Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Птичка из аппарата

Что лидер рынка платежных терминалов ищет в Китае и Индии

В Новой Зеландии обитает необычная птица — киви. Размером с курицу, она волосата, живет в норе и не имеет ни крыльев, ни хвоста. Зато яйцо, которое эта птица откладывает, необычайно крупное — до 0,5 кг. По словам президента и совладельца компании «Объединенная система моментальных платежей» Андрея Романенко, последнее обстоятельство не имеет отношения к тому, что именно киви стала их розничным брендом: «Маленькое и безобидное пернатое существо; нам понравилось это название».

Сейчас платежные терминалы QIWI несут своим создателям из компании «Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП) золотые яйца. В 2007 г. они приняли от населения платежей на сумму $4,71 млрд — в 3 раза больше, чем годом ранее ($1,6 млрд). Несмотря на то что данных по прибыли в компании не оглашают, Андрей Романенко говорит, что дефицита в ресурсах они не испытывают. Расти пока еще есть куда: за 2007 г. число всех российских точек увеличилось со 150 000 до 300 000, а общий объем рынка составил $14,6 млрд. Но насыщение близко: за прошлый год объем принятых платежей увеличился всего на 29%. Прогноз на текущий год — 37%, до $20 млрд. Но в ОСМП уже решили, что российский рынок им тесен. В этом году «пернатые терминалы» появились в Китае и скоро начнут завоевывать Индию.

БИЗНЕС В КОРОБОЧКЕ

Как случилось, что небольшой бизнес превратился в империю, которую сам Романенко оценивает в $600 млн? Помог опыт, свои ноу-хау и ставка на психологию конечных потребителей. Владельцы и руководство ОСМП работали в телекоммуникационном секторе с 1999 г. — примерно с того же времени, когда моментальными платежами стали заниматься E-port и «Элекснет», и чуть позже сегодняшнего основного конкурента, компании «Киберплат». Правда, тогда оплата производилась с помощью карт и число клиентов было невелико — легче дойти до окошка кассы оператора. До 2004 г. Андрей Романенко вместе с партнерами занимались распространением скретч-карт на оплату услуг сотовой связи и доступа в Интернет. Но компаньоны уже задумывались о расширении своей деятельности — или скорее о «прыжке вбок».

К середине 2000-х мобильная связь выиграла конкуренцию у стационарной телефонии, поэтому требовались технологии по быстрому обслуживанию растущего числа клиентов. В 2003 г. Романенко договорился с корейской фирмой Linudix об эксклюзивных для России и Восточной Европы поставках pos-терминалов. Стоимость одного автомата составляла $500, окупаемость — примерно год. «Мы предложили своим дилерам и агентам практически бизнес в коробочке. Им нужно было просто подписать контракт и положить деньги себе на счет», — вспоминает Романенко. Но это не давало никаких конкурентных преимуществ: аналогичные аппараты уже были на рынке.

Только летом 2005 г. компания совершила прорыв, разработав собственную модель автомата самообслуживания (АСО), принимающего от клиентов наличность в уплату телекоммуникационных услуг. Выпуск новинки был поручен московскому предприятию САМ, которое до того производило оборудование для игорного бизнеса. АСО оказались гораздо более выгодными. По словам Романенко, когда компания вывесила объявления о продаже первых 100 автоматов, их разобрали за три дня. Всего же с сентября по декабрь 2005 г. было продано 1003 аппарата. «Последние отгрузки терминалов мы производили 31 декабря в 9 часов вечера», — вспоминает президент ОСМП. Тогда цена одного устройства составляла 100 000 руб. (сейчас 70 000-80 000 в зависимости от модификации). Некоторые компании пытались производить аналогичную технику, но она и стоила от 180 000. Для ОСМП же выпуск и продажа терминалов были не столько бизнесом, сколько выстраиванием инфраструктуры: все продаваемые аппараты подключались к ее процессинговому центру. Поэтому они и продавались практически по себестоимости.








Сегодня руководство компании считает, что популярность АСО была предопределена российским сервисом, получившим дурное наследство с советских времен: в точках, где платежи принимает человек, к клиенту часто относятся невнимательно, да и очереди в салонах связи и магазинах нередки. К тому же менталитет россиян включает в себя некоторую скрытность. «Нашему человеку проще подойти и по-тихому оплатить все у автомата», — говорит Романенко.

Но три года назад успех во многом обеспечили дилеры и агенты, которые поверили в перспективность автоматов самообслуживания и их быструю окупаемость. В 2005 г. в ОСМП не могли предложить покупателям расчетов рентабельности, зато Романенко с удовольствием делает это сейчас. По его словам, в среднем по России ежемесячный оборот одного терминала составляет 240 000 руб. Из них доход (комиссия 1,5% плюс наценка 4,5%) — 14 500 руб. Из этой суммы надо вычесть расходы на техобслуживание и инкассацию (3000 руб.), аренду (3000 руб.) и амортизацию (2100 руб.). Оставшиеся 6300 руб. в месяц окупают точку за год-полтора при сроке службы аппарата от трех лет. Выгода очевидна даже без финансового образования.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЫНКИ

Выход компании в страны BRIC можно назвать самым радикальным пунктом стратегии ОСМП. Но это логичный шаг после освоения ближних соседей: терминалы принимают платежи в 8 из 11 стран СНГ, где оборот за первое полугодие 2008 г. составил $122,8 млн (2,9 млрд руб.). Рынки Китая, Индии и Бразилии, хотя и отличаются по специфике от российского, считаются более перспективными: у нас через пару лет эксперты ожидают насыщения, а в Азии и Южной Америке автоматов самообслуживания почти нет. То, что это развивающиеся экономики, является только плюсом. «Европу в качестве территории нашего бизнеса мы не рассматриваем — там прижилась оплата с помощью кредиток, — объясняет Андрей Романенко. — А в Китае испокон веков привыкли спать на матрасах с деньгами, поэтому там все оплачивают наличными».

Сейчас в Поднебесной установлены 200 аппаратов — в основном в супермаркетах Шэньчженя, Пекина и Хайнаня. По словам президента ОСМП, китайцы хотят для начала присмотреться к русским бизнесменам с их терминалами, и места в супермаркетах достаются почти бесплатно — аренда обходится в среднем в $1 в месяц (в России за это приходится платить на два порядка больше). Но в компании тоже осторожничают, не форсируя экспансию и ограничиваясь самым проверенным бизнесом: платежи принимаются за услуги двух основных мобильных операторов China Mobile и China Unicom и интернет-провайдера China Netcom. До середины следующего года, по предварительным расчетам, число китайских терминалов будет доведено до 1000 штук. Правда, в отличие от России, где ОСМП сама продает аппараты всем желающим (именно с этого начинался бизнес компании), в Китае они покупаются у местного производителя. По такой же схеме впоследствии будет организована экспансия в Индию и Бразилию. Там уже достигнуты договоренности с местными сотовыми операторами.

НЕПАХАНОЕ ПОЛЕ

Весной текущего года маркетинговая компания «Бизнес Аналитика» провела исследование рынка, которое показало, что 66% россиян хотя бы раз осуществляли платежи через автомат, из них доля активных пользователей составляет 32%. Не использовать такую клиентскую базу в ОСМП не могли: в автоматах добавились услуги по оплате интернет-провайдеров, спутникового телевидения, ЖКХ, web-money и других сервисов. Это игра скорее на перспективу: все-таки проникновение высоких технологий в регионы пока довольно невысоко. Клиенты по-прежнему предпочитают использовать терминалы в основном для внесения платежей за мобильную связь. Исполнительный директор E-port Александр Покровский считает, что проблема не во введении новых услуг, а в донесении до сознания потребителей, что ими можно пользоваться. «Рынок воспитал привычку оплаты сотовой связи, а сейчас уже существует много других сервисов, пока мало востребованных», — рассуждает Покровский.

Но другие специалисты смотрят на ситуацию более оптимистично. «Первое полугодие показало, что 93% моментальных платежей приходится на оплату сотовой связи, а на конец 2007 г. эта цифра была 97%. Тенденция освоения новых услуг налицо», — отмечает председатель комитета Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. На данный момент по ассортименту услуг ОСМП является абсолютным лидером — в точках приема и автоматах компании можно оплатить услуги 550 компаний (у Е-port — около 400, у «Киберплат» — 178).

Самым перспективным направлением считается погашение через терминалы банковских кредитов. Кроме того, здесь уже можно оплатить авиабилеты, скоро аналогичная услуга будет задействована и для клиентов РЖД. «Введение таких сервисов позволит увеличить средний платеж до 1000 руб. к концу этого года и до 1500 руб. к концу 2009 г.», — предполагает Романенко. Сейчас средний чек составляет 89 руб.

Впрочем, здесь рады любой экзотике, лишь бы за нее платили. Романенко говорит, что в будущем через терминал можно будет оплатить доставку букета цветов или поход в кино. В феврале компания даже провела эксперимент по оплате билетов на мюзикл Mamma Mia. На этот раз клиенты подвели: посредством терминалов удалось продать только 0,3% мест.

ЧЕРНЫМ ПО БЕЛОМУ

Стремительное развитие нового рынка застало врасплох и государственные органы, и конкурентов из смежных отраслей — в первую очередь банковской. Сейчас деятельность по приему платежей не контролируется единым регулятором и не требует лицензии. В начале июля ФАТФ (FATF, Международная организация по противодействию отмыванию денежных средств) опубликовала отчет о ситуации с противодействием легализации преступных доходов в России. Из 49 рекомендаций этой организации Россия совсем не выполняет три — и среди прочего не обеспечивает контроль за терминальным бизнесом. С 15 января вступили в силу поправки в международный «антиотмывочный» закон, согласно которым организации, принимающие платежи без открытия счета, обязаны требовать у плательщика его данные, включая ИНН и домашний адрес. Но операторы платежей не только не запрашивают столь подробную информацию, но не имеют даже единой четкой законодательной базы для своей деятельности. Попытки же заставить владельцев терминалов работать через банки не встречают единства даже в среде законодателей.

Внесенный в Госдуму законопроект «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» предусматривает существование двух моделей приема платежей: банковской и агентской. Сейчас почти все участники рынка используют последнюю и не имеют договоров с банками. Если ее запретить, то пострадают в основном мелкие владельцы терминалов, на чью долю приходится 27% рынка: для них бизнес станет нерентабельным. «Банк не может обслуживать клиента со средним платежом 90 руб., это невыгодно, — защищает коллег исполнительный директор E-port Александр Покровский. — И банк не может взять и срочно обслужить 60 млн потребителей».

Но аргументы противников агентской модели защищают основы финансовой системы в борьбе с отмыванием преступных доходов. Председатель подкомитета по банковскому законодательству Госдумы Павел Медведев убежден, что принятие закона в предложенном виде создаст в стране альтернативную банковскую систему: «Любое физическое лицо сможет вообразить себя банком и принимать платежи». Сейчас вместе с сенатором Дмитрием Ананьевым он готовит альтернативный законопроект, в котором будет зафиксирована агентская схема для банков: агенты будут принимать деньги не в свою кассу, а на счет банка, но последнему не нужно будет иметь договор с каждым оператором, все это будет в компетенции агента, как и сейчас.

КУДА РАСТИ

Президент ОСМП считает, что терминальный бизнес вполне прозрачен: есть договоры с агентами, операторами, готовится ежемесячная отчетность. Однако до того, чтобы крупнейшая компания на рынке стала публичной, ей еще далеко. Да этого и не нужно: денег на развитие ОСМП пока хватает. «О привлечении дополнительных средств через IPO пока речи не идет, но в 2009 г. мы можем рассмотреть этот вопрос», — замечает Романенко. По его словам, компанию аудирует Ernst & Young и за полгода не составит труда подготовить ее к размещению. Сама себя ОСМП оценивает в $600 млн (25 EBITDA), хотя аналитик компании «Финам» Анна Зайцева называет на порядок более скромную сумму — $60 млн при оценке чистой прибыли в $15 млн.

Только недавно стало известно, что небольшая часть акций ОСМП принадлежит фонду Digital Sky Technologies, среди активов которого успешные интернет-проекты Vkontakte.ru, Odnoklassniki.ru, HeadHunter и Mail.ru (последний имеет собственную электронную платежную систему «Деньги@Mail.ru»). Сейчас переговоры о покупке доли в фонде ведет глава «Металлоинвеста» Алишер Усманов. Подтягивается крупный бизнес? Скорее всего. Компания не только растет быстрее рынка, но и готова к агрессивным поглощениям.

С осени 2007 г. ходят слухи о слиянии ОСМП с Е-port, однако ни опровергать, ни подтверждать эту информацию топ-менеджеры обеих компаний не желают. Это чревато осложнениями — сейчас здесь хоть какая-то конкуренция прослеживается, а сравнительно крупных компаний немного. В случае поглощения конкурента новый игрок займет 44% рынка моментальных платежей. «Если компании подадут ходатайство о слиянии, ФАС будет подробно изучать рынок на предмет ограничения конкуренции, — обещает глава управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева. — Рынок терминальных платежей и так высококонцентрированный».

Екатерина Белкина


SmartMoney

29.07.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов