Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

«Макдоналдс» от телекома

Чтобы заполнить свои дата-центры, «Синтерра» повернулась лицом к контент-провайдерам. Сделав такой ход, Виталий Слизень планирует окупить национальную сеть ЦОД всего за год

ВСибирском федеральном округе все мало-мальски значимые операторы в массовом порядке создают дата-центры, иначе — центры обработки данных (ЦОД). Еще год назад игроков здесь было только два: дочерняя структура «Сибирьтелекома» — провайдер «Ринет» и «РТКомм-Сибирь», а за последние пол­года об открытии ЦОД объявили «Новотелеком» и «Ростелеком». В строительство собственного дата-центра в 2008 году 66 млн рублей инвестирует «Сибирьтелеком». У альтернативного оператора связи «Синтерра» (Москва) более амбициозные планы. В сентябре 2007 года компания анонсировала программу «40х40», согласно которой до конца 2009 года в 40 крупнейших городах РФ (из них семь сибирских) откроются дата-центры. Покорение Сибири началось с Томска, где 28 января этого года начал работу пока единственный офис оператора за Уралом, а 4 июля запущен первый ЦОД, построенный в рамках программы. Генеральный директор «Синтерры» Виталий Слизень полагает, что сеть ЦОД должна формироваться по тем же принципам, что и сеть «Макдоналдс», а вложенные в томский дата-центр 95 млн рублей планирует окупить меньше чем за год.

— Почему Томск был выбран в качестве площадки для развития компании в Сибирском федеральном округе и именно там был запущен первый ЦОД?

— Если посмотреть на количество инновационных проектов в Сибири, которые сегодня реализуются, то можно выделить два города — Томск и Новосибирск. Здесь строятся технопарки, бизнес-инкубаторы, здесь самый большой спрос на инновации, поэтому мы в первую очередь выбрали их. Спрашивать, почему первым стал Томск, — все равно что при рождении двойни интересоваться, почему именно этот младенец первый.

— Руководствуясь какими принципами вы выбирали города для ЦОД программы «40х40»?

— Мы сделали специальный рэнкинг, градацию городов по критерию востребованности в них информационных услуг. И в тех, которые вошли в Топ-40, мы строим ЦОД. В Сибири дата-центры запустятся, кроме Томска, еще в шести городах, большинство в следующем году. Совершенно точно до конца года будет создан ЦОД в Новосибирске. Строить его станет красноярский интегратор «КРИС», который делал нам томский ЦОД. Под вопросом находится время открытия дата-центра в Красноярске: вполне возможно, мы перенесем его на 2009 год.

— Что не сложилось с Красноярском?

— Отсутствие подходящего здания. Дата-центры очень требовательны к помещениям. Проще говоря, если вы пойдете и купите жилой дом с намерением создать там центр обработки данных, у вас ничего не получится. Здание должно конструктивно удовлетворять целому ряду требований. Считается, что вопросы энергоснабжения стоят при проектировании ЦОД на первом плане. Не спорю, это очень важно, но есть еще и нагрузочные характеристики, ими пренебрегать ни в коем случае нельзя. Серверы дают нагрузку от 1 000 килограммов на квадратный метр. В жилом же доме максимально допустимая нагрузка составляет 300–400 килограммов.

— В анонсе программы указано, что все ЦОД будут иметь одинаковые технические характеристики. Почему это так важно?

— Сеть ЦОД федеральной компании можно сравнить с сетью ресторанов. В любом городе, заходя в такое заведение, вы точно знаете, какие блюда, по какой цене и какого качества вам будут предложены. В четырех-, пятилетней перспективе ЦОД должны стать не­отъемлемой частью нашей жизни. Это инфраструктурные ИТ-решения, незаметные для конечных пользователей, но без них сократить «цифровой разрыв» между регионами и столицей нельзя. По моему убеждению, сеть ЦОД должна быть как «Макдоналдс» — с одинаковой пропускной способностью, одинаковым качеством продукта и обслуживания.

— А как быть с тем фактом, что в каждом городе своя обстановка, конкурентная ситуация, как следствие — разный спрос? Это вы учитываете?

— У федерального подхода к строительству ЦОД, в отличие от местного, есть один большой плюс. Если бы мы были маленькой организацией, действительно пытались бы проектировать дата-центры так, чтобы они до последнего рубля соответствовали актуальным запросам какого-нибудь условного села Подстепки. Если сравнивать с тем же «Макдоналдс», то получится, что в одном таком заведении в биг-маке будет больше мяса, во втором хлеб будет местным, а кунжут сверху будет не везде. Получится ли устранить «цифровой разрыв» в таком случае? Нет! Будет как в медицине — мы делаем вид, что платим, они делают вид, что лечат. Так что стандартизированные ЦОД с единым набором сервисов и единой тарифной политикой — это работа на перспективу. Мы считаем, что потребности в телекоммуникационных сервисах у бизнеса, независимо от региона, похожи — мы же первыми предлагаем новые решения и услуги, формируя спрос.

— По вашим прогнозам, когда Томский ЦОД окупится? Насколько он должен быть заполнен?

— Мы рассчитываем на 150–200 стоек, что достаточно много — это масштабы большого ЦОД. По практике все дата-центры в течение года выходят на окупаемость. Загружено в этом случае должно быть от 80 стоек, то есть чуть меньше половины. Я думаю, здесь не будет исключения.

— В том же Новосибирске, куда вы планируете прийти, за последние полгода открылась несколько центров обработки данных, как местных («Новотелеком»), так и федеральных («Ростелеком») игроков, и планируется еще несколько. Вам не кажется, что рынок уже поделен?

— Рынок очень большой, на нем может быть масса игроков. Как правило, ЦОД — это элемент комплексного предложения федеральным партнерам. У «Ростелекома» свои проекты. У нас — другие.

— Но ведь количество конечных клиентов все равно ограничено?

— Практически нет! Их круг гораздо шире, если понимать, что наши клиенты не только интернет провайдеры. Семьдесят последних лет используется вид коммуникаций «человек-машина». Если принимать во внимание только его, то да, у нас может быть максимум несколько тысяч корпоративных клиентов, у которых в свою очередь максимум 145 миллионов частных клиентов (население РФ). Но сегодня все больший процент коммуникаций идет непосредственно между машинами. Еще немного, и в каждом доме холодильник будет общаться с интернет-магазином, чтобы заказать продукты, которые закончились на полке и так далее. Это говорит о том, что не только 145 миллионов человек являются нашими клиентами опосредованно через интернет-провайдеров. Чем больше электронных приборов, различных автоматизированных систем, банкоматов, тем больше потребностей где-то хранить информацию. Ярким примером может служить всероссийская система учета отгрузки электричества «ФСК ЕЭС», телекоммуникационную инфраструктуру для которой делала «Синтерра». В передаче информации с подстанции человек никак не участвует. Система сама посылает необходимые данные на сервер, который аккумулирует и обрабатывает полученную информацию. И эти данные нельзя потерять — значит, нужен такой сервер, который должен быть установлен в катастрофо­устойчивом ЦОД. Посмотрите, во всех странах мира, и у нас в том числе, делается ставка на создание информационного общества, при котором информация и знания ставятся во главу очень многих процессов. Поэтому рынок ЦОД можно сравнить с рынком строительства: он практически бесконечен — человек всегда будет что-то строить.

— По проекту каждый ЦОД связан с соседними дата-центрами четырьмя магистральными линиями, каждая пропускной способностью 10 гигабит в секунду. Такое резервирование тоже относится к плюсам федерального подхода?

— Что такое ЦОД? Если мы возводим в поле отличный ангар, оснащаем его необходимым оборудованием, строим сверхнадежную систему энергоснабжения, но не заботимся о его связанности с Интернетом, полноценным ЦОД его будет назвать сложно. Конечно, туда можно будет поставить биллинговый сервер какого-то оператора или сервера работы с кредитными картами какого-то банка — для таких задач сетевая связанность не очень нужна. Но если мы хотим предоставлять контент конечному пользователю, то необходима связанность не только в рамках национальной сети «Синтерры», но и с сетями всех операторов, работающих в России. Иначе контент, размещаемый в дата-центре, будет слабо доступен для участников рынка. Например, «зеркало» обновлений от Microsoft (MS) нельзя ставить в ЦОД, который практически изолирован от мира. У MS есть требование, что «зеркала» обновления должны находиться друг от друга через каждые 500 километров, а между серверами должны быть мощные каналы передачи данных.

Четырехкратное резервирование каналов дает не просто катастрофоустойчивость в стандартном понимании этого термина, при котором примерно в 50 километрах одна от другой ставятся две группы серверов. В своих 40 ЦОД мы можем за секунды разнести данные на тысячи километров, тем самым обеспечиваем сверхкатастрофоустойчивость — не в пределах того же Садового кольца, а, скажем, томского и московского центров. Не нужно зарывать ЦОД на три километра в землю или запускать в космос для обеспечения сохранности данных. Достаточно просто скопировать их и отправить в другой регион, чтобы они находились вне пределов досягаемости какого-то природного явления или техногенной катастрофы. Поэтому мы предоставляем нашим клиентам еще и каналы по специальным ценам между нашими ЦОД. Это значит, что я за считанные секунды могу отзеркалировать резервную базу данных из Томска в Новосибирск, и мне это практически ничего не будет стоить. Именно поэтому нужна такая пропускная способность.

— Вы как-то отстраиваете свое предложение от конкурентов? Когда много игроков предлагают примерно те же услуги, какой смысл выбирать именно «Синтерру»?

— Наше предложение сориентировано не под co-location для хостинг-провайдеров, оно адресовано компаниям, генерирующим контент в любом его виде, будь то телевидение, мобильный контент, интернет-порталы, системы дистанционного обучения или телемедицина, а также информационные системы государственных структур, ориентированных на работу с населением (например, заполнение населением налоговых деклараций через Интернет). У нас контентноориентированная модель развития, и мы предлагаем интересные условия именно таким партнерам. Поэтому ни в одном ЦОД, кроме нашего, контент-провайдер Infobox не предоставляет услуги Software as a Service (ПО как услуга) на базе ПО Microsoft.

— Какие контент-провайдеры, помимо Infobox, используют и будут использовать ЦОД «Синтерры»? Станет ли их применять «Синтерра-Медиа»? Как вы оцениваете перспективность этого рынка контента?

— Мы ведем переговоры с такими порталами как Mail.ru, Rambler, Yandex, во время визита в Томск встречались с известной местной телекомпанией ТВ-2. Вообще, для производителей видеоконтента сеть ЦОДов, связанных между собой скоростными каналами, — очень интересная вещь. Конечно, внедрять их будет и «Синтерра-Медиа», активно работающая как с отечественными, так и зарубежными телекомпаниями.

— Планируется ли использовать ЦОД в рамках каких-то федеральных программ?

— Уверен, что сеть наших ЦОД будет востребована. В качестве примера могу привести возможность размещения общеобразовательного обучающего контента, чтобы школьники по всей стране могли скачивать видеокурсы из дата-центра своего региона, не «гоняя» трафик через всю страну из Москвы. И таких примеров может быть масса, стоит только немного пофантазировать. ЦОД создают равные возможности и новый импульс, в первую очередь для развития регионального бизнеса, не столько крупного, сколько небольшого. В России всегда все было хорошо с идеями, а в Сибири особенно, не зря Томск и Новосибирск считаются кузницей интеллектуальной элиты.


Игорь Мельник

Эксперт
11.08.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов