Кадровая переработка
Стоит ли устраиваться в бывшую нефтекомпанию Романа Абрамовича
Если при собственнике Романе Абрамовиче сделать карьеру в «Сибнефти» было нелегко, то сейчас совсем другое дело.
После выкупа компании «Газпромом» штат центрального офиса за 2,5 года вырос более чем вдвое и изрядно помолодел.
Правда, карьеристам со стороны нужно поторопиться: «Газпром нефть» сворачивает прием варягов на престижные должности и собирается продвигать собственных управленцев.
Бывшую «Сибнефть» не узнать. Серьезным изменениям подверглись почти все сферы деятельности. Если «Сибнефть» интересовал в основном экспорт сырой нефти, то «Газпром нефть» сразу сделала ставку на переработку и за первый год увеличила ее в 1,5 раза. Чистая прибыль выросла на треть, до $3,7 млрд в год. Сейчас в жизни «Газпром нефти» наступает новый этап: компания превращается в международную. Интересы «Газпрома» важная карта в политико-экономическом пасьянсе вокруг Сербии и Косово. Если удастся сломить сопротивление чиновников сербского правительства, «Газпром нефть» скоро получит контрольный пакет акций национальной нефтеперерабатывающей компании Naftna Industrije Srbije за €400 млн. Критики президента Воислава Коштуницы полагают, что пакет стоит чуть ли не в 1,5 раза дороже, а Коштуница дал нам скидку в обмен на поддержку в косовском вопросе.
К новой роли в компании готовились загодя. Выход в Европу совпал по времени с завершением организационной перестройки, венцом которой стал переезд в начале года головного офиса из центра Москвы в окраинный район Теплый Стан.
ОТЧЕГО ТАКИЕ ШТАТЫ
У размещения офиса на окраине есть свои плюсы. «Нам принципиально не хотелось в центре, потому что это пробки. Нужное по объему здание в Юго-Западном округе, где располагается наша материнская компания, нашлось именно здесь. Ближе к Газпрому 22 000 м2 свободной площади не обнаружилось», объясняет курирующий кадровые вопросы зампред правления «Газпром нефти» Кирилл Кравченко. Для автомобилистов а их среди 1000 сотрудников головной конторы, получающих в среднем $3000 с хвостиком в месяц, немало предусмотрена просторная парковка. Чтобы не создавать толчею, планируется ввести гибкий график прихода на работу к 8.30, 9.00 и 9.30. Во времена «Сибнефти» все приходили к половине десятого правда, тогда и сотрудников в центральном офисе было в 2,5 раза меньше.
15% сотрудников «Газпром нефти» моложе 25 лет. В «Сибнефти» таких было всего 6%
Руководство компании отвергает подозрения в раздувании штатов дополнительные сотрудники нужны для решения новых задач. «В настоящее время мы уже де-факто и это закладывается в стратегии де-юре являемся международной компанией», рассказывает Кравченко. Главное, чтобы сделка по покупке Naftna Industrije Srbije прошла без проблем. Затем компания собирается покупать новые активы за рубежом в Средней Азии и Восточной Европе. «Газпром нефть» вчистую проиграла государственной «Роснефти» сражение за активы опального ЮКОСа и стать в один ряд с «Роснефтью» и ЛУКОЙЛом по объемам добычи не сумела «Роснефть» добывает почти в 2,5 раза больше (около 80 млн т нефти в год против 33 млн т). Поэтому в «Газпром нефти» решили сделать своим козырем эффективность и повторяют это слово как мантру. Идет битва за рентабельность, отдачу на собственный капитал, доход на одного сотрудника и т. д. Особенно приятно демонстрировать эффективность на фоне той же «Роснефти», которая не может пока развиваться по интенсивному пути, поскольку на ней висит многомиллиардный долг за активы ЮКОСа.
Планы по части эффективности у руководства «Газпром нефти» самые серьезные. Но реализуемы ли они? Все-таки компания полугосударственная. Ничего страшного, полагает Кравченко: «До определенного момента в России наиболее отстроенными были ЮКОС и Сибнефть. Сегодня ярко выраженного лидера нет. Вот мы и имеем шансы и амбиции стать лидерами по эффективности». По глубине переработки нефти «Газпром нефть» уже чемпион России: выход светлых нефтепродуктов на НПЗ компании составляет более 84%. Впрочем, Омский НПЗ исторически самый новый, так что тут заслуга не только нового руководства.
Рост штата в московском офисе, по словам Кравченко, связан с тем, что раньше у «Сибнефти» было несколько центров ответственности: добычей управляли из Ноябрьска, а переработкой из Омска. Теперь же основные управленческие функции будут сосредоточены в Москве. В процессе реорганизации в компании выделили крупные блоки: upstream, переработка, сбыт и сервис; внутри блоков направления (в upstream это разведка, добыча, научный центр). После чего расписали, кто за что отвечает. К примеру, если раньше торговать нефтепродуктами можно было и из центра, и на местах, то сейчас продажи идут только через местные организации.
И наконец-то компания обзавелась правлением. Прежде это был формальный орган из трех человек структура, оставшаяся от «Сибнефти». С 1 февраля в правлении «Газпром нефти» числится девять человек, включая главу компании Александра Дюкова. Четверым членам правления нет сорока. Став «Газпром нефтью», компания вообще помолодела. По данным на конец 2007 г., доля сотрудников младше 25 лет составляла 15%, в возрасте 25-35 лет 38%. В начале 2005 г., при прежних владельцах, младше 25 лет были 6% работников, а в диапазон 25-35 лет попадало 32%.
Самому Кравченко, чуть больше года назад пришедшему в «Газпром нефть» из «Еврохима», а до того работавшему в ЮКОСе, 31 год. Члену правления Александру Абрамкову, который пришел из ИК «Аброс» в мае 2007 г. и сейчас отвечает за строительство и материальное обеспечение, 30 лет. На прошлой неделе 73-летний Ревал Мухаметзянов, замгендиректора по разведке и добыче, стал советником Дюкова. А на его место пришел 40-летний Борис Зильберминц, возглавлявший филиал «ЛУКОЙЛ-Оверсиз» в Казахстане. Но занять высокий пост в «Газпром нефти» могут не только варяги есть шанс сделать карьеру и внутри компании.
МОЛОДЫЕ И АМБИЦИОЗНЫЕ
Станислав Ильичев приезжает в офис не позже восьми утра. Иначе всего не успеть: работа и учеба по MBA в Академии народного хозяйства, персональные уроки английского. Если нет учебы, удается уехать домой в восемь вечера. График плотный, зато в 30 лет Ильичев уже начальник департамента внутреннего аудита «Газпром нефти». Карьера молниеносная. Шесть лет назад Ильичев пришел в «Сибнефть» на должность ведущего специалиста. До этого краснодипломник Московского экономико-статистического института успел поработать в территориальной налоговой инспекции и нескольких коммерческих структурах, а в «Сибнефть» попал из аудиторско-консультационной компании «Росэкспертиза». Чтобы занять вакансию в «Сибнефти», надо было пройти собеседование. Как вспоминает Ильичев, проходило оно в свободной форме и касалось преимущественно профессиональной тематики. Он просто рассказал о себе в присутствии начальника департамента и двух его заместителей. Приняли. «Я три года проработал в должности ведущего специалиста. Потом была реформа, расширение департамента, появились новые отделы», рассказывает Ильичев, который в результате реорганизации стал начальником отдела методологии бухгалтерского учета. Очередная реформа Ильичев занимает освободившееся место начальника управления. Еще через год уходит глава департамента и из нескольких кандидатов выбирают Ильичева. «Не думал, что надолго задержусь [в компании]», признается Ильичев. Работать было нелегко. Но как только возникало желание перемен вдруг открывались карьерные перспективы и возникали новые интересные задачи. По словам Ильичева, сейчас, когда ему самому приходится нанимать людей, он принимает во внимание профессиональный опыт человека и его способность работать в коллективе.
Желающим сделать карьеру Ильичев советует «развиваться, быть мобильным, иметь хороший бэкграунд». А еще нужно быть «этически правильным», добавляет Кравченко: «Мы рыночно ориентированная компания. Желательно меньше политики и больше дела». Шансов продвинуться по служебной лестнице у амбициозных газпромнефтевцев скоро станет больше. В прошлом году руководство делало ставку на варягов, а теперь компания резко меняет акцент. По словам Кравченко, в «Газпром нефти» сейчас примерно 45% позиций закрывается за счет внутренних резервов. Идеал же 80%. Происходящее с кадрами сильно отличается от спокойных времен Абрамовича, когда в офисе царила полусемейная атмосфера. Как вспоминает экс-руководитель департамента стратегического развития «Сибнефти» Игорь Марченко, штат не увеличивался, текучки почти не было. Когда «Газпром» только купил «Сибнефть» и ее возглавил зампред правления концерна Александр Рязанов, он тоже стремился сохранить людей на ключевых постах. «Если кто в то время уходил, это не было вызвано сменой руководителя компании, причина была в смене собственника», отмечает Марченко. Сделать карьеру в компании Абрамовича было непросто. Равно как и устроиться туда на работу, будучи человеком с улицы. По словам Марченко, 60-65% новых людей приходили по рекомендациям.
Со сменой собственника, особенно после прихода к руководству «Газпром нефтью» Александра Дюкова, прежде возглавлявшего «Сибур» (дочерняя компания «Газпрома»), былому спокойствию пришел конец. Набор варягов привел к смешению в коллективе сотрудников, воспитанных в разных корпоративных культурах: ЮКОСа, «Славнефти», «Сибура», самой бывшей «Сибнефти».
Основной подход «Сибура» решения принимаются после прохождения системы оценок, просчитываются последствия каждого варианта. Cпорить никому не запрещено. В «Сибнефти» же нередко следовали принципу: надо сначала войти в проект, а там станет ясно, что делать дальше. По ключевым вопросам решения принимал единолично президент Евгений Швидлер. Благодаря низкой текучке в компании сформировался костяк людей, выполнявших 70-80% работы. То же характерно и для «Славнефти», но в этой компании в большей степени по сравнению с другими развито неформальное общение, в том числе вне офиса. ЮКОС же был наиболее жестко структурированной компанией, с однозначно прописанными функциями каждого. Как рассказывает зампред правления группы ГАЗ Елена Матвеева, отвечавшая в ЮКОСе за маркетинг, в компании практиковалось управление по целям было точно известно, какая поставлена цель в текущем году в каждом проекте. Руководители были доступны абсолютно всем, а поскольку донести свои идеи было нетрудно до любого уровня, таланты активно продвигались с младших позиций.
Организационные принципы, которые сейчас внедряют в «Газпром нефти», похожи на юкосовские. Только сначала нужно преодолеть различия в культуре. «Некоторые привыкли принимать решения быстро, по звонку, другие по переписке. Кто-то привык к открытой игре с массовыми совещаниями, а кто-то решения привык принимать кулуарно», рассказывает Кравченко.
ЧТО ДАЮТ
Массовый наем готовых специалистов со стороны был временным явлением, замечает Кравченко. В этом году планируется в 2,5 раза увеличить прием молодых специалистов. Помимо приличного среднего балла крайне желательна стажировка на предприятиях компании. Это не сахар: если в Ноябрьске, к примеру, средняя зарплата составляет 35 000 руб. в месяц, то студент или выпускник может рассчитывать только на 17 000. Но есть смысл и потерпеть. Во-первых, сейчас в компании внедряют систему кадрового резерва это дополнительная возможность сделать карьеру внутри. Во-вторых, получив опыт, можно и уйти. На рынке повышенный спрос на технических специалистов. И зарплаты предлагаются совсем другие. К примеру, в списке вакансий компании по подбору персонала для нефтегазовой отрасли Brunel Energy главному специалисту по бурению в Тюменской области предлагается $4000 в месяц.
В «Газпром нефти» заработать подобный оклад реально, но тоже нужно выбиться из рядовых специалистов в руководители среднего звена. «Мы не лезем в число тех, кто платит самые высокие зарплаты, но хотим быть выше среднего и использовать широкую гамму инструментов мотивации», рассказывает Кравченко. Последний раз зарплаты для работающих в добыче поднимали в октябре прошлого года на 15-20%. До этого компания по уровню зарплат не попадала в десятку лучших работодателей региона, а сейчас, как говорят жители Ноябрьска, находится на 5-6-м месте. Многие инженеры только и ждут возможности уйти. В компании проблему понимают. В этом году втрое увеличен бюджет на обучение до 10 млрд руб. Раньше добровольное медицинское страхование (ДМС) было только у менеджеров, начиная с руководителя подразделения, сейчас страховка есть у всех. Как рассказал председатель профкома «Ноябрьскнефтегаза» Александр Ильченко, с прошлого года работники могут в счет ДМС поехать в санаторий за 15% стоимости путевки. Вводится льготная ипотека правда, не такая шикарная, как некогда в «Газпроме», где сотрудники получали беспроцентный кредит. Предполагается, что компания будет гасить часть процентов по кредиту.
Упрекать «Газпром нефть» в жадности, пожалуй, не стоит. Сложно платить зарплаты на уровне лидеров рынка, когда твои объемы добычи нефти не растут. Эту проблему, доставшуюся «Газпром нефти» от прежних собственников, новая команда и пытается решить. Если справится за прибавкой дело не станет.
Оксана Шевелькова
SmartMoney