Аптечный жар
Владельцы российских аптек стремительно скупают региональные сети в ожидании западных инвесторов. Сети заканчиваются, долги растут, а иностранцы в Россию все не торопятся.
|
«Если аптекам когда-нибудь разрешат продавать красное вино как
средство, помогающее поддерживать сосуды в нормальном состоянии,
подозреваю, полки будут им просто забиты»,— иронизирует генеральный
директор агентства «Фармэксперт» Николай Демидов.
В сегодняшней аптеке можно найти не только средства гигиены,
которые хотя бы внешне похожи на фармацевтическую продукцию, но и,
например, продукты питания. Секрет прост. По словам генерального
директора DSM Group Александра Кузина, наценка на лекарства в
среднем составляет около 30%, а на парафармацию
(«окололекарственные» препараты.— СФ) может доходить и до 50%. «У
большинства сетей сегодня соотношение парафармации и лекарств в
выручке в районе 40:60. А в марже это соотношение уже 50:50»,—
говорит Демидов. По данным генерального директора ЗАО «Эркафарм»
(управляет сетью аптек «Доктор Столетов») Татьяны Шостик, рост
продаж нелекарственных товаров в 2007 году составил 40%, тогда как
в целом коммерческий аптечный рынок вырос на 20%.
О повышении эффективности бизнеса аптекари задумались не случайно.
«Только сейчас аптеки начинают ощущать конкуренцию,— поясняет
Александр Кузин.— И если до сих пор потенциальные инвесторы
смотрели на оборот компании, то теперь в первую очередь оценивают
ее прибыльность».
Мест нет
ВЫШЕУПОМЯНУТЫЕ 20% прироста
совокупной выручки аптек — довольно неплохой показатель для
фармрынка. Общий объем продаж лекарств в прошлом году, по данным
«Фармэксперта», увеличился лишь на 15% (помимо аптек сюда входят
госпитальные продажи и ДЛО). Но почти все места в «аптечном
экспрессе» уже заняты. Аналитики сходятся во мнении, что по
количеству аптек на душу населения Россия уже догоняет развитые
страны. По данным «Фармэксперта», одна аптека в нашей стране в
среднем приходится примерно на 6 тыс. человек, а в некоторых
городах, например в Санкт-Петербурге, этот показатель составляет
уже 3 тыс. По сведениям DSM Group, в России сегодня действуют около
50 тыс. аптек и аптечных пунктов, то есть примерно по одной
розничной точке на каждые 2,8 тыс. человек. Схожие показатели во
Франции и Германии — 3,8 тыс. жителей, в Великобритании — 4,8 тыс.
«В некоторых областях России даже крупным игрокам приходится
закрывать аптеки, потому что они неэффективны»,— рассказывает
Татьяна Шостик.
Рынок растет благодаря увеличению товарооборота и повышению
стоимости среднего чека. А вот экспансия аптечных сетей
осуществляется в основном за счет поглощений средних и мелких
игроков. Так, «Аптечная сеть 36,6» в 2007 году приобрела более 280
розничных точек, а самостоятельно открыла свыше 160. И хотя
возможности для органического роста, по мнению экспертов, еще
имеются, в ближайшее время рынок будет развиваться в основном за
счет сделок M&A. По прогнозам аналитика банка «Антанта капитал»
Андрея Верхоланцева, через пять лет на аптечном рынке останется
десяток крупных компаний. Татьяна Шостик полагает, что таких
игроков будет всего пять — и уже к концу 2009 года.
Пока же в России, по разным данным, насчитывается 60–70 аптечных
сетей. При этом в 2007 году их суммарная доля, по оценкам
коммерческого директора сети «Ригла» Сергея Грачева, достигла 28%
(против 20% годом ранее). Примерно 12–13% рынка контролируют два
крупнейших игрока — «Аптечная сеть 36,6» (по собственным данным
компании, доля в 2007 году — 8,8%) и «Ригла» (свыше 4%).
«Сегодня рост аптечных сетей в среднем зашкаливает за 30–40%. Но
этот бум должен быть поддержан адекватным финансированием, которое
из-за кризиса мировой финансовой системы оказалось на мели»,—
объясняет Николай Демидов.
Передозировка
ПОЖАЛУЙ, наиболее
показательна ситуация с «мелью» у лидера — «Аптечной сети 36,6». В
течение последних пяти лет эта компания наиболее активно привлекала
финансирование: $14,4 млн в ходе IPO в 2003 году, $114 млн на SPO
минувшей осенью плюс заемные средства. В результате активных
заимствований на 12 ноября прошлого года задолженность компании
составляла $266,4 млн. «По нашим оценкам, это примерно 8,5–9 EBITDA
компании за 2007 год. Тогда как критическим можно считать уровень 5
EBITDA. Для сравнения: публичный продуктовый ритейл в России имеет
в среднем уровень долга 2,5–3 EBITDA»,— отмечает аналитик ИК
«Метрополь» Ирина Прокопьева. Сеть «36,6» уже выбилась из графика:
вместо заявленных 1450 аптек на конец 2007 года она насчитывала
лишь 1224. «Было принято решение сфокусироваться на повышении
операционной эффективности бизнеса»,— объясняет «недостачу»
генеральный директор ОАО «Аптечная сеть 36,6» Артем
Бектемиров.
Впрочем, по мнению Андрея Верхоланцева, компания без проблем сможет
реструктурировать свой долг. Например, продажа принадлежащего ей
контрольного пакета акций завода «Верофарм» (на данный момент его
рыночная стоимость составляет $283 млн) полностью покроет нынешнюю
задолженность. В самой компании сравнение долга и EBITDA считают
нерепрезентативным и планируют «планомерное снижение и оптимизацию
долговой нагрузки, в том числе через пролонгацию сроков погашения
кредитов, оптимизацию валютной корзины и привлечение финансирования
на международных рынках капитала».
Теперь шанс потеснить лидеров появился у сетей, принадлежащих
богатым акционерам. «Сейчас в преимущественном положении оказались
те сети, которые имеют большой акционерный капитал и собственные
источники финансирования»,— полагает Татьяна Шостик из «Эркафарма».
Ее компания входит в группу «Уникор» наряду с банком «Российский
кредит», а также строительными, девелоперскими и другими активами.
Материнская структура оплачивает активное расширение сети «Доктор
Столетов», которая в 2007 году по числу аптек выросла в 1,7 раза —
с 247 до 434 точек.
Не менее агрессивно наращивает активы сеть А5, за спиной которой
стоит продуктовый ритейлер «Сеть розничной торговли», на 50%
принадлежащий ФК «Уралсиб». А5 была образована в октябре 2006 года
и уже к ноябрю 2007-го насчитывала свыше 100 аптек. К октябрю
текущего года сеть планирует достичь оборота $200 млн и занять 5%
рынка.
Остальным остается либо тихо пережидать кризис, либо искать
внимания западных инвесторов.
Таблетка от жадности
НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, что
иностранцы вовсе не проявляют интереса к российской
фармацевтической рознице. Например, осенью 2006 года немецкая
Celesio AG участвовала в тендере на покупку сети O3. Победила в
тендере «Ригла», входящая в группу «Протек». Спустя год стало
известно о том, что Celesio приценивается теперь уже к самому
«Протеку». Однако вскоре немцы заморозили сделку, мотивировав это
решение политической ситуацией. В тот момент по рынку пошли слухи о
возможной национализации крупных российских дистрибуторов, и
«Протек» считался одним из наиболее вероятных кандидатов (так, в
августе 2007 года генеральный директор дистрибуторского
подразделения группы Виталий Смердов оказался под следствием по
подозрению в даче взятки должностному лицу). Британский фармхолдинг
Alliance Boots, также пытавшийся купить O3, с марта 2006 года в
России владеет фармдистрибутором «Аптека-холдинг», развивает сеть
«Моя любимая аптека» и, по слухам, ведет переговоры с сетью «Вита»,
входящей в десятку лидеров.
Однако на этом примеры активности иностранцев исчерпываются.
«Отрасль недостаточно консолидирована. Только когда кто-то из
игроков соберет в своих руках, допустим, 50% рынка, мы увидим на
нем серьезных профильных инвесторов»,— полагает Николай
Демидов.
Похоже, российские продавцы лекарств оказались в довольно
затруднительной ситуации. Достичь привлекательности для западных
инвесторов они не успели, региональные аптеки стали неадекватно
дороги, да еще и кризис ликвидности лишил компании источников
финансирования. Тут и в самом деле впору лоббировать разрешение на
продажу красного вина. По крайней мере, будет в чем искать
утешение.
«Аптечная сеть 36,6»
Первая в России частная аптечная сеть, образована в 1998
году. На сегодняшний день этот «локомотив рынка» насчитывает более
1200 точек продаж.
Оборот в первом полугодии 2006 года*: $157,9 млн
Оборот в первом полугодии 2007 года*: $300 млн
Стратегия: выход в города с населением от 250 тыс. человек.
Тактика: компания ведет активную экспансию в регионы в основном за
счет поглощения других игроков, но также открывает собственные
точки продаж. Развитие в значительной степени обеспечено заемными
средствами. Первой ввела открытый формат торговли и запустила
private label. «Аптечная сеть 36,6» — первая и до сих пор
единственная компания в российской фармацевтической рознице,
которая вышла на IPO. В июле 2006 года приобрела акции
«Европейского медицинского центра» (частная клиника) и планирует
создать еще несколько клиник в Москве. Тогда же начала внедрять
собственную логистическую систему.
Проблемы: у компании растут операционные издержки. Уровень долговой
нагрузки, по мнению аналитиков, достиг критической отметки.
Результат: компания является лидером рынка. По собственным данным,
«36,6» контролирует 8,8% рынка, как минимум вдвое опережая
ближайшего конкурента.
Новые цели: наращивание операционной эффективности и прибыльности
компании. Планомерное снижение долговой нагрузки.
* источник: DSM Group
|
«Ригла»
Основанная в 2001 году аптечная сеть «Ригла», опираясь
на плечи материнской структуры — группы компаний «Протек», к 2008
году довела число розничных точек до 426.
Оборот в первом полугодии 2006 года*: $77,6 млн
Оборот в первом полугодии 2007 года*: $129 млн
Стратегия: создание до 2010 года национальной сети с товарооборотом
$1 млрд и количеством аптек не менее 1000.
Тактика: компания стремится поддерживать максимально широкий
ассортимент продукции, используя родственные связи с центром
внедрения «Протек» (один из крупнейших российских
фармдистрибуторов). Проводит агрессивную рекламную политику. В 2006
году запустила программу лояльности, включающую дисконтную систему
(скидки от 2% до 7%), различные акции и образовательные программы.
По данным сети, 45% клиентов в настоящее время являются ее
постоянными покупателями. В сентябре 2006 года «Ригла» начала
ребрэндинг, пытаясь в позиционировании своих точек уйти от аптек к
фармамаркетам.
Проблемы: при стремительном росте сети (ежегодно более чем на 100%)
сложно поддерживать эффективность операционной деятельности.
Результат: компания является лидером аптечного рынка по темпам
роста. Согласно данным Gallup M’Index, в первом полугодии 2007 года
узнаваемость брэнда «Ригла» выросла по сравнению с тем же периодом
2006-го на 20%.
Новые цели: стать самой эффективной аптечной сетью в России по
всем относительным показателям (средняя выручка на аптеку, средний
чек, количество чеков и т. д.).
«Фармакор»
Петербургская компания «Фармакор» начинала свою
деятельность в 1991 году с дистрибуции. Первая аптека сети была
открыта в 1997 году, сейчас их около 300.
Оборот в первом полугодии 2006 года*: $56,4 млн
Оборот в первом полугодии 2007 года*: $103,7 млн
Стратегия: удержать место в тройке лидеров.
Тактика: компания развивается исключительно за счет органического
роста, открывая аптеки с нуля. В 2006 году создала в крупных
региональных центрах 19 филиалов. Открывает аптеки лишь в тех
регионах, где есть возможность занять долю не менее 10–14%. Иногда
не стремится сразу нарастить присутствие в регионе до максимума,
довольствуясь единичными точками продаж. Не увлекается брэндингом,
предпочитая вкладывать средства в расширение сети. Тяготеет к
прилавочной форме торговли. В позиционировании сделала ставку на
«чистую» аптеку, стремясь ассоциироваться в умах потребителей
именно с лекарствами. Оптимизирует логистику: открыла собственный
склад в Петербурге. Владеет фармацевтическим производством
«Фармакор продакшн».
Проблемы: органический рост требует много времени, и компания
рискует потерять свои позиции под натиском более агрессивных
игроков, таких как A5 и «Доктор Столетов», активно осуществляющих
сделки M&A.
Результат: компания является бесспорным лидером в Северо-Западном
регионе.
Новые цели: усиление региональной экспансии.
|
«Столичные аптеки»
Крупнейшая в России и единственная в Москве сеть
государственных аптек, включающая 274 аптеки и аптечных
пункта.
Оборот в первом полугодии 2006 года*: $60 млн
Оборот в первом полугодии 2007 года*: $90 млн
Стратегия: повышение эффективности государственных аптек Москвы,
обеспечение доступными лекарствами средних слоев населения. На
рынке бытует мнение, что сеть формируется под последующую
приватизацию.
Тактика: компания создана в 2005 году по распоряжению правительства
Москвы путем объединения столичных муниципальных аптек. Работает
только в Москве, не стремясь к региональной экспансии. «Столичные
аптеки» не скупятся на оплату труда и сумели собрать в команде
хороших управленцев среднего звена (по сведениям участников рынка,
зарплаты $2–3 тыс.— нормальное явление в компании). Сеть имеет
весомую долю в столичной программе ДЛО, что дает ей прирост оборота
и хорошие отношения с производителями. За счет централизации
закупок стремится получить более выгодные цены от
поставщиков.
Проблемы: сложно построить управляемую и четко организованную
структуру из нескольких десятков разрозненных аптек.
Результат: компания занимает около половины аптечного рынка Москвы
по числу точек продаж.
Новые цели: оптимизация ассортимента и бизнес-процессов.
Екатерина Трофимова
05.03.2008
Секрет фирмы