Kто на новенького?
У небольших рекламных агентств есть все шансы в борьбе за
хороших специалистов
На фоне глобализации рекламного рынка и объединения крупных
рекламных агентств в холдинги активно заявляют о себе небольшие агентства.
Главной составляющей успешности их проектов являются люди. Новые агентства,
приглашая звезд из сетей, готовы платить им на 50% больше, а иногда - предложить
участие в прибыли.
Не так давно я познакомилась с руководителями и основателями
сразу нескольких рекламных агентств, которые относительно основных игроков рынка
новички в «возрасте» от нескольких месяцев до трех лет. Их запрос на поиск
персонала в условиях обилия предложений на рынке труда и высоких требований к
работодателям изначально казался задачей трудновыполнимой.
Хорошо зная, как сложна битва за бюджеты, как сильны лидеры
рынка, невольно задаешься вопросом: зачем известные по работе в сетевых
агентствах люди создают свои маленькие? На что рассчитывают, выходя на рынок,
кто их клиенты и потенциальные сотрудники, как смогут они выдержать конкурентную
борьбу?
Из общения с основателями трех агентств – Partizan, Radical и
Deep Communication Group – можно сделать вывод, что мотивы и базис для создания
собственных небольших агентств очень схожи. Профессионалам просто хотелось
развития! «Человек, накопивший опыт в профессии и жизни, неизбежно попадает в
ситуацию карьерного кризиса и понимает, что в рамках существующего сюжета
развития уже нет, и хочется перемен, вызова, возможности максимально выразить
себя, – объясняет Олег Шестаков, ранее работавший в клиентском департаменте
агентства Grey Worldwide. – Вот и у меня настал момент, когда потребность в
собственных победах и ошибках взяла верх».
Денис Верещагин, гендиректор Deep Communication Group, и
управляющий директор Лана Соловьева начали вспахивать собственное поле для
осуществления нестандартных маркетинговых ходов и реализации менеджерского
потенциала осенью 2005 года. По их словам, импульсом к созданию агентства Deep
Communication Group послужило желание создать яркую сильную структуру, способную
предложить клиентам новейшие маркетинговые и рекламные технологии.
Денис Кутылов, генеральный директор агентства Radical, которому
нет еще и полгода, говорит о создании агентства как о шаге «планомерного
развития, осуществления самореализации». «Я ощутил невозможность реализации
потенциала, накопленного за 15 лет работы в рекламе, в рамках существующих
агентств и почувствовал, что пора делать свой бизнес», – поясняет Кутылов.
Поскольку маркетинг – это то, чем Денис занимается давно, то вопросов, в какой
области делать свой бизнес, не возникло. (Денис Кутылов работал в качестве
арт-директора, а затем креативного директора в BBDO, Prior , Immedia Holding и
др.)
Словом, отправной точкой «закладки первого камня» во всех трех
историях послужила встреча единомышленников с большим опытом работы на рекламном
рынке и ощущением карьерного и профессионального тупика.
В наши дни с нуля организовать агентство – стоит ли овчинка
выделки? В случае с агентством Partizan ответ утвердительный. Хотя, по признанию
Олега Шестакова, был период, когда затея казалась чистейшей авантюрой. К
счастью, в верности принятых решений основателей убедил пришедший успех. Участие
и победа в тендере на разработку креатива для рекламной кампании шведского
оператора сотовой связи TELE2 стало для агентства Partizan волшебной палочкой,
по мановению которой никому не известное агентство сразу заявило о себе.
По определению его основателей, РА Partizan - это креативный
бутик. «Наши клиенты - компании, не желающие быть на вторых ролях в больших
сетевых агентствах, которым не нужен стандартизованный креатив, а необходим
нестандартный, живой подход к рекламе», - поясняет Андрей Чернышов, креативный
директор Partizan, работавший до этого в творческом департаменте BBDO.
Вывод на рынок агентства, не имеющего контракта с крупным
клиентом, Денис Кутылов, гендиректор самого юного агентства, не оценивает как
очень рискованный. Ведь на рынке немало клиентов с бюджетом, который не позволит
им стать клиентом №1 и даже №3 для сетевого или очень крупного агентства. Они им
не интересны. К тому же таким клиентам нужны прежде всего бизнес-партнеры, если
хотите - консультанты, и личное отношение при высочайшем уровне качества
предоставляемых услуг. «Все выигранные нами тендеры и полученные бюджеты стали
возможны по одной причине: мы всегда делаем больше, чем требует клиент. Если
требуется BTL-акция, мы предлагаем еще и коммуникационную стратегию. Мы делаем
то, что клиент никак не ожидает увидеть. Мы его удивляем», - объясняет Денис
Кутылов секрет успеха.
Агентство Deep Communication Group ориентировано на разработку
комплексных рекламных кампаний с применением не только традиционных методов, но
и нестандартных решений. «Особый упор в работе агентства делается на креатив,
поиск интересных решений и инновационных технологий продвижения», - говорит
Денис Верещагин. С ним соглашается Лана Соловьева, подчеркивая, что, несмотря на
важность для агентства полного цикла, которым они являются, развития всех
направлений деятельности, более активно развиваются именно нестандартные каналы
коммуникации и креатив.
тяга к «живой» рекламе
Очевидно, цели, которые ставят руководители агентств-новичков,
подразумевают высокое качество: идей, сервиса и людей. Руководители данных
агентств нацелены на привлечение таких людей, которые готовы брать на себя
больше ответственности, делать для клиента больше того, что указано в брифе, и,
как следствие, иметь широкие возможности для реализации своего потенциала.
Признаюсь, начиная работу по поиску персонала, мы были
настроены не очень оптимистично. Ведь современные кандидаты при рассмотрении
предложений о работе очень внимательны ко многим факторам: уровню агентства, его
имиджу в профессиональной среде, возможности работать с известными клиентами и
осуществлять интересные проекты, а также к уровню компенсационного пакета. Как
известно, сейчас сотрудники рекламных агентств при смене работы имеют
возможность выбирать. Мы знаем случаи, когда специалисты переходили из агентства
в агентство со 100%-м увеличением дохода. Таковы реалии рынка, и с этим
приходится мириться.
Однако, анализируя факторы, мотивирующие людей, которые
работают на рынке рекламы, мы поняли, что именно новые рекламные агентства могут
сегодня выступить серьезными конкурентами сетевым агентствам в охоте за хорошими
специалистами.
Дело в том, что для некоторых специалистов преимущества
известного сетевого агентства (сетевые международные клиенты, отработанные
технологии, стабильная информационная поддержка со стороны сети и пр.),
оказываются недостатками. Не секрет, что в сетевых агентствах любая оригинальная
идея зачастую должна пройти большое количество согласований с головным офисом
международного клиента, и не всегда клиент готов к смелому нестандартному
креативу. Профессионалы, поработав в крупных международных агентствах, чувствуют
усталость от бесконечных согласований, адаптаций, отсутствия самостоятельности в
принятии решений и невозможности в полной мере использовать собственный
потенциал и опыт. В этом случае они начинают искать такое агентство, где было бы
больше свободы в действиях и больше возможностей делать «живую» рекламу.
Например, когда мы искали креативную пару для Partizan, арт-директора и
копирайтеры из Lowe Adventa с удовольствием рассматривали это предложение (на
тот момент Partizan выиграл у них тендер на TELE2).
В российские небольшие агентства в основном уходят люди из
креативных отделов сетевых агентств. («Там точно не будет адаптаций», - так один
из них аргументировал свой запрос к нам о поиске места в российском агентстве.)
Однако в последнее время я и мои коллеги встречались со многими специалистами из
клиентских и медиаподразделений сетевых агентств, которые были готовы к переходу
в российское динамично развивающееся агентство. Это можно уже смело назвать
тенденцией.
Разумеется, не все люди, работающие в сетевых агентствах,
готовы рисковать и переходить в новое неизвестное агентство. Но такие есть. Их
мотивация не сводится только к расширению профессиональной степени свободы и
функций. С одной стороны, руководители небольших агентств, перейдя из сетевых,
привносят и внедряют процедуру работы над проектом, структуру агентства,
документооборот, дисциплину исполнения проектов и отчетность. А с другой - в
таких агентствах культивируется командный дух и ценность человеческого фактора.
В отличие от многих крупных сетевых агентств, где «ощущаешь себя винтиком в
отлично отлаженном и работающем, как часы, механизме» (цитата одного из бывших
сотрудников сетевого агентства, который с удовольствием рассматривал предложения
от российских агентств).
Такой переход дает выход из карьерного тупика: не у всех
директоров по работе с клиентами сетевых агентств есть шанс стать директором
клиентского сервиса в сети, хотя бы потому, что этих позиций на порядок меньше.
В новом агентстве директор по работе с клиентами сетевого агентства может
рассчитывать на пост директора клиентского сервиса с соответствующим увеличением
полномочий, зон ответственности и дохода. Агентства-новички, приглашая звезд из
сетей, предлагают им иной раз повышение денежного вознаграждения на 50%, либо
большие бонусы от дохода кампании. А директорам, создающим новое направление с
нуля, - участие в прибыли.
Лилия Казинцева, коммерческий директор
компании «Русская кадровая ассоциация»
14.02.2008
Журнал "Индустрия рекламы"