Мал золотник
Инвестиционный бутик CTrust: посторонним вход запрещен
Как, обслуживая всего 10 клиентов, попасть в top-30 крупнейших инвестиционных компаний России? Секретами привлечения особо состоятельных клиентов поделился президент компании CTrust Илья Кальянов. Правда, он все же не раскрыл главный секрет: что ему позволило на протяжении последних семи лет зарабатывать на непредсказуемом российском фондовом рынке в среднем 70% годовых?
После более чем 10-летнего перерыва в России вновь заговорили о «финансовых пирамидах». Одна за другой рухнули сразу несколько псевдоинвестиционных компаний. Их руководителей, исчезнувших вместе с деньгами, ищут, но, как признают эксперты, вероятность вернуть средства, вложенные в подобные структуры, крайне мала. Тем не менее охоту вкладывать средства в компании, обещающие обеспечить высокую годовую доходность, последние случаи вряд ли отобьют, частные инвесторы просто станут осторожнее. Отдавать свои деньги малознакомым управляющим страшно, но альтернативных источников инвестирования, которые могут гарантировать не только сохранение средств, как некоторые депозиты, но и мало-мальски приличную доходность, на рынке нет. Инвестиции в недвижимость уже не приносят такой прибыли, как раньше. Между тем, по оценкам аналитиков, сейчас только в одной Москве есть десятки тысяч человек, которые готовы инвестировать от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов. Это совершенно разные люди – от топ-менеджеров и владельцев компаний до рядовых клерков, получивших в наследство квартиру, которая им не нужна. По данным Центра стратегических исследований (ЦСИ) «Росгосстраха», число семей с годовым доходом более $1 млн в России сейчас составляет около 200 000. Многие из них уже купили недвижимость не только в России, но и за рубежом, обеспечили образование своим детям и прочие необходимые нужды. Теперь перед ними стоит задача вложить свободные средства. Кому можно доверить несколько миллионов долларов? Как правило, частные инвесторы, располагающие такой суммой, «раскидывают» деньги по нескольким десяткам управляющих компаний, а часть средств передают в доверительное управление. Таким образом, риски диверсифицируются, но отслеживать деятельность, а тем более управлять своими инвестициями в данном случае будет крайне сложно. Для обслуживания потребностей таких инвесторов создаются небольшие закрытые компании, клиентская база которых составляет от 1 – 2 человек до нескольких десятков. «Подобного рода «инвестиционных бутиков» на рынке сейчас 15 – 20. Как правило, они создавались под обслуживание инвестиционной деятельности своего владельца, а потом расширяли круг клиентов», – отмечает директор управления private banking инвестиционного холдинга «Финам» Александр Степаненко. В некоторых случаях компании создавались под определенную группу инвесторов, например, топ-менеджеров той или иной компании, или обслуживали интересы конкретной семьи. Потом туда вкладывали деньги их знакомые, знакомые знакомых и так далее. Создавалось что-то наподобие VIP-клуба, куда человек мог попасть только по рекомендации. Такие компании в абсолютном большинстве случаев стараются не афишировать свою деятельность, хотя у них и есть все необходимые лицензии. «Тот, кому нужно, сам узнает о нас, а рассказывать всем вокруг о том, что мы работаем на рынке инвестиций, не имеет никакого смысла – это не наша целевая аудитория, да и сами клиенты не хотят афишировать свои капиталы, как и то, что они работают с нами», – отмечают сотрудники подобных контор.
С небес на землю В начале 1990-х годов нынешний президент компании CTrust Илья Кальянов служил офицером в войсках противокосмической обороны. Зарплату военным тогда задерживали месяцами, а тех денег, которые платили, с трудом хватало на жизнь. «Решение уволиться из армии было непростым, мне прочили достаточно хороший карьерный рост в войсках: в нашем корпусе я был самый молодой командир роты, эту должность я занял в 23 года. Я досрочно получил воинское звание капитана», – вспоминает президент «инвестиционного бутика». При увольнении его лишили одной «звездочки», в запас он ушел старшим лейтенантом. «Меня уволили за дискредитацию воинского звания, – поясняет Кальянов. – Тогда это была стандартная формулировка для тех, кто хотел уйти по собственному желанию». После увольнения, попробовав свои силы в различных отраслях бизнеса, Кальянов в 1996 году устроился на работу в компанию «Русские инвесторы». Там он занимался, как это тогда было принято называть, «региональными проектами», проще говоря – скупкой акций у населения. В 1998 году грянул кризис, инвесткомпания практически полностью свернула работу. «Делать было нечего – мы сидели и читали газеты, мне в руки попала статья о перспективах развития вексельного рынка в посткризисный период», – вспоминает Кальянов. Он пошел с этой статьей к руководству, но там инициативу не поддержали. В итоге Кальянов ушел из «Русских инвесторов» и устроился на работу в банк «Диалог-Оптим» в отдел долговых инструментов. За очень короткий промежуток времени он возглавил этот отдел, а затем и управление ценных бумаг в этом же банке. «Следующим местом работы стал банк «Кредит-Траст», куда я перешел на лучшие материальные условия. Работая в «Кредиттрасте», я выкупил дочернюю компанию банка – «Кредит-Траст (Секьюритиз)», – рассказывает Илья Кальянов. На тот момент компания представляла собой лишь одно название и набор лицензий – реальной деятельности она не вела, клиентов у нее не было. Однако стараниями нового собственника у фирмы появилась работа, и первым ее клиентом стал один из руководителей того же банка «Кредиттраст». Вначале Кальянов сам занимался этим клиентом, продолжая служить в банке, но после перехода на новое место работы – в банк «Глобэкс» (в 2002 году) – он решил, что собственный бизнес несовместим с позицией менеджера в чужом. «Сидя в «Глобэксе», я принял решение направить усилия на развитие собственной компании – «Кредиттраст Секьюритиз», бизнес которой постепенно набирал обороты», – вспоминает глава CTrust. На тот момент у фирмы было уже два клиента: помимо топ-менеджера банка «Кредиттраст» Кальянов «завел» в компанию еще и собственные средства. В марте 2002 года был арендован офис, куда пришел Кальянов со своей командой. «Мы были одними из первых, кто начал работать в сегменте рынка РЕПО. Тогда мало кто знал о нем, еще меньше игроков пользовались. Фактически мы были зачинателями как такового рынка РЕПО. У нас были заключены генеральные соглашения практически со всеми крупными банками. Это направление бизнеса стремительно набирало обороты», – говорит Кальянов. Он даже строил планы стать основным оператором данного рынка, но помешал очередной кризис – 2004 года. Пришлось сосредоточиться на другом направлении: одновременно с деятельностью на рынке РЕПО его компания продолжала дорабатывать собственный механизм управления инвестиционным портфелем. Это направление и стало основным после банковского кризиса. «В это время мы не занимались активным привлечением клиентов, так как для этого необходимо было понимать, что механизм работает достаточно хорошо, эффективно. На автоматизацию и доводку механизма ушло несколько лет», – отмечает Кальянов. В 2004 году у его компании появился еще один клиент. Это был банк, название которого президент CTrust пожелал сохранить в тайне. Банк постепенно увеличивал объем средств, переданных в управление, и на сегодняшний день эта кредитная организация является одним из крупнейших клиентов компании CTrust.
Своя математика Сейчас у компании CTrust порядка 10 клиентов, при этом ее клиентский портфель составляет 4,5 млрд рублей. В компании не раскрывают имена клиентов, но утверждают, что ее услугами пользуются «люди, входящие в рейтинги самых богатых россиян». «Наши клиенты – это люди достаточно продвинутые, понимающие, как этот рынок работает. Это ведущие топ-менеджеры компаний, которые разбираются в рынке и умеют считать деньги, так как сами их заработали. Они подходят к вопросу инвестирования крайне серьезно. Минимальный порог для входа, который мы установили для наших клиентов, – это $1 000 000», – рассказывает Кальянов. Привлечь столь состоятельную публику ему удалось в основном благодаря рекомендациям уже существующих клиентов: их устраивал уровень обслуживания в компании, где каждый клиент замыкается не на рядового сотрудника, а на одного из топ-менеджеров. Но основным преимуществом компании все же являлась ее доходность – с момента образования компания показывала стабильную эффективность управления портфелем, доходность которого достигала 70% годовых. Кальянов пояснил, что столь фантастическим результатом он обязан той самой методике управления инвестиционным портфелем, которую в CTrust разрабатывали на протяжении последних нескольких лет. «На сегодняшний день у нас работает собственная программа, которая анализирует информацию о состоянии нашего портфеля, динамике ведущих фондовых индексов, а также данные с денежного рынка, и на основании этих данных выстраивает модель по оптимальному ведению портфеля. Эта программа работает фактически в автоматическом режиме», – рассказывает Кальянов. При этом он утверждает, что практически не пользуется общепринятыми моделями анализа рынка. Это достаточно странно, учитывая, что большинство крупных компаний не брезгуют этими методами анализа рынка. Суть своего уникального подхода Кальянов не раскрывает, он лишь пояснил, что для анализа и прогнозирования программа использует ряд показателей, таких, например, как состояние денежного рынка. Программа почти автономна, хотя время от времени все же требует корректировки в зависимости от той информации, которую с рынка могут получить только трейдеры. «Ежедневно, по утрам, у нас проходят совещания, на которых обсуждаются те самые изменения, которые необходимо внести в программу в свете последних событий», – рассказывает глава CTrust. Кальянов утверждает, что его модель при сопоставимом со среднерыночным уровнем доходности показывает вдвое большую прибыльность. Однако опрошенные «Ко» эксперты усомнились в том, что существуют подобные «идеальные» модели, которые работают стабильно, без убытков. «Таких технологий на рынке нет, что подтверждает российский и западный опыт. Если бы они были, то их владелец не занимался бы оказанием инвестиционных услуг, а давно бы вошел в число богатейших людей мира, – говорит директор управления private banking инвестиционного холдинга «Финам» Александр Степаненко. – Конечно, есть более или менее эффективные торговые системы, но ни одна из них не защищена от рисков и не может гарантировать доход. Основная проблема здесь заключается в том, что рынок постоянно меняется, на нем играют роль внесистемные факторы, что не позволяет создать идеальную систему на все времена или даже на более или менее продолжительный срок». Действительно, достаточно вспомнить хотя бы выступления чиновников относительно приватизации «Связьинвеста», которые обрушивали акции его дочерних компаний, либо, наоборот, способствовали резкому взлету цены на них. «Если ориентироваться на официальную информацию на сайте компании CTrust, сказать что-либо определенное о применяемых технологиях, степени открытости или структуре инвестиционного портфеля очень трудно. На сайте представлены устаревшие данные о положении в рейтинге, не дана финансовая отчетность и другая информация. Иными словами, их презентация носит скорее декларативный характер», – отмечает директор инвестиционно-фондового департамента СБ банка Дмитрий Гусев.
Гипербутик «Небольшое число клиентов позволяет обеспечить максимально комфортное индивидуальное обслуживание – любому клиенту приятно чувствовать себя уникальным. Кроме того, такие компании часто предлагают клиенту различные дополнительные услуги в рамках private banking, вроде налогового планирования. Бизнес таких компаний во многом держится на персональном доверии к ее первому лицу», – говорит директор управления private banking инвестиционного холдинга «Финам» Александр Степаненко. По всей видимости, кредит доверия к Кальянову у клиентов CTrust достаточно велик, раз они готовы отдавать в управление столь значительные суммы. С другой стороны, эксперты предупреждают о значительных рисках, которые сопровождают работу подобных компаний. «В случае если фирму покидает 1 или 2 клиента, ей может угрожать резкое падение активов, что крайне опасно и для самой компании, и для других ее клиентов», – предупреждает директор инвестиционно-фондового департамента СБ банка Дмитрий Гусев. Но Кальянов уверен, что даже в случае ухода 1 – 2 клиентов проблем в работе CTrust не возникнет. Более того, он строит долгосрочные планы развития: в ближайшие 5 лет намерен увеличить число своих клиентов в 10 раз – до 100. Но при этом он еще раз подчеркивает, что не намерен в обозримом будущем заниматься розницей как таковой. Помимо привлечения новых состоятельных клиентов CTrust объявил о намерении сформировать два паевых инвестиционных фонда (один уже зарегистрирован). «Один фонд ориентирован на вложения в девелоперские проекты, а второй – в акции и облигации», – пояснил Кальянов. Помимо этого компания планирует расширять свое девелоперское направление, которым занимается CTrust Development. Она уже достаточно давно работает на рынке жилой и коммерческой недвижимости. Общая площадь объектов коммерческой недвижимости составляет 14 620 кв. м. с инвестиционной стоимостью 470 млн руб. Общая площадь объектов жилой недвижимости – более 180 000 кв. м. Инвестиции в строительство жилья превышают 5,3 млрд руб.
ЧТО ТАКОЕ CTRUST ГОД ОСНОВАНИЯ: 2002 (до этого называлась «Кредит-Траст Секьюритиз») СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: предоставление услуг по инвестициям в ценные бумаги и недвижимость, а также управлению собственным портфелем ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ: 26 человек БИРЖЕВЫЕ ОБОРОТЫ ЗА 9 МЕС. 2007 Г. : 170 181 543 тыс. руб ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ: управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами VIP-клиентов
Максим Логвинов
09.04.2008
Журнал "Компания"
|