Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Ручная работа

Чтобы создать хорошую торговую марку, необязательно жить в столице. Даже в столице региона

     «Можно раскрутить бренд за год с большими деньгами, а можно — за пять лет почти без денег», излагает маркетинговое кредо предприниматель Сергей Миронов. Он проверил это правило на себе: начав когда-то с торговли вылепленными на кухне пельменями, создал торговую марку, которую теперь хорошо знает все Поволжье от Ульяновска до Волгограда. «Хвалынские пельмени» приносят Миронову 65-70 млн. рублей выручки в месяц, при этом на продвижение своих марок он выделяет не более 2% от оборота.

     Хвалынск, где живет предприниматель,—старый купеческий город на Волге севернее Саратова. Население всего 13 000 жителей. Бизнес Миронова, бывшего школьного учителя, начинался в 1994 году с незамысловатых торговых операций. Затем он открыл фотолабораторию, а также взялся поставлять мороженое для местной розницы. Вместе с мороженым Миронов отдавал магазинам на реализацию пельмени, которые лепил с женой по выходным. Товар, расфасованный в обычные пакетики, на удивление хорошо пошел. Настолько хорошо, что в 1998 году Сергей продал фотолабораторию и снял под пельменное производство однокомнатную квартиру. Этот «цех», оснащенный бытовыми морозильниками и кухонными комбайнами, он за год загрузил до предела—около 3000 кг. пельменей в месяц.

     В итоге рынок Хвалынска показался предпринимателю тесным, и Миронов двинул на Балаково — соседний «двухсоттысячник». Экспансия требовала иных мощностей. Сергей приобрел в родном городе здание бывшей закусочной; там установили самое доступное китайское оборудование, которое вскоре заменили итальянским. Балаковским магазинам, где на прилавках уже лежали «Дарья» и «Талосто», Миронов предлагал свою продукцию на условиях «не пойдет—заберу без вопросов». А для стимулирования сбыта приезжал вместе с женой к розничным точкам с кастрюлей вареных пельменей —угощать прохожих. Нехитрое «промо» сработало, и хотя Миронов придумал для своей продукции название «Фортуна», покупатели спрашивали в магазинах «Хвалынские пельмени». Предприниматель немедля сориентировался и переименовал товар.

     Раскрутке «Хвалынских» невольно помогла петербургская «Дарья». В 2000 году она первой среди пельменных производителей запустила мощную федеральную рекламную кампанию. Питерцам удалось изменить отношение к пельменям как к второсортному продукту, который не может стоить почти столько же, сколько мясо (а именно такую цену назначала «Дарья»). Сергей Миронов тоже раскошелился на рекламу — на балаковском телевидении. И по самому минимуму. По цене же он не отставал от «Дарьи» и за два года вышел на месячный объем продаж в несколько десятков тонн.

     «Локальный патриотизм и удачная марка,—объясняет Миронов причину быстрого успеха.—У Хвалынска в регионе всегда была хорошая репутация: волжский курорт, знаменитые яблоки и так далее». Но вскоре предприниматель сам столкнулся с локальным патриотизмом, попробовав выйти на новый рынок—в Самарскую область, город Сызрань. Его первый рейд туда закончился плачевно. Миронов не смог пристроить ни одной пачки «Хвалынских». «Я возвращался разозленный: этот город по-любому будет моим!»—вспоминает Сергей. Специально для сызранцев он придумал новую марку «Пельняки» и дальше пошел по проверенному пути: уговоры директоров магазинов, дегустации среди покупателей, недорогая местная телереклама («ролики» он снимал за пару тысяч рублей). Лидировавшей в городе самарской марке «У Палыча» пришлось подвинуться. По словам Миронова, сейчас он контролирует 60% пельменного рынка Сызрани. В компании «У Палыча», впрочем, этого не признают.

     После Сызрани владелец «Хвалынских» решил, что ему по силам взять региональную столицу—Саратов. Посчитав, что глупо пытаться покорять «миллионник» с доморощенной упаковкой, в начале 2003 года Миронов объявился в московском брендинговом агентстве Depot WPF . Пока для «Хвалынских» разрабатывался более привлекательный дизайн, бизнесмен внедрялся в саратовские магазины: где-то через знакомых оптовиков, у которых ранее покупал мороженое, где-то напрямую договариваясь с розницей. Когда новый облик марки был готов (логотип красной вязью на кремовом фоне, фирменный знак —девушка с подносом снеди), Миронов запустил на саратовском ТВ ролики с участием киноактера Семена Фурмана (известного по ролям второго плана в сериалах «Улицы разбитых фонарей», В круге первом» и др.). Продажи с лихвой окупили все затраты—запуск «Хвалынских» в Саратове обошелся бизнесмену всего в 0,5% от выручки, которая в 2003 году превысила 60 млн рублей.

     В 2006 году, по данным КОМКОН, «Хвалынские» покупали 64% саратовцев, а «Пельняшки в тельняшке» (марку, которую Миронов придумал для нижнего ценового сегмента)—36% горожан. Позиции федеральных брендов были такими: «Мириталь»— 18%, «Сам Самыч» — 15%, «Дарья» — менее 10%. Мироновские пельмени стали пользоваться спросом и за пределами Поволжья. «Мы слышали много хорошего о «Хвалынских» от разных дистрибьюторов,—рассказывает гендиректор смоленской компании «Белый медведь» Юрий Захаренков.— Созвонились и вот уже несколько лет сотрудничаем».

     Продвигая свои пельмени, Миронов брал на себя промоакции в магазинах и размещал рекламу в региональных блоках федеральных телеканалов. Предпочтение отдавал Первому каналу и «России» — такая реклама в три раза дороже, чем на областных телеканалах. «Но место размещения рекламы—само по себе уже реклама»,— поясняет он. С недавних пор владелец «Хвалынских» обкатывает новую схему продаж: в Твери под крышей местного дистрибьютора трудится команда торговых представителей Миронова, занимающихся только его продукцией.

     Сейчас хвалынская пельменная работает на пределе возможностей — 1000—1200 т. в месяц. Сергей Миронов, насколько мог, расширил помещение бывшей закусочной. При этом юридически он, как и 10 лет назад, индивидуальный предприниматель, но ради солидности на визитках печатает: «Хвалынские пельмени», генеральный директор». Миронов дважды пытался получить землю под строительство нового завода. В прошлом году после очередной неудачи предприниматель недолго думал пустил зарезервированные деньги на покупку «Саратов-Холода». За эту компанию (3000 розничных холодильников, 24 грузовика и производство мороженого) он, по его собственным словам, несколько переплатил. Зато сразу вышел на качественно иной уровень бизнеса.

     На доходы с пельменей Миронов построил под Хвалынском горнолыжный комплекс—единственный на всю округу. Предприниматель потратил на этот проект втрое больше денег, чем на пельменный, и намерен вкладываться еще. Но даже это место Сергей рассматривает как промоплощадку: в сезон здешние гости съедают за день до 300 кг его пельменей. «Развиваться—это значит использовать все возможности»,— философствует он.


Иван Просветов

Журнал «Forbes»
15.07.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов