Фигура на миллион долларов
Спрос на услуги фитнес-центров растет гораздо быстрее предложения. Развитие рынка тормозит проблема поиска площадок: строить новые помещения негде, а предлагаемые для аренды редко соответствуют техническим требованиям
В середине сентября в одном из новых бизнесцентров Екатеринбурга откроется второй фитнесцентр (ФЦ) мировой сети Powerhouse Gym (PHG; первый, более демократичный, заработал в городе в конце прошлого года. На общей площади 1,5 тыс. кв. метров разместятся тренажерный зал (300 кв. метров), бассейн, spaсалон. Открытие ФЦ в столице Урала по франшизе мировой сети обойдется екатеринбургским предпринимателям более чем в миллион долларов (имена прямых инвесторов не разглашаются). Новый ФЦ будет работать в премиальном ценовом сегменте, рассчитан преимущественно на бизнесклиентов. Окупиться вложения должны за пять лет. Управлять центром будет УК «Профит» (Екатеринбург), которая работает в Екатеринбург с еще одним мировым брендом World Gym.
Игроки рынка отмечают: несмотря на высокий спрос на качественные фитнесуслуги, рынок растет крайне медленно. И хотя местные инвесторы и представители федеральных и международных сетей заявляют о желании развивать сети и открывать новые клубы, сделать это удается далеко не всем.
Расслабиться невозможно
На тренировку к 19 часам в фитнесцентр, расположенный в пяти минутах ходьбы от редакции, нужно отправляться минут за 15 — 20. Желающих быть в тонусе так много, что если не прийти раньше, могут остаться самые неудобные места (в углу, в конце зала) и не хватит инвентаря. Если все же успел занять коврик, встать ближе к зеркалу и тренеру, на двадцатой минуте в зале заканчивается кислород. Кондиционеры не справляются с жаром разгоряченных тел. Начинает кружиться голова, закрываются глаза, качество тренировки уходит на второй план. Мысль только одна — поскорее бы в душ и на свежий воздух. Но и тут не все просто: после тренировки в раздевалках и душевых скапливается огромное количество народу, образуются очереди. И несмотря на все проблемы, тренер каждый день приветствует новичков: в месяц в центре продается около 30 новых абонементов.
В радиусе одногодвух километров от редакции расположены четыре фитнесцентра, и в двух из них картина одинаковая. Причем наполняемость зала от стоимости абонемента не зависит: и в экономичных, и в претендующих на премиумсегмент число желающих заниматься фитнесом в полторадва раза больше возможного. Ситуацию можно объяснить тем, что все ФЦ расположены в центре города, здесь много потенциальных клиентов, а значит, особая концентрация спроса. Фитнесцентры с таким количеством желающих не справляются. Следовательно, нужно снять нагрузку. Это могли бы сделать объекты, расположенные в спальных районах. Но опять же на собственном опыте свидетельствую: в «спальниках» фитнесцентров очень мало, в некоторых районах Екатеринбурга их нет вообще.
Вынужденная толкучка
Если сравнивать рынок фитнесуслуг крупных города Урала по количеству и разнообразию игроков, то Екатеринбург будет абсолютным лидером. В столице Среднего Урала, по разным оценкам, около 70 площадок, в том числе немало полностью соответствующих международным стандартам: предлагающих комплекс услуг, дополнительные бесплатные сервисы (питьевую воду, душевые и т.д.), работающих по клубной, абонементной системе. Хотя есть и те, которые с натяжкой можно назвать фитнесцентрами. Данные о количестве центров и клубов в Перми, Челябинске, Тюмени из открытых источников разнятся: в одних указано, что в этих городах не более десяти качественных объектов, в других — несколько десятков. Местные игроки уверены: отвечающих ключевым параметрам центров и клубов крайне мало. «Если судить по названию, то в Тюмени относят себя к фитнесклубам более 60 заведений, — рассказывает управляющий тюменским клубом CityFitness Алексей Карандаев. — Но большинство из них имеют площадь 300 — 700 кв. метров и предоставляют лишь фитнесуслуги (разовые посещения, абонементы), что собственно не имеет отношения к клубной системе обслуживания. Кроме того, маленьким залам трудно поддерживать высокие стандарты сервиса, слишком велики затраты на приобретение нового оборудования и повышение квалификации персонала. На мой взгляд, в настоящем клубном формате в Тюмени работают только два клуба — “Эдельвейс” (с 2002 года) и CityFitness (с 2007 года, представитель фитнесоператора “СтратаПартнерс”, работающего в России и за рубежом)».
Из-за неравномерного развития рынка выработать единые стандарты ведения бизнеса в различных сегментах, а значит, и классифицировать рынок региона, очень сложно. Хотя в Екатеринбурге, Перми и Челябинске его структура постепенно начинает принимать четкие очертания. Игроков можно различать главным образом по уровню цен и техническим характеристикам.
Первый сегмент — ФЦ экономкласса. К ним относятся объекты, общая площадь которых не превышает 500 кв. метров, а стоимость годового абонемента колеблется в пределах 12 тыс. рублей. В Екатеринбурге в этой категории работает, например, центр фитнеса и красоты «АртДжэм», в Челябинске — Discovery. «Примерно 50% фитнесцентров Перми относятся к бизнессегменту, процентов 15% — премиумклассу, остальные ориентированы на так называемый демократичный уровень услуг. Это либо только небольшой тренажерный зал, либо аэробика для женщин, где отсутствуют дополнительные услуги (сауна, солярий, может не быть душевых)», — говорит фитнесдиректор сети фитнесклубов Edward`s Gym (Пермь) Галина Симонова.
Второй сегмент — ФЦ среднего класса. К ним могут быть отнесены все объекты площадью свыше 500 кв. метров, работающие в ценовом сегменте до 1 тыс. долларов за годовой абонемент. Примером в Екатеринбурге может послужить первый Powerhouse Gym (на ул. Серафимы Дерябиной), в Челябинске — I’m Style.
Третий сегмент — премиумкласс. Здесь площадь превышает 1,5 тыс. кв. метров, а стоимость годового абонемента — тысячу долларов. Главное отличие от среднего класса — условие по наполняемости: на одного клиента должно приходиться не менее 2 кв. метров. То есть если площадь клуба 3 тыс. кв. метров, то в нем может действовать не более 1,5 тыс. годовых абонементов. В отличие от среднего сегмента, в фитнесцентрах класса премиум, как правило, присутствуют бассейн, детский клуб, салон красоты, фитнесбар. В Екатеринбурге к этому сегменту можно отнести Extreme Fitness Athletics (на ул. Уктусской), в Челябинске — «Планету Ариант».
Также специалисты выделяют люксовый сегмент фитнесиндустрии. Специфика таких клубов в том, что цены на абонемент в них не имеют максимума, а также применяется клубная система: предложение для ограниченного числа особо изысканной публики и индивидуальный подход в разработке фитнеспрограмм и тренировок для каждого клиента. Наиболее яркий пример — фитнесклуб, расположенный в клубном доме «Тихвин» в Екатеринбурге. Однако такие заведения занимают незначительную долю рынка и как самостоятельные игроки рынка рассматриваются редко. «Их основная задача — придание статуса гостинице или жилому комплексу», — убежден генеральный директор УК «Профит» Дмитрий Корнюхин.
Перспективы для роста есть во всех сегментах рынка: спрос в каждом превышает предложение. По оценкам УК «Профит», в Екатеринбурге занимается фитнесом 0,7% населения. В Тюмени, Перми, Челябинске и того меньше. Для мегаполисов это очень низкие показатели (для сравнения: в Москве — 4%, в Лондоне — порядка 20%). Таким образом, на Урале перспективы для роста спроса, а значит, и предложения, огромны. Как отмечают руководители местных ФЦ, динамика увеличения клиентской базы сохраняется уже несколько лет, расширяется контингент потенциальных клиентов. «До недавнего времени в одном из наших клубов, работающем в среднем ценовом сегменте, соотношение мужчин и женщин было примерно одинаковое. Средний возраст мужчин был от 35 до 50 лет, женщин — от 25 до 32 лет. Сейчас ситуация меняется: женщин становится больше, возрастные границы расширяются: с 24 до 40 лет. Во втором нашем клубе, работающем в сегменте премиумкласса, половое соотношение и возрастные характеристики сохраняются. Однако общая клиентская база сети увеличивается ежегодно на 10 —15%. И пока нет оснований полагать, что темпы роста будут замедляться», — отмечает руководитель отдела маркетинга и рекламы сети фитнесклубов Extreme Fitness Athletics (Екатеринбург) Анна Коровина.
«По нашим оценкам, ежегодный прирост клиентов в последние несколько лет по всем сегментам сохраняется в районе 30%. И даже несмотря на такую динамику, спрос как минимум на 30 — 40% превышает предложение. Поэтому можно говорить, что емкость рынка еще очень велика. Как минимум лет пять рынок будет насыщаться», — анализирует ситуацию генеральный директор фитнесцентра «ДэнсХолл» (Екатеринбург) Екатерина Жданова. Финансовые объемы фитнесрынка Екатеринбурга, по разным оценкам, составляют от 20 до 50 млн долларов. Для сравнения: в Тюмени — от 2 до 8 млн долларов. В обоих городах темпы роста — 30 — 40%. И хотя объемы в Тюмени, Челябинске, Перми ниже, чем в столице Урала, перспектив для развития гораздо больше. Что же мешает рынку насыщаться?
Борьба за фигуру
Последние два года многие руководители как местных и федеральных (московских, питерских) сетей, так и единичных клубов громко заявляли о планах количественного развития бизнеса в регионе. Но реализовать их удалось немногим. «Уральский рынок для нас, безусловно, очень интересен. Люди здесь хотят заниматься фитнесом и готовы платить за услуги. Но о какихто конкретных планах развития говорить сейчас очень сложно. Сохраняется огромная проблема с подбором подходящих помещений, отвечающим нашим параметрам. Мы ждем предложений девелоперов, и как только появятся качественные площадки, сразу начнем активное развитие в регионе», — так на вопросы «ЭУ» ответили представители федеральных сетей Gold’s Gym и «Планеты Фитнес».
У фитнесбизнеса есть два способа для количественного развития: самостоятельное строительство зданий и аренда помещений в различных объектах коммерческой и жилой недвижимости.
В обоих случаях возникают преграды. С одной стороны, высокая стоимость земли делает пока самостоятельное строительство ФЦ экономически невыгодным. «Земля, получаемая под строительство по тендеру, стоит настолько дорого, что возводить фитнесцентр на ней просто невыгодно. Например, площадки в Тюмени, Екатеринбурге обойдутся как минимум в миллион долларов, строительство центра площадью 3 тыс. кв. метров на них — около 5 млн долларов в зависимости от технического наполнения. Средняя рентабельность бизнеса будет порядка 10%, соответственно окупаться он будет не менее 10 лет», — приводит расчеты Дмитрий Корнюхин. С другой стороны, предлагаемые в аренду помещения в строящихся офисных и деловых центрах часто не соответствуют техническим требованиям ФЦ и при этом сдаются собственниками по неподъемным для фитнесбизнеса арендным ставкам. Опытом делится Екатерина Жданова:
— Предложений по аренде помещений в объектах коммерческой недвижимости очень много. Но большинство из них нам не подходят. У многих собственников зданий стандартные проблемы с проектированием объектов. Например, одна девелоперская компания недавно вышла на нас с предложением арендовать помещение в их новом торговом центре. Мы посмотрели, вроде все замечательно: и местоположение шикарное, и под ФЦ нам готовы выделить целый этаж. Но парковка ТЦ рассчитана всего на 320 машин. А там, кроме нас, крупные якорные арендаторы, предприятия общепита. Только одному большому фитнесцентру нужно как минимум сто машиномест. Такие ситуации возникают потому, что девелоперы выходят на нас, потенциальных арендаторов с высокими требованиями к помещениям, только на этапе строительства, а не проектирования здания. Еще одна причина, по которой конструктивный диалог с уральскими девелоперами пока не получается: многие предлагают неподъемные арендные ставки. Они не понимают, что наш бизнес отличается, например, от продуктового ритейла. Мы не можем платить за метр как магазин: ФЦ в отличие от последнего забирает все коридоры, за которые магазин не платит, и все места общего пользования. И если у нас, например, площадь центра примерно 2,5 тыс. кв. метров, то годовая аренда в лучшем случае обойдет в 1 млн долларов. Это около 30% всех затрат.
В Перми, Тюмени проблема высоких арендных ставок не менее актуальна, чем в Екатеринбурге: «Предложений о покупке либо аренде помещений под клуб много, но цены очень высокие. Кроме того, готовые площади требуют еще дополнительных вложений, так как строители не учитывают особенности фитнеспомещений. По нашим расчетам, если окупаемость превышает 3 — 5 лет, то вариант даже рассматривать не имеет смысла», — делится опытом Галина Симонова. Алексей Карандаев продолжает: «Ни один фитнесцентр не может конкурировать в части ставки арендной платы с торговлей. Слишком велика разница в норме рентабельности и требуемых объемах площадей. Размер арендной платы в 60 — 80 долларов за кв. метр в месяц считается общепринятым для торговых центров, но абсолютно неприемлем для фитнесклубов. В этом одна из причин медленного развития фитнесбизнеса — невысокая рентабельность приводит к долгосрочным проектам, которые пока не интересны российским инвесторам».
Именно зависимость фитнесрынка от рынка коммерческой недвижимости опосредованно приводит к неравномерному развитию фитнесцентров на территории городов. Объясняет Дмитрий Корнюхин: «Наиболее оптимальное расположение фитнесцентра, на мой взгляд, в спальном районе. Люди смогут сюда как приезжать на машинах после работы, так и приходить пешком из дома. Спрос в спальных районах нисколько не меньше, чем в центре, а конкуренция пока гораздо ниже. Но при этом многие девелоперы, строящие торговые и офисные центры и включающие в них фитнесфункции, считают, что наиболее выгодное место расположения фитнесклуба — центральная часть города. Застройщики стараются “снять сливки”, располагая ФЦ именно там. Но это, на мой взгляд, неверный стереотип. “Центральные” ФЦ удобно посещать тем, кто работает поблизости. Во всем мире фитнесуслуги имеют шаговую доступность».
Двигай попой
Ситуация с поиском свободной земли вряд ли вскоре изменится. Скорее, даже усугубится — свободных площадок под строительство отдельных клубов будет все меньше, а власти все строже начнут относиться к точечной застройке. Поэтому развитие рынка фитнесуслуг стоит, скорее, связывать с развитием рынка коммерческой недвижимости. А он, согласно заявленным проектам, будет быстро расти. В 2008 году в Екатеринбурге сдадут порядка 360 тыс. кв. метров офисных площадей. К 2010 году в городе появится еще не менее 400 тыс. кв. метров торговой недвижимости. Кроме того, во всех областных центрах Уральского региона заявлены крупные проекты строительства многофункциональных комплексов, которые, как правило, стремятся привлекать к себе в качестве якорных арендаторов фитнесцентры (см. «По разным корзинам» [2], «ЭУ» № 30 от 11.08.08).
Рост конкуренции между объектами коммерческой недвижимости заставит девелоперов, с одной стороны, развивать дополнительные функции комплексов и приглашать фитнесоператоров. «Сейчас трудно представить себе торговый центр без фудкорта или хотя бы небольшой развлекательной составляющей: люди уже просто в него не пойдут. В офисный центр без общепита не сядут арендаторы, а если туда добавить фитнесцентр, то проект может стать еще эффективнее», — отмечает заместитель генерального директора по развитию компании «Олипс» (Екатеринбург) Георгий Корелин. С другой стороны, в борьбе за арендаторов собственники зданий будут более гибко подходить к формированию ценовой политики. Кроме того, игроки видят и еще одну возможность для увеличения темпов роста рынка фитнесуслуг. Если на этапе проектирования и разработки градостроительных планов администрации городов будут принимать решения обязывать комплексных застройщиков включать в свои проекты спортивнооздоровительные комплексы, фитнесцентры смогут располагаться в непосредственной близости от потенциальных клиентов.
Евгения Еремина
Эксперт