Оборотистый партнер
Kак СКБ-Банку помогли бабки
Чтобы привлечь новую группу клиентов с доходами средними и даже
ниже, екатеринбургский СКБ-Банк воспользовался услугами бабок. Бабки не
подкачали.
Заказчик: СКБ-Банк
Исполнитель: Группа компаний «МедиаПартнер»
География. Места проведения семинара: Екатеринбург и
Свердловская, Волгоградская, Ростовская, Тюменская (включая ХМАО, ЯНАО),
Челябинская, Пермская области.
Целевая аудитория. Семейные мужчины от 24 до 50 лет со средним
доходом, средним образованием, а также женщины 35-50 лет. Все они жители крупных
и средних региональных городов, занимают активную социальную позицию, включены в
индустрию потребления.
Задачи кампании:
• Увеличить долю на потребительском
рынке финансовых услуг за 2007 год на 50%.
• Привлечь новую
целевую группу молодых людей в возрасте от 21 до 35 лет.
•
Расширить демократичный сегмент потребителей со средним и средненизким
доходами. Благодаря этому увеличить объем продаж с 4 млрд до 9 млрд руб. в
области кредитования физических лиц и малых предпринимателей.
•
Увеличить на новых территориях узнаваемость торговой марки банка до
40%.
• Повысить эффективность точек продаж.
Валентина Гофенберг, начальник управления рекламы и связей с
общественностью СКБ-Банка: «Стратегия развития нашей компании связана с
расширением присутствия в новых регионах России и усилением позиций в
Свердловской области, где основан наш банк. Концепция бренда СКБ-Банка строится
на принципах прозрачности, открытости и близости к клиенту -территориальной и
эмоциональной. Банк, ставший «своим» для жителей конкретной территории,
динамично развивается, предлагает новые продукты и технологии, при этом
ориентирован на простые процедуры и понятную продуктовую линейку. Этой концепции
соответствуют яркие эмоциональные образы и общение с потребителем на
универсальном языке юмора».
Идея кампании. «Оживим» деньги юмором! На рекламных плакатах, в
прессе и на ТВ появились слоганы: «Бабки в доме», «Быстрые бабки», «Оборотистые
бабки», «Бабки в розыске». Визуальную атрибутику (логотип СКБ-Банка) во время
акции сопровождали комичные бабки. Они дополняли динамичность и энергию,
выраженную в логотипе, теплотой и душевностью простых персонажей. Так визуальное
воплощение закрепило принципиальную позицию банка - быть ближе к народу не
только территориально, но и эмоционально. Тексты радиороликов специально
выполнили в жанре частушек: «Ипотека так важна -всем и каждому нужна. Деньги
получаешь - домик покупаешь».
Настоящее «проникновение в массы» наряду с наружной рекламой
обеспечили BTL-мероприятия. Идея промоакций -воплотить нарисованные образы в
реальность, обеспечив логичную поддержку основной ATL-кампании. Во время
проведения первой акции «быстрые бабки», рассекая на роликах в брендированной
форме, двигались по заданному маршруту. Для каждой из трех групп наметили свой
маршрут, проходящий пооживленным местам города. По ходу движения «бабки»
раздавали флаерсы и кричали в мегафон слоганы от СКБ-Банка.
«Ударным» вхождением бабок в народ стала вторая акция –
бронеавтопробег. Бронетранспортер, украшенный рекламными транспарантами, во
главе колонны из мотоциклистов и автомобиля с аудиоколонками и репродукторами
перемещался по улицам города. Во время движения «бабки» (артисты в костюмах)
раздавали с брони и мотоциклов рекламные флаеры, а из динамиков звучали задорные
напевы из рекламных роликов, которые размещались на региональных каналах
телевидения.
Рисованных бабок разместили на макетах для наружной
рекламы и печатных СМИ. Старушки красовались рядом с розничными
предложениями – от ипотеки и вкладов до банковских переводов
|
Светлана Владимирова, генеральный директор группы
«МедиаПартнер»: «Ключевой посыл бренда СКБ-Банка -«юмор помогает жить». Веселые
персонажи и образы, взятые из бытового обихода, речовки и слоганы из разговорной
речи стирали дистанцию между серьезным кредитным учреждением и
«непрофессиональным» потребителем услуги. Карикатурные герои универсально
сочетали в себе два достоинства: с одной стороны, они контрастно выделяли банк
на фоне рекламы конкурентов, с другой - указывали на открытость и доступность
банковского сервиса для всех групп населения».
шаг 1. поиск оригинального
инсайта
СКБ-Банк - первый финансовый институт в Свердловской области,
который отошел от формата «карманного банка», обслуживающего промышленные
предприятия, и сделал ставку на потребительский рынок. Соответственно изменилась
стратегия его продвижения. Он стал народным банком. А по ассоциации народный
банк - это народные шутки: такова логика становления идеи СКБ-Банка.
В 2006 году в рекламной кампании банка обыграли другое слово,
на сленге обозначающее деньги, - «капуста». Вклады и кредиты представили как
круговорот «капусты». На рекламных плакатах появился «овощной» образ, а в ряде
городов прошел нестандартный чемпионат по метанию капусты. На флаерсах
размещался слоган «Руби капусту!».
Образ прежней рекламной кампании – «капусту» заменили
новым – «бабками». На одних флаерсах банка бабки «Рубят капусту», на
других – к клиентам мчатся «быстрые бабки» |
Кампания проводилась в Свердловской области и принесла отличный
результат - вырос объем вкладов населения. Поэтому в банке решили продолжить
смысловой ряд, когда подключили к очередной кампании другие регионы. Еще одно
народно-шутливое название денег - «бабки».
Безусловно, обращение к сленгу - непривычное решение для
финансовой сферы. Но топ-менеджеры СКБ-банка приняли необычную идею. Они
основывались на том, что стандартная кампания, как правило, дает средний
результат. А отличный можно получить лишь с появлением нестандартной идеи,
блестяще воплощенной в жизнь.
шаг 2. предложения от бабок
Сначала для каждого вида услуг разработали отдельные слоганы.
Для вкладов населения - «Запаси бабок по максимуму». Для потребительских
кредитов - «Быстрые бабки». Кредиты для малого бизнеса шли под слоганом
«Оборотистые бабки». А денежные переводы - «Пошли бабок» (рекламные макеты на с.
43).
Для реализации идеи требовался оригинальный, яркий,
запоминающийся образ персонажей рекламной кампании, вызывающий неподдельный
взрыв эмоций, не оставляющий никого равнодушным. К тому же было необходимо
сделать героев сквозными, участвующими в самых разных веселых ситуациях. Отдел
по связям с общественностью СКБ-Банка отверг огромное количество вариантов
персонажей. В результате остановились на двух уморительных бабках, поскольку
решили, что именно они идеально подходят для кампании.
шаг 3. выбор
стратегии
СКБ-Банк в 2007 году активно расширял географию присутствия и
открывал филиалы в российских регионах. Для межрегионального развития бизнеса
сегодня наиболее оптимальна гибкая мультирегиональная стратегия продвижения
бренда. Она учитывает ряд индивидуальных аспектов, заложенных в бизнес-стратегии
компании, и позволяет построить системное решение для сложной и географически
разветвленной структуры бизнеса.
Матрица продвижения
КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММ ДЛЯ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ |
Задача продвижения |
Базовые признаки |
Количество жителей населенного пункта,
тыс. чел. |
до 300 |
300–800 |
800 и более |
Вывод представительства на новый рынок |
Несущественная доля рынка не более % или 1–2 офиса в
населенном пункте |
А1 |
А2 |
А3 |
Поддержка представительства |
Несущественная доля рынка не более % или 1–2 офиса в
населенном пункте |
Б1 |
Б2 |
Б3 |
Захват филиалом существенной доли рынка |
Существенная доля рынка более % или офисов в населенном
пункте |
В1 |
В2 |
В3 |
Удержание филиалом доли рынка |
Существенная доля рынка более % или офисов в населенном
пункте |
Г1 |
Г2 |
Г3 |
Специалисты из «МедиаПартнера» совместно с отделом по связям с
общественностью СКБ-Банка ежеквартально формулировали задачи по продвижению
бренда, отталкиваясь от ситуации на рынке конкретного региона, от этапа развития
филиала и задач представительства. Например, в Таганроге продвигали ипотеку, а в
Екатеринбурге – уже и ипотеку, и вклады.
В результате во время работы над акцией создали матричные
системы, где сгруппировали задачи, заточенные под каждую конкретную территорию,
и представили технологии вывода бренда в различные регионы в зависимости и
масштаба и возможностей областных центров («Матрица продвижения» на с. 44).
На первом этапе для запуска образов использовали бил-борды 6×3
м с изображением бабушек. Спустя две недели подключили рекламу в прессе, в
кинотеатрах и на радио. В южных городах размещали листовки в транспорте, а
розыгрыши бытовой техники с использованием ТВ-рекламы проводили только в
маленьких городах. В крупных городах программы продвижения построили по
непривычному для федеральных кампаний сценарию – без телевизионной рекламы. В
медиастратегии задействовали практически весь спектр средств массовой ин-
формации. Приоритет отдавался наиболее цитируемым СМИ:
авторитетным информационным агентствам, газетам и журналам. На новых
территориях, где банк не работал ранее, переговоры с ключевыми деловыми
изданиями провели до открытия подразделений.
За бронетранспортером двигались автомобили с ряжеными
«бабками» на борту. Лишь замыкавшие колонну байкеры отказались
«превращаться» в старушек |
шаг 4. с добрым
утром, страна!
Начало рекламной кампании было приурочено к 1 января 2007 года.
Рассчитывали на эффект неожиданности: люди проснулись в новом году и вдруг
увидели, как на улицах городов появились новые персонажи - «СКБ-бабки». Реакция
общественности оказалась быстрой, бурной и массовой.
Но не все однозначно положительно восприняли новую кампанию.
Одна старушка даже прислала в финансовый институт письмо о том, что очень любит
СКБ-Банк, но просит прекратить рекламу «про бабушек». Но большинство
потребителей приходили и говорили: мы выбираем ваш банк, потому что нам очень
нравятся ваши «бабки». Как правило, январь считается «мертвым» деловым сезоном.
Но веселые персонажи начали работать, пока вся страна еще праздновала, и в
результате по итогам января финансовые планы СКБ-Банка за I квартал были
перевыполнены. Среди конкурентов шли разговоры о том, что банк должен быть
солидным, а образы «бабок» только принижают достоинство финансового института.
Но уже в начале 2008 года многие банки в графе клиентского брифа «примеры
удачных рекламных кампаний» называли проект «СКБ-бабки».
Под знаменами с логотипом СКБ-Банка промо-персонал в
платочках и фартуках маршировал в людных местах городов, читал речевки и
распевал частушки |
шаг 5. удар по
бездорожью
BTL-акции планировалось запустить через два месяца после начала
рекламной кампании. Идея первой акции - «бабки» на роликах - возникла среди
промоутеров. В «МедиаПартнере» работает группа промоперсонала, увлекающегося
катанием на роликах. Они увидели рекламу «Быстрые бабки» и предложили: «Давайте
мы будем «бабками» на роликах». Так родилась идея воплотить рисованные образы
«быстрых бабок» в реальность. Акция генерировала мощную волну позитивных эмоций
и вызвала искренний интерес целевой аудитории. Люди на улицах кричали: «СКБ -
молодцы!» Затем многие брали флаерсы и с информацией об услугах, размещенной на
них, приходили в офисы СКБ-Банка, рассказывая о классных «бабках».
Первая акция принесла положительный отклик, поэтому
организаторы решили усилить эффект, приступив ко второму проекту. Идея с
броневиком родилась по ассоциации «Наши бабки - самые сильные бабки».
Бронеавтопробег оказался акцией чрезвычайно сложной по
организации. Изначально специалисты из «МедиаПартнера» хотели выпустить на улицы
городов целую колонну броневиков. Но эту идею отклонили в ГИБДД, испугавшись
«многочисленного марша». Поэтому, помимо броневика, организаторы акции отправили
по городу открытую «газель» и колону байкеров. Мотоциклисты категорически
отказались перевоплощаться в старушек, оставшись просто водителями байков, зато
за спиной у каждого из них сидели бабки с флагами банка.
Непросто пришлось организаторам на этапе согласования маршрута
передвижения с ГИБДД. Возникли сложности, поскольку задачи автоинспекции прямо
противоположны задачам рекламистов. Веселому кортежу разрешали двигаться только
по пустынным улицам, чтобы не создавать пробки. В конце концов утвердили
компромиссный маршрут. Но во время пробега предписания все же несколько раз
нарушили. Промоутеры не удержались и проехались по самым людным местам. Люди
кричали вслед, фотографировались на фоне броневика и пересылали фото знакомым.
Нестандартный подход к проведению акций стал и информационным поводом для СМИ.
«Бабки» вошли в новости ведущих телеканалов и лент
информагентств.
результаты кампании
Светлана Владимирова, «МедиаПартнер»: «Смелое и оригинальное
решение маркетинговых задач финансового института - нестандартные образы ряженых
бабок. Плюс - комплексный подход к продвижению услуг банка с использованием
интегрированных маркетинговых коммуникаций, необычные каналы взаимодействия с
целевой аудиторией. Все перечисленное позволило наполнить встречу с брендом
положительными эмоциями, завоевать доверие потребителей и вдвое увеличить
основные показатели банка».
Валентина Гофенберг, СКБ-Банк: «Рост узнаваемости СКБ-Банка на
высококонкурентном банковском рынке привел к увеличению спроса на услуги
кредитной организации, выразившемся в следующих достижениях розничного
бизнеса:
• Изменена расстановка сил на рынке
потребительского кредитования Свердловской области - СКБ-Банк с сентября 2007
года занял и прочно удерживает 1-е место по объемам потребительского
кредитования. Портфель кредитов физическим лицам вырос за год более чем вдвое,
достигнув 9 млрд руб.
• Объем средств частных лиц (вклады населения и
остатки на карточных счетах) превысил 8 млрд руб. - рост за год более чем на
50%, свои деньги банку доверили свыше 500 тыс. человек.
• За 2007 год выдано свыше 115 тыс. банковских карт
(всего за 11 предыдущих лет работы банка по эмиссии карт выдано 315 тыс.
карт).
• Привлечена новая целевая группа потребителей -
молодые люди возрасте от 21 до 35 лет».
Витамин роста |
Основные показатели СКБ-Банка по итогам кампании, млрд
руб. |
Показатель |
2006 |
2007 |
Объем бизнеса банка по валюте баланса |
21 |
36 |
Собственный капитал банка |
1,77 |
3,78 |
Прибыль |
0,38 |
Более 0,66 |
Количество точек продаж |
– |
Выросло на 30 подразделений |
Источник: СКБ-Банк |
Мария Кулыгина
23.07.2008
Журнал "Индустрия рекламы"