Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Мобильные грабли

"К-Системс" взялась за дело, в котором не преуспела ни одна российская компания,— сборку ноутбуков. Чтобы побороться за долю рынка, она заимствует стратегию лидирующих на нем азиатских компаний

"Говорят, что российским компаниям нет места на рынке ноутбуков,— распаляется генеральный директор "К-Системс" Эдуард Воронецкий,— а мы отвечаем, что это не про нас".

Месяц назад его компания — один лидеров в производстве настольных ПК — начала продажи в сетях магазинов "М.Видео" и "Эльдорадо" первой партии собранных на собственном заводе ноутбуков под брэндом Irbis объемом 10 тыс. штук. В связи с этим 1 июля компания даже переименовалась в "К-Системс Ирбис". Результаты продаж ни "К-Системс", ни ритейлеры не раскрывают, но Воронецкого эти данные обнадеживают: он уверен, что в ближайшие год-два войдет в пятерку лидеров российского рынка ноутбуков, в которой сейчас нет ни одной отечественной компании.

Сейчас "К-Системс" завершает переговоры о поставке ноутбуков с несколькими другими сетями бытовой техники и электроники. По словам участников рынка, эти сети — наименее удобные партнеры для компьютерных сборщиков из-за долгих отсрочек платежа, платы за вход и высокой торговой наценки. Гораздо удобнее продавать компьютеры корпоративным клиентам или специализированным компьютерным сетям. Неспроста у единственного на сегодня российского производителя ноутбуков Rover Computers, например, на сети бытовой техники и электроники приходится менее 40% продаж.

Сегодняшние лидеры рынка — Acer и Asus, напротив, сделали ставку на эти сети. Однако прибыль от продажи ноутбуков на этапе захода на рынок для них была не важна. Получается, что на текущем этапе не важна она и для "К-Системс". Как в свое время сделала тайваньская Acer, российская компания собирается занять большую долю рынка любой ценой.

Свободное падение
До сих пор проекты по выпуску ноутбуков в России заканчивались неудачами. Еще четыре года назад в ноутбуках были лидерами именно российские компании — Rover Computers и Merlion (сейчас развивает розничную сеть "Позитроника") с проектом iRU. Но первой пришлось стать нишевым, малозаметным игроком, а второй — вообще уйти с рынка.

Сам Воронецкий тоже терпел поражения в этом сегменте. Портативные компьютеры Irbis — уже третья его попытка выпускать мобильные ПК. Первая состоялась в 2000 году: компания "К-Системс" собрала около сотни ноутбуков под брэндом SkyBook, а после этого — еще одну опытную партию портативных компьютеров уже под названием K-Systems Notebook. Проекты оказывались нерентабельными. Как объясняет сам Воронецкий, комплектующие к этим ноутбукам "закупались у производителей третьего эшелона, поэтому на этапе сборки мы за свой счет исправляли качество".

Иностранные же производители благодаря большим объемам продаваемых по всему миру ПК имели доступ к комплектующим более дешевым и более высокого качества. Однако в сегменте настольных компьютеров они столкнулись со сложностями, связанными с перевозкой. Поэтому три-четыре года назад, когда объем российского рынка ПК стал вызывать у иностранных компьютерных брэндов интерес, они сразу поставили на ноутбуки и теперь пожинают плоды. Производители настольных ПК стали уступать им на компьютерном рынке в целом, ведь доля ноутбуков постоянно растет.

Так, в 2007 году лидирующая в производстве настольных компьютеров российская Depo Computers росла быстрее рынка, но при этом в рейтинге ведущих игроков компании Gartner Group переместилась с третьего места на четвертое. Суммарные поставки на российский рынок настольных компьютеров, выпускаемых Depo, за год выросли на 3,7%, а поставки ноутбуков, которых у компании нет,— на 65%. В результате доля десктопов снизилась на 10% и составила 63,2% от всех компьютерных устройств. Вместе с долей десктопов упала и доля Depo Computers.

В 2008 году, по словам аналитика IDC Зарины Камытбаевой, доля ноутбуков преодолеет 40-процентный барьер. А по мнению генерального менеджера сети "Позитроника" Вадима Яроцкого, настольных и портативных компьютеров уже в последнем квартале 2008-го будет продаваться поровну. Для российских компаний—сборщиков настольных ПК это не сулит ничего хорошего. И Воронецкий решился на нетривиальный шаг.

Не имея опыта ни производства, ни продаж ноутбуков, он заимствовал стратегию выхода на рынок у самого успешного производителя портативных компьютеров — Acer. До этого российские производители, вне зависимости от объемов производства, старались выпускать ноутбуки, отличающиеся своей конфигурацией от тех, что производят транснациональные гиганты. "К-Системс" пошла в лобовую атаку и вывела на рынок массовые продукты, по характеристикам аналогичные тем, что выпускает Acer.

Техническая поддержка
В будущем, как предсказывают компьютерные игроки, десктоп станет элитным продуктом. Настольные компьютеры будут применяться там, где нужны, по выражению Яроцкого, "извращенные конфигурации". Например, компьютеры с двумя видеокартами или несколькими жесткими дисками. Рано или поздно до 80% компьютерных устройств в России будут портативными.

Впрочем, этот момент придет совсем не скоро. Только за первые три месяца 2008 года, по предварительным подсчетам IT Research, на российский рынок было поставлено 1,45 млн десктопов, из которых 7-10%, по разным данным, собрано "К-Системс" (своих объемов производства компания не раскрывает). Пока настольных компьютеров в России собирается столько, что за счет прибыли от их продажи отечественные сборщики могут финансировать авантюрные проекты.

Бизнес-модель Acer времен захвата доли на российском рынке заключалась в том, что компания дотировала экспансию в Россию за счет прибыли на других рынках, где уже успела закрепиться. Поддержки в виде зарубежных рынков у "К-Системс" нет, однако компания может использовать возможность демпинга в счет прибыли от налаженного и масштабного производства десктопов. Скорее всего, именно это и имеет в виду Эдуард Воронецкий, когда говорит, что изобрел "бизнес-модель, которая мало чем отличается от китайской".

Описывая планы на 2008 год, гендиректор "К-Системс" сообщает, что в общих продажах компании ноутбуки должны занимать 15% "в штуках" и 10% "в деньгах", "несмотря на то что ноутбук дороже". Затем останавливается и быстро уточняет: "Наоборот, 10% в штуках и 15% в деньгах". Но участники рынка не сомневаются в том, что Воронецкий вовсе не оговорился и "К-Системс" идет на сознательные убытки.

Самый дешевый ноутбук от "К-Системс" стоит в сети "М.Видео" 15 990 руб. Сопоставимых по цене аналогов от зарубежных компаний в этой сети не продается, хотя в интернет-магазинах по такой цене можно купить и схожий по характеристикам Acer. Генеральный директор Depo Computers Сергей Эскин, тоже заявивший о предстоящем осенью 2008 года выпуске ноутбуков, и вовсе утверждает, что поставит свои устройства в розницу по цене от 10 тыс. руб. При такой стоимости прибыль российских сборщиков может исчисляться лишь единицами процентов, или этой прибыли может вовсе не быть. Для сравнения: средняя прибыльность производства десктопов, по словам Вадима Яроцкого из "Позитроники", начинается от 20%.

Кажется, "К-Системс" готова поиграть с тайваньскими компаниями в ту же игру, в которую они играли с iRU и Rover Computers несколько лет назад. К издержкам российский сборщик подготовлен. За спиной у Воронецкого недавно построенное производство в Мытищах на 250 тыс. компьютеров в год, где он хочет собирать ноутбуки. Также есть часть свободных мощностей на старом заводе в Москве: ноутбуки, которые сейчас продаются в "М.Видео", сделаны на нем. Значит, инвестиции в строительство "К-Системс" уже не потребуются. Теперь остается только поддерживать "мобильный" бизнес с помощью "настольного".

Все или ничего
На вопрос, насколько сейчас осуществима стратегия "К-Системс", участники рынка не дают единого ответа. Бывший руководитель проекта iRU Вадим Яроцкий до сих пор считает борьбу с тайваньскими компаниями бессмысленной. Руководитель направления Rover Book компании Rover Computers Дмитрий Демченко, напротив, полагает, что все изменилось: "Сейчас в России достаточно ресурсов, которые можно потратить на конкурентную борьбу. Главное распределить их так, чтобы в ней выжить".

Глава Acer в России и СНГ Глеб Мишин не делает прогнозов относительно ноутбуков Irbis, но подчеркивает, что себестоимость ноутбука, собранного в Азии, на 15-20% ниже. Воронецкий же намекает на то, что себестоимость тайваньских ноутбуков так мала из-за того, что на таможне дистрибуторы заявляют их по ценам ниже реальных и недоплачивают НДС. "Сейчас схема становится более прозрачной",— радуется он.

Дмитрий Демченко согласен с гендиректором "К-Системс" в том, что его компания выбрала удачное время для наступления на Acer. По мнению Демченко, Acer сейчас не станет отчаянно демпинговать, и ужесточение таможенного контроля здесь ни при чем: "Они уже много продают, но сервис у них нулевой, поэтому и стратегия должна быть другой". Инвестиции Acer направлены уже не столько на борьбу с конкурентами, сколько на удержание лояльных клиентов: компания строит в России собственный сервисный центр.

"Сейчас рынок ноутбуков растет такими темпами, что даже занятые единицы процентов от него в будущем обеспечат компании прибыль",— говорит один из менеджеров "К-Системс". Это справедливо, учитывая, что Rover Computers, по заверениям его генерального директора Сергея Шуняева, прибыльна. И это несмотря на то, что компания занимает в сегменте ноутбуков менее 4%, а на компьютерном рынке, с учетом десктопов, она вообще стала незаметным игроком.

В любом случае у "К-Системс" есть и пути отступления. Ничто не мешает переделать мытищинский завод ноутбуков в контрактное производство и собирать для тех же транснациональных компаний десктопы, в чем "К-Системс" уже поднаторела. Контрактное производство имеется и у той же Rover Computers. В ноябре 2007 года компания приобрела завод по производству компьютерной и электробытовой техники "Арсенал" во Владимирской области, который до недавнего времени выполнял в основном контрактные заказы Rover Computers. Но Шуняев не исключает возможности сборки там компьютеров для зарубежных компаний.

Потребность в контрактных производителях на территории России у экспатов есть. Неспроста в мае 2008 года под Санкт-Петербургом началось строительство завода крупнейшего в мире контрактного производителя Foxconn, который станет собирать десктопы для HP. Правда, становление "К-Системс" на этот путь будет означать конец амбициям Эдуарда Воронецкого. Вместо блистательной экспансии компания не только останется в традиционном для себя сегменте, но и поможет своим конкурентам в нем освоиться. Впрочем, сейчас Воронецкий утверждает, что будет драться за долю "ноутбучного" рынка до последнего.





досье
"К-Системс" ведет свою историю с регистрации бизнесменом Эдуардом Воронецким в свободной экономической зоне в Ингушетии управляющей компании, которая консолидировала семь региональных оптовиков, торгующих компьютерной техникой. Сборкой "К-Системс" занялась в 1997 году. Сейчас сборка настольных ПК под собственным брэндом Irbis приносит ей 90% оборота, оставшиеся 10% приходятся на сборку серверов и периферийных устройств. По собственным данным компании, в 2007 году она продала более 200 тыс. компьютеров и заняла 7-10% рынка настольных ПК. В прошлом году выручка компании составила приблизительно $135 млн, другие показатели не раскрываются. Генеральному директору "К-Системс" Эдуарду Воронецкому принадлежит 100% уставного капитала компании.


ноу-хау
Компания "К-Системс":
— выходит на рынок ноутбуков, где российским игрокам прежде не удавалось удержать значимую долю;
— запускает новый завод мощностью 250 тыс. ПК в год;
— вступает в лобовую конкуренцию с лидерами рынка — тайваньскими компаниями, выпускающими массовый продукт;
— субсидирует новое направление бизнеса за счет прибыли от сборки настольных компьютеров.



рынок
По данным Gartner Group, в 2007 году российские и иностранные поставщики заключили контракты на продажу 8,3 млн персональных компьютеров. Доля настольных компьютеров на российском рынке ПК снизилась на 10% и составила 63,2% от всех компьютерных устройств. На первом месте, как и в 2006 году, оказалась компания Acer (1,09 млн компьютеров), второе место заняла Asus (737 тыс.), на третьем месте — американская HP, оттеснившая российскую Depo Computers (420 тыс. компьютеров) на четвертое место. В первом квартале 2008 года, по данным IT Research, на рынок было поставлено 1,45 млн десктопов, 810 тыс. ноутбуков и 45 тыс. серверов. Российские компании, за исключением Rover Computers, ноутбуков не производят. Однако именно мобильные ПК обеспечивают компьютерному рынку рост, и иностранцы выигрывают (см. график).

В первом квартале 2008 года все российские компании вышли из первой пятерки и замкнули десятку лидеров рынка.



Павел Куликов
14.07.2008  Секрет фирмы

14.07.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов