Благодарная аудитория
Где искать молодых мам
Рост внимания общества к семейным ценностям сделал свое важное дело. Мы
становимся свидетелями, а некоторые и участниками настоящего беби-бума. Поданным
Росстата, в 2007 году в России достигнуты лучшие показатели рождаемости за
последние 25 лет. Производителей товаров повседневного спроса не может оставить
равнодушными столь активно растущая целевая аудитория.
Однако забудьте об усталых и изможденных мамах, разрывающихся между
подгузниками и стерилизатором для бутылочек. Исследования показывают, что все не
так страшно, как может показаться на первый взгляд. Мамы нового времени успевают
не только добросовестно участвовать в реализации национальных проектов, но и
быть в курсе последних событий и тенденций.
Коммуникационная группа Aegis Media/OKS обслуживает многих клиентов,
работающих с продукцией для самых маленьких, -LEGO, «Лебедянский», SCA
(подгузники Libero), производителей сладостей Perfetti van Melle и «Объединенные
кондитеры», Banana-mama, Disney, Johnson & Johnson. Зимой этого года
российский Aegis провел сразу два масштабных исследования, посвященных самым
маленьким покупателям и их родителям: Aegis KidsHoc и Baby Link Study. В этих
проектах было задействовано более 800 респондентов, при проведении исследования
сочетались качественные и количественные методы. Полученные результаты позволяют
по-новому взглянуть на камерный мир домохозяйствующей мамы.
до трех лет:
интернет - луч света
Традиционно считается, что молодые мамы с детьми до трех лет -одна из самых
труднодостижимых рекламных аудиторий. Однако результаты исследований Aegis
Media/OKS показывают, что мамы являются активными пользователями интернета -
более 85% регулярно к нему обращаются. Более того, уровень доверия к данному
медиаканалу достигает 90% и конкурирует с рекомендациями врачей и журналами для
родителей. Интернету доверяют даже больше, чем советам друзей. В принципе, это
объяснимо. Совет одной подруги (одного эксперта) в любом случае «весит» меньше,
чем тематическая подборка с форума, объединяющего целое родительское комьюнити.
Но главное, не стоит думать, что в свободное от основных обязанностей время наша
мама штудирует специализированные сайты. Наоборот, национальные порталы
относятся к категории «первого выбора» – сюда мама приходит расслабиться,
отдохнуть. Не удается пересечься с подружкой в кафе или добраться до салона
красоты – добро пожаловать на «Одноклассники». Здесь можно пообщаться с теми,
кто остался в «другой» жизни. Пока ребенок совсем маленький и требует
постоянного внимания, интернет оказывается «лучом света», пробивающимся к маме
из внешнего мира. Возможность интерактивного формата этого ме-дианосителя
позволяет маме не только получать информацию, но и оставаться вовлеченной в
жизнь общества. (Естественно, здесь мы рассматриваем вариант «большинства» –
когда няня или бабушка не заменяют маму, заботящуюся о малыше.) Поэтому при
планировании рекламной кампании в интернете подчас логичнее «организовать
встречу» мамы с брендом там, где она совсем не ждет, – на общедоступной
территории. Весьма вероятно, что, почитывая горячие новости про жизнь звезд на
портале Mail.Ru, молодая мама с гораздо большей симпатией отнесется к «мягкому,
как перышко» подгузнику, парящему в правом верхнем углу монитора. Как знать, что
она о нем подумает, если в этот момент будет читать форум о проблемах с местами
в детских садах. Хотя, конечно, не стоит недооценивать специализированные
ресурсы. Сюда приходят в том числе и за тем, чтобы узнать о детских брендах.
Сайт материнской мечты должен работать по принципу «все в одном» и содержать
почтовый сервис, поисковую систему, тематические рубрики, форумы, комьюнити и
т.п. Любой ресурс, по версии молодых мам, обязан быть в первую очередь полезным,
информативным и интересным, визуальная составляющая не играет особой роли. То,
что контент – это «наше все», вполне объяснимо. Ведь впервые на определенные
сайты мы приходим, забивая интересующую информацию в поисковик. Яркий сайт с
основной идеей «дети – цветы жизни, им крайне нужны витамины» не способен
заинтересовать родителей и привлечь внимание к детским брендам. Выяснилось,
кстати, что на тематических сайтах мам больше всего интересует информация о
питании малышей.
Вопреки общепринятому мнению, мамы любят рекламу детских товаров - 70%
респонденток признали, что положительно относятся к «двигателю торговли». По
мнению участниц опроса, реклама помогает им узнать о новых детских товарах и
сделать правильный выбор. Многие мамы полагают, что «рекламируемые детские
товары подвергаются проверкам и экспертизам, а это гарантирует их безопасность».
Трогательные малыши, снимающиеся в роликах, вызывают восторг их ровесников, а
следовательно, и мам. Интересно, что продвижение детских товаров вызывает
умиление и восторг не только у родителей, но и у телезрителей в целом. Сложно
отказать себе в просмотре ролика с участием очаровательных карапузов - они
вызывают столько положительных эмоций! Позитивный настрой - хорошая
характеристика, позволяющая детской рекламе работать. Кстати, основная ЦА
«детской» рекламы - родители. Дети же с удовольствием истратят карманные деньги
на «вредную» пищу или «взрослую» атрибутику.
от 3 до 10 лет: кино не для
всех
Редкий ребенок не любит мультфильмы. Просмотр анимационных фильмов, детских
передач и «семейных» программ является любимым совместным времяпрепровождением
мам и детей. 70% мам регулярно смотрят DVD со своими чадами.
Телевидение занимает важное место в жизни мам и детей от 3 до 10 лет. Около
70% мам смотрят телевизор, собирая детей в сад или школу. Что касается
телерекламы, мамы особенно любят ролики с участием малышей и выполненные с
чувством юмора. Одним из самых полюбившихся роликов стала новогодняя реклама
шоколада Kinder с детьми в главных ролях. При всей значимости ТВ-рекламы
развитие информационных технологий делает свое дело -потребителю гораздо проще
выбирать, что и когда смотреть.
Необходимо отметить, что не только взрослое медиапотреб-ление становится все
более «мобильным». Если раньше дети с нетерпением ждали «В гостях у сказки» по
пятницам и показ «Ну, погоди!» во время зимних каникул был для них чем-то
феерическим, то теперь они в любое время (с позволения родителей, конечно) могут
посмотреть DVD и любимые мультики. Они сами формируют медиадень, нет четкой
привязки к стандартной сетке вещания.
Не стоит забывать и о распространении компьютерных игр. Новые медиа -
отличная возможность для продвижения детских брендов.
Накормив ребенка вкусным и здоровым завтраком и отправив его в сад или школу,
неработающие мамы подросших карапузов понимают, что немного «выпали» из процесса
социализации. Стремясь наверстать упущенное, они отправляются на виртуальную
встречу со своими друзьями в социальные сети. И здесь они мало чем отличаются от
своих «коллег», воспитывающих деток до 3 лет. По данным исследования, сайт
Odnoklassniki.Ru возглавляет топ-5 наиболее популярных ресурсов среди мам с
детьми от 3 до 10 лет (диаграмма «Мамы в сети»). Любопытно, что более 20%
молодых мам настроены весьма романтично и используют интернет-порталы с целью
заведения новых знакомств.
Все возрастающее проникновение цифровых технологий предоставляет широкие
возможности для досуга и совместного общения мам и детей. Более половины
«маленькой» аудитории пользуется мобильными телефонами, почти все играют в
компьютерные игры, а их мамы активно используют интернет.
Среди развлечений вне дома наиболее популярны посещение ресторанов быстрого
обслуживания и развлекательных парков. Кроме того, 53,7% мам ходят в кинотеатры
вместе со своими чадами. Для мам поход в кино, пусть даже это будет не просмотр
номи-нанта на «Оскар», а добрый детский мульт, как правило, настоящий релакс,
одна из возможностей выйти в свет. Тем более что в контексте последних
социальных трендов появляться в обществе с детьми становится хорошим тоном. Эту
моду еще пару лет назад задали celebrities, теперь это общая практика. Поэтому
кино - очень правильное место для коммуникации с мамой и ее чадом.
Мамы благожелательно относятся к BTL-акциям. 43% респондентов участвовали в
них самостоятельно или вместе со своими детьми. Психологически объяснимый
феномен - каждой маме приятно, когда проявляют заботу о ее малыше. Совсем
маленький ребенок пока еще не полностью отделим от материнского «я». Таким
образом, происходит обращение не только к личности в ее привычных границах:
внимание к малышу позволяет расширить эмоциональное поле
коммуникации.
dolce vita
«Не ешь много сладкого, испортишь аппетит», - это звучит даже страшнее, чем
«всегда мой руки перед едой», все мы через это проходили в детстве. Кондитерские
изделия - основная расходная статья бюджета ребенка, в то время как 84%
современных мам, участвовавших в исследовании, ограничивают своих детей в
употреблении сладостей. Особенно негативно родители настроены по отношению к
леденцам. 24% респонденток вообще никогда не покупают своим детям товары этой
категории. В основном мамы приобретают сладости, прежде всего, чтобы угостить и
побаловать своих чад. Принимая решение о покупке, они руководствуются в основном
пожеланием детей и качеством продукта. Влияние мнения ребенка на решение о
покупке конкретного угощения зависит от категории продукта. Если шоколад мама
выбирает совместно с ребенком, то выбор конкретного шоколадного яйца всегда
остается за маленьким потребителем.
Татьяна Бородина
04.06.2008
Журнал "Индустрия рекламы"