Интервью: Президент и генеральный директор PBG Эрик Фосс
«С соком все было не так хорошо»
В сентябре 2008 года Pepsi Bottling Group (PBG) и PepsiCo закроют сделку по покупке ОАО "Лебедянский". Президент и генеральный директор PBG Эрик Фосс рассказал "Секрету фирмы", что подвигло мирового гиганта пойти на самую крупную зарубежную сделку в своей истории.
Пепси
""Лебедянский" будет другим"
"СЕКРЕТ ФИРМЫ": Есть мнение, что PepsiCo и PBG покупают "Лебедянский" потому, что у них нет выбора. Все остальные игроки российского сокового рынка разобраны. Coca-Cola еще в 2005 году купила "Мултон", Lion Capital в 2007-м — "Нидан соки".
ЭРИК ФОСС: "Лебедянский" являлся самой привлекательной компанией на соковом рынке, а мы изначально хотели приобрести лидера.
СФ: Но вы покупаете контрольный пакет "Лебедянского" за $1,4 млрд — с большой премией к рынку. Капитализация всей компании, включая направление детского питания и питьевой воды, составляет $1,7 млрд. Между тем получается, что вы только соковый бизнес оценили в $1,8 млрд. Не жалко переплачивать?
ЭФ: Цена вполне адекватная, учитывая, какие активы мы приобретаем — брэнды "Лебедянского" и его замечательный кадровый состав. Мы считаем сделку очень привлекательной.
СФ: Впоследствии вы собираетесь провести делистинг "Лебедянского" (в настоящий момент 23,9% акций компании торгуются на ММВБ и РТС). Зачем? Ведь вам придется увеличивать свою долю до 95% и выкупать акции в том числе на открытом рынке, где они, возможно, значительно вырастут в цене.
ЭФ: "Лебедянский" будет другим. После совершения сделки он станет частью совместного предприятия, которое создадут PepsiCo и PBG. Цена выкупа акций у миноритариев будет соответствовать той, по которой бумаги приобретаются у мажоритариев,— $88 за акцию.
СФ: Что изменится на "Лебедянском"?
ЭФ: Рано говорить об этом до закрытия сделки.
СФ: Будете ли сокращать портфель брэндов? Например, сок "Я" позиционируется в премиальном сегменте так же, как и ваша марка Tropicana.
ЭФ: Все брэнды "Лебедянского" останутся на рынке. Нам бы также хотелось сохранить очень хорошую талантливую команду управляющих.
СФ: Каким образом? Предполагается ли выплата топ-менеджменту "Лебедянского" неких бонусов за лояльность новому собственнику?
ЭФ: Подробности мы сможем раскрыть не раньше сентября.
СФ: Помимо соков "Лебедянский" занимается выпуском детского питания и питьевой воды. Почему эти направления бизнеса остались за рамками сделки? Такова была воля владельцев компании?
ЭФ: С самого начала наш интерес состоял именно в соковом производстве. В России у нас сильные позиции по газированным, энергетическим напиткам, чаю и воде. С соками все было не так хорошо. Но этот бизнес демонстрировал большой потенциал роста, и мы понимали: у нас есть прекрасные возможности для развития. (По данным агентства "Бизнес Аналитика", сейчас доля брэнда Tropicana в совокупном объеме продаж соков в денежном выражении составляет всего 1,9%.— СФ).
СФ: Если с водой у вас в России все хорошо, зачем было покупать новосибирский завод "Собол-аква"?
ЭФ: "Собол" был частью большого холдинга, а мы купили только производственную единицу, без управленческой команды. Весь технический и рабочий персонал, который захотел остаться на предприятии, получил такую возможность. В России мы первые по производству минеральной воды. Однако сделка позволит нам выйти на рынок Сибири и Дальнего Востока, где до недавнего времени мы были слабо представлены.
"Мы создали противовес американскому бизнесу"
СФ: До того как вы объявили о покупке "Лебедянского", долгое время ходили слухи, что PBG ведет переговоры с "Нидан Соки". Почему вы не стали покупать эту компанию? На ее мощностях, кстати, вы до сих пор разливаете Tropicana.
ЭФ: Я могу только повторить то, что уже сказал: нам нужен был лучший игрок, игрок номер один. После завершения сделки с "Лебедянским" наша доля на местном рынке соков составит 30%.
СФ: Соответственно, с "Нидана" Tropicana уйдет на "Лебедянский"?
ЭФ: Как только будет завершена сделка, наш соковый бизнес будет переведен на "Лебедянский". Однако сотрудничество с "Ниданом" мы считаем очень конструктивным и планируем его продолжить.
СФ: Вы планируете приобретать другие российские активы?
ЭФ: В ближайшее время мы сосредоточим усилия на "Лебедянском" и "Соболе". Этими двумя транзакциями мы хотим полностью задействовать наш потенциал в России. Тот факт, что именно здесь мы проводим заседание совета директоров PBG (оно прошло в Петербурге 14 июля.— СФ), доказывает, какое большое внимание мы уделяем бизнесу в вашей стране. Она является для нас критически важным рынком роста. За последние годы объем инвестиций PepsiCo Россию составил чуть более $1 млрд. "Лебедянский" и "Собол" почти утроят эту цифру. Обе инвестиции доказывают, сколь долгосрочны наши планы.
СФ: Какая часть бизнеса PBG приходится на Россию?
ЭФ: В прошлом году здесь было реализовано свыше 100 млн ящиков продукции, или 120 млн дал. Объем продаж превысил $1 млрд. На долю России сегодня приходится чуть менее 10% совокупного бизнеса PBG. За последние несколько лет темпы роста нашего российского бизнеса составляли двузначные цифры. Скажем, по итогам II квартала 2008 года было 27%. Я бываю в России четыре-пять раз в году, и меня не перестают удивлять темпы роста вашей экономики. Лично мне перспективы кажутся очень радужными. В стране неплохая макроэкономическая ситуация. Доходы россиян продолжают расти, но в то же время потребление безалкогольных напитков на душу населения по многим категориям ниже среднемировых. Скажем, газировку у вас пьют в пять раз меньше, чем в США, а уровень потребления воды и соков составляет соответственно 60% и 50% от американских показателей.
СФ: Повышенный интерес к России, очевидно, связан еще и с кризисом на вашем главном рынке — в США?
ЭФ: Не скрою, наш бизнес в Штатах испытывает некоторое снижение темпов роста, вызванное макроэкономической ситуацией и повышением цен на сырье. В частности, на зерно, которое используется при изготовлении подсластителей, что оказывает давление и на стоимость нашей продукции. Однако именно благодаря репозиционированию бизнеса нам удалось выйти на показатели прибыли, запланированные на II квартал 2008 года (она составила $174 млн.— СФ). Мы создали противовес американскому бизнесу за счет усиления роста на других географических направлениях. Если еще пять лет назад 90% прибыли делалось в США, то в 2007 году — уже 75%. Как предполагается, в будущем более 30% дохода будут приносить наши зарубежные площадки, причем Россия станет той страной, которая обеспечит большую часть роста.
"А зачем мне ее пить?"
СФ: Ваша компания вывела на российский рынок огромное количество новых напитков, например Pepsi со вкусом ванильного мороженого, капучино, Pepsi Gold, Pepsi Max. Зачем? Та же Coca-Cola гораздо более сдержанна.
ЭФ: Есть одна вещь, важная для потребителей в самых разных странах: новаторские, инновационные продукты. Потребитель постоянно ищет разнообразия, и инновации как раз являются одним из инструментов его привлечения.
СФ: Однако почему-то вы свернули продажи нескольких новых напитков.
ЭФ: Выпуск новых продуктов оправдан — подобные временные предложения приносят хорошую прибыль. Что же касается россиян, то вы жаждете чего-то новенького еще больше, чем европейцы и американцы, поэтому и наша линейка продуктов здесь более развернутая. Скажем, видов соков представлено гораздо больше, чем в США и странах Евросоюза, где половину рынка занимает апельсиновый сок.
СФ: Не планируете ли вы в таком случае заняться производством кваса? Coca-Cola уже вывела на рынок брэнд "Кружка и бочка".
ЭФ: В этом году мы стали заниматься дистрибуцией кваса "Першинъ" (производит компания "Эжен бужеле вайн".— СФ), и пока сотрудничество в таком формате нас полностью удовлетворяет. Но мы очень внимательны к национальным особенностям. Скажем, в США и Мексике у нас есть несколько напитков, основанных на местных традициях.
СФ: Бизнес PBG был построен на Pepsi, но все больше людей предпочитают газировке более полезные напитки. Насколько это серьезная угроза?
ЭФ: Мы учитываем предпочтения потребителей и выпускаем больше продукции, пользующейся спросом. Если пять лет назад в США 85% рынка напитков составляла газировка, то в прошлом году ее доля снизилась до 70%, а показатели по сокам и водам, напротив, удвоились. В Европе на негазированные напитки приходится 50%, в России — свыше 50%. Опять-таки одна из причин покупки "Лебедянского".
СФ: Судя по тому, что у вас на столе стоит Pepsi, сами вы предпочитаете этот напиток. Или вам его положено любить — должность обязывает?
ЭФ: Я являюсь одним из самых рьяных потребителей Pepsi, и моя работа тут, поверьте, ни при чем. Этот напиток я пью уже больше 25 лет, еще до того, как пришел работать в PBG.
СФ: А Coca-Cola? Или вам ее запрещено пить по корпоративным соображениям?
ЭФ: А зачем мне ее пить?
досье
Эрик Фосс родился в 1959 году в Индиане. В 1980 году получил степень бакалавра по маркетингу в американском Ball State University (Манси, штат Индиана). В компанию PepsiCo пришел в 1982 году, где с тех пор занимал много различных позиций. В частности, с 1996 года работал генеральным управляющим PepsiCo в Центральной Европе, а с 2001 года — президентом Pepsi Bottling Group (PBG) North America. В июле 2006 года был выбран президентом всей PBG. По данным журнала Forbes, в 2007 году зарплата Фосса составила $892,3 тыс. Еще около $6,5 млн он заработал на ценных бумагах и опционах. Любит спорт — бег и гольф. Также тренирует баскетбольные команды троих своих дочерей.
|
компания
Pepsi Bottling Group (PBG) — крупнейший производитель, продавец и дистрибутор безалкогольных напитков, брэнды которых принадлежат материнской компании PepsiCo. В их числе газировки Pepsi, 7Up, Mirinda, сок Tropicana, чай Lipton, минеральная вода Aquafina (в России — Aqua Minerale). На долю PBG приходится более половины всех напитков PepsiCo, продаваемых в Северной Америке, и около 40% по всему миру. PBG работает на рынках США, Канады, Греции, Мексики, России, Испании и Турции. По данным компании, во II квартале 2008 года ее выручка составила $3,5 млрд, что на 5% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Чистая прибыль достигла $174 млн, чистая прибыль на одну акцию (EPS) — $0,78, что на 12% выше, чем тот же показатель по итогам II квартала 2007-го, когда EPS была $0,7. В компании работают около 70 тыс. сотрудников (из них в России 5 тыс. человек). Рыночная капитализация на 15 июля 2008 года на бирже NYSE составила $5,78 млрд. У PBG 100 собственных заводов и 500 центров дистрибуции по всему миру. В России работают пять заводов: в Подмосковье, Петербурге, Самаре, Екатеринбурге и Сочи.
|
Наталья Шакланова
21.07.2008
Секрет фирмы
|