Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Заводов больше – людей меньше

Группа компаний «Линкор», поглощая хлебозаводы, за два с половиной года нарастила обороты в 14 раз. Ее владельцы видят в объединении активов путь к обновлению хлебной отрасли, по производительности находящейся в середине прошлого века

Дело было так. В разгар работы над интервью с Олегом Мироновым, совладельцем холдинга «Линкор», я решаю купить батон, испеченный на принадлежащем холдингу Ступинском хлебозаводе. Качество хлеба меня и моих коллег в редакции разочаровывает, о чем я тут же сообщаю г-ну Миронову по телефону. В ответ слышу жесткую отповедь. «У нас все по ГОСТу, никаких ТУ, никаких отклонений. А если вам вкус не нравится, так при строгом следовании ГОСТу он действительно может вам показаться неправильным, если вы привыкли к хлебу с подсластителями или ускорителями созревания», — чеканит он. Не будучи специалистом в хлебопечении и не зная правильных слов для обозначения дефектов хлеба, мямлю что-то про непропеченный мякиш и невзрачный вид батона. Через двадцать минут мне звонит директор Ступинского завода и взволнованно спрашивает, что не так. Говорит, что на заводе чтят традиционные технологии хлебопечения: если нужно тесту подниматься почти сутки на дрожжах, так оно и будет подниматься — никаких добавок, ускоряющих процесс выпечки до двух часов, да и печь у них стоит старая, кирпичная, пропитавшаяся хлебным духом, и решетка смазывается подсолнечным маслом, что придает хлебу дополнительный аромат. Собирается тут же приехать и посмотреть на батон. Но, поскольку дело к вечеру, а ехать ей из далекого Подмосковья, договариваемся отложить встречу до утра.

На другой день редакция и впрямь наполняется прекрасным духом свежих батонов: три энергичные представительницы Ступинского завода — директор, коммерческий директор и технолог — пожаловали со своей продукцией. Дегустация проходит на ура. В чем же дело? Взглянув на «редакционный» батон, они облегченно вздыхают: «Мы всю ночь не спали — думали, может, что попало внутрь или корочка подгорела. А это — из-за магазина. Гора с плеч». Выясняется, что в магазин хлеб завозится рано утром, еще теплым, когда его ни в коем случае нельзя мять: нарушается процесс испарения влаги, она остается внутри, и мякиш действительно становится комковатым. А в торговой точке, с покупки в которой начался весь переполох, почему-то отказались от заводских контейнеров и, принимая хлеб, складывают его навалом в большие корзины, вот батоны и деформируются. «Такие батоны они должны нам возвращать, у нас это прописано в договоре, мы не можем рисковать репутацией. А этот батон, судя по упаковке, пролежал в магазине два дня», — резюмируют менеджеры. После этого они отправляются в магазин на переговоры.

Этот эпизод наглядно отражает мотив, постоянно всплывающий в беседе с Олегом Мироновым: строя бизнес, нельзя ничего упускать из виду самому и не дать упустить другим. Такой подход, по всей видимости, и позволил владельцам «Линкора» понять, на чем можно зарабатывать деньги в хлебопекарной отрасли, а главное — поставить рыночную экспансию на прочную организационно-управленческую основу. Ведь с середины 2005?го до конца 2007 года обороты «Линкора» выросли с 271 млн до 3,781 млрд рублей, в холдинг вошло шесть хлебопекарных и два мукомольных предприятия. Через четыре года планируется довести число хлебозаводов до полусотни, увеличить выручку на порядок и долю рынка с 3 до 20–25%. Между тем не секрет, что хлебопечение не такое уж прибыльное дело. Активы в отрасли устаревшие: новыми здесь считаются предприятия, построенные в конце 70?х годов, многие же заводы стоят еще с довоенных времен и оснащены довоенными же печами. В производстве используется много ручного труда, что отрицательно сказывается на себестоимости. Власти из политических соображений пытаются регулировать цены на хлеб, причем происходит это на фоне роста цен на сырье и тарифов. Минимизировать цены производителей вынуждают и торговцы.

Заметим, что изначально Олег Миронов и его партнер Николай Кретов не имели никакого отношения к хлебопечению и, следовательно, не были движимы мотивом отраслевого патриотизма. Не было у них и идеи построить вертикальный холдинг снизу, с выращивания зерна или помола муки, как у других консолидаторов отрасли. Бывшие офицеры Военно-морского флота, они после отставки прошли курс МВА в Академии народного хозяйства, успели в 90?е годы поработать наемными менеджерами и получить опыт предпринимательства, то есть представление о том, как зарабатываются в России капиталы. В частности, Олег Миронов подвизался на импорте рыбы.

— Что вас побудило заняться хлебопекарным делом?

— Мы с моим партнером искали нишу, где могли бы применить свои силы и средства, чтобы достичь реального результата.

— Как это понимать — реальный результат?

— Нам нравится делать этот бизнес, потому что мы видим, что можем на пустом месте, в практически рухнувшей отрасли, что-то создать. Когда я работал наемным менеджером, я видел, как компании лопались из-за того, что бизнес был построен неправильно. Собственники старались заработать для себя как можно больше денег, забывая о том, что деньги в бизнесе — это только инструмент для достижения каких-то целей. Хотя главная цель любого бизнеса, конечно, прибыль. Но еще для меня, например, важно, чтобы компания, созданная нами, вышла в число лидеров рынка и пережила нас.

— Вы что, сознательно искали отрасль, где условия для бизнеса потяжелее?

— На самом деле выбор конкретной ниши для бизнеса произошел случайно. Года четыре назад я приехал в Сибирь, и мне там устроили экскурсию на хлебозавод. В одном из цехов я услышал: «Вот эту продукцию мы отправляем в Москву». Вернувшись домой, я связался со своим другом и сказал: «Если хлеб возят за несколько тысяч километров, то, наверное, это выгодно. Давай подумаем на эту тему». Заказали маркетинговое исследование. И чуть было не отказались от идеи. Выяснилось, что большинство хлебозаводов в Москве малоэффективны, требуют больших затрат на обслуживание, что ложится на себестоимость продукции. Лишь несколько столичных хлебокомбинатов смогли укрепить свою экономику, помимо традиционного хлеба производя в больших количествах иную, более рентабельную продукцию. Однако у этих заводов уже были крепкие хозяева.

— Почему же вы не отказались?

— Мы обратили внимание на одну тенденцию: в столичных розничных сетях уже тогда, в 2004 году, доминировали заводы из области. Пригляделись к заводам Московской области и увидели: там многие затраты существенно ниже, чем в Москве. Тем временем на продажу был выставлен завод в Воскресенске. Мы побывали там. Завод с хорошим оборудованием, хорошим ремонтом, хорошим персоналом — люди заинтересованы в работе, никаких забастовок. Вообще самым дорогим в нашем первом приобретении, «Воскресенскхлебе», оказались именно люди. Они просто помешаны на своей работе. Отстаивают позиции до конца. Например, сейчас из-за сложной ситуации в экономике нам очень важно свести к минимуму омертвление средств в запасах. А на хлебозаводах мука лежит несколько суток, так положено: только отлежавшись, она приобретает свойства, необходимые для приготовления качественного теста. Я недавно предложил снизить сроки отлеживания муки на заводах с семи суток до пяти: нормы в принципе позволяют. Предложение не прошло, производственники встали насмерть.

— То есть заниматься налаживанием качества продукции на приобретаемых предприятиях вам не пришлось?

— Как вы сами видели, никогда дело не бывает без каких-нибудь сбоев, ляпов. Но вопрос в другом: как мы с этим боремся. Мы боремся с этим очень конкретно. Наша работа на приобретенных предприятиях начиналась с того, что я приходил на завод и говорил, что хотел бы продегустировать их продукцию. Продукция выкладывалась: разнообразного вида и вкуса. Я вез это на экспресс-анализ и на следующий день приезжал и показывал результаты: «Ребята, вот здесь нет молока сгущенного — сухое молоко, вместо сливочного масла или маргарина — кулинарный жир, вместо сахара — заменитель. Если это еще раз повторится, то вы будете наказаны вплоть до увольнения». Мы разработали технологические карты, которых на многих заводах никогда не было: рецептура, заверенная директором каждого предприятия. Карты лежат у него. И проверяющий в любой момент может прийти на производство и сверить любой рецепт с реальной продукцией. Если нарушения есть, то, соответственно, есть и наказания тех людей, которые это допустили. В итоге мы добились стабильного качества: производим продукцию строго по имеющимся рецептам, которые корнями уходят в советские ГОСТы.

— Как же вы сочетаете эту старомодность с требованиями рентабельности?

— Некоторые в хлебной отрасли ссылаются на экономику: мол, чего вы хотите от нашей продукции, когда справедливая цена хлеба высшего сорта — 45–65 рублей, а магазины требуют цену в два-три раза ниже, да и вообще зерна нужного качества нет, а нужные присадки мы не можем себе позволить. Они неправы. Мы стараемся и недорогой хлеб выпекать как следует, используя высококачественные составляющие, следуя проверенной рецептуре. Такая постановка вопроса, собственно говоря, и способствовала укреплению наших позиций на рынке. Мы присутствуем в нескольких федеральных розничных сетях, скажем, хлебный ассортимент «Копейки» обеспечиваем на 98 процентов.

— Но ведь именно сети оказывают самое большое давление на поставщиков?

— Кое-кто из наших коллег полагал, что ориентация на сети как на основной канал сбыта приведет нас к краху. Но мы-то понимали, что расширение сетей влечет за собой рост сбыта нашей продукции, а значит, мы получаем возможность зарабатывать на больших оборотах.

— Поэтому вы и скупаете в таких количествах хлебопекарные мощности?

— Конечно, крупная компания совершенно по-другому может зарабатывать деньги. Одно дело считать копейки на цене батона, другое дело, когда ты имеешь солидную долю на рынке России. Сейчас из-за падения потребления хлеба больше половины заводов Подмосковья, которых всего тридцать, недозагружены. А у нас на трех заводах Московской области не хватает мощностей, чтобы обеспечить своих потребителей. Я сегодня изыскиваю возможности, чтобы этот вопрос решить. Парадокс? Почему это происходит? Хотя бы потому, что с укрупнением нам легче проводить приемлемую для потребителей ценовую политику. Ведь как только холдинг образовался, сырье — мука, масло, сахар и так далее — стало нам доступно по более низкой цене, поскольку мы закупаем большие объемы на весь холдинг.

Назову и еще один существенный фактор. Сети заточены на работу с ограниченным кругом поставщиков. Для дискаунтеров идеальный вариант — вообще один поставщик, иначе им приходится расширять бухгалтерию, экспедицию, отдел закупок, а это сразу выводит их из формата. Поэтому для розницы важно, насколько полно поставщик может закрыть ассортиментную матрицу. В этом плане мы выгодный партнер, у нас есть не только традиционный хлеб, но и новые сорта, и мелкоштучная продукция, и кондитерка — печенье, вафли. И мы сами формируем поставку, хотя везем в магазины продукцию со всех наших заводов — из Саратова, Пензы, Наро-Фоминска, Ступина.

Консолидация увеличивает и наши финансовые возможности. Сегодня единичный завод не может взять кредит даже в десять миллионов рублей, этого не позволяет объем его основных средств. А у нас есть выбор в источнике финансирования: облигационные займы, стратегический инвестор, IPO. В конечном счете консолидация — это серьезный фактор развития всей хлебной отрасли.

— Развития в каком направлении?

— Мы сможем повысить производительность труда за счет автоматизации производства. Проблема российских заводов — ручной труд, огромное количество людей, работающих на предприятии. За границей тоже есть ручной труд. Но там приходишь на завод, который производит 60 тонн продукции в сутки, и спрашиваешь: сколько работает на этом заводе человек? Отвечают: семьдесят пять. Ты начинаешь уточнять: семьдесят пять — это в цехе? Отвечают: это всего, то есть вместе с управлением, дирекцией и так далее. А водители? А водителями занимается другая компания.

— А у вас на заводах сколько человек работает?

— От 300 до 650 человек на заводах, выпускающих 40–100 тонн продукции. А на обычном российском хлебозаводе и того больше — от 600 до 800 человек. Разница с западными образцами колоссальная. Мы от этого стараемся уйти. Некоторое время назад взяли специальную компанию для транспортировки хлеба, это решило массу проблем. Пойдите на любой хлебозавод, и вы обнаружите интересную деталь: машины, которые там используются, — это в основном «Газели» фургонного типа, куда в лотках кладут хлеб, ГАЗы и ЗИЛы — эти возят контейнеры. У нас были ЗИЛы, поскольку в супермаркеты хлеб нужно завозить только в контейнерах. ЗИЛ — огромная машина, представляете себе фургон? Но я туда мог загнать всего лишь восемь контейнеров, 580 килограммов. Какая экономика выдержит такую логистику? А транспортная компания закупила и использует длиннофургонные грузовики «Манн», «Мерседес», они берут не восемь контейнеров, а двадцать один-двадцать четыре. И при этом они экономичнее и эффективнее с точки зрения расхода топлива.

Достижение западного уровня производительности труда — очень длительный процесс, но я надеюсь, что когда мы построим новое предприятие, то значительно продвинемся в этом направлении. Хотя и тут важно понимание реалий. Вот в одном из городов центральной части России не так давно построили автоматизированный хлебозавод и получили одни убытки. Они не учли главный фактор: сделали упор на производство массового продукта, а мелкоштучные изделия, такие как булочки и прочее, у них отсутствуют, хотя их рентабельность в несколько, а может быть, в десятки раз выше, чем у обычного хлеба. Эту продукцию обязательно нужно производить, так как сегодня она востребована на рынке. И если ты взялся строить новый завод, то это нужно было запрограммировать с самого начала.

Тыл всему голова

— Вы говорите, что в «Воскресенскхлебе» вам повезло с людьми. Но все же их было больше, чем нужно, по меркам современного эффективного производства. Как вы решали эту проблему?

— Когда мы купили «Воскресенскхлеб», то в первую очередь провели аттестацию всех сотрудников предприятия. Сокращение коснулось в основном тех, кто не был напрямую связан с производством. Среди них были сотрудники, чье присутствие на заводе объяснялось родственными связями и клановыми порядками, действующими до нашего прихода. Получалось, что их зарплата только утяжеляла себестоимость. Некоторые ушли сами, не выдержав наших нагрузок. Но мы стремились сохранить тех, кто непосредственно вовлечен в производство. Я имею в виду не только производственный персонал, но и экономическую часть: бухгалтерия, экономисты, управленцы.

— Люди не выдержали нагрузок — это значит, что интенсивность труда выросла?

— На многих участках в конечном счете сильно изменился ритм работы. Я считаю, что свою работу человек должен делать правильно. Поэтому, когда мы налаживали механизмы управления, мы формализовали все, что можно, начиная с учетной политики, которой на предприятиях не существовало в принципе, заканчивая тем, что мы хронометрировали работу: что рабочий делает сегодня, сколько времени он тратит на перекур. Это нам дало материал для анализа, после которого мы где-то увеличили число людей, где-то сократили, где-то даже повысили заработную плату. Но напряженность труда в целом выросла.

— Когда в прошлом году обсуждался рост забастовочного движения в России, специалисты ссылались, в частности, на интенсификацию труда. Видимо, это можно чем-то компенсировать?

— Я всегда исходил из того, что рабочий, стоящий непосредственно у печи или замешивающий тесто, как и менеджер, является членом нашей команды. В бытность генеральным директором компании я старался каждый месяц или даже чаще, когда мы только покупали предприятие, собирать рабочих на заводе, часов в восемь утра, во время пересменки. Из двух смен собиралось достаточное количество народа. На собрании не присутствовали руководители — начальники цехов и бригадиры, оставались только рабочие. Часа полтора-два мы беседовали, выясняли накопившиеся у них проблемы. Это дало плоды. Потому что одно дело cобрать собрание, показать, какой ты «директор рубаха-парень», и забыть. А другое дело, когда всех выслушал и через месяц по списочку показываешь: это выполнено, это сделано, есть вопросы — нет вопросов.

Иногда бывало и так, что на летучке я у руководителей среднего звена начинал спрашивать о тех проблемах, которыми со мной делились рабочие, а руководители были не в курсе. Я говорил: не будете заботиться о своих подчиненных, знать их проблемы, будете наказаны. Представьте график ликвидации недочетов — и действуйте. У нас были руководители, посчитавшие, что раз они руководители, то в первую очередь могут решать свои проблемы. Мы их поправили, сказали, что так нельзя, потому что вредит интересам дела. Если ты директор завода, у которого в подчинении 500 человек и больше, то сначала займись проблемами последнего человека, а потом своими. Не решай свои проблемы в ущерб тем людям, которые у тебя работают. Потому что они производят тот продукт, за который ты, во-первых, получаешь деньги и на котором, во-вторых, зарабатываешь деньги для компании.

— Довольно очевидные резоны. Неужели менеджеры в массе своей до этого не додумываются?

— За других не скажу. Мы с моим партнером в прошлом люди военные. Для военных очень важно знать, что у тебя за спиной хороший тыл и проверенные люди, которые не выстрелят тебе завтра в спину во время атаки. Это понимание очень дисциплинирует.

— Вы говорите, что это дало плоды — какие именно?

— Могу сказать, что недавно командный дух помог нам в действительно трудной ситуации. У нас было одно предприятие, с которым мы очень долго мучились: вытаскивали из долгов, практически два года реконструировали — короче говоря, вложились в него. Но в итоге пришлось от него избавляться. Дело в том, что ему более ста лет и сейчас оно оказалось в центре разросшегося города. По городскому генплану промышленная зона в этом районе должна была быть убрана, так что мы его закрыли, а в другом месте решили построить новое. Как водится, нашлись люди, написавшие во все инстанции, о том, что масса народу теряет работу. Был сильный резонанс в местной прессе. Начались проверки, и выяснилось, что большая часть коллектива завода с нами согласна. А почему? Потому что мы открыты. Мы ведь, чтобы объяснить нашу позицию, собрали всех, в том числе рядовой персонал. Честно сказали, что пока мы не можем обеспечить их работой, им лучше найти другую — до того момента, пока не будет построен новый завод. Конечно, нам было задано много тяжелых вопросов, но никаких эксцессов не было.

Не соблазняй меня без нужды

— Если говорить о команде в узком смысле — когда вы приходили на купленные заводы, вы со старыми управленцами легко находили общий язык?

— Мы только на одном заводе сменили директора силовым путем. Человек был нечист на руку. Большинство же директоров остались на своих местах. Но разногласия в вопросах управления предприятием возникали. Они какое-то время не понимали, чего мы от них хотим. Тем более что воспринимали нас как людей странных: пришли со стороны, никогда не занимались хлебопечением, но чего-то требуют. Например, приходишь на завод, который собираешься покупать, и задаешь директору, главному бухгалтеру или экономисту вопрос: как вы считаете маржинальный доход? А они: а что это такое? Произносить дальше термин EBITDA — они воспринимают его как ругательство. Для тех людей, кто нам не доверял и поэтому не был готов учиться у нас, мы брали серьезного финансового специалиста, он проводил мастер-класс: как следует, например, считать затраты. И как только они улавливали суть, их отношение к нам сразу менялось — они понимали, что сочетание их профессионализма как производственников с нашими методами управления приведут к росту предприятия. Для них это важно, потому что они, как правило, патриоты отрасли.

Еще мы применили такой метод воспитания управленцев: каждый день руководитель подразделения писал отчет о проделанной работе. Начиная с того, что «в 8.30 я прибыл на работу» — и пошло… Поскольку я эти отчеты читал не каждый день, мне их складывали стопками в конференц-зале. И когда появлялось свободное время, я выбирал какую-то стопку и начинал читать. И вот иной раз читаю: пришел в 8.30 на работу, в 9.30–10.00 — совещание у генерального директора, 11.00–12.00 — совещание у генерального директора, 13.00 — совещание у генерального директора. Один день смотрю, второй день смотрю, третий день смотрю — все в том же духе. Вызываю автора отчета и говорю: «Объясни, пожалуйста, что это такое? Ты прибыл ко мне на совещание, которое начинается в девять утра. После ты ушел. А дальше просто приходил ко мне на короткое время, потому что тебя вызывали по различным вопросам, которые, естественно, возникают в текущем режиме. Но свою-то работу ты не показываешь. Так что это не отчет, а пустышка».

— И это помогло?

— Один такой человек после того, как я ему сказал, что отписки недопустимы и я его накажу за эту галиматью, будучи уверен, что незаменим в компании, написал заявление об уходе. А я его подписал сразу. И вот вечером сижу и думаю: что же я сделал — ушел специалист, у меня остались две молодые девочки — по словам уволившейся, абсолютно ничего не понимающие, ничего не знающие. Назавтра я вызвал этих девочек и сказал: вы между собой определитесь, кто из вас старший, а дальше посмотрим. Одна девушка стала в итоге заместителем генерального директора по экономике ГК «Линкор», получила дополнительное образование, у нее очень креативный ум, она раскрылась просто. Вторая тоже работает в ГК, главным экономистом одного из предприятий. Никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.

— Вы сейчас перестали быть генеральным директором — почему?

— Я, живя в Москве, каждый день вставал в шесть утра, чтобы в полдевятого быть на работе. В среднем моя машина проходила за месяц пять тысяч километров, потому что нужно было съездить в Наро-Фоминск, Ступино, Воскресенск. Потом прибавились Пенза, Саратов, Петербург. И поездки, связанные с покупкой новых предприятий. В какой-то момент понял, что пора делиться полномочиями. К тому же мы выходим на рынок публичного капитала, а это подразумевает определенные требования к структуре руководства.

— Легко нашли себе замену на этом посту?

— Мы наняли серьезную рекрутинговую компанию. Но, к сожалению, из множества людей, которых мы просмотрели и прослушали, ни один человек не вписывался в наше с партнером представление о том, кому мы можем передать бразды правления. Это были люди из компаний с большими именами, но у всех у них была одна общая болезнь. Они ставят на первое место себя, а потом все остальное. Они говорят о своей зарплате, о бонусах, о машинах. Но когда ты начинаешь их спрашивать: «Как вы видите себе перспективу дела?» — они начинают говорить штампами. А когда говорят штампами, это уже неинтересно. Нам же был нужен человек, настроенный на нашу волну, то есть оптимист и разделяющий наш подход к этому бизнесу. И это наконец произошло. Как только мы начали разговор с нынешним генеральным директором, мы с партнером ощутили, что чувствуем одинаково. Дело даже не в том, что он говорил правильные вещи. Знаете, наемному менеджеру со стороны часто проще прийти в хорошую компанию, получать хорошие деньги и отлаживать тот процесс, который существует. И считать в глубине души, если в чем-то не согласен с владельцами, что они сумасброды или идиоты. Я сам, еще работая топ-менеджером, однажды ушел из компании, не соглашаясь с собственниками, с глубоким убеждением, что они завтра загнутся без меня. Чего не случилось. И только сейчас я понял, что собственники потому и становятся собственниками, что видят то, что не дано видеть другим.

Так что для нас совпадение видения будущего было очень важно. Хлебопекарная отрасль сложная. Многие заводы в России несут колоссальные убытки. Мы год назад чуть не купили три завода в одном очень крупном регионе России. Но когда детально стали проверять их работу, поняли, что старые долги не позволят им развиваться дальше в том режиме, в котором нам хотелось бы. Мы вынуждены были расторгнуть сделку и вернуть эти предприятия бывшему владельцу. Но у нас в компании нет пессимизма, хотя все понимают, что тяжело, вряд ли манна небесная упадет и нам скажут: все, отпускаем вас, как нефть.

— Как вы мотивируете наемных менеджеров?

— Наверное, сейчас я скажу не совсем о мотивации. Формула нашего с партнером руководства — в контроле и самостоятельности. Я с компьютером не расстаюсь практически никогда. В компании заведено, что у каждого руководителя есть свой почтовый ящик. Я прочитаю все письма, хоть в два часа ночи они придут, и приму какое-то решение. Я уверен, что до тех пор, пока ты постоянно в теме и знаешь все показатели, бизнес будет развиваться. Как только ты к этому охладел и перестал уделять достаточно внимания, 90 процентов вероятности, что потеряешь бизнес. Наемный менеджер, понимая прекрасно, что он отвечает перед кем-то за результат, всегда улавливает момент, когда собственник перестает его контролировать. И тут у него возникает великий соблазн: в худшем случае это организация липовых фирм, составление липовых дебиторок, а в лучшем — завышение показателей. В конечном итоге это приводит ситуацию к коллапсу, как я неоднократно видел в тех проектах, к которым меня привлекали в качестве кризисного управляющего, чтобы вытащить предприятие из болота. Поэтому я понимаю, что топ-менеджеры должны находиться в контролируемом состоянии, тогда у них не будет соблазна.

— Про контроль ясно. А самостоятельность? Скажем, менеджер может рисковать или это прерогатива предпринимателей-собственников?

— Менеджер должен рисковать. Если ко мне приходит менеджер и говорит, что нам нужно потратить деньги на рекламу, я задаю вопрос, какой эффект от этого мы получим. Ответ: больше будут покупать — меня не устраивает. Меня интересует, какую отдачу, выраженную в приросте продаж, даст рубль, вложенный в рекламу. В каком соотношении. Если деньги, потраченные на рекламу, не дадут того эффекта, который должен быть, — значит, это впустую потраченные деньги. Ты готов рискнуть? Вперед. Если ты рискуешь и выиграешь, ты получишь премию. Но если ты рискнул и проиграл, ты пострадаешь. Твоя зарплата уменьшится в пропорциональном отношении. Это толкает человека совершать продуманные поступки. Но если он понимает, что, идя на риск, он зарабатывает деньги, он обязательно на это пойдет.

— Считается, что, начиная с определенного уровня дохода, денежная мотивация не очень работает.

— Конечно, важно, чтобы человек был увлечен, относился к работе неформально. У меня несколько менеджеров в Ступине отстояли кондитерский цех, который я хотел закрыть из-за низкой рентабельности. А они воспротивились, потому что им жалко было терять производство, где пекутся настоящие бисквиты и торты «советского» поколения — знаете, «Сказка», «Ленинградский» — точно по рецептуре того времени. Они сказали: мы на уши встанем, но не дадим закрыть кондитерский цех. Это одержимость делом. С моей стороны, когда они поставили так вопрос, — никаких возражений. Таким образом, мы вывели кондитерское производство, убыточное в течение восьми лет, на прибыль. Недавно этот цех сделал торт на заказ для премьеры фильма «Шекспиру и не снилось». Потом от клиентов отбоя не было — люди, побывавшие на премьере, звонили и говорили: мы хотим то же самое заказать, — потому что торт был не только красивым, но и съедобным.

— Значит, кроме контроля и самостоятельности менеджерам нужна идея?

— Наверное. Три года назад человек, который, собственно, дал нам толчок, чтобы заняться этим бизнесом, сказал такую фразу: «Через три года в России в хлебопекарной отрасли будет пять крупных компаний, все остальные будут под ними». Я тогда посмеялся над этими словами, мне показалось, что это чересчур. А сегодня вижу, что он прав. Только вот наша компания входит в эту пятерку, а его — нет. Исходя из этого я понимаю, что мы, наверное, более одержимы идеей раскрыть этот бизнес как таковой.



Анастасия Матвеева

Эксперт
13.08.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов