Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Тщетная мобилизация

Российские сборщики компьютеров живут мечтами о прошлом

За последние десять лет российские сборщики настольных компьютеров существенно укрепили свои позиции, но битва за стремительно растущий рынок ноутбуков оказалась проиграна. Последний оставшийся в живых отечественный производитель Rover не может противостоять азиатским конкурентам.

Летом 2007 года на Россию пришлось примерно 2,5% от общемировых продаж (почти 67 млн) персональных компьютеров и ноутбуков. Для такой огромной страны цифра просто смешная. Вся надежда – на потенциал отечественного рынка, который эксперты оценивают как очень высокий. По данным ежеквартального отчета агентства IDC, только за апрель – июнь в Россию поставили 1,68 млн персональных компьютеров (ПК), что на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Уже в третьем квартале, по данным аналитической компании Gartner, отечественные производители заключили контракты на поставку 2,27 млн компьютеров, из них почти 42% – это ноутбуки.

Своя ноша не тянет

Десять лет назад переносные компьютеры – тяжелые чемоданы весом 5 кг – мобильными можно было назвать условно. В 1997 году компания Sony «взорвала» рынок, выпустив первый компактный VAIO весом 2,5 кг по цене $5000. Сейчас можно свободно купить ультракомпактные ноутбуки весом до 1 кг, на рынке появились модели стоимостью до 15 000 руб. По данным Gartner, если во втором квартале 2007 года доля ноутбуков в общих поставках ПК в Россию составляла 29%, то в следующие три месяца этот показатель вырос до 42%. По словам Аннетты Джамп, ведущего аналитика Gartner, Россия пока уступает по удельному весу ноутбуков Западной Европе. Там их доля в продажах колеблется от 50% (например, во Франции) до 74% (в Норвегии). По словам Александра Панько, директора по развитию агентства IT Monitoring, ноутбуки в рознице уже заместили ПК: «В некоторых регионах соотношение составляет один к трем – один десктоп на три ноутбука, но это скорее исключение. Чаще всего 50 на 50. Я, естественно, исключаю так называемую самосборку, которая занимает до 45% рынка ПК».

Ноутбуки, по мнению опрошенных «Ко» экспертов, переходят в категорию персонализированных личных аксессуаров. Дизайн и имидж лэптопов начинают играть главную роль при принятии решения о покупке, как это сейчас происходит в сегменте телефонных трубок. «В ближайшее время рынком будут править эмоции. Я, например, поехав за конкретной моделью Asus, купил Apple», – рассказывает Панько. Кроме того, потенциал мобильных компьютеров может оказаться гораздо выше, чем обычных ПК. Если семья покупает один домашний компьютер, то одного ноутбука на семью, как правило, не хватает – это предмет личного пользования.

Мечтать не вредно

(«Ко» 1997) По прогнозам западных экспертов, в ближайшие годы российские и иностранные компании поделят компьютерный рынок примерно поровну. Главными конкурентами западных брендов сегодня являются три российские компании: «Вист», «Р. и К.» и ИВК, нечасто упоминающиеся в средствах массовой информации. Все они являются получателями крупных госзаказов. По данным агентства IDC, доля ПК местной сборки увеличилась в 1996 году до 66%. По оценкам российского отделения Hewlett-Packard, российские сборщики отхватили свыше 75% рынка ПК.

 

(«Ко» 2007) За десять лет российские сборщики десктопов укрепили свои позиции, хотя набор игроков кардинально поменялся. Например, компании «Вист», «Р. и К.» и ИВК ушли с рынка. По словам директора по маркетингу компании R-Style Computers Алексея Алексеева, в 1997 году трое крупнейших местных сборщиков собирали технику на одном заводе «Квант» в Зеленограде, а сейчас у всех больших компаний есть собственное производство. Завод «Квант» еще существует, но собирает компьютеры для мелких заказчиков. Алексеев отмечает, что сейчас сложно подсчитать рыночные доли компаний, потому что сборщики не стремятся озвучивать точные цифры. В сегменте настольных компьютеров, по последним данным Gartner, лидирует отечественный сборщик Depo Computers с долей в 10,8%. На втором месте Kraftway, занявший 5% российского рынка. Немного отстает от него американская HP (экс-Hewlett-Packard), поставки которой в Россию составили 5,2%. На четвертое место аналитики Gartner поместили российскую «К-Системс» – 4,5%. За ней следуют «Формоза» – 3,1% и Aquarius Data – 2,9%. Остальные 67,5% – продукция мелких производителей, а также компьютеры, собранные пользователями из комплектующих самостоятельно. В IT Monitoring считают, что в целом рынок брендированных ПК составляет около 55%, остальные 45% – ПК, собранные на заказ и самостоятельно. Соответственно, эксперты несколько иначе оценивают доли производителей. «У Depo Computers рыночная доля составляет чуть более 5%, а у Kraftway, «К-Системс», Aquarius – по 4%. При этом доля «белых» сборщиков практически мизерна. Самые сильные позиции у Acer и HP – более 3% рынка у каждого», – говорит Панько и прогнозирует, что скоро к основным игрокам присоединится Dell.

Компьютеры этой американской компании долгое время весьма успешно продавались в России, но со временем потеряли позиции. Сейчас Dell вместе с HP обеспечивают почти треть мировых поставок компьютеров. При этом продажи Dell падают, и разрыв между ближайшими конкурентами продолжает увеличиваться. Возможно поэтому компания обратила свое внимание на рынки, о которых в свое время забыла, в том числе на российский. Не так давно в Москве открылся собственный магазин Dell. Это произошло в рамках новой стратегии компании, которую проводит ее владелец Майкл Делл. Он недавно вернулся к оперативному управлению и намерен сместить акцент в сторону малого бизнеса, а также больше работать с розничными сетями.

(«Ко» 1997) Долгое время считалось, что основной оборот на компьютерном рынке можно делать только на продаже техники корпоративным потребителям. Через розничную торговлю проходил крайне незначительный объем товара. Однако в последние годы ситуация резко изменилась. То ли денег у населения стало больше, то ли россияне оценили преимущества домашнего компьютера, но доля розницы в продажах достигла в 1996 году 30% и стала вдруг весьма ощутимой.

(«Ко» 2007) Десять лет назад в России началась первая волна массового спроса на компьютеры. В 2007 году проникновение ПК, по данным IT Monitoring, достигло 100% в большинстве регионов. Продажи десктопов в розницу сейчас составляют 36%, а ноутбуков 63%.

На амбразуру

Доля российских производителей ноутбуков остается минимальной. Фактически присутствует единственная отечественная компания – Rover, которой вплоть до 2004 года удавалось быть лидером рынка. По подсчетам Gartner, в 2003 году компания обеспечила 22% всех поставок лэптопов в Россию. Но уже через год уступила первое место другому отечественному бренду – компании iRu. А по итогам 2004 года в лидеры вышла тайваньская Asustek. Позже конкурент Rover Computers – российский производитель iRu – свернул свою деятельность. С тех пор за первое место борются между собой тайваньские Asustek и Acer, а Rover в третьем квартале 2007 года заняла лишь седьмое место. Впрочем, это не мешает компании числиться крупнейшим российским сборщиком ноутбуков. Однако Rover не оставляет попыток вернуть позиции. Недавно компания приобрела российский завод «Арсенал», а также объявила о строительстве нового завода в Китае.

Алексей Алексеев объясняет слабость положения российских сборщиков тем, что на рынке ноутбуков существует монополия десятка мировых производителей. Для них, например, купить новую платформу стоит в три раза меньше, чем для того же Rover, потому что объемы производства этих компаний несопоставимы. Rover – единственный отечественный производитель, который хоть как-то может влиять на распределение долей. Компания R-Style также выпускает партии ноутбуков на заказ под маркой Tornado, но делает это не для того, чтобы заработать, а ради реноме. Конкурировать с западными производителями с такими объемами невозможно.

По данным Gartner, более половины всех поставок ноутбуков в Россию в июле – сентябре обеспечили две тайваньские компании – Asustek (203 000 мобильных ПК) и Acer (386 000). Главным событием стало укрепление Acer, которая поставила 37 000 настольных компьютеров и 386 000 ноутбуков, заняв в общей сложности около 19% всего российского рынка ПК. Это позволило тайваньскому производителю стать номером один в России в сегменте ноутбуков. Однако сведения Gartner, по словам ведущего аналитика группы Аннетты Джамп, были основаны на цифрах из договоров, которые заключили производители с российскими партнерами на поставки в третьем квартале. Компания Acer продала и ввезла в Россию меньше, чем указано в договорах, и рассчитывает использовать эти заказы для продаж в четвертом квартале. Аналитик IDC Зарина Камытбаева подтверждает, что Acer заказала поставки с расчетом на будущие продажи.

Узкое место

Хотя ноутбуки постепенно вытесняют настольные компьютеры, у российских компаний, лидирующих в сборке десктопов, есть шанс выжить. По словам аналитиков, продажи будут расти за счет увеличения сбыта корпоративным клиентам, которым предстоит плановая замена старого оборудования. Всплеск реализации настольных ПК будет означать увеличение доли «белых» сборщиков, продукцию которых традиционно предпочитают крупные компании. Однако в долгосрочной перспективе розничный сегмент начнет стагнировать. «Все уже купили домой по компьютеру, – говорит Панько. – Теперь, если и покупают, то ноутбуки. Корпоративные пользователи также полюбили мобильность и часто заказывают ноутбуки взамен старых десктопов или в добавление к ним». Все эксперты сходятся во мнении, что настольные компьютеры уходят в прошлое и становятся специализированным продуктом. По словам Панько, они станут уделом игроманов. Графические возможности ноутбуков по-прежнему уступают десктопам, которые, правда, пока незаменимы в роли серверов и при выполнении сложных расчетных задач, а также в профессиональной работе с видео. На российском рынке серверов, по данным агентства IDC, лидирует компания НР с долей рынка в 41,6%. При этом российские сборщики делают серверы не хуже, чем традиционно популярные поставщики. Например, компания R-Style, которая продает 250 – 300 серверов в месяц. Ее положение на рынке мог бы кардинально изменить всего один крупный заказ, скажем, от любой госмонополии. Однако государственные предприятия по-прежнему отдают предпочтение западным производителям.


Светлана Рагимова
05.12.2007  Журнал "Компания"

05.12.2007



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов