Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Немобильный оператор

Один из ведущих мировых гостиничных операторов Rezidor Hotel Group объявил о пятикратном расширении своей сети в России. С появлением конкурентов компания пытается реализовать то, чего не смогла сделать в их отсутствие.
Резидор
Под бравурную советскую музыку в сопровождении рабочих финансовый директор ООО "ДК Золотой дворец" Дмитрий Омельчук спускается в котлован. В бетонной стене оставлено углубление, куда Омельчуку как представителю инвестора проекта предстоит торжественно заложить золотую капсулу с посланием к потомкам. Но стоит топ-менеджеру приблизиться к отверстию, он поскальзывается и едва удерживается на ногах. "Цемент еще не засох",— переговаривается наблюдающая сверху публика.

На месте котлована у метро "Белорусская" в Москве уже к концу 2009 года должен открыться 17-этажный пятизвездный отель на 250 номеров. Инвестиции в проект составят $50 млн. Когда строительство будет закончено, "ДК Золотой дворец" передаст гостиницу профессиональной управляющей компании. Выбор в данном случае пал на Rezidor Hotel Group, которая владеет четырьмя сетевыми брэндами: Park Inn и Country Inn (для отелей категории три-четыре звезды), Radisson SAS (пять звезд) и Regent (сегмент luxury). Новый отель получит название Radisson SAS Belorusskaya.

Бизнес-модель Rezidor предполагает два варианта сотрудничества. Первый — когда компания полностью снимает с владельцев хлопоты по управлению гостиницей. За это Rezidor берет плату в 3% от ее валового дохода и 10% от операционного дохода. Второй путь — когда Rezidor продает франшизу, то есть свой брэнд и технологии, а владелец гостиницы управляет ею самостоятельно. Стоит это, соответственно, дешевле: первоначальный взнос (в среднем около $100 тыс.) и роялти в размере 6-7% от выручки.

Сегодня под брэндами Rezidor Hotel Group работают 334 отеля в 53 странах мира с суммарным фондом 68 тыс. номеров. В ближайшие семь лет империя Rezidor должна вырасти более чем в два раза — до 700 отелей,— и во многом благодаря российскому рынку.

В ноябре прошлого года Rezidor Hotel Group первая и пока единственная из международных гостиничных операторов открыла в Москве генеральное представительство. "Я устал путешествовать туда-обратно",— говорит вице-президент по развитию бизнеса Rezidor Hotel Group Арилд Ховланд. В Москве он живет уже четыре года, однако ранее для принятия серьезных решений ему приходилось летать в Брюссель, где находится головной офис компании. "Имея офис здесь, мы можем принимать решения и предоставлять консультации гораздо быстрее",— замечает топ-менеджер.

Действительно, только за последние четыре месяца помимо Radisson SAS Belorusskaya компания анонсировала еще три новых российских проекта. До 2011 года в Ростове-на-Дону и в Челябинске откроются два Radisson, а в Казани — Park Inn. "Сейчас мы управляем десятью отелями, и есть подписанные контракты еще на десять, находящихся в стадии строительства",— подытоживает Ховланд и тут же не без удовольствия делится еще более грандиозными планами: — До 2012 года мы намерены довести количество отелей в России до полусотни". Учитывая, что на реализацию каждого проекта уходит не меньше трех-четырех лет, задача непростая. Впрочем, глобальные конкуренты Rezidor Hotel Group тоже цемент не сушат.

До нашей эры
У Rezidor Hotel Group хорошая фора: она управляет в России номерным фондом в 3,5 тыс. комнат. Это в 1,7 раза больше, чем у ближайших конкурентов — InterContinental Hotels Group и Marriott International (см. таблицу на стр. ??????). Сложилось так исторически, причем отчасти вопреки самой Rezidor.

Гостиницы под брэндом Radisson появились в России самыми первыми — в 1992 году. Правда, рассказывать об этих проектах в компании сегодня отчего-то не любят. "Это было еще до "нашей эры"",— отшучивается региональный директор по коммуникациям и PR Rezidor Hotel Group Сандра Димитрович.

"Наша эра" началась в 1994 году, когда SAS International Hotels, входящая в шведскую SAS Group, получила от американской компании Carlson Hotels Worldwide эксклюзивную франшизу на продвижение брэнда Radisson в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Впоследствии к ней добавились права на развитие Park Inn, Country Inn и Regent, а еще позже франчайзинг сменился договором акционеров — в 2005 году была образована Rezidor SAS Hospitality (годом позже она была переименована в Rezidor Hotel Group). 75% ее акций достались SAS Group, а оставшиеся 25% — Carlson.

В наследство от американцев Rezidor достались не только брэнды, но и ряд гостиничных объектов в России. Carlson успела заключить договор прямого управления с московской гостиницей "Славянская" и продать три франшизы в Сочи на управление отелями "Radisson Лазурная", "Radisson ПИК" и Radisson Park Hotel структурам "Газпрома".

Нынешнее нежелание представителей Rezidor Hotel Group вдаваться в историю можно понять: первые проекты были, по их собственному признанию, нетиповыми случаями. "Если смотреть со стороны, то у владельцев Radisson в привычках ставить во главе гостиниц экспатов, тогда как "Славянской" руководит россиянин Гурами Мжаванадзе",— размышляет один из экспертов гостиничного рынка. Кроме того, Rezidor предпочитает участвовать в проекте с момента составления сметы — так собственник не наделает ошибок при строительстве, и отель сразу будет отвечать сетевому стандарту. Здание "Славянской" было возведено в 1991 году — за год до прихода в Россию Carlson.

От Radisson Park Hotel компания и вовсе отказалась. В подробности Арилд Ховланд не вдается, объясняя лишь, что менеджмент отеля работал не очень хорошо. В 2002 году "Газпром" продал отель компании "Интеко-агро", принадлежащей Виктору Батурину, а в 2006-м та в свою очередь перепродала его за $65 млн Фонду поддержки морской пехоты. После этой сделки топ-менеджеры Rezidor и отозвали франшизу. Впрочем, конфликт назревал задолго до этого. "У Rezidor слишком кабальные условия, и мы к тому времени уже вели переговоры с сетью Holiday Inn (принадлежит InterContinental Hotels Group.— СФ)",— рассказал "Секрету фирмы" сам Виктор Батурин. По его словам, если бы он остался владельцем гостиницы, то обязательно поменял бы вывеску.

К руководству отелей, оставшихся в ведении "Газпрома", у Rezidor Hotel Group претензий вроде бы нет. Однако если в Европе практически каждая пятая гостиница Rezidor Hotel Group работает по франчайзинговому договору, то в России эту технологию международный оператор применять не собирается. По крайней мере, в ближайшее время. "Предоставляя франшизу, мы рискуем своей репутацией, так как не уверены в качестве услуг",— объясняет Ховланд. Чтобы быть уверенными, осторожные скандинавы предпочли действовать с точностью наоборот.

Хорошее бремя
"Мы согласились вложить деньги, чтобы построить этот отель и дать бизнесу пинка",— рассказывает Ховланд о первом петербургском отеле Radisson SAS Royal, появившемся уже в эру Rezidor. Общие инвестиции в проект составили около 30 млн евро, большую часть которых вложили Delta Capital и ЕБРР, а оставшуюся треть сама Rezidor.

"Раньше схема, когда оператор инвестирует средства в строительство гостиницы, была достаточно популярна в мире, но последние 10-15 лет ее стараются не применять. Более того, управляющие компании продают ранее купленные гостиничные активы",— замечает генеральный директор Hotel Consulting and Development Group Александр Лесник. Логика понятна: зачем нести дополнительные риски собственника, когда можно прекрасно зарабатывать на менеджерских и консалтинговых услугах. К слову, за прямое управление Rezidor Hotel Group берет 3% от валового дохода и 10% от операционного дохода гостиницы.

Однако, вернувшись к архаичной практике, управляющая компания убила сразу двух зайцев. Во-первых, отель Radisson SAS Royal, который начал строиться в 1999 году, вскоре после печально известного августовского кризиса, благодаря "пинку" открылся уже в 2001-м, а оператор вышел на питерский рынок. Во-вторых, таким образом он получил возможность контролировать стандарты брэнда. А в 2005 году альянс инвесторов продал Radisson SAS Royal норвежскому держателю недвижимости — компании Wenaasgruppen AS.

"Мы выбрали очень хорошее время и выручили хорошие деньги",— улыбается Ховланд, не уточняя, впрочем, насколько хорошие. В СМИ сделка оценивалась в $60 млн (около 48 млн евро). Сейчас Rezidor Hotel Group намерена продолжить игру и, чем рисковать на франшизах, готова делить с девелоперами финансовое бремя. Например, в том же 2005 году компания вложила около 25% в строительство отеля Park Inn в Екатеринбурге. Общая стоимость проекта оценивалась в 15 млн евро. Сегодня, по словам Ховланда, оператор готов инвестировать в российские проекты в пределах 20% собственных средств.

Между тем другие международные операторы рисковать деньгами в России пока не готовы. Лишь недавно французская Accor Group начала кредитовать собственников: когда стены есть, внутреннее убранство гостиницы делается за счет управляющей компании. На это уходит в среднем $1,5-2 млн. Но одно дело выступать кредитором, а другое — совладельцем проекта.

Впрочем, инвестиции в отельный бизнес для Rezidor остаются лишь средством. Цель компании в другом.

Африканские страсти
В 2006 году у Rezidor Hotel Group наступила очередная эра. В ходе IPO на Стокгольмской бирже SAS Group продала свой пакет акций в компании, решив сфокусироваться на развитии основного актива — авиакомпании SAS Scandinavian Airlines. Зато Carlson Hotels Worldwide, напротив, увеличила свою долю с 25% до 42% и стала основным владельцем. Теперь стратегия Rezidor гораздо более амбициозна и рискованна, по крайней мере в России.

Пора осваивать регионы. Эпоха безраздельного господства пятизвездных отелей, с которых в России начинали почти все международные операторы, прошла. Будущее за гостиницами демократичного формата вроде Park Inn, которые могут вполне органично вписаться в пейзаж небольших российских городов с населением от 200-300 тыс. человек. "Многие интернациональные операторы до сих пор смотрят на Москву и Петербург, в лучшем случае — на города с населением от 1 млн человек, и не видят других",— указывает Ховланд на близорукость конкурентов. Впрочем, не так давно Rezidor была такой же. Да и озарение пришло к ней, пожалуй, одновременно с остальными участниками рынка.

"Несколько лет назад, когда мы искали оператора для воронежской гостиницы, все известные операторы нам отказали,— вспоминает Сергей Мамотов, совладелец компании "Бенефит плаза" (дочернее предприятие девелопера "Бенефит инжиниринг").— Одни говорили напрямую, что не готовы идти в регионы. Другие обещали подумать, но затягивали паузу". Заняться отелем согласился лишь малоизвестный оператор Protea Hotels из ЮАР. Он появился в России в 2004 году, изначально чтобы управлять гостиницей в Екатеринбурге, принадлежавшей "Русским отелям" Олега Дерипаски. Но отель так и не открылся, и южноафриканцы остались не у дел, после чего согласились взяться за воронежский проект. Однако радость "Бенефит плаза" была недолгой. "В апреле прошлого года представители Protea Hotels оповестили нас, что сворачивают бизнес,— рассказывает Сергей Мамотов.— Конечно, мы могли потребовать какую-либо компенсацию, но не стали этого делать". По мнению экс-гендиректора "Русских отелей", а ныне председателя совета директоров гостиничной компании HoReCa Станислава Капиноса, у Protea Hotels просто не оказалось достаточного количества подготовленных топ-менеджеров, чтобы вести бизнес в том числе и в России.

В итоге "Бенефит плаза" пришлось искать оператора по новой. И вот тут Rezidor Hotel Group уже проявила интерес к Воронежу. Равно как и другие международные гиганты. "Мы провели переговоры с InterContinental и Accor, но решили остановиться на Rezidor,— говорит Мамотов.— Особой разницы для нас не было, условия были похожи, но Rezidor принимает решение мобильнее, чем остальные управляющие компании".

Все в гости к нам
Ситуация в отечественной индустрии гостеприимства кардинально изменилась. Если в 2005 году оборот российского гостиничного рынка составлял не более $2 млрд, то в 2007 году уже превысил $5 млрд. При этом за то же самое время количество международных операторов, работающих в России, увеличилось с 8 до 13.

"Конечно, сначала все ищут проекты в Москве, но за последние три года конкуренция на столичном рынке серьезно выросла,— говорит партнер компании Knight Frank Константин Романов.— Если раньше в тендере участвовали два оператора, то теперь пять-шесть". Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов называет еще одну причину массового похода в регионы: "В Москве отели уже за три-четыре года не окупаются — слишком дорогая земля. Как правило, срок шесть-восемь лет". В регионах сроки примерно такие же, но конкуренция ниже. По оценке Романова, гостиничный рынок в среднем по стране заполнен на 30-40%. Но это пока.

В конце прошлого года Accor Group объявила о намерении за пять-шесть лет открыть в России 20-30 отелей. Похожие планы вынашивает и корпорация Hilton Hotels. Много лет она безуспешно пыталась выйти на российский рынок, наконец получила в этом году первый проект — отель на 275 номеров в Москве — и далее собирается играть по-крупному. Hilton планирует до 2012 года открыть в стране 25 отелей. Причем в отличие от Rezidor у нее есть крупный стратегический инвестор. Один из крупнейших европейских девелоперов London & Regional Properties будет заниматься поиском места и строительством гостиниц, которые в дальнейшем будут передаваться в управление Hilton.

Директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев полагает, что хотя сегодня Rezidor Hotel Group среди управляющих компаний ведет с большим отрывом, она могла бы использовать свою фору более эффективно. "Много времени упущено, ведь в 1990-х на пустом рынке компания не сделала практически ничего",— замечает эксперт. Очевидно, такова плата за скандинавскую неторопливость.

Сегодня менеджменту компании будет непросто удовлетворить аппетиты американских акционеров и до 2012 года открыть в России 50 отелей. Ведь реализация каждого проекта растягивается минимум на три-четыре года, а по большинству из них еще даже нет договоренностей с инвесторами.

досье
Компания Rezidor Hotel Group ведет свою историю с 1994 года, когда SAS International Hotels (SIH), входящая в SAS Group, подписала франчайзинговое соглашение с американским гостиничным оператором Carlson Hotels Worldwide. Согласно договору, SIH получила эксклюзивные права на продвижение брэнда Radisson в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. В 2001 году компания была переименована в Rezidor SAS Hospitality, а к портфелю ее брэндов добавились трехзвездная сеть Park Inn и гостиницы сегмента luxury под вывеской Regent. Через четыре года была создана компания Rezidor SAS Hospitality, а франчайзинг сменился договором акционирования между SAS Group и Carlson. Первой достались 75% акций Rezidor SAS Hospitality, второй — оставшиеся 25%. Но уже в 2006 году SAS Group продала свои акции через IPO, а Carlson увеличила долю в компании до 42%. В это же время компания Rezidor SAS Hospitality была переименована в Rezidor Hotel Group. В настоящее время под брэндами, принадлежащими оператору, работают 334 гостиницы в 53 странах мира с общим номерным фондом 68 тыс. комнат. Выручка Rezidor Hotel Group в 2007 году составила 785,2 млн евро, чистая прибыль — 45,7 млн евро.


ноу-хау
Rezidor Hotel Group:

— первой среди международных гостиничных операторов открыла отели в Москве, а затем и в регионах России;

— отказалась от применения в России франчайзинговой схемы, чтобы контролировать стандарты брэнда;

— для привлечения инвесторов готова вкладывать в проекты до 20% собственных средств;

— собирается развивать сеть трехзвездных отелей Park Inn в городах с населением от 300 тыс. человек.


рынок
Международные гостиничные операторы пришли в Россию в начале 1990-х годов. Пионерами рынка стали американская управляющая компания Carlson Hotels Worldwide (ныне Rezidor Hotel Group) и французская Accor Group. Сегодня в нашей стране работают 13 международных операторов, управляющих 20 сетевыми брэндами, и около 10 отечественных игроков, среди которых наиболее заметными являются Heliopark Hotel Group, группа Inturist и Azimut Hotels Company.

В 2005 году оборот российского гостиничного рынка составил $2 млрд, по итогам 2007-го уже $5 млрд. К 2010 году, по мнению экспертов, эта цифра должна вырасти еще в два раза. Всего, по данным компании Knight Frank, в России насчитывается 9,7 тыс. гостиниц на 980 тыс. мест. При этом 75% номерного фонда сконцентрировано в европейской части страны.


Поступь управляющих

N

Оператор
Номера в
управлении, кол-во
Открыто
отелей
Год
прихода в
РФ
Брэнды, представленные на российском
рынке
Где открыты
отели
1Rezidor Hotel Group3508101992Radisson SAS, Park InnМосква,
Санкт-Петербург,
Воронеж,
Екатеринбург,
Ростов-на-Дону,
Сочи
2InterContinental Hotels Group209671998Crowne Plaza, Holiday InnМосква, Самара,
Челябинск
3Marriott International196281997The Ritz-Carlton, Marriott Hotels &Москва,
Resorts, Renaissance Hotels & Resorts,Санкт-Петербург,
Courtyard by MarriottСамара
4Accor120241992Novotel, IbisМосква,
Санкт-Петербург
5Starwood Hotels & Resorts
Worldwide
55931993Le Meridien, SheratonМосква
6Kempinski Hotels42721992KempinskiМосква,
Санкт-Петербург
7Sokos Hotels34812008SokosСанкт-Петербург
8Orient Express Hotels LLP30112005Grand Hotel EuropeСанкт-Петербург
9Corinthia Hotels28212002CorinthiaСанкт-Петербург
10Hilton International27512008HiltonМосква
11Raffles International Hotel &
Resorts
23512005SwissotelМосква
12Hyatt International Hotel &
Resorts
21912003Park HyattМосква
13ORCO Property Group8412007MaMaisonМосква
международные гостиничные операторы на российском. рынке. Данные по итогам первого полугодия 2008 г.

Источник: данные операторов, консалтинговая компания Colliers International




Денис тыкулов, Дмитрий Kрюков
23.07.2008  Секрет фирмы

23.07.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов