Made in Russia
Откуда взялись мифы маркетологов
В начале 90-х фокус-группы виделись в России чуть ли не
панацеей, инструментом, позволяющим узнать о потребителях все. Однако за годы
активного и часто бездумного применения появилось множество скептиков,
утверждающих обратное: совершенствованию нет предела.
«Миф – это древнее народное сказание о легендарных героях,
богах, о явлениях природы, а в переносном смысле – недостоверный рассказ,
выдумка». Так объясняет значение этого слова «Толковый словарь русского языка»
под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Как известно, мифы слагаются в отсутствии понимания реальных
механизмов явлений, что особенно характерно для первобытных культур. Вне влияния
цивилизации мифы живут долго, укореняются в сознании «диких» народов и не
подвергаются сомнениям.
К сожалению, в отношении маркетинговых исследований Россию до
сих пор нельзя поставить в один ряд с цивилизованными странами. Занимаясь
исследованиями потребителей уже 14 лет, я имею достаточно оснований, чтобы
сделать этот неутешительный вывод. Обратимся к фактам.
Российский рынок маркетинговых исследований еще очень молод:
его история начиналась в 90-е годы ХХ века, тогда как на Западе первые дискуссии
с потребителями проводились уже в середине XIX века (одним из родоначальников
современных фокус-групп считается известный американский изобретатель и
производитель швейных машин Исаак Зингер).
Тем не менее всего за полтора десятка лет некоторые российские
специалисты в области маркетинга и качественных методов изучения потребителей
совершили гигантский скачок, «догнав и перегнав» зарубежных коллег. За столь
короткий срок они успели:
- научиться проводить фокус-группы;
- возомнить себя большими специалистами в использовании этой методологии и
интерпретации получаемых результатов;
- разочароваться в фокус-группах!
И это еще не все. Отдельные спекулянты от маркетинга, не
имеющие опыта в сфере исследований, однако часто мелькающие в прессе, начали
воинствующую пропаганду вреда фокус-групп. В популярных газетах, интернете и,
что особенно удручает, в специализированных бизнес-изданиях все чаще звучат
голоса, утверждающие что «в России фокус-группы не работают», «мы не проводим
фокус-групп» и т.д. и т.п.
Возникает вопрос: не слишком ли быстро мы преодолели такой
большой путь – от полного неумения к полному разочарованию? И почему попытки
дискредитировать методологию, столь востребованную во всем цивилизованном мире,
так настойчивы именно в России? В поиске ответов мы неизбежно приходим еще к
одному вопросу: может быть, это кому-то выгодно?
Итак, кто же активно ругает фокус-группы и сомневается в
достоверности их результатов? Как показывает мой опыт, ряды недовольных обычно
составляют:
- клиенты (как правило, российские производители), которые столкнулись с
непрофессиональным применением методологии российскими же исследователями;
- исследователи, так и не научившиеся этой методологией пользоваться, в
результате чего появились разочарованные клиенты (см. выше);
- исследовательские компании, пытающиеся использовать отказ от фокус-групп
как маркетинговый ход для собственного продвижения под лозунгом «Мы не такие,
как все!».
Клиентов в такой ситуации откровенно жаль. Однако даже
разочаровавшихся в методе не может не настораживать тот факт, что крупнейшие
иностранные производители (Procter & Gamble, Unilever, Nestle и т.п.)
продолжают заказывать фокус-группы: капиталисты, как известно, денег на ветер не
бросают!
Попытки некоторых исследователей столь затейливым способом
отличиться от конкурентов вызывают у профессионалов реакцию, напоминающую
умиление взрослого, услышавшего лепет младенца: если вы не проводите
фокус-групп, может быть, вы просто не умеете их проводить? Вы уверены, что, не
используя возможности групповой динамики, получаете полноценную информацию о
сообществах потребителей? А известно ли вам, что человек по своей природе -
существо «групповое» и его поведение обусловлено социальными факторами?
В любом случае, даже если вы не проводите фокус-групп,
остерегайтесь этим бравировать. Я, например, знаю людей, которые не читают книг
и очень этим гордятся. Однако прослыть людьми интеллигентными в определенных
кругах им никогда не удастся. Среди тех, кто всерьез занимается маркетингом,
быть противником фокус-группы столь же неприлично: неправильно поймут.
Тем не менее разнообразие мифов, слагаемых о фокус-группах в
России, продолжает сеять сомнения в умах неискушенных маркетологов: здесь и
анекдоты о тупых домохозяйках, и фантазии об авторитарных модераторах, и
страшные сказки о профессиональных респондентах. Все это не имеет никакого
отношения к серьезным исследовательским компаниям, однако активно муссируется в
прессе и на интернет-форумах.
Но прежде чем начать развенчивать мифы, остановимся на одном
очень важном моменте: целесообразности использования методологии групповых
дискуссий в тех или иных ситуациях. Вы можете не соглашаться, однако я буду
настаивать: в некоторых случаях проводить фокус-группы столь же бессмысленно,
сколь и противопоказано. Разумеется, если вы не хотите разочароваться в них
навсегда.
Давайте обратимся к примерам, когда групповые дискуссии стали -
с помощью непрофессиональных исследователей - или могли бы стать пустой тратой
времени и денег.
мартышка и очки
На страницах популярного бизнес-издания известный российский
предприниматель делится своим опытом проведения качественных исследований. Он
говорит о «российской специфике» и всерьез утверждает: «Фокус-группы не работают
у нас в принципе, потому что мы… говорим одно, думаем другое, а покупаем
третье».
Открою секрет: своей непоследовательностью и непредсказуемостью
россияне решительно ничем не отличаются от потребителей из других стран! Только
при чем здесь фокус-группы? Неужели кто-то догадался использовать их как метод
прогнозирования спроса? Даже количественные исследования не позволяют делать
такие прогнозы, а проводить для этого фокус-группы, мягко говоря,
бесполезно.
Неудачная попытка с помощью групповых дискуссий предсказать,
что будет лучше продаваться, приводит нашего героя к выводу, с которым трудно не
согласиться: «Можно не делать никаких фокус-групп. Просто выставляй на витрину и
смотри на продажи». Действительно, в такой ситуации фокус-группы решительно не
нужны. А вот для поиска новых инсайтов и коммуникативных подходов, изучения
психографии и глубинной мотивации потребителей они очень даже могли бы
пригодиться. Жаль, что бизнесмен так и не попробовал применять этот метод по
назначению…
объять необъятное, чтобы узнать очевидное
В моей практике был случай, когда один топ-менеджер крупного
производителя FMCG-продукции намеревался изучать привычки и предпочтения своих
потребителей сразу в восьми (!) товарных категориях, обсуждая их в ходе
проведения одной (!) фокус-группы.
Учитывая продолжительность дискуссии (около 120 мин.) и
количество участников (восемь человек), каждому респонденту отводилось бы менее
двух минут на рассказ об особенностях потребления каждой продуктовой категории
(ситуации потребления и покупки, факторы, влияющие на выбор, любимые марки и
т.д.).
Как вы думаете, насколько ценную информацию получил бы в этом
случае наш клиент? А если учесть, что привычки потребителей в этих категориях
(продукты повседневного спроса) не меняются десятилетиями и узнать здесь что-то
новое в принципе невозможно? В результате проведения огромного количества групп
- на этом настаивал клиент - мы получили бы набор очевидных фактов: «лошади едят
овес», «йогурты употребляют по утрам» и т.п.
Поскольку убедить заказчика в бессмысленности проекта нам не
удалось, а все альтернативные предложения (например, провести аудит клиентских
марок в формате групповых дискуссий) были отвергнуты, от исследования пришлось
отказаться.
реалити-шоу или реальная жизнь?
Отчего возникают подобные ситуации? Прежде всего, от
непонимания сути метода и его возможностей. А еще - от слабого владения
маркетинговой теорией и отсутствия серьезной практики в этой сфере. Уровень
преподавания маркетинговых дисциплин в отечественных бизнес-школах оставляет
желать лучшего. Многие из тех, кто называет себя маркетологами, имеют смутное
представление о стратегическом планировании и роли исследований рынка в этом
процессе.
Некоторое время назад заказывать фокус-группы было примерно так
же модно, как сейчас - их ругать. Однако о том, что исследования потребителей -
это эффективный инструмент для решения маркетинговых проблем, многие не
подозревали. И даже сейчас вопросы: «Какая у вас проблема?», «Вы уверены, что
групповые дискуссии с потребителями помогут решить эту проблему?», «Какую новую
для себя информацию вы ожидаете получить?» - могут вызывать у клиента искреннее
недоумение. В таких случаях, испытывая некоторую неловкость, приходится
объяснять, что задача любого исследования – сбор информации, необходимой для
принятия маркетинговых решений. От умения выявлять проблемы и грамотно
формулировать задачи исследования напрямую зависят целесообразность проекта,
выбор методологии и получаемые результаты.
К сожалению, для некоторых клиентских компаний шоу с
респондентами за стеклом до сих пор является неким мистическим ритуалом, за
которым не стоит ясное понимание проблемной ситуации. Заказчики этого
«развлекательного мероприятия» далеко не всегда могут сформулировать, какую
конкретно информацию о своих потребителях они хотят получить, для чего эта
информация им нужна, зачем вообще проводится исследование и т.д.
Учитывая стремительную эволюцию отношения к фокус-группам в
России (от младенческого восторга к старческому брюзжанию) и особенности нашего
менталитета (бросаться из крайности в крайность), попробуем взглянуть на
сложившуюся ситуацию с позиции взрослого человека.
Что можно было бы ответить всем скептикам, не вдаваясь в
длительные методологические дискуссии? Несмотря на то что фокус-группы как
инструмент изучения рынка появились очень давно и - увы! - не в России, в руках
творческого и профессионального российского исследователя они могут
совершенствоваться бесконечно. Это не готовый набор техник и методик, доступный
каждому, а сложный процесс постижения мира потребителей (в том числе - их
бессознательного поведения).
Как известно, любой инструмент можно использовать в меру
собственных навыков более или менее виртуозно. На освоение некоторых
инструментов уходят годы. Если вы не умеете играть на скрипке или услышали
неблагозвучные экзерсисы начинающего скрипача, вам ведь не придет в голову
всерьез рассуждать о запрете скрипичных концертов, не правда
ли?
Ольга Кияшко, директор по качественным исследованиям IMCA Advertising & Tracking
Study
18.02.2008
Журнал "Индустрия рекламы"