"Я легко соглашался на предложения о работе"
Сергей Захаров обеспечивает банкам внутренний порядок
Сергей Захаров, член правления American Express Bank, родился в семье военных дипломатов. По этой причине в детстве он некоторое время жил с родителями в КНР, а по возвращении на родину учился в спецшколе с углубленным изучением китайского языка - так было решено на семейном совете. Потом Захаров поступил в МГИМО, где учился таможенному праву, но затем таможня обрела собственную академию, и отделение, на котором числился Захаров, перепрофилировали на финансовое и административное право. К тому времени Сергей был уже на третьем курсе и все еще продолжал изучать китайский язык. На дворе была середина 1990-х.
- Как раз в середине 1990-х идея о том, что 21-й век будет веком Китая, что Поднебесная наступает на пятки всему остальному миру, что, не ровен час, все вокруг заговорят по-китайски, была наиболее популярна,- рассказывает Сергей.- Возможно, так и будет. Но, во-первых, господство Китая - это нечто совершенно иное, чем тот молниеносный реваншизм, который в европейской традиции принято считать господством, а во-вторых, юрист-международник со знанием китайского языка - это, как мне показалось, немного странное сочетание.
И к третьему курсу я понял, что более всего меня интересует не китайская экспансия, а международные западные компании, работающие в Москве.
Несбывшаяся надежда С четвертого курса Захаров пытался найти работу по специальности. Но ничего не получалось: повсюду требовался сотрудник на full time, а учиться без отрыва от производства не вышло бы - учебу пришлось бы забросить. И Захаров решил доучиться, а потом уже начать работать.
- Едва я закончил институт, как мною заинтересовался Citibank. Все произошло очень быстро, мы поняли, что нужны друг другу, на принятие решения у меня ушло всего три дня.
На четвертый я уже работал в Citibank. Это была прекрасная школа. В то время Citibank оказывал услуги только корпоративным клиентам, ритейл появился значительно позже. Внутренняя структура компании меня многому научила. Все отлажено, как в хорошем часовом механизме, почти эталонный уровень организации работы. Я считаю, что это был хороший старт для меня. Большая удача, когда твое первое место работы отвечает самым высоким стандартам.
Захаров проработал в Citibank пять лет.
- Получив юридическое образование, я так и не смог стать юристом Citibank. Изначально я пришел кем-то вроде юрисконсульта в отдел клиентской документации, отвечал за верное оформление и комплектность бумаг. И все пять лет не оставлял надежды перейти в юротдел.
Но надежда так и осталась надеждой. Несмотря на неуклонное расширение банка, в юрдепартаменте почти не открывались новые вакансии, а когда, наконец, на горизонте что-то замаячило, выяснилось, что юрист там требуется высококвалифицированный, с опытом работы, так что мою кандидатуру даже рассматривать никто не хотел.
Захаров понял, что пора менять место работы, чтобы не распрощаться с карьерным ростом.
Шел 2002 год.
- И тут появляется закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Знаменитый 115-ФЗ. Каждый банк должен был иметь специалиста, который следил бы за соблюдением этого закона. На Западе такая специальность носит более широкий характер, называется compliance officer и обеспечивает соответствие банка международным стандартам ведения бизнеса в области финансов. У нас этот термин как только не переводится, и каждый раз неточно, наверное, его невозможно адекватно перевести на русский. Но сам для себя я еще тогда сформулировал: compliance officer - это человек, обеспечивающий контроль за тем, чтобы банк или финансовая компания работали в полном соответствии с требованиями законодательства, международных норм бизнес-этики, а также за тем, чтобы брэнд и имя компании никоим образом не ассоциировались с подобного рода нарушениями и скандалами. Так что круг вопросов, находящихся в ведении такого специалиста, самый что ни на есть широкий. Соответствующий департамент при этом достаточно четко структурирован, поскольку для обеспечения полного соответствия законам и транспарентности нужен прежде всего внутренний порядок.
В качестве именно такого compliance officer Захаров получил предложение от BSGV.
- Само предложение мне очень понравилось, казалось, мы нашли друг друга. Я был первым и единственным на тот момент compliance officer этого банка в России. BSGV в моем лице получил специалиста за сравнительно небольшие деньги - они были не так важныдля меня тогда, куда важнее была сама карьера. Я взял отпуск, обложился книгами, отчетами, инструкциями и прочими документами и вместо того чтобы наслаждаться южным солнцем сидел и вникал, вникал… И мне удалось вникнуть: я наладил в банке эффективную систему контроля.
Все по сценарию Захаров говорит, что не планировал уходить из BSGV. Но следующая работа нашла его сама, а именно Стандарт банк.
- Это банк южноафриканской группы, которому тоже понадобился compliance officer. Когда банк пришел на российский рынок, он обратился ко мне. Нужно было устранить кое-какие недочеты в кратчайшие сроки. Недочетов оказалось немало. Вскоре после этого меня взяли на работу, а в банк пришла проверка. Потом я увидел итоговое заключение: однозначно четко прослеживалось, что все выявленные нарушения были совершены банком до моего появления.
Результатом же моей работы стало полное отсутствие замечаний со стороны контролирующих органов. А затем не без моего участия банк получил лицензию на работу с драгметаллами.
В Стандарт банке Захаров проработал чуть более полутора лет. И тут опять как с неба свалился новый работодатель - American Express.
В России открылась его "дочка" - American Express Bank. Дальше все было по тому же сценарию - "дочке" потребовался compliance officer.
Для обеспечения порядка как в банке, так и в других бизнесах.
- Это были, например, "карточный" бизнес и бизнес-трэвел. Что же касается специфики American Express Bank, то глобально это международные межбанковские корреспондентские отношения, то есть банк для банков. Но создаваемый в России American Express Bank был задуман как банк для поддержки эквайринга пластиковых карт. Для частных лиц одной из наиболее распространенных услуг еще являются чеки American Express. Поначалу основной моей деятельностью был контроль за банком, но так получилось, что постепенно я стал отвечать за все остальные направления бизнеса American Express в России.
Определяющая мотивация Захаров стал членом правления банка. А затем "карточный" бизнес был продан "Русскому стандарту". Возник вопрос, что делать Захарову, чем ему заниматься. И тут вспомнили, что у American Express есть ряд офисов в Восточной Европе, нуждающихся в том, чтобы у них был compliance officer. Им и стал Захаров.
- Это немного другой бизнес. Я совершил маркет-визит по этим странам, вник в ситуацию и принялся ее исправлять. Интересное занятие.
И очень полезное, потому что европейское законодательство отличается от российского, и я стал специалистом уже в том и другом. Кроме того, в тех странах, где American Express не имеет собственного бизнеса или не считает свое присутствие на рынке необходимым, он ищет партнеров. Как, например, это случилось с "Русским стандартом" в России. В других странах происходит то же самое. Это некое подобие аутсорсинга или франчайзинга. Только на банковский, финансовый манер. И во всех этих смежных областях, во всех этих партнерских организациях требуется помощь compliance officer.
Да и подготовка к процессу требует сил: потенциальный партнер оценивается по множеству параметров, включая финансовый и технологический, на место выезжает экспертная группа аналитиков, чтобы дать свое заключение.
Нагрузка, конечно, возрастает, но, вообще говоря, в этой работе есть большие плюсы.
Во-первых, для меня всегда определяющей мотивацией было приобретение нового опыта, но вместе с тем я понимал, что нельзя распыляться, надо становиться все более глубоким специалистом именно в своем деле. Поэтому я так легко соглашался на предложения о работе.
Во-вторых, это и в самом деле интересно. Потому что ты всегда на переднем крае, на фронтлинии. Россия с небольшим опозданием повторяет то, что возникает на Западе. И получается, что твоя специальность очень прогрессивна.
АЛЕКСЕЙ ПАНТЫКИН
Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets» |