Праздничный бриф
Как заработать на любви
В России усилиями рекламистов прижился День святого
Валентина - официальная дата выражения любви. «Неужели ты никого не любишь?..
Тогда купи!» - со всем каналов орет реклама. Как на русской почве сделать
успешным проект тотальной коммерциализации такого непознаваемого явления, как
любовь?
День святого Валентина - порождение рекламистов. На этом
банальном утверждении можно было бы закончить статью и перестать обсуждать этот
искренний, как бумажные цветы, праздник. И точно не скатиться до беззубого
панегирика! Но подвести редакцию ИР я никак не мог, поэтому решил создать
произведение и полезное, и поучительное, в новаторском жанре праздничного
брифа.
бэкграунд
Если честно, то однозначности в вопросе о самом празднике нет.
По одним источникам, святой великомученик Валентин родился в III веке н.э. и был
священником. По другим источникам, он жил в языческие времена. То ли он тайно
венчал желающих сочетаться браком легионеров, то ли его просто посадили в
тюрьму. Не вполне понятно, какие отношения связывали его с дочерью тюремщика.
Есть версия, что и посадили-то его как раз за то, что он публично исцелил Джулию
во время своей проповеди в городе Терни. Есть, однако, информация, что с
объектом своей страсти наш герой познакомился непосредственно в тюрьме
(интересно как?). Перед казнью он оставил девушке письмо с объяснением в любви.
Отсюда и пошли открытки-валентинки. Его казнили 14 февраля 269 года, ну или на
пару сотен лет раньше.
конкурентное окружение
В борьбе за сам день 14 февраля у католического святого
Валентина на российской почве есть серьезный соперник - почитаемый православными
святой Трифон, который родился в одной из областей Малой Азии - Фригии. Его
послужной список внушительнее: в детстве он получил от Господа дар чудотворения:
изгонял бесов, исцелял недуги, молитвой заставил уйти вредных насекомых,
истреблявших посевы, и даже прославился изгнанием беса из дочери римского
императора Гордиана (238-244 гг.). Епарх Аквилин, пытавшийся отвратить Трифона
от проповедования христианства, приказал связать тому руки, подвесить на дереве
и бить в течение трех часов. На следующий день Аквилин продолжил пытки, после
которых приговорил Трифона к «усечению мечом». Святого Валентина в православных
святцах вообще нет, а Днем всех влюбленных считается 8 июля (25 июня по старому
стилю), день успения Муромских чудотворцев преподобномученицы Февронии и
благоверного князя Петра.
наш таргет
Ох, коллеги! Нам нужна повальная валентинизация населения. Для
увеличения продаж всего эдакого, типа парфюмерии, розовых мишек, сердечек,
открыток, клубных вечеринок и романтических ужинов в период между Новым годом и
Восьмым марта.
где мы сейчас
Сейчас мы в начале пути. Мы еще режем лук кружочками, а не
кусочками, мы еще не понимаем, как прекрасна жизнь, когда нет проблем с
пищеварением. Мы не умеем нарядиться на работу вермишелью, не понимаем, что
нужно звонить домой в Жмеринку, когда пьешь кофе в Нью-Йорке. Мы продолжаем
чистить зубы, хотя наиболее смышленые бактерии давно перебрались на язык.
что мы хотим, чтобы они думали и делали
Мы не очень хотим, если честно, чтобы они думали. Конечно,
заткнуть бы просвещенных скептиков, поставив их перед неприятным выбором: или
бантики с блестками, брелочек и «чупа-чупс» в пакетике, или никакого секса! Но
это не так уж и критично. И вот пусть что они делают. Нам нужно, чтобы 14
февраля все фрезеровщики мухомыкинского завода мотороллерных фар покупали своим
женам и прочим бабам сладкий винчик вместо водяры, открытки с поросятами и
мишками. Нам нужно, чтобы в пупковском сельпо сметали с прилавка любые свечи для
романтических ужинов, а производители стирального порошка и отбеливателей
рекламировали (!) праздничные наборы. Чтобы «Дюрекс» можно было продвигать прямо
с «Дюраселом», а в рекламе «Газпрома» упоминать заодно родственный препарат
«Эспумизан». Нам нужно побольше всего разного рекламировать и продавать,
продавать, продавать!
что мы для этого собираемся сделать
Начнем издалека и обратимся к авторитету старика Юнга. Живущий
на Земле человек, наделенный животным инстинктом самосохранения, с самого начала
существования находится в борьбе с собственной душой. В этой борьбе дикарь не
склонен к объективному объяснению самых очевидных вещей, ему недостаточно просто
видеть, как встает и заходит солнце, - эти наблюдения внешнего мира должны
представлять судьбу привлекательного с рекламной точки зрения героя, например
Бога. Так рождаются мифы и рекламные персонажи. Все мифологизированные
естественные процессы, такие как лето и зима, представляются не как объектив-ные
явления, а как аллегория душевных терзаний. Неуверенное в себе сознание дикого
фрезеровщика робко ведет себя при столкновении с неизведанным, волна
бессознательного легко может его захлестнуть, он делает вещи, в которых не
узнает самого себя, иногда даже наутро. Свидетельство тому - криминальная
хроника. А оттого все стремления человечества направлялись на укрепление
сознания. Не зря первобытные граждане любили изгнание духов, снятие венца
безбрачия и прочие магические действия.
Науке и культуре потребовалось несколько тысячелетий, чтобы
хоть как-то отделить мифы от природных явлений. И вот теперь все пойдет псу под
хвост (хотя и этот пес тоже миф). На ринг приглашается русский Валентин,
бессмысленный и беспощадный.
Самый непознаваемый естественный процесс, конечно, любовь. Ее
мифологизировали-мифологизировали, да недомифо-логизировали. И вот оно, 14
февраля, и друг Валентин - удобный символ, объединяющий в своем значении все
народное коллективное бессознательное на эту тему. Давайте перенесем всю сумму
представлений о любви на Валентина. Заберем у Купидона лук и стрелы, развенчаем
«Виагру».
Вот как это делается. Чисто рациональная интеграция архетипов в
сознание народа невозможна. Для успешного внедрения всегда необходим
диалектический подход. В сознании пациентов воспроизводится противостояние,
часто приобретающее форму внутреннего диалога. Добро и зло, прекрасное и
отвратительное -и все это в одном флаконе. Процесс протекает драматически, и вот
она, богатейшая поляна для креаторов.
Кем был бы Ленин, если бы не эсерка Каплан? Как Скайуокер без
Ведера, как Патаркацишвили без Саакашвили, День святого Валентина не может более
висеть в вакууме слащавого и сентиментального детерминизма. Добавим же
брутальности. Начать можно с того, что объединить с Валентиновым днем второй «не
наш праздник» Хеллоуин. Например, скрестить их по известному принципу
диалектического единства тизера и плизера. В октябре с помощью страшных гримас,
свечей и тыквы ставим вопрос «Любит - не любит?» В феврале устами приобретающих
мученические черты поросят и мишек отвечаем. Тексты валентинок строим на
народной антитезе «Все мужики - козлы. Все зло от баб»! А выражение «Бьет
-значит, любит» автоматически становится single minded proposition.
формат презентации и художественные приемы
Письменные валентинки появились в XV веке. Самые талантливые
трудящиеся писали их в виде акростиха, когда первые буквы каждой строфы
составляют вместе имя возлюбленного. Все это сентиментальное барахло нам не
понадобится. Заимствовать - так с музыкой. На русской почве с упомянутым выше
новым подходом любая мистерия приобретет удивительную художественную силу.
В Японии, например, поднимаются на помост и по очереди кричат
изо всех сил все, что хотят, своему любимому. Победитель получает приз (видимо,
от местного сотового оператора). Японский опыт нам явно на руку - кричать, так
кричать. Некоторые романтические барышни утверждают, что в этот день они имеют
право подойти к любому мужчине и застенчиво попросить жениться. Если мужчина
окажется неготовым к такому повороту, он обязан подарить просительнице шелковое
платье, а себе шелковый шнурок с нанизанным на него сердцем. Это вполне можно
соединить с трогательным рассказом о «танеши моно» - «телах для рубки». Так в
средневековой Японии назывались тела казненных преступников, которые
выбрасывались на площадь для того, чтобы мастера-оружейники могли
демонстрировать народу достоинства своих мечей.
В некоторых странах незамужним женщинам возлюбленные дарят
одежду. Если девушка приняла подарок, значит, она согласна выйти замуж. Дарить
незамужним женщинам одежду - вообще русская народная забава. Тут делать ничего
особенного не надо, разве что принять за правило, что в этот день можно не
только дарить одежду девушкам, но и забирать у них ранее подаренную. И нести ее
обратно в крокусы-атриумы.
По некоторым поверьям, если 14 февраля девушка увидит
малиновку, она выйдет замуж за моряка, если воробья, выйдет замуж за бедняка и
будет с ним счастлива, если щегла - выйдет за миллионера. Можно добавить сюда
душераздирающую историю: если девушка увидит, скажем, черного ворона, то выйдет
замуж за сутенера, который заберет паспорт и продаст ее в бордель в Турцию.
заключение. прогноз эффективности
Сработает? Конечно, сработает. Через несколько лет, помяните
мое слово, мы увидим в Кремле концерт, посвященный Дню святого Валентина. А тем,
кто еще выступает против 14 февраля, в назидание напомним. Цитируемый Юнгом
вождь индейцев из Таоспуэбло сказал: «Американцам стоило бы перестать теснить
нашу религию, потому что когда она исчезнет, когда мы больше не сможем помогать
нашему Отцу-Солнцу двигаться по небу, то и американцы, и весь мир через десять
лет увидят, как перестанет всходить Солнце». □
Антон Буланов,
СЕО, творческий директор LIVE!
Creative/Marketing
23.04.2008
Журнал "Индустрия рекламы"