Время управлять
Что мешает агентствам преодолеть кризис роста
Если переход от менеджмента здравого смысла к регулярному и
профессиональному управлению затягивается, компанию не минуют задержки развития
и ранняя смерть. Как пережить болезнь роста без серьезных потерь?
В рекламной индустрии продолжается кризис роста. В чем он
выражается? При внешне огромных объемах рынка и стремительном ежегодном росте в
30% не происходит его качественного (адекватного росту) наполнения. Прекрасных
образцов рекламы, брендов и коммуникаций – единицы. Более того, россияне
негативно относятся к рекламе, а сами участники маркетингового сообщества
открыто говорят о непрозрачности, несовершенстве рынка и призывают к выработке
согласованной политики, то есть к поиску баланса между интересами рекламистов,
продавцов и самих граждан. Такая ситуация усугубляется еще и острой нехваткой
профессиональных кадров. К слову сказать, на мировых рынках она немногим лучше.
Но это мало утешает.
Что могут сделать главы компаний и их менеджеры? Они, конечно
же, профи в своей индустрии: креаторы, специалисты по работе с клиентами,
медиапланеры, эккаунт-директора. Да, кто бы спорил, но… они, увы, не
профессиональные управленцы и не всегда эффективно применяют навыки управления
компанией в целом и персоналом в частности.
Раньше агентства были небольшими: в них, как правило,
насчитывалось не более 20 друзей-единомышленников. За 15 лет многое изменилось:
в штате агентств может быть до 200 сотрудников, а в рекламных холдингах – до 2
тыс. человек.
А схема управления персоналом в компаниях осталась прежней.
Построенная на доверии, взаимной лояльности и единодушии (не исключая типично
семейные дрязги, обиды и разборки), семейная модель управления перестала быть
эффективной. Часто гендиректор ставит перед своими непосредственными
подчиненными высокие цели и исповедует уникальную философию, но при этом даже не
догадывается, что, кроме его ближайшего окружения, этого никто не знает. Раньше
можно было легко собрать весь коллектив из двадцати человек и рассказать о том,
к каким высотам и в какие сроки должна стремиться команда. Теперь всех не
соберешь, да и проверить, донесли ли твои идеи до линейного персонала в тысячу
человек, просто некогда.
Сталкиваясь с проявлениями «болезни роста» внутри компании,
руководители не всегда осознают, какие инструменты применять, как сделать работу
агентства эффективнее и кто вообще должен это делать. Проблема в том, что
компания растет быстрее, чем управленцы осознают, что нужны новые люди, новые
подходы и новые инструменты в управлении персоналом. Многие до сих пор пребывают
в плену мифа о том, что можно достичь глобальных целей, ничего не меняя в самой
важной и созидательной сфере, которая называется человеческим капиталом.
А между тем первый менеджер по персоналу появляется в компании,
когда ее штат насчитывает 80–100 человек. Значит, если в компании 2 тыс.
человек, то нужна служба уже из 20 специалистов. Наличие HR-стратегий и
HR-подразделений становится визитной карточкой всех крупных российских
корпораций. Многие директора по персоналу – признанные ключевые менеджеры
компаний, потому что именно от них зависит привлечение будущего персонала, его
обучение и продвижение, и в какой-то мере они влияют на стратегию развития
бизнеса. Если раньше можно было легко обойтись без них, то сегодня – никак,
потому что людьми – главным достоянием любого творческого бизнеса –
профессионально занимаются только опытные HR-менеджеры.
Осложняет развитие агентств и убеждение, что индустрия
маркетинговых коммуникаций настолько специфична, что в ней не сработают
общепринятые управленческие бизнес-модели. Часто можно услышать от
топ-менеджеров: «Это же креативная сфера, ее нельзя заключить в какие-то рамки,
она слишком специфична!» Но ведь все равно это бизнес-среда, где есть даты,
сроки (дедлайны), мнение клиента, бюджеты, в конце концов. Они недооценивают
того факта, что модели в области управления персоналом могут иметь различные
форматы, адаптироваться под специфику рынка. И если вам не подходит один формат,
то это не означает, что не сработает какой-то другой.
Выращивать собственных топ-менеджеров гораздо выгоднее, чем
искать их на рынке. А финансовых потерь и рисков, связанных с увольнением
сотрудника, можно избежать, имея грамотную HR-стратегию или систему управления
персоналом
Итак, очевидно до банальности: чтобы превратить компанию в
высокоэффективный бизнес (а такие задачи перед собой ставит любая компания),
нужна сплоченная менеджерская команда, которая делает все для достижения цели и
успеха фирмы. У такой команды должна быть грамотная современная система
управления персоналом, которая в свою очередь должна базироваться на том, чтобы
раскрыть таланты каждого человека, пришедшего в команду. Хотя по роду своей
работы я часто сталкиваюсь с утверждением, что люди – наша главная ценность,
инвестировать в развитие сотрудников никто не спешит.
Конечно, можно понять опасения собственника – я его выучу… на
благо конкурентам. Его переманят, а мне даже спасибо не скажут. Растить,
мотивировать, то есть «ковать» будущую смену для своей компании мало кто хочет.
А зря: мой опыт показывает, что инвестиции в человека всегда окупаются. Так,
например, четыре года назад мы отправили девушку, старшего менеджера
(потенциального эккаунт-директора) на программу тренинга по лидерству (в
Москве). После чего она совершенно перекроила работу в своей клиентской группе и
заняла позицию эккаунт-ди-ректора быстрее, чем мы предполагали. Обучение
обошлось в €3,5 тыс., то есть ровно в два раза дешевле, чем оплата агентству по
подбору персонала за привлечение такого же специалиста со стороны. Я уже не
говорю о том, что новому человеку потребовалось бы больше времени на вхождение в
коллектив и налаживание отношений с клиентами. А результат в этом случае никто
не гарантирует.
Словом, инвестиции не только повышают эффективность сотрудника
и его отдачу во много раз, но и воспитывают лояльность коллектива к компании.
Кроме того, можно ведь «подстелить соломку»: заключить договор на обучение и
предусмотреть, например, два года отработки в компании после обучения или даже
возврат потраченных инвестиций в случае увольнения раньше оговоренного периода
(эти моменты предусмотрены трудовым законодательством). Если же вас не
устраивает деятельность этого сотрудника в данной области, можно перевести его
на другой проект, но не терять его.
Исходя из своего 12-летнего опыта работы в HR-индустрии могу
смело утверждать, что нет никаких волшебных решений, а есть трудная и
кропотливая работа по выстраиванию системы в области управления и развития
талантов, которая затем интегрируется на все уровни управления компанией, в том
числе и в ее корпоративную культуру. Что я хочу сказать? Только то, что работа с
персоналом на всех уровнях должна стать нормой, а не разовым решением. Понимаю,
что слегка огорчила вас, но, увы, «волшебных таблеток» нет, есть только
ежедневный труд, который скрашивается работой твоих единомышленников, у которых
не перестают гореть глаза.
Преимущество этой стратегии заключается в том, что у вас больше
не будет болеть голова на тему, кто будет вести вашего нового, только что
выигранного в тендере крупного клиента. Команда сама будет готовить будущих
управленцев. Например, если руководство компании вместе с HR-специалистом пришли
к выводу о необходимости введения в организации системы ко-учинга, то она
начинает работать именно с «головы» (то есть с генерального директора) и
«спускается» к руководителям отделов. Система касается каждого, у кого в
подчинении есть хотя бы один человек. Иными словами, каждый сам растит свою
«правую руку».
Для того чтобы внедрять принципы подобной стратегии в области
управления персоналом, необходимо, чтобы менеджеры действительно осознали и
всеми силами поддерживали соответствующую корпоративную культуру. Формальные
механизмы не сработают, нужно в корне поменять ментальность и отношение к своим
сотрудникам. Генеральный директор прежде всего сам должен поддерживать новые
принципы по отношению к своим подчиненным, а они – транслировать их дальше.
Руководитель не декларирует идеи, а участвует в программе. Скажем, если он
выбрал программу привлечения стажеров в компанию, то сам хотя бы один раз в
полгода ведет мастер-класс для новичков или студентов. Как вы понимаете, участие
VIP-персоны оценят все.
>> ремейк наставничества
Коучинг - современная форма наставничества, где наставник
не рассказывает, как нужно поступать в той или иной ситуации, то есть не
дает готового решения сразу, а наводящими вопросами помогает человеку
рассуждать и приходить к решению проблемы. Если классическое
наставничество направлено на то, чтобы научить «делать как я» и копировать
чужую успешную модель, то задача коучин-га - научить делать «лучше меня»,
найти свое решение и вырасти личностно, а не только решить
профессиональную задачу. Эта форма широко применяется в индивидуальном
бизнес-консультировании топ-руководителей и постепенно переносится на
корпоративный уровень (в компании) как современная форма наставничества.
При этом коучем может быть как непосредственный руководитель, так и более
опытный профессионал из другого отдела. Система хорошо работает в западных
фармацевтических компаниях, где развита программа передвижения талантов по
всему миру в представительства компании. В России также постепенно
внедряются элементы коучинга. Например, в одной крупной
телекоммуникационной компании в HR-отделе есть должность специалиста по
работе с ключевыми сотрудниками. Чаще всего коучинг вводят руководители,
которые на себе опробовали эту модель во время индивидуального
бизнес-консультирования и увидели результаты. |
Чтобы помочь менеджерам увидеть прямую зависимость между
бизнес-результатами и их решениями в области персонала, мы разработали
интерактивную бизнес-игру «Управленческие перекрестки» (Management crossroads).
Формат игры предполагает бизнес-моделирование различных ситуаций и близок к
бизнес-симуляции.
Теперь менеджеры-управленцы могут потренироваться в
использовании разных типов стратегий и стилей по управлению персоналом на
примерах из реальной жизни, и понять, какой подход будет наиболее эффективен в
их случае. Участникам приходится «переживать» такие серьезные ситуации, как
«сма-нивание» ключевых людей конкурентами, потерю клиентов, выигрыши новых
крупных клиентов в тендерах и, как следствие, нехватку операционных ресурсов и
необходимость в кратчайшие сроки набрать команду, внедрение процесса аттестации
и оценки в компанию и т.д.
Например, у нас был клиент – компания, которая стояла перед
дилеммой: пригласить к руководству иностранца (экспата) или повысить своего
сотрудника. В это же время они обучались у нас навыкам управления персоналом с
помощью той же интерактивной бизнес-игры. После ее проведения было принято
оптимальное и просчитанное решение – повысить своего сотрудника, а не обращаться
к помощи «варяга». Здесь бралось в расчет не только то, в какую сумму обойдется
привлечение экспата, а во сколько - свой специалист, но и просчитывалась
возможность потери своего сотрудника. Вывод: «варяг» может в любой момент
покинуть компанию, его здесь ничто не держит, у него не болит голова о
корпорации, а свой - ночами спать не будет.
После проведения «Управленческих перекрестков» для другого
нашего клиента (рекламное агенство), где обыгрывалась реальная ситуация ухода
ключевого сотрудника к конкуренту, управленцы - участники тренинга (их было 12
человек) разработали программу по удержанию своего коллеги. Мы изумились,
сколько же нестандартных способов они изобрели. Например, в качестве одного из
способов удержания ценного сотрудника они предложили… открыть клуб
латиноамериканских танцев с привлечением иностранных преподавателей, поскольку
знали о его желании заняться танцами. А учитывая нехватку времени на это хобби,
предложили сделать это, во-первых, при компании, а во-вторых, именно ему
возглавить клуб…
А как вам такая ситуация: эккаунт-директор оценивает своих
эккаунт-менеджеров. Один из них очень талантлив, но при этом он совсем недавно
испортил отношения с ключевым клиентом. Что сделаете вы? Расстанетесь с этим
сотрудником или оставите его? В нашем случае увольнения не последовало.
Руководство разобралось в причине ссоры с клиентом и… отправило нашего
талантливого на проект в офис к другому клиенту, с тем чтобы тот проникся
пониманием проблем заказчика и узнал работу изнутри.
Конечно, не все решения после тренинга можно реализовать в
реальной жизни, но самое главное, что у участников меняется понимание ситуации и
своей роли в компании, тренируются навыки управления и нестандартного
мышления.
Я уверена, что на нынешнем этапе развития рекламной индустрии,
которая испытывает кадровый голод, выращивать собственных топ-менеджеров гораздо
выгоднее, чем искать их на рынке. А финансовых потерь и рисков, связанных с
увольнением сотрудника, можно избежать, имея грамотную HR-стратегию или систему
управления персоналом, о которой я говорила выше. Сюда входит много моментов:
своевременный промоушен (promotion), гибкая компенсационная политика, создание
атмосферы доверия в компании, повышение собственного имиджа корпорации на рынке
труда, инвестиции в развитие и обучение своих сотрудников.
Пока о системе все говорят. А пора бы перейти к делу. Знаете,
какие тренинги чаще всего востребованы в компаниях? Как научиться ораторскому
искусству и правильно презентовать свой продукт, как тренировать память, как
овладеть искусством ведения переговоров со сложными клиентами, навыками
нестандарт ного мышления. То есть люди понимают, что в них есть скрытые резервы,
но задействовать их не умеют. Мы же помогаем создавать им нечто вроде
собственных «навигационных карт». Наши участники всегда уходят с тренингов с
планом дальнейших действий на полгода, на год. В процессе разных тренингов мы
даем им в руки инструмент, который помогает осознать зоны роста для себя и своих
компаний, отойти от управленческих стереотипов, ограничивающих рост
бизнеса.
Оксана Набок, управляющий партнер компании Train your brain
24.07.2008
Журнал "Индустрия рекламы"