Диванные настроения
За четыре года сеть магазинов мягкой мебели "Цвет диванов" благодаря низким ценам и очень узкому ассортименту стала крупнейшим игроком на рынке. Теперь страсть к минимализму придется поубавить — чтобы делать деньги на дорогих диванах.
У генерального директора компании "Цвет диванов" Дмитрия Ходасевича есть любимое слово — "фуфлыжник". Так он называет тех, кто не верит в его проекты. Но оговаривается, что критике большого значения не придает. Ведь в любом случае 29-летнему менеджеру уже удалось создать крупнейшую в России сеть магазинов мягкой мебели. Сейчас у "Цвета диванов" 120 магазинов в Москве и на Украине. Оборот в 2007 году достиг $50 млн.
О "Цвете диванов" заговорили в начале 2008-го, когда фирма, до этого никак о себе широкой публике не заявлявшая, запустила масштабную рекламную кампанию. Лицом кампании стал актер программы "Наша Раша" Сергей Светлаков, исполняющий роль гея-фрезеровщика Ивана Дулина. Сотрудничество с ним обошлось Ходасевичу в $1 млн. "Денег не жалко, уж больно ролики клевые получились",— говорит Ходасевич. В одном из них Светлаков в образе Дулина осматривает голубой диван и говорит в телефон, что нашел дешевый диван очень симпатичного цвета. Конкуренты считают, что руководство "Цвета диванов" сошло с ума и распугает всех клиентов. Ходасевича же провокационность ролика не смущает.
— Мы даже фокус-группу проводили. И всем понравилось, в том числе и нашим основным покупателям — женщинам. И продажи выросли на 40% после запуска ролика. Просто реклама должна быть яркой. Мы же не какого-то неизвестного гомосексуалиста показываем, а знакомого и любимого всей страной персонажа.
— Конкуренты так не считают.
— Просто фуфлыжники,— отмахивается Ходасевич.
Делов на копейку
Девять лет назад Ходасевич устроился грузчиком в мебельный магазин. Тогда он жил в Саратове, учился на экономиста в аграрном институте и нуждался в деньгах. Потом работал продавцом в том же магазине, а после окончания института стал его коммерческим директором. Из магазина ушел на мебельную фабрику. Сразу генеральным директором. Но проработал там недолго. Его переманили в Москву, создавать сеть магазинов "Цвет диванов". "Перспектив в Саратове не было",— объясняет Ходасевич.
Главный эпитет, которым эксперты наградили российский мебельный рынок в целом и мягкой мебели в частности,— "абсолютно непрозрачный". Два основных фактора, из-за которых сложилась эта непрозрачность,— высокие пошлины на импортную мебель (были подняты в 2002 году) и крайне дешевый вход на рынок. Сейчас иностранцы работают только в верхнем ценовом сегменте мягкой мебели (от 50 тыс. руб. за диван). Их единственный российский конкурент там — фабрика "8 Марта". В сегменте эконом (до 25 тыс. руб.) и среднем (от 25 до 50 тыс. руб.) остались практически одни отечественные компании. "Открыть завод мягкой мебели стоит копейки,— объясняет Ходасевич.— Все, что нужно: площадь и пара швейных машинок. Фабрика мощностью 200 диванов в месяц стоит несколько десятков тысяч долларов".
Поэтому мебельные производства стали плодиться как грибы после дождя. Сейчас их в России более 5 тыс. Продавцов немногим меньше — около 3 тыс. Рынок получился очень специфический: отсутствие денег у мелких производителей привело к тому, что всеобщей стратегией стало копирование европейских моделей, а свои сильные брэнды так и не появились.
В связке "продавец—производитель" главенство досталось торговцам. Схема работы такая: покупатель в салоне выбирает понравившуюся ему модель и вариант обивки и оплачивает товар. Дальше продавец отправляет заказ на фабрику. Когда диван готов, он отправляется в магазин, а затем — к конечному покупателю.
Следствием такой бизнес-модели стало то, что нормальным сроком доставки дивана считается полтора-два месяца, зато у покупателя всегда имеется гигантский выбор моделей и тканей. Магазины, стремясь расширить ассортимент, заводят каталоги с огромным количеством видов обивки и сотрудничают одновременно с десятками фабрик. В результате получается, что модели и уровень сервиса у большинства игроков примерно одинаковы. Так что цена остается единственным конкурентным преимуществом. "Вот все и экономят, как могут, в том числе и на налогах. Отсюда непрозрачность рынка",— объясняет Ходасевич.
Строительный бум позволяет отрасли расти на 18-20% за год (в целом рынок мягкой мебели оценивается в $2,5 млрд). Угрозы со стороны иностранных конкурентов как не было, так и нет. Но даже в столице рынок мягкой мебели заполнен менее чем на 50%. И пока места хватает всем. Однако Ходасевич с самого начала решил, что работать как все не будет. "Я понимал, что если работать как все, то большую сеть не построишь, а управлять парочкой магазинов мне не хотелось",— говорит он.
Принцип биг-мака
Первый магазин "Цвет диванов" он открыл четыре года назад в полуподвальном помещении на Красной Пресне. Инвестора, который вложился в этот проект, Ходасевич не называет. Однако на рынке говорят, что деньги он получил от учредителей компании "Арбен текстиль", которая является крупнейшим в России поставщиком тканей для мебельных фабрик, так что "Цвет диванов" стал для нее логичным продолжением основного бизнеса. С владельцами "Арбена" Ходасевич познакомился, когда возглавлял завод в Саратове и закупал у них ткани для своей мебели.
Вначале Ходасевич решил работать по схеме продавцов электроники: надеялся переложить часть расходов на рекламу и продвижение товаров на плечи производителей. Но план провалился. "Я не учел того, что они в этом просто не заинтересованы. Своих брэндов у фабрик нет, конкуренции при постоянно растущем спросе — тоже. Зачем им уменьшать свою маржу?" — объясняет он теперь. На то, чтобы понять свою ошибку, у Ходасевича ушел год. За это время он успел открыть восемь магазинов, а средств на новые уже не было. Нужна была новая идея. На этот раз он позаимствовал ее на рынке быстрого питания.
"Я вообще очень McDonald's люблю. В Москве времени у всех мало. И по два часа в ресторанах заказ ждать я не хочу, проще на "Макавто" заехать и перекусить",— рассказывает он. Любитель фаст-фуда сидит у себя в кабинете, развалившись в кожаном кресле, и одну за другой курит российские сигареты Black Russian с позолоченным фильтром по 100 руб. за пачку. "McDonald's — это же конвейер, где все рецепты рассчитаны по секундам. Поэтому всегда одно качество продукта получается. Вот я и хочу превратить нашу сеть в такой же McDonald's",— говорит он.
Идея, пришедшая в голову Ходасевича, была проста. Он решил изменить схему работы с заводами. Вместо того чтобы собирать заказы от покупателей и передавать их на завод, он сразу закупил партии в несколько сотен диванов наиболее популярных моделей, которые планировал продать за месяц. Для хранения диванов открыл склад готовой продукции. Это позволило ему сократить срок доставки до трех-пяти дней и снизить цену.
Снизить цены удалось за счет увеличения объемов заказов. "Например, если заказывать у поставщика один диван — это 10 метров ткани. Но ткань продают роликами по 50 метров. Покупка ткани в отрез увеличивает ее стоимость на 10-30% от оптовой цены. А мы позволили фабрикам закупать сразу несколько роликов и получать скидку даже от оптового прайса. Кроме того, уменьшился документооборот, сократились транспортные издержки, так как мы перестали гонять полупустые фуры. Все это привело к снижению цен где-то на 20%",— рассказывает он. Как утверждает Ходасевич, благодаря увеличению продаж рентабельность "Цвета диванов" не пострадала, оставшись средней по рынку. По данным агентства Discovery Research Group, для продавцов мягкой мебели сегодня рыночный стандарт — рентабельность около 30%.
Однако Ходасевичу пришлось существенно ограничить выбор обивки и моделей диванов. Сначала по новой схеме он продавал 12 типов диванов. Для каждого было подобрано всего два-три вида тканей. Сам Ходасевич считает это достоинством. "Большой выбор только пугает людей,— убеждает он.— Приходит человек в салон и видит полтора миллиона вариантов обивки, он же с ума сойдет их просматривать. А приходит он к нам — и все просто. Покупатель говорит: "Хочу фиолетовый", мы отвечаем: "Старик, фиолетового нет, есть темно-синий". 90% соглашаются".
Полтора миллиона тканей на выбор есть у главного конкурента "Цвета диванов" — компании "Диваны и кресла". "Конечно, это много,— соглашается ее генеральный директор Сергей Корбовский.— Сейчас мы хотим сократить ассортимент до нескольких десятков тканей для каждой модели. Но два-три варианта — это слишком мало". Впрочем, динамика роста "Цвета диванов" говорит о том, что покупателей, согласных ограничить свой выбор, хватает. У Ходасевича на данный момент 70 магазинов в Москве, 30 в Центральной России и 20 на Украине. Еще 20 точек работают по франчайзингу. К концу года количество своих магазинов должно вырасти еще на 40. "Диваны и кресла" за 12 лет открыли 51 магазин.
Главное, чтобы хорошо пах
В гигантском холле компании рядами расставлены десятки диванов. Все они недоделаны: один без ножек, другой просто разобран. "Это опытные образцы,— объясняет Ходасевич.— Мы с директорами заводов прямо тут совещания проводим, решаем, какие из них в продажу запускать, а что переделать нужно".
Несмотря на тягу к минимализму, количество моделей в "Цвете диванов" неуклонно растет. Сейчас их уже 35, а к концу года будет 60. Чтобы увеличить ассортимент, Ходасевич вынужден постоянно увеличивать складские помещения. Сейчас у него два склада общей площадью 10 тыс. кв. м, а до конца года откроется еще один — на 20 тыс. кв. м.
Ходасевич расширяет модельный ряд, потому что стремится проникнуть в среднеценовой сегмент. В своем офисе Ходасевич показывает диван, в ручки которого вмонтирован мини-бар: "Когда-то мы такой продавали, экспериментируя с дорогим сегментом, по 300 тыс. руб. Сейчас снова хотим начать продавать, но снизив цену в три-четыре раза. Думаю, будут брать".
"Работать в среднем сегменте наиболее перспективно, потому что он растет быстрее других,— соглашается директор по исследованиям Discovery Research Group Александр Болтавин.— А вот в эконом-сегменте крупным компаниям вести дела невыгодно, так как на рынке много мелких региональных компаний, основное конкурентное преимущество которых — низкая цена". В этом году "Цвет диванов" начал сам разрабатывать модели мягкой мебели. Точнее, не разрабатывать, а перерабатывать западные образцы.
— Мы от Европы где-то на полгода отстаем, поэтому достаточно туда съездить посмотреть, что у них в лидерах продаж, и можно копировать,— рассказывает бизнесмен, расхаживая между недоделанными диванами.
— А что, мода на них так часто меняется? — удивляюсь я.
— Да нет, в принципе она статична. Просто какие-то модные тенденции до нас доходят из Европы где-то за полгода. И в топовых диванах мы должны их использовать раньше конкурентов.
Свои разработки компания передает производителям. Сейчас "Цвет диванов" сотрудничает с 30 заводами. 15 из них Ходасевич уверенно называет "своими". "Не в том плане, что они нам принадлежат, просто они на 100% загружены нашими заказами",— уточняет он. В планах у него создание собственного производства: "Сейчас мы продаем 10-15 тыс. диванов в месяц, а в конце года будем продавать 20-30 тыс. С такими темпами мы через два года будем вынуждены сотрудничать с сотней производителей. Но это технически очень сложно, проще свое производство наладить".
Еще один проект на будущее — франчайзинг. Программа была создана год назад. По франшизе открыты магазины в Нижнем Новгороде, Омске и Новосибирске. Но потом проект заморозили. "Главная наша задача при франчайзинге — обеспечить море товаров,— говорит Ходасевич.— А как мы это сделаем, пока его нам самим не хватает?" Вторая проблема — складские помещения. Продать франшизу "Цвета диванов", например, в Иркутск Ходасевич не сможет, пока не построит там склад готовой продукции. Без него бизнес-схема не работает — свои магазины Ходасевич открывает на расстоянии не дальше 400 километров от Москвы.
Доставка мебели — еще одно больное место. Пока мебель развозят водители на своих машинах. Создание своего автопарка — тоже проект на будущее. По задумке Ходасевича, все автомобили будут оснащены системой слежения за их перемещениями. Но когда это произойдет, он и сам не знает. "Просто мы не успеваем все и сразу",— оправдывается он. После чего рассказывает, как создавал службу грузчиков. "Хотели, чтобы все были красавцы под два метра ростом, белозубые, в белых перчатках и обязательно с бахилами, чтобы пол у людей не пачкать",— перечисляет Ходасевич. Пока из задуманного есть только бахилы и перчатки. "Если человек ростом 170 см, но 100 кг поднимает, берем и его. Главное, чтобы вел себя прилично и пах хорошо. Начальник службы грузчиков их каждое утро нюхает, а то бывали случаи, что люди в принципе не моются",— жалуется Ходасевич.
Посмотрим, кто фуфлыжник
Из офиса, расположенного на девятом этаже ТРЦ "Румянцево" на юге Москвы, Ходасевич ведет меня на второй этаж. Пока там в разгаре строительные работы: в конце мая здесь должен открыться супермаркет мебели на 35 тыс. кв. м. А в феврале следующего года, когда закончат ремонт третьего этажа, его площадь вырастет еще на 40 тыс. кв. м. Для сравнения: площадь торговых центров "Три кита" и "Гранд" не превышает 35 тыс. кв. м. В супермаркете будут представлены магазины 100 российских компаний и 40 иностранных. Большинство контрактов уже подписано. Новый супермаркет получит название Family Room. На его рекламу до конца этого года обещано потратить более $8 млн.
Ходасевич полтора года назад стал соинвестором проекта строительства ТРЦ. Правда, собственником помещений он не является. Его новая компания Family Room стала якорным арендатором с правом привлечения субарендаторов. "Владеть недвижимостью очень большая проблема, а вот желание стать участниками в проекте гипермаркета мебели у нас было очень велико. Просто нам торговать удобнее там, где другие торгуют. Люди, обставляющие квартиру, будут приходить смотреть шкафы, а заодно и диваны посмотрят,— говорит Ходасевич.— Существующие проекты нас не устроили, вот мы и решили создать новый центр".
Ходасевич идет по пустому этажу будущего центра и показывает, кто где будет располагаться. "Цвет диванов" должен будет соседствовать с двумя десятками своих конкурентов, в числе которых "Диваны и кресла".
— Пока на рынке настолько свободно, что свой покупатель найдется для каждого,— объясняет Ходасевич.— Вот года через три, когда рынок заполним, начнутся войны. Тогда и посмотрим, чья стратегия правильная, а кто — фуфлыжник.
ноу-хау
Компания "Цвет диванов":
— изменила схему работу с производителями, начав закупать у них товар крупными партиями по предоплате и доставлять мебель конечному потребителю со своих складов;
— сократила ассортимент диванов и видов обивки, но смогла снизить розничные цены и уменьшить сроки поставки мебели покупателям;
— выступила соинвестором строительства мебельного гипермаркета Family Room площадью 75 тыс. кв. м, где будет представлена мебель 100 российских компаний и 40 иностранных.
|
досье
Компания "Цвет диванов" была создана в 2004 году группой физических лиц при финансовой поддержке холдинга "Арбен текстиль". Сеть специализируется на торговле диванами и креслами в экономичном и среднеценовом сегментах. На данный момент "Цвет диванов" объединяет 70 магазинов в Москве, 30 в Центральной России и 20 на Украине. По франшизе открыто еще 20 магазинов в Нижнем Новгороде, Омске и Новосибирске. "Цвет диванов" продает мебель более 30 российских фабрик. Оборот за прошлый год, по данным самой компании, вырос более чем в два раза, достигнув $50 млн. В этом году "Цвет диванов" планирует предоставить открытую отчетность по МСФО.
|
Иван Марчук
07.05.2008
Секрет фирмы
|