Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Катись, колесо!

Отечественным авто не угнаться за иномарками

Отечественный автомобильный рынок переживает бум продаж. До конца года обладателями нового личного транспорта могут стать более 3 млн наших граждан. Правда, для отечественных автопроизводителей пока нет причин для эйфории. 

Автомобиль в России окончательно превратился из предмета роскоши в элементарное средство передвижения. За первое полугодие 2008 года наши соотечественники приобрели около 1,645 млн машин, на 41% превысив покупательную способность аналогичного периода прошлого года. По данным Национальной автомобильной федерации ФРГ, автомобильный рынок нашей страны на 15 000 авто превысил объемы продаж в Германии и стал европейским лидером в этом сегменте. На покупку «железного коня» за полгода россияне потратили $33,8 млрд. Такими темпами любители быстрой езды могут «обогнать» прошлогодние показатели. Специалисты PricewaterhouseCoopers (PwC) подсчитали, что к концу года в России будет продано 3,6 – 3,8 млн автомобилей на рекордную сумму $53,4 млрд.

Долго запрягаем

Несмотря на серьезный рост продаж, отечественным производителям авто радоваться рано. Львиная доля реализованных машин, а точнее 1,06 млн, по данным Ассоциации европейского бизнеса, пришлась на иномарки. С учетом подержанных автомобилей, у российских производителей за 6 месяцев было приобретено всего 440 000 новых машин. Правительство Владимира Путина уже поставило задачу перед отечественными заводами переломить неприятный для страны тренд. Пока эта цель кажется недостижимой. Чиновники полагают, что идея будет признана успешной, если доля производимых и продаваемых в стране автомобилей вырастет до 80%. Никаких гарантий со стороны промышленников так и не последовало. С одной стороны, локомотивом роста продаж должен выступить фактически государственный «АвтоВАЗ». За полугодие компания увеличила свои продажи на 13%, до 322 600 автомобилей. Вместе с этим зачет по этому «предмету» Сергей Чемезов, глава «Российских технологий», в состав которых входит тольяттинский комбинат, так и не сдал. За шесть месяцев 2006 года, когда «АвтоВАЗ» формально контролировался частными бизнесменами, его продажи росли на 20%. Более того, по итогам года эксперты предрекают еще большие проблемы лидеру российского автопрома. Так, аналитики «Ренессанс Капитала» ожидают увеличения объемов продаж Lada в этом году всего на 1%, тогда как весь рынок должен вырасти на 20%. Стагнацию продаж «АвтоВАЗа» отмечают и аналитики Банка Москвы. Если по итогам четырех месяцев компания отчитывалась о росте на 23%, то к концу мая эта цифра была снижена до 18%, а через месяц упала еще на 5%. В целом российский автопром резко теряет свою долю еще с 2005 года. Тогда она составляла 57,7%, в 2006 году сократилась до 43,3%, а по итогам прошлого года – уже до 36,3%.
По мнению гендиректора «Атлант-М» в России» (крупный автомобильный дилер) Александра Пырко, если ничего не поменять, в ближайшие два года доля отечественных авто, продаваемых внутри страны, упадет до унизительных 15 – 20%. Кризис продаж подтверждают новые проекты зарубежных автостроителей, число которых в нашей стране увеличивается с каждым годом.

На родине космонавтики

Последним из мировых лидеров амбициозную задачу по экспансии на российский рынок поставил перед собой консорциум французской PeugeotCitroen и японской Mitsubishi. Компании создали СП, в котором 70% будет принадлежать европейцам, а остальное – азиатам. Свой завод иностранные инвесторы предполагают построить в Калужской области. К слову, этот регион в ближайшие годы может стать кластером иностранной автопромышленности – аналогичные проекты в этой области реализуют немецкая Volkswagen и скандинавская Volvo.
Как рассказал «Ко» генеральный директор «Пежо Ситроен Рус» Стефан Ле Гевель, к 2011 году, когда производственные мощности будут запущены в эксплуатацию, с конвейеров предприятия ежегодно будет сходить около 110 000 французских и 50 000 японских автомобилей. Суммарные затраты на реализацию этой амбициозной идеи составят 470 млн евро.
В случае если проект будет осуществлен в заданные сроки и без дополнительных финансовых вливаний, еще один зарубежный автопроизводитель может еще в большей степени потеснить российских конкурентов в борьбе за клиента. Продажи только французского участника консорциума в нашей стране за последнее время удвоились. До конца этого года, по расчетам представителей PeugeotCitroen, рост может составить 120%. Компания собирается продать россиянам примерно 50 000 автомобилей. Годовой торговый оборот французов обещает составить до 600 млн евро. Помимо «Пежо Ситроен Рус», удвоения продаж в последние годы добились корейская Hyundai и немецкая Opel.
Стоит учесть, что, создав собственное производство в России, зарубежные автостроительные магнаты не откажутся от импорта машин в нашу страну. Например, доля собранных на заводе в Калуге автомобилей Peugeot непосредственно после запуска завода составит 20% от суммарного объема продаж марки к тому времени. Увеличивать этот показатель более чем до 55% французы пока не собираются.

По кочкам и ухабам

Конкурировать с зарубежными производителями российским автозаводам будет сложно по нескольким причинам. Уже в этом году наши соотечественники готовы установить очередной потребительский рекорд и взять в долг у банков на покупку автомобилей $28 млрд, что на 65% больше, чем в 2007 году. По подсчетам агентства «Автостат», до конца года россияне по разным кредитным схемам приобретут порядка 1,5 млн машин. Большинство из них, уверены эксперты, будут представлять новинки модельного ряда иностранных игроков. В дальнейшем Россия будет только стремиться к стандартам, принятым за рубежом. Сейчас в США и Европе автолюбители покупают в кредит до 80% новых машин, в России – около 50%. Уже к 2010 году рост отечественного автомобильного рынка должен составить $115,7 млрд, причем половину этой суммы – $56,5 млрд – обеспечат кредитные схемы продаж. По словам представителя Центра автомобильных кредитов Дениса Знахарева, при сравнительно одинаковых ценах на продукцию «АвтоВАЗа» и зарубежных дешевых автомобилей потребители, скорее всего, будут делать выбор в пользу иностранных марок. «При покупке авто в кредит покупателю придется переплачивать 15 – 20% от ее рыночной стоимости. Вряд ли найдется много желающих покупать в рассрочку отечественные модели при практически одинаковых с зарубежными марками ежемесячных кредитных отчислениях», – отмечает эксперт.
Вместе с этим уже к 2012 году темпы роста российского автомобильного рынка замедлятся. «Рынок будет расти до 2011 года. В 2010 году, по нашим оценкам, будет продано около 4 млн автомобилей. В 2012 году ожидается снижение спроса примерно до 15 – 20%», – прогнозирует аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын. Если в настоящее время на каждый купленный в России отечественный автомобиль приходятся три иномарки, то через три года это соотношение может увеличиться до одного к пяти.
По словам аналитика Банка Москвы Михаила Лямина, рост продаж автомобилей, в частности иномарок, будет связан с выходом крупных иностранных компаний на региональные рынки. Французско-японские идеологи создания нового автозавода в Калуге отмечают, что вы-бор данного места связан в том числе и с транспортной доступностью этой области как с федеральным центром, так и провинциальными сбытовыми площадками. «Расширение сети официальных представительств, а также улучшение сервисной базы стимулируют к покупке иностранного авто», – отмечает Лямин.

Двойные стандарты?

Нельзя сказать, что российское правительство, поставив задачу увеличить количество продаж отечественных авто на внутреннем рынке, не старается со своей стороны помочь нашему автопрому. Однако пока решения чиновников, по мнению экспертов, не способны стимулировать наших производителей. В частности, правительство повысило ввозные пошлины на иномарки старше пяти лет, увеличило стоимость страховки и налог для этих машин. Кроме того, профильные министерства собираются обязать иностранцев организовать полный цикл сборки автомобилей, а также в течение трех лет локализовать производство 30% комплектующих.
Зарубежные концерны готовы к такому повороту событий. Тот же Ле Гевель с удовольствием отмечает, что в целом проблем для работы иностранных производителей в России практически не существует. Даже переговоры с властями всех уровней заняли у его консорциума всего три месяца.
Обязательства по комплектующим, в свою очередь, могут ударить по отечественным предприятиям. «АвтоВАЗ» вместе с французской Renault только собираются создать масштабный холдинг по выпуску автокомпонентов. Предполагается, что эта компания займет до 40% российского рынка, однако, когда это произойдет, не рискуют предположить ни чиновники, ни частные производители. До этого времени отечественные производители намерены продолжить закупку комплектующих у зарубежных поставщиков. Например, компания Sollers (бывшая «Северсталь-Авто») неоднократно заявляла, что не готова использовать российские аналоги при сборке своих автомобилей.
По мнению главы директорского корпуса группы компаний Genser (автодилер Nissan, Ford, Opel, Saab, Chevrolet) Игоря Пономарева, гораздо разумнее повышать качество собственного металлического проката. Организовать производство комплектующих, напротив, выгоднее в Китае и Африке, где трудовые ресурсы дешевле и не стоит вопрос дефицита кадров.
«Спорить с западной либо азиатской экспансией отечественные заводы смогут лишь по ценам», – говорит Козицын. В определенный момент предложения на рынке превысят спрос, в результате чего производители будут вынуждены развязать ценовую войну. Иностранцы же, создавая собственные российские производства, не спешат делать заявления о снижении прейскуранта на свою продукцию. «Те, кто думает, что Россия – это страна, где все стоит дешево, ошибаются. У машин, которые будут собираться в Калуге, будет практически такое же качество, что и у машин европейской сборки. Поскольку российский завод станет самым новым, на нем будут сконцентрированы наилучшие технологии. Что касается цен, то их диктует рынок», – говорит Ле Гевель.
По мнению российских автодилеров, «АвтоВАЗу» и другим российским автозаводам стоит задуматься о создании и массовом выпуске нового бюджетного, притом качественного автомобиля, который поднял бы имидж отечественного производителя и смог бы конкурировать по ценам с машинами, производящимися на территории России иностранными концернами. Рассчитывать на спрос смогут лишь те марки, ценовая ставка которых будет варьироваться в пределах $12 000 – 15 000. Сколько будут стоить новые машины «АвтоВАЗа», пока неясно. Президент компании Борис Алешин прогнозирует слишком широкий ценовой диапазон будущего модельного ряда, который разрабатывается вместе с Renault: «От 140 000 до 580 000 рублей ($6000 – 25 000)». Теоретически машины «Авто-ВАЗа» попадут в разряд бюджетных. Впрочем, даже при таких тарифах конкурировать с зарубежными предложениями будет нелегко – автотрейдеры предрекают, что стоимость иностранного бюджетного автомобиля к 2010 году составит $18 000 – 20 000, что, по мнению продавцов, окажется по карману желающему обновить свой парк владельцу доморощенных «Жигулей». 




ЧТО ТАКОЕ «ПЕЖО СИТРОЕН РУС» (PEUGEOT CITROEN RUS)
ДАТА СОЗДАНИЯ: Январь 2008 года
ЕДИНОЕ юридическое образование с ДВУМЯ различными торговыми подразделениями и ОБЩИМ для обеих марок отделом обработки документации



PEUGEOT В РОССИИ
ШТАТ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ: 80 сотрудников
ЗАПУСК ПРОДУКЦИИ: февраль 2008 года
ПЛАНЫ ПРОДАЖ: 50 000 АВТО в 2008 году, 80 000 АВТО в 2009 году, 100 000 АВТО в 2010 году
ДИЛЕРСКАЯ СЕТЬ: 40 дистрибьюторов 
на июнь 2008 года
ЦЕЛЬ: 60 дистрибьюторов 
к концу 2008 года, 100 — к концу 
2009 года


CITROEN В РОССИИ
ШТАТ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ: 40 сотрудников
ЗАПУСК ПРОДУКЦИИ: апрель 2008 года
ПЛАНЫ ПРОДАЖ: 20 000 АВТО в 2008 году, 30 000 АВТО в 2009 году, 50 000 АВТО 
в 2010 году
ДИЛЕРСКАЯ СЕТЬ: 26 дистрибьюторов 
на июнь 2008 года
ЦЕЛЬ: 40 дистрибьюторов к концу 2008 года, 55 — к концу 2009 года


Леонид Хомерики, Николай Макеев
05.08.2008  Журнал "Компания"

05.08.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов