Трое из ларца
Почему для завоевания России Virgin выбрала столь неожиданного партнера
Штаб-квартиру представителя Virgin Group в России, швейцарской компании «Тривон», найти нелегко. Невзрачное здание притаилось за заводским забором, среди бесконечной череды автомастерских Нагорного проезда. По пути, к счастью, то и дело попадаются прикрепленные скотчем листки с названием компании. Внутри давно не было ремонта, тесно и неуютно. Странноватое место для команды, которая намеревается предложить российским пользователям Интернета «совершенно новый уровень сервиса».
Еще месяц назад о присутствии «Тривона» на телекоммуникационной карте России знали немногие. Аналитики и журналисты лишь недоуменно пожали плечами, увидев пресс-релиз «Тривона» о запуске под брендом Virgin Connect сети WiMax в 32 регионах страны и намерении занять 10% отечественного рынка услуг широкополосного доступа (ШПД) в Интернет уже через пять лет. Кто эти люди и почему Virgin Group знаменитого Ричарда Брэнсона доверила свой бренд в России именно им?
«Мы создали компанию в Швейцарии в 2004 г., рассказывает председатель совета директоров Тривона и один из трех ее отцов-основателей Маркус Мюллер. Нас поддержала группа частных инвесторов, в основном из Англии и Франции. Проанализировав ситуацию по широкополосному доступу в мире, мы выделили группу из 10-15 стран с наибольшим потенциалом для развития WiMax. Россия была в их числе, и, учитывая наличие хороших контактов, мы решили стартовать здесь. Некоторое время ушло на создание команды и убеждение инвесторов в необходимости войти на рискованный и непрозрачный российский рынок».
Что именно это были за «хорошие контакты», швейцарец Мюллер предпочитает не обсуждать. Быть может, имеются в виду связи второго компаньона Мюллера венгра Иштвана Ковача, занимающего в «Тривоне» пост операционного директора. Ковач работает в России с 1987 г., около 10 лет он занимался спутниковой связью сначала в «Интерспутнике», а потом в российско-американском СП с Lockheed Martin. Один из наиболее известных его последних проектов участие в создании радио «Шансон».
По словам Мюллера, среди акционеров «Тривона» россиян нет. Третий основатель компании директор по инновациям британец Роберт Фоноу. В числе топ-менеджеров «Тривона» есть только один наш соотечественник гендиректор Ростислав Громов. Для начала «Тривон» приобрел в 2005 г. небольшого интернет-провайдера с сетями в Белгороде и Воронеже. Еще одного провайдера вместе с лицензиями на развертывание сетей WiMax и необходимыми частотами «Тривон» купил в Московской области. Заявку на работу в Ленинградской области компания подала самостоятельно, благополучно получив лицензию в 2007 г. По словам Ковача, сейчас «Тривон» обслуживает более 10 000 абонентов, подключенных в основном через телефонные линии по DSL-технологии.
ПОЧТИ НЕЗАВИСИМЫЕ
Переговоры с Virgin Group, которые продлились около трех месяцев, Мюллер со товарищи инициировали в конце 2006 г. Последующая бумажная волокита затянулась более чем на год. Специалисты Virgin долго анализировали данные, предоставленные «Тривоном», а также провели собственное исследование рынка широкополосного доступа в России.
На вопрос о том, как малоизвестная компания с полуторагодичной историей смогла стать представителем Virgin в России, Мюллер лишь таинственно улыбается: «В контакт с руководством Virgin мы вошли благодаря широким связям нашего совета директоров. Некоторые из наших коллег вели бизнес с Virgin (какой конкретно, снова секрет. ) ранее».
Связи основателей «Тривона» помогли привлечь в совместный с Virgin проект еще двух инвесторов фонды Delta Partners (штаб-квартира в ОАЭ, объем средств под управлением $80 млн) и казахский Eurasia Capital Management (под управлением около $200 млн). Они, как и Virgin, получили в «Тривоне» «значительные, но не контрольные пакеты». Хотя Delta Partners имел опыт участия в проекте по развертыванию WiMaх-сетей на Ближнем Востоке, управление проектом в России Virgin полностью передала менеджерам «Тривона». Независимость от «большого брата» в «Тривоне» считают чуть ли не главным достоинством партнерства. Конечно, Virgin активно участвует в маркетинговой политике и во всем, что касается работы с клиентами: компания предоставляет специалистов, которые приезжают из Англии, Франции и даже Индии учить местных продавцов услуг. «Но это не надзор. Управляем компанией мы, и только мы», подчеркивает Мюллер. Из семи членов совета директоров «Тривона» лишь один представитель Virgin.
ВСЕ ДЛЯ КЛИЕНТА
Уже в июне «Тривон» начнет предоставлять услуги частным лицам под брендом Virgin Connect. Основной упор компания, по словам Мюллера, сделает на частных абонентов и технологию WiMax, помимо доступа в Интернет будет предоставлять и услуги телефонии. Для последних у компании есть пул телефонных номеров в Москве и нескольких других городах. Свою первую беспроводную сеть в России «Тривон» запустил две недели назад в Ленинградской области, и пока она обслуживает лишь корпоративных клиентов. До конца года оператор намерен начать предоставлять услуги в 32 регионах, где, по словам Громова, компания уже «технологически присутствует», то есть имеет хотя бы одну базовую станцию. К зиме «Тривон» намерен набрать 30 000-50 000 абонентов.
На каких условиях оператор собирается предоставлять им свои услуги, в «Тривоне» не раскрывают. Не известны ни скорость доступа, ни тарифная политика. По словам Мюллера, тарифы компании будут вполне сопоставимы с тарифами проводных операторов ценовых войн «Тривон» устраивать не намерен. Основной упор, говорит Мюллер, будет сделан на качество обслуживания даром, что ли, сюда зачастили коучи из Virgin.
Пожалуй, единственный, кто сейчас подключает домашних пользователей по технологии WiMax в России, это компания «Старт Телеком». В Нижнем Новгороде оператор набрал с осени прошлого года базу из 1500 пользователей, но затем прекратил подключения: спрос оказался настолько велик, что мощностей сети на всех уже не хватало. Модем у «Старт Телекома» стоил 200 руб., а ежемесячная абонентская плата при скорости 128 кбит/с составляет 700 руб.
Если «Тривон» сумеет оперативно развернуть свои сети, то у него есть шанс успеть воспользоваться ситуацией. Рынок широкополосного доступа в Интернет в регионах практически монополизирован дочерними компаниями «Связьинвеста», которые держат высокие цены. Но со временем, рассуждает аналитик J'son & Partners Григорий Бецков, регионы освоят альтернативные операторы из столицы например, «Комстар» и «Корбина», а противостоять современным проводным технологиям WiMax вряд ли сможет. Так что времени не так уж много.
Смущает экспертов и еще один момент. Абонентское WiMax-оборудование для частных пользователей остается достаточно дорогим, цена полнофункционального устройства может доходить до $400. Таким образом, компании надо либо ограничиться слоем самых обеспеченных клиентов, субсидировать приобретение модемов, либо сдавать их в аренду. Это может печально отразиться на финансовых показателях «Тривона». Быть может, «Тривону» удастся выкрутиться не без помощи Virgin, конечно, наладив хорошие контакты с производителями оборудования. Но это будет непросто. «Тривон» получил частоты в диапазоне 5,7-6,2 ГГц. Обычно WiMax-операторы стараются получить частоты в диапазоне 2,5-2,7 ГГц, под которые выпускается большая часть оборудования, указывает директор консалтинговой компании J&P Capital Елена Касимова. «Железо» под нестандартные частоты будет стоить дороже.
ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ
Сколько уже вложено в WiMax-проект «Тривона» и какие еще вложения планируются, компания не раскрывает. «Наши партнеры готовы вложить в проект столько, сколько нам потребуется, говорит Мюллер. Мы не собираемся сначала строить гигантскую сеть, а затем искать клиентов».
Между тем в Virgin настроены куда решительнее. О планах захватить через пять лет 10% российского рынка широкополосного доступа, причем не беспроводного его сегмента, а всего, объявил сам Ричард Брэнсон. То есть строить сети «Тривону» в любом случае придется быстро. Через пять лет, согласно прогнозам J'son & Partners, в стране будет 19 млн пользователей услуг ШПД, их ежегодные затраты утроятся по сравнению с 2007 г. и достигнут $2,6 млрд. Мюллер надеется, что рынок будет расти еще быстрее. По его расчетам, абонентская база «Тривона» к 2012 г. должна составить около 2 млн человек, а оборот компании приблизится к $300 млн. Эксперты относятся к планам «Тривона» скептически. «Поскольку рынок ШПД в России только развивается, рассуждает аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов, новый игрок может занять на нем 10% и даже больше. Но вряд ли на это способна компания, сделавшая ставку на WiMax». Впрочем, компании Брэнсона не привыкать она и раньше совершала невозможное, опровергая прогнозы скептиков.