|
Старик Хоттабыч Владимир Ефимов, типограф, специалист по шрифтам, компания РаrаТуре Я не эксперт по логотипам, поскольку всю жизнь занимаюсь наборными шрифтами. Очевидно, что между созданием логотипов на основе какого-то шрифта и созданием просто наборного шрифта, хотя и есть определенное сходство, но имеются и существенные различия. И тот, и другой состоят из букв, однако логотип - это уникальная графическая композиция, а наборный шрифт - типовая конструкция. Тем не менее, и к тому, и другому можно приложить некие общие принципы построения, и я попробую это сделать. Но я буду рассматривать только шрифтовую графику, по мере возможности не касаясь графики фигуративной, товарных знаков, цветового решения и пр. Первый логотип компании был разработан в 1994 году и, как написано на сайте компании, «первоначально выполнял просто функцию вывески». Насколько можно судить, название набрано просто прописными буквами гарнитуры Футура жирного начертания, причем уникальность логотипа достигнута за счет иллюстративного решения (фигуры Хоттабыча на ковре-самолете с рулоном чего-то строительного на фоне зловещей синей тучи). Чтобы надпись выглядела художественнее, желтые буквы обведены красным контуром. Надписи тесно в отведенном ей пространстве, поскольку края вывески придавливают первую и последнюю буквы. С точки зрения шрифта, в этой надписи проблема со спейсингом, то есть с распределением букв в заданном пространстве. Поскольку слово «Хоттабыч» помещено точно по центру вывески, а длина слов, составляющих надпись, неравная («СТАРИК» - б букв, а «ХОТТАБЫЧ» -8 букв), дизайнеру пришлось сильно растянуть первое слово, чтобы длина обоих слов была бы одинаковая. Из-за этого межбуквенные пробелы в первом слове гораздо больше, чем во втором, что нарушает ритм чтения. Второе слово набрано без всякого намека на кернинг, поэтому пробелы между буквами выглядят визуально неравными - в сочетаниях «ХОТ», «ТА» и «ЫЧ» межбуквенные пробелы заметно больше, чем в сочетании «АБЫ». Тем не менее, вывеска-логотип вполне выделялась на фоне вывесок других магазинов и хорошо узнавалась, очевидно, за счет удачного цветового решения. В целом, это пример непрофессионального отношения к шрифту, но общий дизайн - относительно неплохой. В 2004 году было принято решение о ребрендинге компании. В рамках этого процесса был полностью изменен логотип, его графическое и цветовое решение и принцип его подачи, а также шрифт. Судя по всему, работа была заказана профессиональному дизайнеру, если судить хотя бы по специальному шрифту. Если раньше логотип был зафиксирован в закрытом пространстве вывески, то теперь он получил открытую структуру, не ограниченную какими-то плоскостями или рамками. С одной стороны, это дает возможность его более гибкого применения, с другой, требует внимательной композиционной проработки логотипа, особенно его взаимоотношений с окружающим пространством. На сайте компании www.hottabych.ru просматриваются два варианта композиции изображения и надписи: 1) маленькое изображение Хоттабыча на ковре-самолете (без рулона) и крупный шрифт в одну строку; 2) изображение гораздо крупнее, а шрифт мельче и в две строки. Для надписи использован один из современных неконтрастных квадратных гротесков с закругленными углами овалов, немного напоминающий шрифт «Магистраль». Оба слова начинаются с прописных букв, остальные буквы - строчные. Правда, прописные в этом шрифте очень мало отличаются по росту от строчных. Сразу бросается в глаза неравномерность заполнения пространства этим шрифтом - сочетание двух строчных «т» во втором слове образует большое пустое пространство в середине и чуть меньшие пробелы вокруг. В первом слове большие пустоты окружают букву «т», особенно в сочетании «Ст», где внутрибуквенное пространство в «С» соединяется с пробелом вокруг центрального штриха «т». Зато строчная буква «а» выглядит перегруженной, особенно в соседстве с пустыми «т» и «р». Для строчной и выбрана форма, напоминающая латинскую строчную «u», что наводит на мысль о прямом курсиве. Хотя я, вообще-то, не сторонник прямого курсива в шрифтах, особенно в текстовых, возможно, в данном случае следовало бы поддержать решение и аналогичным решением «т» в духе латинского «m» Конечно, это увеличило бы в надписи количество вертикальных штрихов, и без того частых в кириллице, но зато во многом бы решило проблемы соотношения черного и белого и, соответственно, проблемы ритма штрихов в логотипе. С моей точки зрения, довольно неудачно сочетание «Ст» в первом слове, поскольку левый угол строчного «т» соприкасается с правым верхним штрихом прописного «С» из-за небольшого контраста между ростом прописных и строчных. Мне кажется странным сочетание трех разных по форме полуовалов в буквах «а», «б», «ы» во втором слове, что усугубляется традиционной по форме буквой «ч» на конце слова. Не очень понятно принципиальное различие в трактовке закруглений в разных знаках. В строчных буквах «а», «и», «б», «ч» углы закруглены дугами с малым радиусом, из-за чего знаки имеют явно квадратную форму. Полуовалы у строчных «р», «б», «ы» и прописной «С» гораздо круглее и совсем не квадратные. Наконец, строчная буква «о» образует правильный овал и смотрится просто чужой в таком шрифте. Мне кажется, что решение строчной «б» тоже могло бы быть более удачным, хотя она вполне читается. По поводу спейсинга ничего хорошего сказать нельзя. Мало того, что буквы из-за неудачных сочетаний и непродуманного рисунка образуют в надписи сгущения и разрежения, но этот эффект неправильного ритма усиливается непродуманным спейсингом. Сочетания строчных «ар», «ик», «аб» очень тесно сдвинуты, в то время как пробелы между «та», «ри», «от», «быч» визуально гораздо больше. В сочетании «Хо» видна попытка разумного кернинга, но почему-то в сочетании «от» кернинг совершенно незаметен, хотя он тут необходим. Для первого композиционного варианта с надписью в одну строку сказанного достаточно, но во втором варианте с надписью в две строки проблема усугубляется не очень понятным отступом второго слова по отношению к первому. В результате образуются очень сомнительное сочетание по вертикали двух прописных «С» и «Х» и крайне неудачное сочетание строчной «р» из первого слова и первой строчной «т» из второго. Левый конец «т» и не выровнен по левому краю вертикального штриха «р», и вместе с тем недостаточно сдвинут, чтобы это выглядело сознательным решением. Похоже, что дизайнера не волновали такие мелочи. О том, что в первом варианте шрифт подавляет изображение, а во втором - наоборот, и, похоже, что надпись с трудом удерживается на краю ковра-самолета, я уж и не говорю. А если шрифт упадет?В общем, как ни странно, мне кажется, что прежний, далеко не идеальный вариант логотипа, хотя и был лишен модного шрифта и прочих дизайнерских затей, работал значительно лучше. Видимо, неудачное решение логотипа, разработанного заново, объясняется непродуманным отношением его создателей к шрифту, к надписи и ее композиции.
Почта России Александр Ширышев, сооснователь и арт-директор Redbrand (Россия) Каждый, кто хоть раз бывал в отделении «Почты России», прекрасно знает, что проблемы этой организации не в логотипе. Огромные очереди, неработающие окошки, хамский персонал, который умеет общаться только на повышенных тонах, неудобное время работы, посылки (в том числе и дорогие бандероли), приходящие в ужасном состоянии, как будто все отделение поиграло ими в футбол, наконец, безуспешные попытки оказывать услуги несовместимые под одной крышей, от торговли постельным бельем и моющими средствами до завязшей в зубах, но невостребованной «кибер-почты». Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять, что все это - следствие одного большого недостатка: персоналу Почты России платят крайне низкие зарплаты. Отсюда и неудобное время работы, и хамство, и очередь в единственное окошко с еле нажимающей на кнопки девочкой, которая каждый час уходит пить чай. Залы собираются разделить на клиентские зоны. А кто в этих зонах будет работать? Отделения раскрасят во все цвета радуги. А какой толк от этой раскраски человеку, который должен потратить час своего личного времени, отстояв очередь с клочком бумаги? Меня всегда умиляли рекламные щиты «Почты России«, а теперь вот умиляет так называемый «ребрендинг». Косметический ремонт фасада костной, недружелюбной, безграмотно организованной государственной структуры, от которой за версту разит тяжелым советским наследием, воспринимается не иначе как пленок в сторону своих нищенствующих сотрудников и вынужденных клиентов (других у «Почты России» нет). Анализировать тут нечего, а то, что эти судорожные действия кто-то из руководства «Почты России» называет «ребрендингом», красноречиво свидетельствует, что понимания, куда потрачены деньги, и в каком направлении следует двигаться, как не было, так и нет. Если говорить о дизайне, то в очередной мы с недоумением взираем на результаты титанических потуг западного агентства в попытке угодить загадочной русской душе. У нас-то тут в России курицу общипать и на гриль посадить совершенно некому. Что было, что стало - найди 10 отличий. Допустим, были какие-то объективные причины не отказываться от двуглавого орла. Быть может, изменили шрифтовое решение? Быть может, исправили чудовищные буквы «А», «Р», «С», «И»? Может, хотя бы кернинг подправили? Нет, нет и нет. Шрифт по-прежнему символизирует качество обслуживания. Он по-прежнему такой же гротескный и нелепый, как и сама организация. Не удивительно: русская кириллица для «дяди из-за границы« еще загадочнее, чем душа того, кто этой кириллицей пишет. Ко всему прочему, логотип до боли напоминает героя другого нашумевшего «ребрендинга». Теперь можно с полной уверенностью ответить на извечный вопрос: «Что было вначале: яйцо или курица?». Без ответа остается другой вопрос: какой смысл платить огромные деньги западным подрядчикам, когда в России полно дизайн-студий и агентств, способных реализовать подобные проекты с качеством на порядок выше за сумму на порядок ниже?
Ригла Андрей Митин, креативный директор студии Zebra design branding (Россия) Хотелось бы начать с момента, который, видимо, никем из владельцев марки не подвергался сомнению и, как следствие, не подвергался ребрендингу. Это первооснова любого бренда - его имя. Семантика марки «Ригла» вызывает серьезные затруднения в поиске смысла даже в отдаленных образных ассоциациях. Единственное схожее наименование, которое приходит на ум - это жевательная резинка «Ригли», названной по фамилии своего основателя. Конечно же, искусственное имя или фамилия владельца - не показатель успеха или неудачи бренда, но это один из первых «крючков« который акцентирует внимание потребителя на себе. Аптечные сети с наименованиями «36.6», «03» и «Здоровые люди» (бывшая Natur Produkt), скорее всего, быстрее и логичнее входили в сознание потребителя, вызывая у него определенные адекватные ассоциации. Основной массе потребителей смысл этих имен ясен и понятен, что нельзя сказать о слове «Ригла». Если говорить о дизайне, то новый и старый логотипы далеки друг от друга, как небо и земля. Также далеки и профессиональные навыки их исполнителей. Без сомнения, новый логотип аптек «Ригла» приобрел явные черты современности и индивидуальности, которых явно недоставало старому архаичному логотипу. В целом, он прост, эмоционален и прогрессивен. Образ «Риглы» кардинально улучшился. Теперь у «Риглы» есть бренд, с которым можно штурмовать лидирующие позиции в России. Ребрендинг, скорее всего, повысит лояльность потребителей к бренду, увеличит аудиторию и повлияет на изменение целевой аудитории. После ребрендинга «Ригла» может претендовать на более обеспеченных клиентов. Логотип, созданный британским агентством Identica, имеет лаконичный образ, ясную метафору и эмоциональность, что адекватно укладывается в современные визуальные тренды. Единственное, что вызывает сомнение - это начертание кириллических литер, которые, в угоду современным тенденциям, потеряли свою орнаментальную привлекательность и не смогли сложиться в общую уравновешенную композицию стройного и выверенного логотипа.
19.02.2008 | |
|
© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2 При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail |