Золотое шило
Российские продавцы украшений учатся торговать, перенимая
опыт у своих коллег из одежного и сотового ритейла. Отсутствие
профессиональных ювелиров-одиночек дает им широкий простор для
экспансии.
«Мы чрезмерно-агрессивно-активны»,— скороговоркой выпаливает
руководитель группы продвижения «Ювелирной сети 585» Александр
Тарасов. Чуть раньше он рассказывал о том, что каждый продавец
компании обязан встречать посетителя «речевой пластинкой» —
сообщением о проходящих в магазине акциях, да так, чтобы от зубов
отскакивало.
Два с половиной года назад, когда у компании было 22 точки в
Санкт-Петербурге, на рынке к ней относились скептически. Сейчас
«585» является лидером по количеству открытых магазинов — более
400. К концу 2009 года компания планирует довести их число до 1000
и с мая прошлого года, по уверениям Тарасова, открывает по 30
торговых точек в месяц.
«585» — единственная из пятерки ведущих ювелирных сетей, за которой
не стоит производитель. Крупнейший производитель — компания
«Адамас» открыла за 2007 год более 100 магазинов. Расширить свою
сеть до 250 точек к концу 2009 года собирается Московский ювелирный
завод (МЮЗ). К 2010 году намерена достроить в России собственную
сеть из 40 магазинов индийская ювелирная компания Choron Diamond:
ее вложения в проект составят $65 млн. С учетом того, что в среднем
открытие одного магазина обходится в сумму от $500 тыс. до $1 млн,
заявленные индийцами $1,6 млн на точку — весьма приличный
бюджет.
Пробу негде ставить
ПРОИЗВОДИТЕЛИ заинтересовались розницей не от хорошей жизни.
Директор по маркетингу компании «Адамас» Павел Сидоренко бьет
тревогу: «Объемы производства избыточны. Дай бог, чтобы за год
продалось 60% апробированных изделий».
Апробированных — значит официально зарегистрированных, то есть
имеющих пробу Пробирной палаты России. Как заявил на XVI
Международном форуме ювелирной индустрии «Junwex Петербург» первый
заместитель руководителя Пробирной палаты Борис Борисов, в 2007
году в России было апробировано 48,5 млн золотых и 32,6 млн
серебряных изделий общей массой 360 тонн — на 30% больше, чем в
2006 году. Однако апробировать — не значит продать. «Мы стоим на
грани перепроизводства»,— уверяет генеральный директор РИА
«Росювелирэксперт» Ольга Миронова.
Другая беда — резкий взлет цен на драгоценные металлы на мировых
рынках. Если пять лет назад стоимость тройской унции золота
составляла около $300, то теперь она в три раза выше (производители
украшений закупают у банков сырье по биржевым ценам). На собственно
золото, без учета камней, приходится до 80% себестоимости
украшения. Как следствие, только за 2007 год отпускные цены на
ювелирные изделия выросли на 30–40%, говорит Павел Сидоренко.
«Производители пытались диктовать рознице свои условия, в том числе
ценовые, но это удавалось далеко не всегда»,— замечает генеральный
директор агентства «Русская ювелирная сеть» Артем Подстрешный.
Выход был один — самим выстраивать розничную сеть.
Сито для сетей
СЕГОДНЯ объем российского ювелирного розничного рынка оценивается
более чем в $4 млрд. Притом на сети приходится от 10% до 20%
продаж. В ближайшие два-три года их доля может увеличиться до 30%,
уверяют участники рынка.
За границей дело обстоит иначе: на американском рынке ($60 млрд) на
долю сетей приходится лишь 10% продаж. В Великобритании, где объем
розницы составляет порядка $7 млрд, пять крупнейших сетевиков
сумели откусить от него не более 15%. Однако если на Западе
большинство магазинов-одиночек принадлежит частным предпринимателям
— ювелирам в пятом поколении, то в России частники лишь
перепродают. «Естественно, сетевики их задавят»,— утверждает Павел
Сидоренко. По свидетельству генерального директора отраслевого
медиахолдинга «Рестэк Junwex» Валерия Будного, уже сейчас крупные
игроки с жаром обсуждают возможность пролоббировать ограничение,
согласно которому площадь ювелирного салона должна составлять не
менее 20–30 кв. м: если оно вступит в силу, небольшие ювелирные
отделы будет ждать закрытие.
Помимо разрозненных магазинов, существует много небольших
региональных развивающихся сетей, но их позиции, отмечает Ольга
Миронова, не слишком устойчивы. Некоторые, впрочем, ищут свою нишу
— и находят ее. Так, приморская ювелирная группа «Роскошь»,
владеющая девятью магазинами, решила их специализировать: в одном
продаются только обручальные кольца, в другом — украшения для
мужчин, в третьем — изделия из натуральных камней и т. д.
До сих пор крупные игроки вроде «Яшмы-золота» скупали лишь
небольшие магазины, а заметных сделок по слияниям и поглощениям на
розничном ювелирном рынке не совершалось. Но как стало известно СФ,
на днях челябинская сеть «Фионит» пожелала продаться «Адамасу», и
тот сейчас проводит оценку регионального игрока.
Однако, выйдя на розничный рынок, ювелиры поняли, почему магазины
так неохотно меняли цифры на ценниках рядом с кольцами и
цепочками.
Блестящая игра
ДОРОЖАЯ на Лондонской бирже, желтый металл одновременно
обесценивался в сознании российского потребителя: если 20 лет назад
ювелирные украшения считались неплохим капиталовложением, то теперь
им отводится роль аксессуара. «Минус в том, что ювелирные украшения
вступили в лобовую конкуренцию с бижутерией и даже с парфюмерией,
рекламное воздействие которой на покупателя намного мощнее»,—
отмечает Павел Сидоренко. Однако нашлись игроки, которые решились
на симметричный ответ.
Роль агрессора-ледокола взяла на себя вышеупомянутая сеть «585»,
позаимствовав формы продвижения у ритейлеров из иных отраслей.
«Сейчас мы проводим акцию „два изделия по цене одного“. Да не было
никогда такого в истории ювелирной розницы! Это взято совсем с
другого рынка — одежного. Но если прием работает, мы не можем от
него отказаться»,— объясняет Александр Тарасов. У «Пятерочки» были
подсмотрены и стандарты развития сети, и общая идеология, у «Ашана»
и «Эльдорадо» — открытое позиционирование «низких цен» («Рушим
цены!», «Возвращаем 150% за золото»), дифференцированные скидки и
смена рекламной кампании раз в месяц-полтора, у «Евросети» —
стратегия территориального захвата регионов и размещение магазинов
вблизи станций метро.
«Пятый пункт у того же Евгения Чичваркина,— цитирует Тарасов по
памяти принципы успешного открытия магазинов, сформулированные
главой „Евросети“,— вовлечение покупателя в процесс игры, в которой
он должен быть основным участником».
Впрочем, первым вовлекать покупателей не только в игру, но и в
товарно-денежные отношения на местах стал «Алтын» — небольшая, но
активно продвигающая себя сеть из восьми магазинов-дискаунтеров
укрупненного формата (200–250 кв. м), принадлежащая одноименному
ювелирному заводу в Киргизии. Еще два с половиной года назад
«Алтын» нанял команду промоутеров, которые в соответствии с
принципом «восточного базара» буквально за руку подводили
посетителей к прилавкам. «Азиатский формат продажи ювелирных
украшений — это было большое открытие,— вспоминает Тарасов.—
Проверив его на своих объектах, мы убедились в том, что он
работает».
Традиционные игроки плохо скрывают раздражение, которое вызывает у
них промоутерский наскок «Алтына» и «585». «Фантазии больше чем на
то, чтобы дать скидку в 50%, у них не хватает,— усмехается Павел
Сидоренко.— Причем изначально цена ровно на размер этой скидки и
завышается». Тарасов гнет свою линию: «У всех игроков, кроме нас и
„Алтына“, существуют стереотипы по части продажи ювелирных изделий.
Все делается по старинке, со ставкой на сами украшения и ни на что
больше. А потребителя нужно удивлять».
Впрочем, отмечают эксперты, жесткой конкуренции между сетями пока
нет: стороны чересчур увлечены собственным ростом. Но
территориальное освоение рынка закончится года через два-три. И
тогда в глазах «золотых» ритейлеров может появиться совсем не
добрый блеск.
«Ювелирная сеть 585»
Единственный игрок из четверки крупнейших ритейлеров, не имеющий
поддержки завода-производителя.
Количество магазинов в 2006 году•: 130
Количество магазинов в 2007 году••: 408
Стратегия: сеть придерживается агрессивной маркетинговой политики,
заимствуя опыт ритейлеров из других отраслей, и стремится к
максимальному территориальному охвату.
Тактика: при продвижении ювелирной продукции «585» активно
использует промоутеров, дифференцированные скидки, карты
лояльности. Закупает товар в Турции, Индии и Китае, а также у
большинства российских производителей. Ориентация на эконом-класс
(средний чек в «585» составляет 2,5 тыс. руб.). Средняя площадь
магазина — 100–150 кв. м. Одновременно сеть открывает ряд магазинов
укрупненного формата — площадью 200–220 кв. м.
Проблемы: главная сложность — снабжение магазинов товаром. Из-за
высоких темпов роста и отсутствия собственного производства «585»
не всегда успевает заполнять прилавки.
Результат: «585» является крупнейшей российской ювелирной сетью по
количеству точек, осуществляющих продажи.
Новые цели: обеспечить присутствие во всех городах с населением от
300–500 тыс. человек. Открыть 1000 магазинов к концу 2009 года.
Компания не исключает покупки собственного производства в
будущем.
• данные компании
• • оценка экспертов
«Адамас»
Компания была создана в 1993 году как ювелирный завод полного
цикла. «Адамас» начал строить собственную розничную сеть еще в 1999
году, однако всерьез взялся за ее развитие лишь восемь лет
спустя.
Количество магазинов в 2006 году•: 56
Количество магазинов в 2007 году•: 216
Стратегия: развитие широкой сети розничных магазинов, в которых
продаются преимущественно изделия «Адамаса».
Тактика: «Адамас» на 75% удовлетворяет собственную потребность в
ювелирной продукции, оставшиеся 25% товара закупает у российских
производителей. Помимо 151 собственных магазинов, имеет
франчайзинговую сеть из 75 торговых точек. Компания ориентируется
на средний класс, в продвижении делает ставку на качество продукции
и «заводские цены», принципиально отказываясь от политики скидок.
Средний чек в «Адамасе» составляет 11 тыс. руб. Компания внедряет
новое программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов в
магазинах.
Проблемы: ориентация розничной сети на изделия производства самого
«Адамаса» делает ее ассортимент менее разнообразным. Как признают в
компании, она испытывает трудности с привлечением финансов.
Результат: за 2007 год компания открыла более 100 магазинов, а
объем ее продаж составил $385 млн. Всего за 15 лет она продала
более 30 млн украшений. Недавно челябинская сеть «Фионит»
обратилась к «Адамасу» с предложением купить ее.
Новые цели: открыть свыше 100 новых магазинов.
«Яшма-золото»
Была создана в 1998 году как «Торгово-производственная компания
„Яшма“», ориентированная на выпуск ювелирных украшений из золота
585-й пробы. Сейчас — часть холдинга, который владеет девятью
ювелирными заводами.
Количество магазинов в 2006 году••: 165
Количество магазинов в 2007 году••: 212
Стратегия: активное развитие за счет скупки одиночных ювелирных
салонов.
Тактика: в 2001 году компания объединила ювелирный дом «Яшма» и
несколько десятков небрэндированных точек продаж. В 2005–2006 годах
начала активно развивать розницу и объявила о намерении открыть в
течение полутора лет по салону возле каждой станции московского
метро. Средний чек компании на рынке оценивают в 3–4 тыс.
руб.
Проблемы: торговый знак «Яшма» зарегистрирован на другого ритейлера
— «Ювелирную торговлю Северо-Запад» («Ювелирторг»). Пока
петербургский игрок смотрит на это сквозь пальцы, однако игроки
рынка не исключают, что впоследствии «Яшме-золоту» придется
выкупать права на свой брэнд. Развиваясь путем покупки разрозненных
ювелирных точек, компания остро нуждается в стандартизации
приобретаемых ею магазинов.
Результат: «Яшма-золото» входит в тройку крупнейших розничных
игроков, однако планов по открытию точек возле метро так и не
выполнила.
Новые цели: построить крупнейшую в России розничную сеть ювелирных
салонов.
Московский ювелирный завод (МЮЗ)
С 1993 года входит в группу Льва Леваева — израильского бизнесмена
и владельца крупнейшей в мире частной компании по добыче и огранке
бриллиантов ЛЛД. В сентябре 2007 года МЮЗ приобрел крупный завод
«Лукас-золото».
Количество магазинов в 2006 году•: 68
Количество магазинов в 2007 году•: 128
Стратегия: специализируется на торговле ювелирными изделиями с
бриллиантами.
Тактика: в конце 2005 — начале 2006 года на завод пришла новая
управленческая команда, нацеленная на строительство розницы. Был
создан централизованный офис, поддерживающий работу сети и ее
развитие, отлажено проведение BTL-мероприятий в регионах.
Проблемы: у МЮЗа только одна товарная категория — изделия с
бриллиантами, и на нее, по оценкам конкурентов, может приходиться
лишь 30% ассортиментного ряда. Остальную продукцию завод вынужден
закупать. В самой компании признают сложности с нахождением
качественной коммерческой недвижимости.
Результат: за два года количество магазинов выросло с 10 до 128
(при значительном росте объемов производства).
Новые цели: расширение сети в России и на Украине, выход на рынок
Белоруссии. Построение самой крупной ювелирной сети в Восточной
Европе.
Юлия Гордиенко
28.02.2008
Секрет фирмы
|