Бизнес на деловых людях
Развитию казахстанского рынка делового туризма мешают наличие административных барьеров и отсутствие заинтересованности властей. Если ситуация не изменится, Казахстан упустит шанс на региональное лидерство в этой отрасли
Рекреационный туризм в Казахстане развит достаточно слабо. Зато в отрасли доминирует деловой туризм. В то время как по оценкам Всемирной туристской организации (ВТО) доли делового и традиционного туризма составляют 60 и 40% оборота отрасли, соответственно в Казахстане путешествующие бизнесмены обеспечивают 80% оборота данного сегмента экономики. Но говорить о том, что деловой туризм в РК переживает расцвет, не приходится – катастрофически не хватает соответствующей инфраструктуры, развитие рынка ограничивают административные барьеры. По мнению генерального директора компании AMG Эдуарда Эдокова, пока что ни местные власти, ни институты развития, ни, в общем-то, министерские структуры не проявляют реального интереса к данному сектору туристической отрасли. Между тем у Казахстана в целом и Алматы в частности есть шанс стать центром делового туризма в cреднеазиатском регионе. Но с каждым годом этот шанс становится все призрачнее.
Главные гости
– Эдуард Александрович, насколько велика доля лиц, приезжающих с деловыми целями в Казахстан, в общем турпотоке?
– Смотря как считать. По некоторым данным, до 90% всех въезжающих в Казахстан прибывают с деловыми целями. Думаю, 70–80% – точно. Можно сказать, что почти весь туризм у нас – деловой, и он растет на 10–15% ежегодно. Тех, кто приезжает посмотреть достопримечательности, совсем немного. Еще какая-то часть приезжих посещает родственников.
– Можно было бы назвать цифры: каков поток деловых туристов «в человеках», сколько денег они привносят в национальную экономику?
– С цифрами сложно. Четкой статистики в Казахстане не ведется. Не совсем понятно, кого точно можно отнести к деловым туристам – одни люди приезжают сюда работать на длительный срок, другие – на несколько дней. Сколько они тут денег оставляют – тоже точно не подсчитывает никто. Могу привести общемировые данные. По сведениям той же Всемирной туристской организации, за 2006 год оборот делового туризма составил около 700 миллиардов долларов. В среднем деловой визитер оставляет в стране в 3–5 раз больше денег, чем обычный турист. Ведь часть расходов ему оплачивает компания – снимает гостиницу, часто недешевую, авиабилеты – часто бизнес-класс. Обедает такой бизнесмен с деловыми партнерами в хороших ресторанах, а не в студенческих кафешках. Прибавьте сюда аренду конференц-залов, интернет и так далее. Плюс какие-то деньги человек тратит из своего кармана – куда-то сходит, что-то посмотрит.
– Сколько обычно длится пребывание делового туриста в нашей стране?
– В среднем три-пять дней.
– Это связано с тем, что иностранцы могут находиться в Казахстане лишь пять дней без регистрации?
– Нет. Просто бизнес-мероприятия обычно длятся около трех-четырех дней. Плюс еще пара дней на приезд-отъезд – вот и получается меньше недели. Но эта дурацкая регистрация для нас все равно источник постоянной головной боли. Зарегистрироваться нужно в течение пяти календарных дней. Если человек приезжает или прилетает в среду вечером, он сталкивается с тем, что четверг или пятница – неприемный день, в субботу и воскресенье миграционная служба не работает. А в понедельник ему улетать – это уже шестой день. Все, готовы проблемы. А если приезжает группа в 50 или 100 человек? Всем стоять в очереди в миграционке? Терять один рабочий день на сдачу паспорта и один – на его получение?!
– Кажется, турфирмы решают такие проблемы неофициальным путем…
– Решают. А что еще делать?
– Не возникает зависти по отношению к Киргизии – там без регистрации можно три месяца находиться…
– Казахстанская туристская ассоциация говорит о необходимости введения такого же порядка с момента появления регистрации. Полтора года, когда этот порядок не действовал, мы радовались, считали, что победили. Но потом обязательную регистрацию в течение пяти дней снова ввели, и опять всем стало грустно.
– С оформлением виз бывают сложности?
– Нет, особых проблем тут нет. Особенно для европейцев. У китайцев, иранцев изредка случаются, но мы с такими клиентами работаем редко.
Соединяй и властвуй
– Какие услуги берут на себя турфирмы, занимающиеся приемом деловых туристов?
– Можно сказать, что мы выступаем как сервисная компания, обеспечивающая логистику делового мероприятия. Допустим, какая-либо международная организация собирается провести в Казахстане семинар для журналистов или крупная компания, представительство планирует организацию дилерской конференции. Нас, так называемых митинг-планеров (meeting planner), обычно просят подыскать соответствующее место проведения, например гостиницу с конференц-залом, обеспечить встречу в аэропорту, трансфер до гостиницы, организовать транспортное обслуживание конференции, предоставить оборудование, техническую поддержку. Также meeting planner может взять на себя обеспечение канцелярскими материалами – ручками, блокнотами, организует кофе-брейки, банкеты и шоу-программы, приглашает переводчиков, обеспечивает мероприятие фото-, видеосъемкой и т.д. При этом у туркомпаний нет своих автобусов, гостиниц, банкетных залов и пр. Но мы складываем воедино все эти кусочки программы, выстраиваем цепочку, привлекая партнеров на аутсорсинг.
– Насколько велика численность компаний, подобных вашей?
– Для того чтобы провести конгресс на 500 человек, достаточно 3–4 сотрудников, которые могли бы заняться координацией мероприятия – мы же сами не сидим за рулем автобусов и не выступаем в роли аниматоров.
– Насколько конкурентен рынок делового туризма?
– Наша компания работает на рынке с 2000 года, и я не могу сказать, что тогда была жесткая конкуренция или она появилась сейчас. Какие-то компании появлялись, потом исчезали. Частично в подобном бизнесе задействованы пиар-агентства, фирмы, занимающиеся промоушеном, проводят пресс-конференции, небольшие мероприятия. Но в целом конкуренции нет – это очень ответственный бизнес, за один день заработать серьезный авторитет нельзя, а доверить проведение, к примеру, международного конгресса на 500 человек первой попавшейся компании клиент, конечно же, не может. Как-то мы заявились на тендер, объявленный международной организацией – речь шла о поддержке одного из мероприятий. Нужно было, чтобы в тендере приняли участие хотя бы две компании. И нам пришлось самим искать себе соперника, чтобы тендер мог быть признан законным. Потому что самостоятельно больше никто не заявлялся.
Сейчас появляются некоторые компании, которые специализируются на организации деловых мероприятий, но они занимаются в основном банками. Конкуренции как таковой и нет. Это говорит лишь о том, что рынок пока недостаточно развит.
Все конгрессы будут в гости к нам
– Что мешает рынку развиваться? Есть ли ограничители, отпугивающие от Казахстана деловых туристов? Скажем, турфирмы, работающие с отдыхающими, жалуются на нехватку гостиничного фонда, особенно среднего ценового звена.
– Если вы директор нефтяной компании, то можете позволить себе хоть двадцатизвездочную гостиницу. Но если вы приглашаете на семинар 100 человек, то каждая лишняя звездочка очень заметно отражается на бюджете. Поэтому наши заказчики стараются подыскать не самый дорогой, хотя, конечно, и не бюджетный вариант размещения. Самыми востребованными оказываются гостиницы в три-четыре звезды – как раз их и не хватает. Тем более что многие казахстанские отели в четыре и даже пять звезд не дотягивают до требуемых стандартов по уровню сервиса, хотя вполне соответствуют по ценам.
Пресловутая регистрация опять же мешает… Словом, внимание государства к этому сегменту индустрии туризма практически отсутствует. Нет промоушена страны на международных рынках как места проведения деловых мероприятий… Да и специализированного места, где можно провести большой международный форум на несколько тысяч человек, в Казахстане нет…
– Насколько соответствует потребностям делового туризма гостиничная инфраструктура?
– Не хватает конференц-залов. Не во всех гостиницах они есть, не везде, где есть, имеется необходимое оборудование. Мало отдельных конференц-залов, изолированных от других помещений. Для бизнес-мероприятий это важно.
Проблемы возникают не только с гостиницами. В Казахстане не хватает больших и хороших автобусов. Новая машина – вместительная и комфортная – стоит около 250 тысяч евро. Их, наверное, только нефтяники могут себе позволить. Остальные возят гостей на автобусах 15?летней давности – даже когда приезжают правительственные делегации. Представляете? Во всем Казахстане нет автобусов, подходящих по статусу международной правительственной делегации. Тут, думаю, государство могло бы помочь – закупить машины и отдать их в лизинг, что ли. Речь же идет о престиже страны. Про кадровую проблему говорить не буду – это во всех отраслях больное место.
Я думаю, что мощный толчок развитию индустрии делового туризма дало бы строительство в Алматы крупного конгрессно-выставочного центра (КВЦ). Подобные центры включают в себя от 50 до 100 конференц-залов максимальной вместимостью до 10 тысяч человек, выставочную площадь в 30–50 тысяч квадратных метров, парковки, залы для банкетов и так далее. Мы давно лоббируем эту идею. Обращались в правительство, в акимат Алматы, в ФУР «Казына» – но безрезультатно. Интереса проект не вызвал. Хотя в других странах такие КВЦ приносят огромные доходы. Если вы проводите конгресс на 700 человек продолжительностью 2?3 дня, это приносит до миллиона долларов в экономику города. Это понимают во многих странах. Сравните, например, размер Казахстана и Испании. Там 15 конгресс-центров, у нас – ни одного.
– Окупится ли такой проект в Казахстане?
– Знаете, я бы провел параллель с ЮАР – я изучал, как там налажен такой бизнес. В начале 1990?х годов ни у нас, ни у них не было ни одного конгресс-центра. В 1997 году они построили первый, за 60 миллионов долларов. Сегодня его вклад в экономику превысил 500 миллионов, потом было построено еще два. Вложения требуются большие, но потом конгресс-центр кормит экономику города и страны в целом долгие годы.
Конечно, в Испанию едут гораздо охотнее, чем к нам. Но там и предложение намного выше. А у нас нет ни одного конгресс-центра не только в Казахстане, но и в соседних странах, в том числе в азиатской части России. В европейской будет – в Москве, в Сочи обещали построить. В Киеве должен появиться. В нашем регионе у Алматы есть шанс стать центром для проведения мероприятий на глобальном уровне. Но сначала нужно построить такой центр. Конечно, конкуренции тут не избежать. Организация мероприятия на две тысячи человек начинается за три-пять лет. Проводятся тендеры, оргкомитеты ездят по странам, смотрят цены, инфраструктуру. Это большой и серьезный процесс.
– Сколько стоит строительство конгресс-центра?
– Думаю, что нашей стране оно обошлось бы от 50 миллионов долларов. Для Казахстана это не такие уж большие деньги. Но достаточно мощный импульс к развитию. А для Алматы так вообще очень сильный стимул.
Если мы сейчас приступим к реализации подобного проекта, то можем застолбить за собой первое место. Потом уже точно в этот сегмент никому из наших соседей не будет смысла идти.
Юрий Дорохов
16.05.2008
Журнал Эксперт