Высокоскоростной бум
В провинциальных городах России начался бурный рост рынка высокоскоростного доступа в интернет для физических лиц. Этому способствовали проводимая государством модернизация сетей связи и рост благосостояния населения
Как показали итоги 2007 года, в России начинается бум развития сетей широкополосного доступа в интернет в городах с населением 500 тыс. человек и меньше. Если в начале 2007 года высокоскоростной доступ имелся в 4-4,5% домашних хозяйств малых и средних городов страны, то к концу года объем рынка в регионах удвоился. "Мы сейчас находимся на пороге бума продаж услуги широкополосного доступа в интернет, - говорит вице-президент компании "Голден Телеком" по Северо-Западному региону Сергей Савчук. - Сначала развивались рынки Москвы и Петербурга, потом заметный спрос появился в городах-миллионниках, теперь он распространяется дальше".
Так, в Северо-Западном регионе помимо Петербурга за прошлый год новыми абонентами одного только "Северо-Западного Телекома" стали около 90 тыс. человек. И если в крупных городах, таких как Калининград, Архангельск и Мурманск, рост составил 25-30%, то в более мелких областных центрах число абонентов увеличилось примерно вдвое. Во многих случаях, говорят в "Связьинвесте", речь идет о создании рынка практически с нуля, потому и такой рост, но главное, что он начался. К 2011 году, по словам вице-президента по региональному развитию компании "Комстар-ОТС" Виктора Кореша, проникновение широкополосного доступа в провинциальных городах должно достичь 12%. В Москве скоростной интернет сегодня доступен уже 37% жителей, а в Петербурге - около 28%.
Рост спроса на высокоскоростной интернет в провинции побудил телекоммуникационные компании "Голден Телеком" и "ПетерСтар" (принадлежит "Синтерре") объявить об инвестициях в развитие сетей широкополосного доступа в регионах Северо-Западного федерального округа - каждая из компаний в течение года планирует вложить примерно по 500 млн рублей.
Игра не для всех
До недавнего времени такие крупные компании, как "Голден Телеком", "Комстар-ОТС", "Транстелеком" и "Синтерра", практически не обращали внимания на жителей малых городов. Их, как и региональных операторов, работавших на тот момент в провинции, интересовали в основном корпоративные клиенты. Сегмент достаточно надежный и простой в работе. Физическими лицами никто не занимался.
Причин такого пренебрежения несколько, но выделить следует прежде всего низкую покупательную способность населения, изношенные коммуникационное оборудование и сети, которые не позволяли организовать высокоскоростной доступ с минимальными издержками, и, соответственно, высокие затраты на модернизацию сетей. Малые города отличаются от крупных также более низкой плотностью населения, а следовательно, большей протяженностью и разветвленностью сетей. К тому же здесь более часты случаи хищения кабелей. Наконец, бывают и совершенно неожиданные трудности - например, запрет властей на использование существующих коммуникационных труб пришедшей в регион телекоммуникационной компанией. Проблема эта, конечно, решается, но путем непредвиденных расходов. В крупных городах подобных запретов не бывает. А во многих малых городах коммуникационных труб просто нет. "Всегда приходится учитывать, что сеть, возможно, придется создавать с использованием беспроводных способов передачи данных, - говорит Сергей Савчук. - А это делает проект гораздо дороже".
Все эти сложности накручивают расходы компаний на создание высокоскоростных сетей и повышают риски бизнеса. И хотя построение сети в небольшом областном центре с охватом примерно 80% зданий в городе может стоить примерно 50 млн рублей, а в городе с населением около 500 тыс. человек - в два раза больше, различия в инвестиционных условиях и условиях ведения бизнеса в целом разительно сказываются на сроках окупаемости проектов. В крупном городе вложенные средства можно вернуть за два-три года, а в небольшом - лишь за пять-семь лет.
При этом и в малых, и в крупных провинциальных городах ключевым условием развития сетей являются низкие тарифы, что существенно ограничивает возможности компаний сократить сроки окупаемости. Предложить приемлемые для массового потребителя тарифы могут лишь компании, имеющие собственные магистральные каналы. Большинству местных операторов это не под силу, так как собственными каналами они не располагают и вынуждены работать по тарифам, которые для них устанавливают монополисты, например "Ростелеком".
Это обстоятельство и определило круг тех компаний, которые воспользуются наметившимся бумом на рынке широкополосного доступа в интернет для частных клиентов в регионах. Ими, естественно, стали традиционные операторы фиксированной связи, дочерние компании "Связьинвеста" - наследные владельцы созданной государством телефонной сети. Хотя и им подобное решение далось непросто - большую часть региональной сети пришлось в спешном порядке модернизировать. Тем не менее в начале 2006 года компании начали предоставлять услугу доступа по технологии xDSL (скоростного цифрового абонентского доступа) в городах-миллионниках, а спустя год - и в областных центрах.
По приказу государства, волею клиента
"Бизнес пошел в регионы, а мы пошли за бизнесом. Появились клиенты, имеющие филиалы, например, в Хабаровске, Самаре, Великом Новгороде. Строительство национальных и региональных сетей стало востребованным", - говорит Сергей Савчук из "Голден Телекома". А тут еще стало понятно, что и физические лица представляют собой очень интересный клиентский слой. В конце прошлого года плата одного абонента, например, компании "Северо-Западный телеком" за услуги голосовой связи составила в среднем 209 рублей в месяц, а за высокоскоростной доступ в интернет - 510 рублей.
Но если бы не было приказа сверху, то не исключено, что минувший год не стал бы поворотным для российского провинциального интернета. Речь идет о приказе Министерства информационных технологий и связи РФ № 142 от 17 ноября 2006 года о переходе к так называемому закрытому плану нумерации. Этот документ предписывает ввести с конца 2009 года десятизначные телефонные номера для всех абонентов в России. Для традиционных операторов это означает стопроцентную цифровизацию сетей связи - не только полную замену аналоговых телефонных станций на цифровые, но и во многих случаях прокладку новых каналов связи.
Форсированное развитие региональных сетей стало серьезным испытанием финансовой стабильности традиционных операторов связи. Размер инвестиций, необходимых на модернизацию, для некоторых компаний увеличился более чем вдвое. Например, "Северо-Западный телеком" в текущем году должен инвестировать порядка 15,1 млрд рублей, это примерно 60% дохода компании. Компенсировать затраты возможно только за счет расширения ассортимента услуг и увеличения своей доли в наиболее прибыльных сегментах - корпоративные клиенты и более массовый широкополосный доступ.
Впрочем, в скором времени традиционные операторы столкнутся на этом рынке с нарастающей конкуренцией со стороны альтернативных операторов, которые, наблюдая за деятельностью "дочек" "Связьинвеста", наконец осознали привлекательность региональных рынков связи - ведутся переговоры о приобретении местных компаний. Цель - получить некую существующую сеть и заняться ее развитием. И крупнейшие альтернативщики, и традиционные операторы приходят в провинцию с наработанным в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах опытом привлечения клиентов и сразу предлагают пакет услуг, в который входят голосовая связь, интернет и кабельное ТВ. Это позволяет им проводить гибкую тарифную политику, что очень важно в условиях российской глубинки.
Санкт-Петербург
Алексей Леонтьев, корреспондент "Эксперт Северо-Запад"
04.05.2008
Журнал Эксперт
|