Распродажа с растаможкой
В период распродаж цены снижаются не только в настоящих магазинах, которые с полками и прилавками, но и в интернете. Одеться и обуться там сейчас может любой россиянин, причем сделать это можно, как правило, дешевле, чем в офлайне, а выбор там больше. Правда, придется немного подождать, пока доставят обновки. При этом полезно разобраться в правилах покупки в зарубежных интернет-магазинах и не забывать о правилах, по которым играет российская таможня.
Сезонов распродаж, начинающихся в середине лета и середине зимы, многие ждут с нетерпением. Для одних это время, когда можно позволить себе ранее недоступные вещи, для других — возможность купить больше обновок за те же деньги, для третьих — азартное развлечение. Однако к тому времени, когда драматизм сезона достигает апогея, а цены падают более чем на 50%, к удовольствию от шопинга начинает примешиваться изрядная доля разочарования: выбор становится все беднее, особенно это касается самых ходовых размеров.
Если "шопиться" в интернете, прежде всего в зарубежных интернет-магазинах, такое разочарование будет значительно меньше. Во-первых, выбор там всегда гораздо богаче, а во-вторых, ритейлеры там все-таки поопытнее и продуманнее подходят к планированию товарных запасов в канун всеобщего покупательского бума. Да и наценка на товары за рубежом всегда ниже. То ли потому, что зарубежные ритейлеры готовы довольствоваться меньшей рентабельностью, то ли из-за высоких ввозных пошлин, которые вынуждены платить российские продавцы, но цены за рубежом на те же самые товары одних и тех же брендов ниже, чем в России. Наши состоятельные соотечественники давно оценили и выгодность покупок за рубежом, и более широкий ассортимент зарубежных магазинов, поэтому в период распродаж ездят отовариваться в Милан, Париж или Лондон. Но и у тех, кто не может позволить себе такие шоп-туры, есть возможность сэкономить на покупке моделей известных брендов, особенно в период распродаж. Для этого необходима кредитная карта, немного времени, минимальное знание английского языка и, конечно, желание.
Открытие Америки
Знакомство москвича Василия Тумольского с зарубежными интернет-магазинами началось в тот день, когда возникла потребность приобрести кожаную сумку для ноутбука. После похода по нескольким офлайновым магазинам и изучения предложений российских интернет-торговцев Василий обнаружил, что "кусок кожи через плечо" либо стоит от 15 тыс. руб., либо не годится для ноутбука с размером дисплея 11 дюймов. В итоге он решил попробовать купить понравившуюся сумку в итальянском интернет-магазине tuscanyleather.it, и через несколько дней ему пришла посылка с завода, где производятся такие сумки. Все расходы на покупку, включая доставку, составили 5 тыс. руб.
Впервые Василий попробовал "прибарахлиться" за границей в апреле этого года и сейчас покупает в России разве что носки и нижнее белье. "Если, скажем, мой бюджет на покупку обуви составляет чуть больше 3 тыс. руб., я иду в "Мегу", где могу купить за эти деньги только не очень качественную обувь,— говорит он.— Имея, скажем, 5-6 тыс. руб., уже можно подобрать что-то получше, но интересных моделей будет очень немного. А вот в интернете с теми же 3 тыс. руб. я могу заказать на сайте lloyd-flensburg.de обувь марки Lloyd, которая в Москве стоит 5-6 тыс. руб., но при этом выбор у меня будет гораздо шире. Обувь придет с завода через несколько дней. Обувь Timberland тоже можно купить раза втрое дешевле, чем в Москве".
Проблему вещей, купленных без примерки, интернет-шоперы решают двумя способами. Первый — положиться на удачу. В конце концов, если купленный товар не подойдет, вы всегда сможете вернуть потраченные деньги, предложив его своим знакомым. Второй путь надежнее. Поскольку многие известные бренды одежды и обуви продаются в России, то всегда можно зайти в местный магазин, торгующий товарами нужного бренда, присмотреть и примерить одежду или обувь, а уж затем заказать в иностранном интернет-магазине. Российским владельцам магазинов такое поведение покупателей, конечно, не по нраву: ведь они оплачивают помещение, персонал и другие расходы, но с точки зрения здравомыслящего потребителя — отличное решение.
"Год назад мы с моим будущим мужем готовились к свадьбе, и у нас возникла проблема с его костюмом,— говорит москвичка Алена Ивницкая.— Проблема, в общем, ожидаемая: у него рост 197 см — большинство костюмов ему либо коротки и узки в плечах, либо нормальные по росту и в плечах, но слишком широки в талии и на бедрах. Обежав все московские магазины, мы так и не смогли ему найти подходящий костюм: те, что нравились, не подходили по размеру, а те, что подходили по размеру, были ужасны. В итоге мы нашли костюм, который нам очень понравился, но был ему чуть-чуть маловат. Нам просто нужен был следующий размер, но его-то в магазине и не было". Алена с женихом нашли выход из положения: записав название немецкой фирмы-производителя, нашли ее сайт в интернете, созвонились с ними, и хотя сама компания не торгует в розницу, им дали адреса нескольких интернет-магазинов, куда поставляется продукция этой фирмы. "Нам пришел идеально сидящий костюм, к тому же он обошелся нам с учетом пересылки всего в 8 тыс. руб., поскольку наша покупка пришлась как раз на летнюю распродажу. А здесь костюм стоил более €1 тыс., так что мы здорово выгадали,— радуется Алена.— Свадьбы стараются проводить в теплое время года, поэтому московские магазины, торгующие свадебными костюмами, летних распродаж никогда не проводят".
Дешево! Еще дешевле!
Опытные интернет-шоперы не будут довольствоваться лишь теми скидками, которые магазины предлагают при распродажах. Это у нас интернет-торговля одеждой и обувью не распространена, а за границей среди интернет-торговцев этими товарами — жесточайшая конкуренция. Это же интернет, где любой магазин находится на расстоянии одного клика от покупателя вне зависимости от того, располагается ли офлайновый магазин этого торговца на Пятой авеню в Нью-Йорке или где-нибудь в провинциальном английском городке. Чтобы выжить и заработать в таких суровых условиях, магазины самыми разными способами пытаются заманить покупателя к себе. Ну а что работает лучше, чем дополнительная скидка?
Лучше всего работают скидки, которые не раздаются всем подряд, а достаются покупателям как будто "из-под полы". Те, кто жил в советское время, наверняка вспомнят своих знакомых, которые были горды не столько тем, что купили дефицитный товар, сколько тем, что, в отличие от других, сумели хитро изловчиться, чтобы добыть его. Поэтому часто онлайновые магазины не только вывешивают на своих сайтах громадные баннеры "Скидка 50% на все!", но и запускают в интернет промо-коды, дающие право тем, кто их введет при покупке, на дополнительную скидку. То есть покупателю они напрямую промо-код не дают, но предоставляют возможность его поискать, и если тот найдет "ключик", в качестве вознаграждения получит скидку.
Поскольку за промо-кодами охотится множество людей, возникло множество сайтов, где охотники могут их найти или поделиться промо-кодом с другими покупателями. Промо-коды обычно имеют определенный период годности, но не являются одноразовыми, то есть если поделиться промо-кодом с другим человеком, то и вы не теряете скидку, и он приобретает такую же. Найти такие сайты несложно. Достаточно ввести в поисковик ключевые слова coupon codes, discount codes, promotional codes, и вы получите сотни ссылок на сайты, где собирается такая информация. Размер скидки может достигать 50% — и это, что важно отметить, в дополнение к той скидке, которая уже предложена магазином. Большинство промо-кодов, правда, дают право на скидку поменьше, но и дополнительные 10-20% никому еще не мешали.
Таможня дает добро
Василий Тумольский, распробовав интернет-шопинг в зарубежных магазинах, сейчас активно продвигает эту идею в массы. Его статья на Хабрахабре.ру о том, как любой житель России, будь он из Москвы или из Сарова, может без проблем покупать обувь Lacoste за 1500 руб., джинсы Levi`s за 750 руб., а элитная обувь, свитера ручной вязки и итальянские кожаные сумки могут поспорить ценой с китайскими вещами, продающимися у нас, вызвала огромный интерес у читателей. Все дело в том, что Василию удалось развеять у людей страхи даже не перед покупкой в зарубежном магазине, а перед нашей родной таможней, с которой заказанному товару придется встретиться на пути к покупателю.
Для того чтобы не "попасть" на таможенные платежи, необходимо разобраться в особенностях служб доставки. Их можно разделить на две категории: службы, имеющие право работать с международными почтовыми отправлениями (в эту категорию входят национальные почтовые службы; в России это "Почта России" со службой экспресс-доставки EMS — Express Mail Service), и так называемые грузоперевозчики (DHL, UPS, TNT, FedEx и т. д.).
Государственные почтовые службы сотрудничают с почтовыми службами других стран, так что если американский интернет-магазин отправил вам товар с помощью United States Postal Service (USPS — государственная почта США, не путать с UPS), значит, посылку вам доставит "Почта России", а наша почта доставит вам посылку из Англии, если ее отправил английский интернет-магазин с помощью Royal Mail и т. д. Если доставка осуществлялась по экспресс-тарифу государственной почты страны-отправителя, то посылку вам принесет на дом курьер EMS. Если же доставка была оплачена магазином по обычному тарифу, то придется идти за посылкой на почту самому. Как правило, посылки через обычную почту приходят (с учетом времени на таможню) через 10-14 дней. Если посылка была отправлена по экспресс-тарифу, то срок доставки обычно довольно заметно сокращается.
В случае если магазин отправит вам посылку через, скажем, DHL, UPS или FedEx, то эта же служба и доставит ее вам. С помощью этих курьерских служб (грузоперевозчиков) доставка происходит обычно быстрее, однако не спешите пользоваться ими. И дело тут не только в том, что их услуги стоят дороже, но и в нюансах российского таможенного законодательства, которые касаются посылок в адрес физических лиц.
К примеру, вы являетесь физическим лицом и получаете из-за рубежа посылку. В случае если стоимость посылки либо общая стоимость посылок, полученных вами в течение текущей недели, не превышает 10 тыс. руб. (с учетом стоимости доставки), вы не обязаны ничего платить государству. Правда, это лишь тогда, когда товар вам пересылался почтой, а не грузоперевозчиками. А когда вы решаете воспользоваться быстрой доставкой — курьерской службой, то обязательство уплатить в бюджет Российской Федерации НДС и таможенную пошлину возникает у вас, если сумма посылки или всех посылок, полученных в эту неделю, превышает 5 тыс. руб. (опять же с учетом стоимости доставки).
Невыгодно пользоваться услугами грузоперевозчиков и в том случае, если из-за суммы покупки вы обязаны уплатить таможенные платежи. Дело в том, что, когда посылка стоимостью, скажем, 15 тыс. руб. приходит к вам государственной почтой, вы уплачиваете 30% лишь от суммы, которая превышает 10 тыс. руб., то есть с "лишних" 5 тыс. руб. А если посылка такой же стоимости доставлялась вам с помощью курьерских служб типа DHL, вы должны уплатить НДС и таможенную пошлину (18% + 20%) со всей суммы, то есть с 15 тыс. руб.
Кроме того, негодование интернет-шоперов вызывает и тот факт, что курьерские службы пытаются в буквальном смысле их "развести", настаивая на том, чтобы растаможка товара производилась именно их таможенными брокерами. При этом стоимость услуг этих специалистов, по словам Василия Тумольского, который сталкивается с таможней по работе, не соответствует тем затратам, которые вы понесете, если возьметесь за растаможку посылки сами. "Многие боятся самого слова "таможня", хотя ничего страшного в растаможке нет,— говорит Василий.— Вы просто приходите со всеми документами на таможню и суете их в окошко, вам предлагают пройти к другому окошку и сделать необходимые платежи, после чего выдают посылку. А в курьерских службах, если стоимость вашей посылки хоть немного превышает 5 тыс. руб., сразу начинают навязывать услуги своего таможенного брокера стоимостью "баксов" 150. При этом происходит именно навязывание услуги: вам буквально угрожают отправить вашу посылку обратно без возврата денег за перевозку в случае, если вы не воспользуетесь их услугами. В таких случаях твердо стойте на своем и говорите, что хотите провести растаможку сами, и они отстанут. Правда, за их бланк, который необходим на таможне, они все равно сдерут с вас деньги. Но это 400 руб., а не $150".
Ситуация же с уплатой таможенных платежей в том случае, если ваша посылка шла через "Почту России", подтверждает сложившееся в народе представление о том, что государственные организации хотя и не сильны в плане сервиса, все же не так жадны до денег, как негосударственные курьерские службы. Если ваша посылка стоит больше 10 тыс. руб. и пришла вам государственной почтой, вы, обнаружив открытку или телеграмму в своем почтовом ящике, просто едете на Варшавское шоссе (там находится таможня, проверяющая почтовые посылки), получаете квитанцию на таможенные платежи, оплачиваете ее и забираете посылку. "При этом никто не пытается навязать вам дополнительные услуги,— говорит Василий Тумольский.— Процедура растаможки посылки, полученной через почту, для рядового человека довольно проста, поэтому и таможни бояться нечего".
Как не перехитрить самого себя
Поскольку в любом случае посылка из зарубежного интернет-магазина проходит через таможню, то многие, заказывая товар стоимостью более 10 тыс. руб. (или 5 тыс.— в зависимости от того, кто его доставляет), пытаются занизить стоимость вещей, чтобы не платить государству. Самые неопытные интернет-шоперы просят магазины указать в документах, что это gift, то есть подарок. Или же оформляют заказ на своих зарубежных знакомых, прося тех переслать затем товар с пометкой gift. Вот такие шоперы сразу же "попадают на таможню". Дело в том, что таможенникам абсолютно все равно, сколько вы заплатили за вещь. Если кто-то решил послать вам дорогую вещь бесплатно, то это проблемы того человека или того магазина. Задача таможни — изъять в доход государства платеж за товар, который пересекает границу, поэтому, увидев в инвойсе, приложенном к посылке, слово gift, таможенник берет каталог или справочник и определяет стоимость товара по аналогии с товарами, содержащимися в этих документах. И если по оценке таможенника стоимость товара, идущего в ваш адрес, превышает 5 или 10 тыс. руб., вам придется заплатить государству.
"Когда я несколько лет назад покупал товар в одном магазинчике на немецком аукционе eBay, я попросил своего знакомого, живущего в Германии, получить мою покупку на свой адрес, перепаковать ее и написать на ней gift,— рассказывает Андрей Кремнев.— Знакомый так и сделал. И хотя я не понес на этом финансовых потерь, так как товар стоил $150, т. е. вполне укладывался в определенные законом, но неизвестные мне тогда рамки беспошлинного ввоза,— я все равно испытал неудобство, поскольку из-за необходимости оценки товара таможня довольно долго держала его у себя. Если бы я не просил указывать на посылке, что это подарок, а была бы указана реальная стоимость товара, все равно мне не пришлось бы ничего платить, но получил бы я ее гораздо быстрее. Иногда желание сэкономить вместе с незнанием каких-то вещей приводит к обратным результатам".
Те неопытные интернет-шоперы, которые слышали о том, что слово gift на посылке указывать не рекомендуется, пытаются сэкономить на таможенных платежах, указав нереально низкую стоимость товара. "Если вы заказываете MacBook Air и на нем написана стоимость $100, таможенник, конечно, не поверит этой цене,— говорит Василий Тумольский.— В этом случае он также берет свои каталоги и справочники и самостоятельно определяет стоимость товара, исходя из нее рассчитывает сумму, которую вы должны заплатить государству. При этом каталоги и справочники могут быть старыми, цены на новинки, которые сегодня уже давно не новинки, в них могут быть гораздо выше, чем цена на этот товар сейчас". Так что указание нереально низкой цены тоже не является правильным способом: помимо того что вы будете гораздо дольше ждать посылку, вполне вероятно, что таможенные платежи вам рассчитают с еще большей цены, чем товар стоит сегодня.
Блогер t-itanium, ведущий в ЖЖ чрезвычайно информативный блог "Записки интернет-шопера" (t-itanium.livejournal.com), посвященный покупкам в зарубежных интернет-магазинах, пишет, что иногда таможня, чтобы проверить, не занизили ли вы стоимость товара, просит предъявить выписку с вашей карты. Он же предупреждает своих читателей и о другом нюансе российского таможенного законодательства: дело в том, что таможенные платежи рассчитываются с полной стоимости товара, и если ваша покупка стоит с учетом всех скидок и промо-кодов, скажем, 9500 руб., но при этом магазин указывает в инвойсе, что товар стоит 11 875 руб. минус скидка 20%, то в глазах таможенников товар стоит не 9500, а 11 875 руб.— со всеми вытекающими последствиями в виде уплаты таможенных платежей. И если вы не знаете, указывает магазин в инвойсе отдельно скидку либо сразу пишет сумму с учетом всех скидок, то t-itanium советует сначала проверить это, заказав в выбранном магазине товар с полной стоимостью меньше разрешенного для беспошлинного ввоза предела, и лишь потом заказывать более дорогой товар.
Правда, многие шоперы обходят эти нюансы, пользуясь услугами посредников, которые принимают товар на себя, а затем пересылают его вам — иногда, по просьбе покупателей, с "немного подкорректированным" инвойсом. Услугами посредников пользуются также и те покупатели, которые хотят купить что-то в магазинах или на eBay у продавцов, не занимающихся международной доставкой: в этом случае россиянин купить товар у этих продавцов по-другому просто не сможет. К услугам посредников обращаются и те, кто не хочет заморачиваться с открытием кредитной карты, а готов оплатить покупку, скажем, через WebMoney. Найти таких посредников и посмотреть отзывы их клиентов, а также получить информацию о том, как правильно покупать через посредников, можно, например, на форуме ebay-forum.ru. "Я беру за свои услуги 5% от стоимости товара, если покупаю товар в интернет-магазине по вашему поручению сам, и 7%, если вы самостоятельно заказываете товар на мой адрес,— говорит Алексей, работающий на ebay-forum.ru под ником USA2.RU (он попросил не называть его фамилию, хотя от своих клиентов он ее не скрывает).— Стоимость доставки, естественно, рассчитывается отдельно. Я живу в США, у меня официально зарегистрированная компания, через которую я и веду свою деятельность, поэтому, если клиент пожелает, я могу переслать посылку как от имени физического лица, так и от юридического".
Клиентам удобно работать через посредников не только потому, что их можно попросить занизить инвойс или заказать на них товар из магазина, не занимающегося зарубежной доставкой. С помощью посредников можно еще и легально снизить свои издержки. Например, бывают случаи, когда магазины делают сюрприз своим постоянным клиентам, посылая за свой счет товар более быстрой службой курьерской доставки, и покупатель, проклиная "добрых американцев", вынужден платить здесь таможенные платежи с полной стоимости товара. Посредник же (тем более русскоязычный) всегда пошлет вам товар через USPS или EMS. Или, например, некоторые промо-коды действуют лишь при покупке на довольно большую сумму. В итоге покупатель берет несколько вещей, каждая из них хотя и стоит менее 10 тыс. руб., но в совокупности они стоят больше. Иностранные магазины редко понимают просьбы странных русских покупателей о разделении товара на две посылки. Стремясь уменьшить платеж покупателя за доставку, они все равно посылают товар в одной посылке. "Я четко выполню ваши указания и пошлю товары разными посылками, чтобы вы легально смогли получить их беспошлинно,— говорит американский житель Алексей.— Если товар вам не подошел, а срок возврата его в магазин еще не истек, вы можете отослать его мне (разумеется, оплатив при этом доставку), а я перешлю его в магазин, и как только он вернет мне деньги, сразу переведу их вам".
Покупать или не покупать?
У каждого покупателя свои резоны, когда он решает, переходить ли на покупки одежды и обуви в интернет-магазинах. Алена Ивницкая, например, считает, что там стоит покупать одежду, обувь и сумки только в том случае, если они обойдутся значительно дешевле, чем в Москве. "Удовольствия от шопинга при посещении обычных магазинов никто не отменял,— говорит она.— При этом я всегда стараюсь планировать основные покупки на сезон распродаж, поскольку в этом случае получаю двойное удовольствие — от самого процесса шопинга и от того, что нахожу отличные вещи гораздо дешевле, чем они стоят обычно. В случае с покупками в интернет-магазине одно из удовольствий теряется, поэтому я делаю там покупки только в том случае, когда удовольствие от того, что я нашла хорошую вещь за смешные деньги, перевешивает потерю удовольствия от процесса "живого" шопинга". Однако Алена все-таки москвичка, она может и в своем городе выбирать товары из множества предложений. Жители же регионов, где выбор значительно беднее, а цены на хорошие вещи, как правило, зачастую выше, чем в Москве, вполне могут к удовольствию от экономии средств добавить и удовольствие от значительно расширившегося выбора.
АРТУР ВЕЛЬФ
КоммерсантЪ-Деньги
|