Безличный контакт
B связке с виртуальным Чичваркиным
Обезличенность и отстраненность анонимных участников сделок
- продавцов и покупателей - характерная черта эпохи массового потребления.
Выстраивание коммуникации ЦА с брендом, его имиджем не делает товарно-денежные
отношения менее бездушными. Усредненный покупатель, испытывая дефицит личного
контакта, все больше тяготеет к небольшим частным магазинчикам.
|
Станислав Гридасов, главный редактор
журнала «PROспорт» |
У меня угас телефон. Не моргнув на прощанье экраном, стих,
оставшись лежать в руке дохлой канарейкой. Споры айфонистов с нокиевистами, под
завязку набитые хрипом и снисходительной уверенностью в собственной правоте,
вежливое покуривание в сторонке обладателей «моторол» — словом, все, чем можно
было развлечь себя в предрождественские недели, выбирая новую модель, стало
вдруг далеким, как Байконур. Телефон нужен был здесь и сейчас. Я стоял на улице
в Саратове, почти в тысяче километров от Москвы, и чувствовал себя заблудшей
коровой без колокольчика: и никто, совсем никто не найдет тебя в этих густых
зарослях тишины. Пройдя в поисках нужного магазина метров триста с измотанной
влево-вправо головой, миновав несколько торгующих мобильной связью, но с
незнакомыми мне вывесками, я зашел, конечно, в «Евросеть».
Центральная улица Саратова, в хлебном 1913 году Немецкая, а
начиная с лютых тридцатых — проспект Кирова, еще лет пять–семь назад
рассказывала о городе куда больше, чем даже говорливый губернатор Аяцков.
Казино, кабак, ломбард – вот что встречалось на ней во множестве, выдавая с
головой всю шальную, бесстыдную, уркаганскую экономику Саратова. Магазины на
Кирова встречались тоже. Старосоветские, с почтенной сединой потолков.
Новорусские, прущие напролом за кошельком прохожего с криками «Элит! Элитно!»,
но в них, если зайти внутрь, была вполне себе коммуналка – закуток с женским
бельем, закупленным на рынках Москвы, отдел мужских тапочек, купленных там же.
Один «Макдональдс» стоял на весь проспект символом всеобщего капиталистического
равенства.
В 2007-м равенство почти уже наступило. Nike, Puma, Adidas,
Yves Rocher, «Евросеть», «М-видео», Villeroy and Boch, MaxMara, Sultanna
Frantsuzova – почти повсюду в центре города глаз бегло считывает знакомые имена,
за городом строят «Мегу» с ИКЕА, уже открылся «Ашан» — ну все как у людей, выбор
сделан.
Телефон в «Евросети» был куплен, связь восстановлена, Евгений
Чичваркин стал богаче на несколько невидимых миру слезных процентов. И я в
Москве, бывает, захожу в «Евросеть» по всякой мелкой надобности. В центре или на
окраинах, в желтых стекляшках у дороги или в отделах при супермаркете я знаю,
что прихожу не к этим мальчикам и девочкам в униформе, а лично к Жене
Чичваркину. Я не помню ни одного лица, ни одного имени или взгляда тех, кто
продавал мне телефоны, батарейки, карты памяти, но повсюду со мной в «Евросети»
незримо присутствовал этот веселый малый, носитель крикливых маек. Он словно бог
в своих салонах – везде и нигде – в каждой батарейке, в каждом выбитом чеке, в
каждой улыбке кассирши, которую ей, кажется, выдают на складе вместе с
униформой. Я ни разу не видел Чичваркина живьем, но он мой добрый виртуальный
знакомый, что в эпоху mail-news-icq совершенно обычное дело. Я знаю, что он
сделал для себя спец-«Волгу», где дошел в своей привычке выпендриваться до
густозаварной пошлятины, даже по Арбату не проехать. По-настоящему выпендрежной
(что о... еть) именно для Чичваркина стала бы сейчас «Волга» чистых белых линий,
а не эти красные звезды на колесах и профиль Сталина на борту. Ну да, ладно,
чего не простишь доброму знакомому, если он не со зла. Тем более что в этой
сокровищной «Волге» где-то зарыты и мои копеечки.
>> Об авторе |
Возраст: 39 лет. Образование:
неоконченное высшее. Семейное положение: женат. Образ
жизни: всяко бывает. Увлечения: еда, питье, посиделки,
разговоры, интернет, литература, кино, спорт, стихийный маркетинг,
Саратов, земля под ногами и небо над головой. |
Современный Человек Покупающий – в Москве ли, в Саратове,
Омске, – приходя в сетевой магазин, уверен, что будет встречен с любовью, с той
высокопрофессиональной лаской, что, может, и не принесет ему особенного
удовольствия, но совершенно точно обезопасит от хамства или халтуры. В том же
Саратове, когда мне надо было купить букет цветов, я зашел на легендарный в
городе Крытый рынок, храм процветающей торговли, выстроенный перед Первой
мировой войной городскими властями. И тогда, и при советской власти, входя через
ворота мимо двух курчавых, похожих на братьев Пушкиных атлантов, покупатель
знал, что найдет здесь самое лучшее, чем богат Саратовский край. Не помню уже
точно: арбузы моченые, семечки каленые, яблоки хвалынские, помидоры из Анисовки,
балычок «сама делала, не сумлевайтесь». Как справедливо указывала в рязановском
«Вокзале для двоих» героиня Нонны Мордюковой, это в магазине вас обхамят и
гнилую картофелину всучат, а здесь – рынок, «над каждой ягодкой лично трясусь и
пыль смахиваю».
Цветочной ряд в Крытом рынке состоял из одинаковых ларьков с
абсолютно одинаковыми ассортиментом, ни один стебелек из которого не вырос на
российской земле. Различался только темперамент продавщиц. Первая же на мое
робкое сомнение, а свежие ли розы, сначала пустилась в крик и в пляс вокруг
своих цветов, дергая их, как ослушавшихся школьников за вихор, а потом жестко
отчитала меня за то, что ни черта я в розах не смыслю, садись, покупатель,
двойка. Вторая обиделась за желание пройти дальше и долго еще упрекала в спину.
Третья смолчала. Четвертая высказала вслух подозрение, что ничего я покупать не
собираюсь, а только дурю им головы. И только пятая «взяла» уговорами и лаской,
впрочем, не развеяв мое давнее убеждение, что вся профессиональная любовь пошла
с рынка в сетевой магазин - вот где теперь над каждым покупателем трясутся, как
над ягодкой, вот где теперь настоящие храмы любви и обожания. «Ты, только ты,
наш самый любимый и единственный», - шепчут незримые, как Чичваркин, феи
торговли. «Этот спрей мы разработали, думая о тебе», - сиреной ласково призывает
телереклама, стройная блондинка в легком как дуновение ветра купальнике. Ах,
бездушный век, космический холод виртуального пространства, серость офисных
перегородок, и только в хорошем магазине, ресторане, кофейне, отеле можно
отмякнуть душой, лечь, как в ванну, в покой и негу.
Вранье, конечно. Ну, или маркетинговая хитрость, безобидная,
впрочем, но совершенно не дармовая. Каждый производитель услуг и товаров хочет
выглядеть в твоих глазах либо твоим лучшим виртуальным другом, либо послушной
блондинкой, либо барменом из любимой забегаловки. Ты, усталый, зашел после
работы пропустить стаканчик-другой чего-нибудь. Он, читатель Ремарка и Джерома
Д. Сэлинджера, по одному выражению твоих глаз уже понимает, что на спрей сегодня
сбежалось на одну блондинку меньше или что контракт был заключен успешно, и
молча, но с полным сочувствием ставит на стойку бокал того, чего именно в эту
секунду тебе и хотелось. Талискер. Или «кровавого Боярского». Или пива. Или,
прости Господи, оранж джус.
Не знаю, как вы, но я в последний раз такого бармена встречал в
книге Трумэна Капоте. И нет больше арбузов моченых. И кваса грушевого нет. И
раков на рынке нельзя покупать вареных, дохляков могут подсунуть. И у «Тестова»
никто вам не прошепчет, что «балычок получен с Дона… Янтаристый… С Кучугура. Так
степным ветерком и пахнет». И это будет действительно балычок с Кучугура,
привезенный потому, что вы его любите.
Рынок интимной, личной заботы ушел куда-то ввысь, к
небожителям, подсчитываемым ныне журналом Forbes, становясь все больше рынком
дорогих понтов (спец-«Волга»), чем рынком дорогого сердцу балычка. На наших же
этажах, хоть на четвертом, хоть на семнадцатом, царит имитация, лужковского типа
фальшак, и за строчкой в ресторанном меню «наш повар лично каждое утро обходит
рынок в поисках самых свежих продуктов для вас» нет ничего, кроме отголоска
ушедших эпох. Ибо нерентабельно-с. Ибо пауэрпойнт-с. И тот, кто прикидывается
вашим наидушевнейшим другом, искренне желающим помочь в выборе между одним
телефончиком и другим, не любит в вас ничего, кроме ваших денег Принимая эту
низкую истину, вы уже вольны распоряжаться ею, как хотите. Вы, собственно, тут
главный.
29.02.2008
Журнал "Индустрия рекламы"