаю даже. Все документы в итоге в порядке, поэтому перед законом я, можно сказать, чист".

Помимо таможни у неофициального импорта есть еще одна проблема, с таможней, как правило, связанная: перевод средств за рубеж. Если действовать по правилам, бизнесмен должен представить в банк контракт на поставку товара, открыть так называемый паспорт сделки, конвертировать рубли в валюту платежа, а потом, заплатив, представить в банк документы, свидетельствующие о поставке товара и его таможенной очистке. Но таким путем, раскрывающим и истинную стоимость товара, и объемы поставок, как правило, никто из "партизан" не идет. Неофициальные импортеры нередко вообще не заключают никаких контрактов, а общаются со своими поставщиками только по телефону или в интернете.

Коллега Ираклия -- Григорий, неофициально поставляющий в Россию запчасти и аксессуары для экзотических автомобилей премиум-класса, описывает привычную схему работы так: "Есть конторы, которые обычно существуют при банках и занимаются обналичкой и переводами за рубеж. Подобные организации нередко работают в тесном контакте и с транспортными компаниями, у которых мы обслуживаемся. У таких контор есть несколько десятков фирм, которые открывают паспорта сделок в дружественном банке и переводят средства: сначала крупную сумму куда-нибудь в офшор, а уже оттуда -- по заявкам клиентов. Можно принести им наличные, бумажку с адресом платежа -- и все, на следующий день деньги будут у вашего поставщика. Стоит это недорого -- около $50-60 за платеж. Можно платить и безналом, это обходится где-то в 2% от суммы. А если вы хотите иметь документы, как будто вы официально купили свой товар у российской фирмы, то 5-7% от суммы. В результате деньги оказываются у иностранного поставщика, товар вы привозите и растамаживаете по своим каналам, а выглядит все так, как будто вы его купили уже здесь и знать не знаете больше ничего".

Такой схемой, по словам искушенных бизнесменов, пользуются при более или менее крупных и регулярных поставках. Если же речь идет о мелочовке, то тут действуют проще: деньги передаются исключительно наличными, а привозится товар теми, кто по долгу службы часто бывает за границей.

"Челноки" по совместительству
Марина уже много лет живет за границей и работает бортпроводником в одной из иностранных авиакомпаний. По ее словам, так мечтают устроиться многие русскоязычные эмигранты: и на родине бываешь часто, и заработать можно прилично. За границей дом, муж и дети, а в номере московской гостиницы куча коробочек и пакетов -- Марина по приезде разбирает багаж. "Во-первых, все время кто-то из знакомых просит что-то привезти, а во-вторых, да, делаем свой маленький бизнес. Цены сейчас в России на многие товары в два-три раза больше, чем в Европе или США. К тому же есть интересные вещи, которые здесь в принципе не продаются, а люди их хотят и заказывают". Одной из таких интересных вещей для Марины и многих ее коллег уже несколько месяцев является новый коммуникатор iPhone от компании Apple. Продающийся сейчас в США по цене около $300 iPhone в Россию официально не поставляется. Но купить его можно -- за 20-25 тыс. рублей.

Само собой разумеется, что американский iPhone не понимает русского языка и не работает ни с одним российским сотовым оператором. Но умельцы исправили положение. Сейчас за 1,5-2 тыс. рублей привезенный из-за океана коммуникатор разблокируют и установят русскоязычную поддержку.

О популярности iPhone в России говорит количество сайтов, посвященных этому электронному устройству. В рунете их уже больше десятка. На этих ресурсах можно не только сделать заказ на приобретение коммуникатора, но и прочитать последние новости об успехах в разблокировке новых версий программного обеспечения, загрузить программы, ознакомиться с инструкциями или оценить различные аксессуары.

Сколько уже привезено и продано iPhone в России, Марина сказать затрудняется: "С учетом того, что это сейчас популярная игрушка и везут ее все кому не лень, думаю, не одна тысяча штук. Все же по-разному зарабатывают. Это я особенно не стараюсь, а некоторые везут чемоданами. У нас среди таможенников, конечно, есть знакомые, но родных-то нет. Поэтому и гарантий того, что ты все это спокойно провезешь, тоже нет. Одно дело пара телефончиков, на это, скорее всего, даже никто смотреть не будет, а другое дело сотня штук. Я давно живу за границей, у меня иностранный паспорт и хорошая, как я считаю, работа, поэтому мне не нужны проблемы. А россияне к этому относятся спокойнее, многие живут так, как будто каждый день для них -- последний, и не боятся никого и ничего".

Дорого, да мило
Другой продукт неофициального импорта, тоже традиционно представленный в интернете,-- сигареты. Купить в России можно не только, к примеру, настоящие американские Marlboro или Camel, но и сигареты, предназначенные для магазинов сети duty free. Чем так уж отличаются сигареты, предназначенные для беспошлинной торговли, от тех, которые продаются в обычных российских магазинах, понять трудно. Разве что отсутствием акцизной марки, немного упаковкой и гораздо более высокой ценой. А вот сигареты из США действительно серьезно отличаются от отечественных: иное оформление пачки, наклейки-ромбики с названием штата и надписью Tax Paid и, конечно, как считают курильщики, особый вкус.

Что интересно: курящие американцы тоже пользуются неофициальными поставками, заказывая курево из Восточной Европы по почте через голландские и швейцарские интернет-магазины. Но ими движет желание сэкономить, так как средняя цена за пачку сигарет в США составляет $5-7, а интернет то же самое предлагает по $2-3. Отечественные же любители табака готовы платить за сигареты из Америки по 250 рублей за пачку, в то время как легально поставляемые в Россию сигареты дешевле более чем в пять раз.

Нельзя, впрочем, сказать, что цены на товары неофициальных импортеров выше, чем на легальном рынке. В магазинах есть модели коммуникаторов дороже, чем тот же iPhone, а, к примеру, автомобили с американского рынка из-за падения курса доллара уже несколько лет составляют серьезную конкуренцию машинам из Европы.

Однако в подавляющем большинстве случаев мелкие неофициальные импортеры не могут серьезно конкурировать с официальным рынком. И даже не из-за мизерных объемов поставок, а прежде всего потому, что это вещи на любителя или, как сейчас принято говорить, нишевые товары. Большинство потребителей сейчас уже не готовы покупать товары с англоязычным интерфейсом, без инструкции на русском языке и без гарантийной поддержки на территории России. Но спрос, тем не менее, есть, и у каждого клиента неофициальных импортеров свои веские аргументы в пользу такого выбора.

Андрей Хохлов, купивший у неофициального поставщика американский автомобиль Chrysler Pacifica, объясняет свое решение так: "Посмотрев предложения дилеров, я понял, что автомобиля, который нужен мне, у них просто нет. Я хотел иметь машину с интересным дизайном, полным приводом, высокой посадкой, тремя рядами сидений, мощным двигателем и автоматической коробкой передач. К тому же для меня важно, чтобы этот автомобиль был непривлекательным для угонщиков и стоил в районе $40 тыс. В целом я своим выбором доволен, хотя отдельные неприятные моменты все же есть: DVD не читает российские диски, невозможно купить местные электронные карты для встроенной навигационной системы. Еще приемник американский своеобразный -- в диапазоне FM он настраивается только на те станции, у которых частота работы -- нечетное число. Радио "Максимум" на 103,7, к примеру, я могу в машине слушать, а "Европу плюс" на 106,2 нет".

ИЛЬЯ ЗИНОВЬЕВ



КоммерсантЪ-Деньги
30.11.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов