Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Ресторан-шаттл

Основатели компании «Транс-Форс» добились успеха в изготовлении тренажеров для летчиков и мореходов. Теперь они хотят заработать на массовом потребителе. Компания создала уникальный формат ресторанов. Это заведения, где, сидя за столиками, посетители путешествуют по виртуальным мирам.

Одним рывком мы взмываем в космос. Через несколько секунд перед нами кроваво-красная поверхность Марса, а наш корабль превращается в марсоход.
На самом деле мы находимся в спальном районе Санкт-Петербурга на третьем этаже торгового комплекса «Норд», где в 2004 году открылся первый ресторан «Транс-Форс». А межпланетные перелеты совершаются на гигантском полукруглом экране площадью 120 кв. м — он полностью занимает одну стену помещения. Но мы не простые наблюдатели. Каждый из нас своего рода космический Одиссей. На столиках установлены мониторы и пульты управления, с помощью которых можно выбрать, куда космический шаттл отправится в ближайшее время. Задержаться на Марсе? Заскочить на Венеру? Единственное ограничение — каждый посетитель, сидящий за столиком, волен выбрать маршрут, но программа учитывает решение большинства.
Астрономией репертуар «Транс-Форса» не исчерпывается. Компания предлагает предназначенные для детей образовательные программы по географии, естествознанию, истории и прочим дисциплинам. Юные гости ресторана посещают разные эпохи и страны, по ходу путешествия отвечая на вопросы-тесты. Есть и особые развлекательные программы для взрослых. В них интерактивные приключения (например, пассажиры летят в космос, но там их ожидает не экзамен по астрономии, а девушки в неглиже; задача посетителей — выбрать даму себе по вкусу) перемежаются блоками «спокойного досуга». Эти паузы, в течение которых под музыку демонстрируются панорамы красивых мест, предназначены для того, чтобы люди могли перекусить. Ведь во время приключенческих блоков им надо нажимать на кнопки, а картинка на гигантском экране уже через пару минут вызывает реальное ощущение полета и тряски.
Согласно бизнес-плану, это ощущение должно приносить питерскому ресторану половину выручки (исходя из того, что ежедневно его посещает тысяча человек, а цена билетов за вход колеблется в пределах 120–320 руб.). Но самое главное — необычное 3D-зрелище делает заведения «Транс-Форса» уникальными. «Кинотеатры, рестораны, боулинг нам не конкуренты»,— бодро утверждает совладелец и генеральный директор компании «Транс-Форс» Николай Мужиков. К слову, и то, и другое, и третье есть в том же ТЦ «Норд». «У нас своя ниша,— развивает мысль бизнесмен.— Допустим, вчера человек сходил в кино, сегодня он идет поиграть в боулинг, а завтра заглянет на наше представление».
В начале 2007 года руководство «ТрансФорса» предполагало, что ее представления будут доступны во всех городах России с населением более 250 тыс. человек. Для достижения цели была поставлена задача — к 2009 году создать сеть из 300 ресторанов, прежде всего франчайзинговых.
К настоящему времени открыть удалось только четыре: еще один собственный комплекс в Петербурге и два работающих по франшизе (в Краснодаре и Алма-Ате). Плюс компания продала еще около десяти франшиз, но торговые центры, в которых будут размещены эти объекты, еще строятся. Однако от своих планов Мужиков не отказывается. По его словам, речь идет лишь об отсрочке ресторанно-галактического нашествия.

Приладка к массам
НА ПОЛУСЛОВЕ Мужиков срывается с места и стремглав выбегает из кабинета. Ему пришла в голову идея показать опытный образец нового шаттла (игровой комнаты, имитирующей инопланетный корабль), который пока установлен лишь в офисе компании. Николай Мужиков, в прошлом помощник капитана на судах Балтийского морского пароходства, попав в шаттл, забирается в командирское кресло и с нескрываемым удовольствием демонстрирует возможности агрегата. «Любой человек, связанный с тренажеростроением, думает, как адаптировать уникальные технологии для более широких масс»,— по ходу рассказывает Мужиков.
С тренажеростроением он связан с начала 1990-х годов, когда вместе с тремя друзьями (Николаем Лебедевым, Виктором Годуновым и Евгением Комраковым) учредил группу компаний «Транзас». В настоящий момент она является одним из мировых лидеров в производстве морских и авиационных тренажеров, на которых обучаются будущие мореходы и летчики. А ее оборот в 2006 году составил $160 млн.
Как адаптировать свой продукт, Мужиков понял на одной из специализированных зарубежных выставок. Тогда он сделал интересное наблюдение: стенды с тренажерами привлекают не только профессионалов, но и многочисленных зевак. И на него снизошло озарение. «Каждому ведь хочется поуправлять»,— объясняет этот феномен Мужиков, тем не менее не допуская корреспондента СФ до управления новым шаттлом. Впрочем, обижаться не стоит. Это не отсутствие гостеприимства и не боязнь того, что дилетант нажмет не на тот рычаг. Просто Мужиков крайне увлечен своим делом. Неудивительно, что в прошлом году он провел блестящую презентацию на заседании аппарата ЦФО, где присутствовал московский мэр Юрий Лужков. В итоге город купил у компании пять образовательных классов на базе графической технологии «Транс-Форса», оборудованных под ключ. В них для московских школьников будут проводиться уроки-представления по географии, естествознанию, истории и другим дисциплинам.
А вот заинтересовать коммерческие структуры франшизой виртуальных ресторанов оказалось сложнее. «За использование технологии франчайзи платит нам первоначальный взнос — $110 тыс., а также лицензионные отчисления. Это еще около $75 тыс. в год,— подсчитывает Мужиков.— И мы не можем продавать им несовершенную технологию. Все должно работать как часы». Должно, но до недавнего времени работало иначе.

Системный глюк
В СВОЕМ первом ресторане в Петербурге создатели проекта просчитались прежде всего с организацией пространства. Компания сняла в «Норде» помещение площадью более 1100 кв. м, а посадочных мест установила всего 200, тогда как без ущерба для комфорта посетителей могла бы разместить 500. Столики тоже оказались расположенными неудачно — перпендикулярно экрану, так что во время представления людям приходилось выворачивать шеи. Сегодня разработана более удачная планировка.
Кроме того, первая версия софта оставляла лазейку для недобросовестных работников кухни и официантов. В отличие от традиционных ресторанов, в «Транс-Форсе» еду можно заказать только автоматически — с помощью все тех же пультов и мониторов. Официанты лишь разносят блюда и убирают тарелки. Раньше они еще производили расчет клиентов. Но с этой практикой пришлось покончить. Дело в том, что нечистые на руку сотрудники догадались отменять в системе заказ клиента, как если бы тот передумал, а полученные деньги клали себе в карман. Теперь при входе в ресторан посетитель получает карточку, на которую кладет деньги и которой впоследствии расплачивается по счету.
А чтобы у официантов не пропал интерес, Мужиков придумал систему «электронных чаевых». Несмотря на безналичную форму оплаты, посетители могут добавлять на чай до 15% от стоимости заказа. Впрочем, столько же они могут и отнять, если обслуживание их не устроило. «Когда мы рассказали об этой идее профессиональным ресторанам, многие сомневались,— вспоминает директор по маркетингу комплексов „Транс-Форса“ Ирина Остроумова.— Все говорили: „Люди всегда будут урезать свой чек на 15%“. Ничего подобного! Почти никто так не поступает».
Впрочем, если верить Мужикову, вскоре давать чаевые будет просто некому: сейчас он вынашивают идею ресторана без официантов. Еда будет вылетать на столики в специальных контейнерах через пневматическую систему доставки. В своем офисе Мужиков уже установил пневмопочту: из трубы лихо выскакивают банки с пивом. Остается придумать, как транспортировать салаты и блинчики без потери товарного вида.
Однако наиболее серьезной обкатке подверглось программное обеспечение, отвечающее за картинку. На первых порах оно часто сбоило, так что даже приходилось отменять показы. Технология барахлит до сих пор, но уже не фатально. «Не нужно слишком быстро нажимать на кнопки»,— предупреждает Ирина Остроумова нетерпеливых детей за соседним столиком, когда на наших глазах картинка на огромном экране зависает. Тем не менее на устранение неполадки уходит меньше минуты. Полет продолжается.
Престиж или деньги
«РЕСТОРАНЫ окупаются в среднем за два-два с половиной года,— рассуждает исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков.— Но рестораны, расположенные в торговых центрах, уступают по посещаемости тем, которые стоят отдельно. Поэтому и срок возврата инвестиций у первых дольше». Дело в том, что между покупками в ТЦ люди привыкли посещать заведения класса фаст-фуд. Рестораны более высокого уровня владельцы моллов размещают не столько ради денег, сколько для престижа.
Престиж «Транс-Форса» может быть весьма высоким. Ведь это заведение больше чем ресторан формата casual dining. Виртуальные программы роднят его с кинотеатрами. «Идея „Транс-Форса“ перспективна, считает генеральный директор ИКФ „Альт“ Александр Печерский.— Торговые центры могут зарабатывать на таких точках не очень много, но зато те послужат отличными приманками, привлекающими новых людей». Кинотеатром или боулингом сегодня уже никого не удивить, особенно в городах-миллионниках, а вот полетами в космос за столиком ресторана — куда проще.
Сам Николай Мужиков уверен: его заведение не просто способно обеспечить торговому центру поток посетителей, но и по окупаемости ничуть не уступает отдельно стоящему ресторану — деньги вернутся за те же два-два с половиной года. Даже несмотря на допущенные ошибки, ресторан в ТЦ «Норд» уложился в означенный срок.
Первоначальные вложения в один ресторан на 200 человек сама компания оценивает в 26 млн руб., а ежегодные текущие расходы — в 37,3 млн руб. Тогда как ресторанная деятельность при среднем чеке 300–600 руб. (в зависимости от того, будний день или выходной) должна принести франчайзи 24,15 млн руб., а продажа билетов — 24,75 млн руб. в год. Эти расчеты справедливы при условии, что на сеансах «Транс-Форса» занято как минимум 50% мест. В Москве и других крупнейших городах добиться такой наполняемости залов не проблема.
Зрелищная сторона роднит «Транс-Форс» с кинотеатрами, а в столице загруженность последних, согласно информации Московской международной бизнес-ассоциации, превышает 50%. Однако в городах с населением менее миллиона жителей, по оценкам экспертов, посещаемость кинотеатров куда скромнее — 15–30%. «В городах-миллионинках у „Транс-Форс“ дело пойдет хорошо. А вот в городках поменьше открывать новые точки будет сложно»,— предсказывает директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила.
Конечно, в «Транс-Форсе» уповают на необычность проекта. Впрочем, она имеет оборотную сторону.

Самодеятельность поневоле
МЕНЕДЖЕР по связям межгалактического вегетарианского движения Бабкина Ядвига Ивановна, или попросту Баба-Яга, поправляет накладную грудь в свете софитов. Операторы снимают очередной дубль.
Технология «Транс-Форса» лежит на стыке кино и компьютерной игры, поскольку в ней искусно сочетаются 3D-графика и видео. За год компания выпускает всего три-четыре новые программы. Делать больше мешает дефицит производственных мощностей, а главное, квалифицированных специалистов по 3D-графике. Таким образом, сегодня в ассортименте «Транс-Форса» всего чуть более десятка «фильмов». И как бы ни понравилось то или иное представление человеку, в следующий раз он на него, скорее всего, уже не пойдет. Конечно, с детьми проще. Но они менее выгодные клиенты, потому что, отвечая на вопросы виртуальных викторин, практически не заказывают еду.
В итоге первые франчайзи «Транс-Форса» уже ощутили дефицит «фильмотеки». «Сначала мы крутили контент, закупленный по лицензии, но смотреть одни и те же представления скучно, а доработать картинку мы технически не можем,— жалуется Анна Потапова, управляющий развлекательного центра „Острова“ в Краснодаре.— Но мы все-таки пошли дальше и дополнили представления „Транс-Форса“ шоу-программами, в которых участвуют реальные артисты».
Стоило ли строить дорогостоящий виртуальный комплекс (к слову, открытие сопоставимого по масштабам кинотеатра оценивается на 30–40% дешевле), чтобы потом использовать его как обычную сценическую площадку? В 2007 году Николай Мужиков собирался заработать на продаже франшизы $10 млн, но в действительности, по расчетам СФ, выручил в шесть-семь раз меньше. Скорее всего, причина в завышенных ожиданиях. Проводя экскурсию по зданию компании, бывший моряк Мужиков двигается с крейсерской скоростью — приходится едва ли не бежать за ним. Возможно, бизнесмену просто не нужно было требовать от своего проекта такого же темпа. 



ДОСЬЕ
КОМПАНИЯ «ТРАНС-ФОРС» была создана в 2004 году. Тогда же под одноименным брэндом в Санкт-Петербурге открылся первый развлекательный комплекс, в котором ресторан был объединен с 3D-кинотеатром. Сегодня действуют еще три комплекса — в Петербурге, Краснодаре и Алма-Ате. Еще около десятка центров готовится к открытию (в частности, в Новосибирске, Якутске и Казани).
«Транс-Форс» входит в группу компаний «Транзас», которая производит бортовую электронику, морские и авиатренажеры, береговые системы безопасности судоходства и аэронавигационного обеспечения. Примерно половина ее продукции поставляется за рубеж, более чем в 110 стран, а оборот ГК в 2006 году составил $160 млн. Владельцами «Транс-Форса» являются топ-менеджеры «Транзаса»: президент группы Николай Лебедев, вице-президенты Евгений Комраков, Виктор Годунов и Николай Мужиков.

НОУ-ХАУ
Компания «Транс-Форс»:
создала новый формат развлечений, в котором объединила ресторан с интерактивным кинотеатром;
предложила его региональным франчайзи;
продает властям технологию образовательных классов для проведения занятий в учебных заведениях.

РЫНОК
РЕСТОРАННЫЙ РЫНОК — один из самых динамичных сегментов в потребительском секторе России. Ежегодно он прирастает примерно на четверть. По итогам 2006 года его объем превысил $10 млрд. Причем на Московский регион в стоимостном выражении приходится около 35%. Высокая динамика объясняется двумя факторами — ростом реальных доходов населения и недостаточной насыщенностью рынка, и прежде всего в сегменте casual dining (средний чек — от $15–20), к которому относится и «Транс-Форс». Пока, согласно информации агентства Euromonitor, по среднедушевым затратам на ресторанные услуги Россия существенно уступает даже многим развивающимся странам.Что касается российского рынка кинотеатров, с которым проект «Транс-Форс» также имеет много общего, то его объем, по данным Discovery Research Group, в 2006 году достиг $410 млн и растет на 30% в год. Правда, расширение зрительской аудитории отстает от темпов строительства самих кинотеатров, что бьет по прибыльности бизнеса. Окупаемость проектов сегодня составляет в среднем пять-семь лет.



Михаил Белянин
29.02.2008  Секрет фирмы

29.02.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов