Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

«Нам нужно пять кварталов, чтобы стать прибыльными»

"Ситроникс" в третий раз пересмотрел стратегию. Его президент Сергей Асланян уверен, что сумеет не только разобраться с убытками, но и превратить компанию в концерн мирового уровня.

Ситроникс
Символ компании "Ситроникс" — ярко-желтый лимон. "Ситроникс — цитрон". Не улавливаете связи?" — спрашивает Сергей Асланян. Господин Асланян — относительно новый президент компании. На свой пост он пришел всего полгода назад, в октябре 2007-го сменив Евгения Уткина.

Помимо ярко-желтого лимона Асланяну досталось непростое хозяйство. Убытки "Ситроникса" к его приходу составляли $188 млн (при выручке $1,01 млрд за девять месяцев 2007 года). Дважды поменяв стратегию, компания попробовала себя в качестве игрока на рынке потребительской электроники, экспортировав оттуда название и корпоративный символ на все остальные активы. Компания также работала в секторе b2b — в сфере телекоммуникаций — и объявляла себя системным интегратором.

Финансовые неуспехи и спорность выбранных стратегий стоили места прежнему президенту, а Сергею Асланяну пришлось перейти с поста вице-президента по технике и ИТ в компании "Мобильные телесистемы" (как и "Ситроникс", входит в АФК "Система") на "аварийный участок". Картина с доставшимися ему активами чем-то напоминала комбинацию из того самого лимона и микросхемы. Компания представляла собой холдинг, где каждое подразделение обладало относительной свободой в определении бизнес-целей и средств их достижения, искомой синергии не достигалось, а активы были рассредоточены по самым разным направлениям, лишь формально объединенным под аббревиатурой ИТ. 45% выручки компании обеспечивал ИТ-сектор, 35% — телекоммуникации, 17% — микроэлектроника, около 4% приходилось на долю потребительской электроники.

Метафорой новой стратегии стал кристалл. Четыре его грани символизируют ставку на разработку и производство собственных продуктов; крепкие связи в мире ИТ и телекома, которые должны помочь в реализации проектов в сфере интеграции; партнерство с государством; а также проекты в сфере потребительской электроники, которые компания теперь называет венчурными. По мнению Асланяна, такая конструкция создаст компанию с уникальным набором технологий. Холдинг превратится в концерн с единой системой управления и целями. Тактическая задача — избавиться от убытков, нервирующих акционеров и инвесторов, во многом будет достигнута за счет снижения операционных издержек и кадровых сокращений.

Компания сделает ставку на крупные проекты. Так, в строительство к 2010 году завода по производству интегральных микросхем по технологии 65-45 нм в Зеленограде "Ситроникс" вложит 1 млрд евро. Для снижения издержек производство значительной части телекомоборудования, а также потребительской электроники будет переведено в Китай, на завод одного из крупнейших производителей телекомоборудования ZTE (сейчас "Ситроникс" завершает сделку по приобретению пакета его акций). Компания планирует активно играть на рынках развивающихся стран, в частности в Индии, где займется поставкой оборудования для индийского оператора связи Shyam Telelink, 51% которого недавно приобрела АФК "Система". Предположительно производство этого заказа и будет размещено на мощностях ZTE.

Итак, с непрофильной вроде бы потребительской электроникой в компании расставаться не собираются. Как она впишется в кристаллическую решетку "Ситроникса", Сергей Асланян рассказал "Секрету фирмы".

"Это хайтек, я вам точно говорю"
"Секрет фирмы": Каждая прошлая стратегия "Ситроникса" по-своему понятна. Ее всегда можно было описать одной фразой. Сначала "потребительская электроника", потом — "интегратор". Как бы вы сейчас назвали все это?

Сергей Асланян: Продуктовый концерн.

СФ: И что это значит?

СА: Централизация управления, разработка новых продуктов и производство.

СФ: А зачем потребовалась третья стратегия после двух предыдущих?

СА: Ни то, ни другое не позволяло нам стать уникальными и выйти на мировой рынок. Интегратор — довольно узкий бизнес. Потребительская электроника — бизнес хороший, но тяжелый и низкомаржинальный.

СФ: Тем не менее вы с ним не расстаетесь и анонсируете выпуск новых товаров.

СА: На рынке масса игроков. Но российских практически нет. Из отечественных компаний высокоинтеллектуальные продукты не производит никто. Вот, например, российский телефон когда-нибудь видели? А российские коммутаторы?

СФ: Но и с российскими телевизорами есть большая проблема, и с российскими теннисными ракетками. Это же не значит, что нужно взять и заняться теннисными ракетками или телевизорами.

СА: Мы больше и не занимаемся телевизорами.

СФ: Ну и правильно.

СА: Конечно, правильно.

СФ: А почему фокусироваться не хотите? "Потребительская электроника" и "телекоммуникационное оборудование" — слишком далекие друг от друга области. Вектор вы обозначили: собственный R&D, заводы, крупные проекты. И вдруг снова "гаджеты".

СА: Мнение акционеров и мое: мы не можем строить полноценный продуктовый концерн, не имея в том числе потребительской линейки. Посмотрите на других. Посмотрите на китайцев — на ZTE, на те же Ericsson, Nokia... У всех такой подход. Телекомоборудование, а к нему — продукция для потребительского рынка.

СФ: Как вы этот подход объясняете? Почему нельзя строить продуктовый концерн, который бы наращивал компетенции в технологиях и не занимался бы "потребиловкой"?

СА: Подобная модель более устойчива. Глупо иметь такой потенциал, как у нас,— создать производство в Китае — и не наладить на этих мощностях выпуск массового продукта. При том что ни у одной российской компании нет подобной возможности организовать свое производство в Китае.

СФ: Мне кажется, организовать производство в Китае может любая компания.

СА: А почему тогда не организуют?

СФ: Почему?

СА: Не готовы. Чтобы производить серьезный продукт, нужен большой объем R&D. Тому, кто сейчас решит выйти на этот рынок, придется развивать свой продукт. На это нужна масса времени, без гарантий успеха. А мы уже договорились с лидерами этой индустрии — ZTE. Это был, конечно, непростой путь, но мы договорились. Они передадут нам часть своих технологий и знаний в сфере разработки продукции, мы им — выход на новые перспективные рынки и клиентскую базу. В частности, мы рассчитываем, что телекомоборудование, выпускаемое этим СП, будет поставляться оператору Shyam Telelink в Индии (принадлежит АФК "Система", недавно получил лицензии на частоты на всю страну — СФ). Так что это взаимовыгодное сотрудничество. И вряд ли какая-то другая российская компания может им что-то подобное предложить.

СФ: Мне кажется, компании не идут в потребительскую электронику еще и потому, что там уже давно правят бал азиаты.

СА: Знаете, у кого самые большие объемы производства в Китае после ZTE и Huawei?

СФ: У кого?

СА: У Alcatel-Lucent. Заметьте — это западная компания.

СФ: Мне вот какой вопрос покоя не дает: когда планировался выход на рынок потребэлектроники, вы же про все проблемы знали и все равно решились. Как это решение принималось?

СА: По понятным причинам мне сложно говорить о том, как это было три года назад.

СФ: По каким понятным причинам? Этическим?

СА: Нет, я просто не знаю. Хотя могу предположить. Телевизоры на тот момент неплохо продавались, направление потребэлектроники приносило $130 млн выручки в год. Но со временем рынок стал низкомаржинальным.

СФ: Тогда не могли предположить, что это с рынком произойдет?

СА: Не хочу на эту тему фантазировать. Понимаете, за три года много чего случилось. В том числе сильно выросла себестоимость продукции. Москва, мягко говоря, не самый дешевый город, Зеленоград (там находится завод "Квант", где производились телевизоры.— СФ) как город-сателлит — тоже. И себестоимость производства там также достаточно высока.

В Китае — другая ситуация. Мы планируем строительство завода площадью до 200 тыс. кв. м. На первом этапе загружаем его часть для производства телекомоборудования, в том числе и для сетей Shyam Telelink. Далее расширяем свое присутствие на этих мощностях за счет потребительской электроники. Мы недавно выпустили телефон с двумя SIM-картами под нашим брэндом. Скоро он поступит в продажу, и мы получим обратную связь от рынка. Но мы уже сегодня уверены: идея создания массового высокотехнологичного российского брэнда — правильная. Телевизоры — это не хайтек. Они 50 лет назад были хайтек. А телефон — хайтек.

СФ: Телефон сейчас тоже уже не хайтек.

СА: Да? Вот сейчас на рынке появился телефон семи стандартов: две GSM-частоты, две CDMA-частоты, Wi-Fi, Wi-Max. Это — хайтек, я вам точно говорю. Что касается остального, я не имею в виду, что мы наводним рынок простейшей электронной продукцией. Задача — найти новые гаджеты, которые смогут завоевать рынок. Надеемся, что партнерство с ZTE нам в этом поможет. С Китаем как? Там надо находиться. Жить там и держать нос по ветру. Потому что они все равно впереди планеты всей. У них самые передовые технологии, самый передовой дизайн, самый короткий time to market и почти самая низкая себестоимость. Ниже только во Вьетнаме, но туда еще не многие добрались.

СФ: Свои компетенции в сфере разработки потребэлектроники станете развивать?

СА: Анализом спроса, поведенческих моделей займемся будем. А весь R&D потребительской электроники будет в Китае. В этой сфере разработки — не наш хлеб. Представляете, сколько времени и сил уйдет, чтобы создать свою разработку потребительских хайтек-товаров на мировом уровне?

"Могут быть проблемы с американским рынком"
СФ: Мое сугубо субъективное мнение, что символ компании, лимон, больше подошел бы игроку в секторе b2c. Например, производителю телевизоров. Но вот хорош ли он для компании, которая сильна в разработке технологий? При этом именно лимон вы планируете сделать символом концерна.

СА: Чисто экономическое обоснование перехода на единый брэнд заключается в том, что несколько брэндов поддерживать дорого. Мое личное ощущение: нет препятствий для продвижения существующего брэнда в b2b. Думаю, могут быть определенные проблемы с американским рынком — для них лимон имеет не очень хорошую коннотацию. Но у нас есть идеи, как решить эту проблему. У нас же символ — простой и понятный. Его можно даже потрогать. А успех в промотировании на b2b-сегмент в первую очередь зависит от качества продукта.

СФ: Многие маркетологи тут с вами поспорили бы.

СА: Может быть.

СФ: Рестайлинг марки "Ситроникс" не планируете при переходе компании на единый символ?

СА: Нет. Вы имеете в виду, будем ли делать его серьезней?

СФ: Просто для меня лимон имеет такую же негативную коннотацию, как для тех же американцев. Да и не понимаю я сообщения, которое он несет. А набор цветов в логотипе напоминает радугу.

СА: Давайте я объясню про радугу. Каждый цвет символизирует свое направление. Например, в логотипе продукции, относящейся к микроэлектронике, будет использован только голубой цвет. Поэтому, скажем, метрополитен в качестве нашего клиента не будет видеть весь спектр. Для него в лого останется голубой цвет, символизирующий микроэлектронику и брэнд "Ситроникс". Компания МТС, например, увидит два цвета: telecom solutions — зеленый и ИТ — синий. Далее для всех единый символ — лимон. И подпись — "коммуникационные решения". Чем не b2b?

СФ: Может быть. Просто очевидно, что логотип создавался под потребрынок. И когда компания меняет направление развития, логично предположить, что смена брэнда будет символизировать изменение стратегии. А получается, что символом компании становится знак далеко не приоритетного направления.

СА: Обещаю подумать на эту тему.

"Круче, чем в Сан-Хосе"
СФ: Вы уверенно заявляете, что ориентируетесь на партнерство с государством...

СА: Да. И этот заказчик уже понимает, как выбирать исполнителей.

СФ: Как?

СА: Вы вспомните историю с ЕГАИС. Помните, какая была катастрофа? Люди не могли купить бутылку водки, отрасль парализовало. Кто был исполнитель? Небольшая ИТ-компания, которой поручили за три месяца выполнить автоматизацию огромной отрасли. Она просто не обладала такими возможностями, у нее не было своих продуктов. У нас же — если проводить параллели — есть и возможности выполнения проектов на федеральном уровне, и свои продукты. Дальше: микроэлектроника — стратегическая отрасль, так? Спорить не будете?

СФ: Не буду.

СА: Многие страны мира не могут себе позволить заниматься микроэлектроникой. Это дорогой бизнес, требующий постоянных инвестиций. Возьмем наших уважаемых соседей, коллег — Белоруссию. В Советском Союзе это был центр производства электроники мирового уровня. Теперь его надо модернизировать. Но они не могут себе этого позволить.

СФ: Белоруссия много чего не может себе позволить.

СА: А вы были в Белоруссии?

СФ: Нет.

СА: Слушайте, там просто шикарно. Чисто, порядок...

СФ: Наверное, пробок нет.

СА: Пробок нет. Все замечательно. Так вот, у них есть завод "Интеграл". Хороший завод. Сильный R&D. Исторически хорошая компонентная база. Но техпроцесс — 0,35 микрон (для сравнения: на заводе "Микрон" в Зеленограде, принадлежащем "Ситрониксу", в прошлом году было установлено оборудование 0,18 микрон.— СФ). И они говорят: мы понимаем, что должны переходить на следующую технологию, но сами не можем — дорого. И вот мы с ними ищем возможности создать совместный проект. К чему это я: многие компании не могут себе позволить работать с передовыми технологиями. А мы можем. Никто в России не смог восстановить микроэлектронное производство на нашем уровне.

Далее: никто не ставит под сомнение тот факт, что стратегические вещи, связанные с вопросами национальной безопасности, не будут делаться на базе зарубежных технологий. Потому что чип — это черный ящик. В нем зашит какой-то код. Что за код, неизвестно. У нас же есть собственные чипы и технология. Как минимум, они станут использоваться. Как максимум — на их базе будут создаваться новые продукты.

СФ: А государство посылает какие-нибудь сигналы — это я без конспирологии спрашиваю — сигналы требований к компании, которая может стать ее партнером? Обычно заказчик так или иначе объявляет, с кем он готов работать.

СА: Посылает. Возьмем завод по строительству микросхем с уровнем 65-45 нм. Государство предлагает: "Мы вложим миллиард евро, но и вы вложите". Вот вам и сигнал. И "Система", обладая финансовыми возможностями, опытом и лоббистским ресурсом, готова вложить. Кто еще в состоянии такой проект выполнить? Возьмите крупнейшего российского или западного интегратора, ИТ-компанию и скажите ей: давайте построим завод за 2 млрд евро. Ну, хорошо, найдут они деньги. А дальше? У них что, есть материальная база? Опыт, люди? Что они будут делать с продукцией? Государство готово тратить деньги, но на паритетных основаниях.

Проект по 65 нм вынесен на самый верх. Государство говорит: "Да, мы хотим эту отрасль возрождать". Да, это мегапроект. Но ведь уже есть и более мелкие проекты — особые экономические зоны. Дубна, Саров... Вы в Сарове были? Очень рекомендую, съездите. Впечатление покруче, чем в Сан-Хосе. Так вот, вы берете у государства то, что оно может предоставить,— инфраструктуру. То, что оно не может сделать, делаете сами. Это и есть принцип частно-государственного партнерства. Этим мы и занимаемся. Мы можем создать ресурсный центр, собрать там разработчиков, наполнить его интеллектуальным потенциалом, производить инновационный продукт. Государство может проложить к центру дорогу, мы — нет. Хотя можем, конечно, но это не наш бизнес. Вот, например, мы сейчас в Зеленограде собираемся строить московский экономический кластер.

СФ: Что там будет?

СА: На базе нашего предприятия и других предприятий, находящихся в Зеленограде, мы создаем базу производства и разработки высокотехнологичной продукции, вместе с Москвой и Зеленоградом строим жилье, даем его по низким ценам молодым программистам, разработчикам, технологам. Помните академгородки? Научный потенциал есть, а вот инфраструктура после распада СССР пришла в упадок. Мне, например, вот за что обидно. Я за этим столом вел переговоры с несколькими индийскими компаниями, которые говорили: ну что вы там этими разработками занимаетесь? Есть мы. У нас много специалистов, у нас качество, дешево. Отдайте нам разработку. Мы будем все для вас делать, вы — платить нам деньги. Звучит хорошо. На самом деле это означает, что мы растеряем свой интеллектуальный потенциал. Немного компаний у нас этой проблемой озабочены.

СФ: Какова стоимость проекта? И в какой фазе он сейчас находится?

СА: Мы ведем переговоры с правительством Москвы о форме участия. Общая стоимость проекта, учитывая инвестиции всех участников,— около $100 млн. Это будет первое подобное образование в стране.

"Нужны ли нам эти активы? Ответ — "да" "
СФ: Ваши зарубежные активы в Греции, Румынии, Словении формируют какую-то уж очень хаотичную картину. Ясно, что было время M&A. Но сейчас не очень понятно, зачем нужно иметь R&D в Греции.

СА: Потому что греческий Intracom Telecom силен в разработке беспроводных систем. При этом у них неплохие торговые связи, в том числе в США и Канаде. Компания существует 30 лет, у нее множество своих клиентов. С ее помощью мы получили доступ на Ближний Восток, в Азию, Африку.

Чехия — наша историческая база, там разрабатывался биллинг. Это самый сложный софт, который можно придумать, потому что при колоссальных нагрузках он работает абсолютно в реальном времени.

Поэтому если вы хотите спросить, нужны ли нам эти активы, ответ — "да". Мы должны их интегрировать между собой. Если вопрос, нужны ли нам еще активы, ответ тоже "да", но нишевые, небольшие компании или команды разработчиков, обладающие уникальным опытом и знаниями. У нас уже есть достаточно активов, на базе которых можно выстроить заметного мирового игрока. Если — подчеркну — будет успешен наш проект в Китае. Потому что дешевое и эффективное производство — фундамент нашего будущего развития на мировом рынке.

СФ: Когда компания планирует ликвидировать убытки и стать прибыльной?

СА: Нам нужно пять кварталов, чтобы решить эту задачу. Начиная с четвертого квартала 2007 года и весь 2008-й у нас будет положительная EBITDA. С 2009 года мы планируем стать прибыльными по net income.

досье
Сергей Асланян родился в 1973 году. В 1996-м окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ имени Ломоносова. C 1997-го по 2001 год работал в компании PricewaterhouseCoopers (до 1999-го — Coopers & Lybrand). С 2001 года занимал должность заместителя руководителя блока информационных технологий в ОАО "ТНК-BP менеджмент". В 2003-м был назначен вице-президентом по информационным технологиям компании МТС, с 2006 года — вице-президент по технике и ИТ. Руководил переходом МТС на новую биллинговую систему, внедрением ERP-системы Oracle и системы документооборота на 20 тыс. номеров. Также Асланян отвечал за интеграцию в сеть МТС всех новоприобретенных сотовых компаний. С октября 2007 года — президент ОАО "Ситроникс".

компания
"Ситроникс" — компания, работающая в секторе информационных технологий, телекоммуникаций, микроэлектроники и потребительской электроники. Основной акционер АФК "Система" (64,4%). 17,55% обращается на Лондонской фондовой бирже (IPO проведено в феврале 2007 года), МФБ и РТС. Клиентская база — более 3,5 тыс. компаний. Имеет представительства и филиалы в 32 странах, осуществляет экспорт более чем в 60 стран мира. Общая численность сотрудников — свыше 10 тыс. человек, из них более 4,5 тыс. заняты в НИОКР. "Ситроникс" был основан в Зеленограде в 1997 году как концерн "Научный центр", объединивший зеленоградские предприятия, принадлежащие АФК "Система". Основные зарубежные активы расположены в Чехии и Греции (телеком) и на Украине (ИТ).

Оборот по итогам девяти месяцев 2007-го — $1,01 млрд, чистый убыток — $187,8 млн. Оборот за весь 2007 год составит около $1,6 млрд, убыток — $150-160 млн (официальные данные за год компания объявит 29 апреля).



Константин Бочарский
23.04.2008  Секрет фирмы

23.04.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов