Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Ветряная мельница

Отечественные мультипликаторы надеются на случайный успех

Анимационные ленты голливудских мейджоров бьют рекорды по кассовым сборам в России. Воодушевленные чужим успехом, отечественные мультипликаторы охотно берутся за производство анимационных картин. Однако даже самые громкие российские проекты не в состоянии собрать и половины бокс-офиса иностранных мультфильмов.

 Российская и западная анимация существуют в параллельных мирах. Мультфильмы отечественных мэтров, например, оскароносца Александра Петрова, по-прежнему котируются в фестивальных программах, как это происходит и с артхаусными картинами наших кинематографистов. Однако в массовом прокате отечественные мультфильмы «растворяются» в голливудском продукте. «К сожалению, российское анимационное творчество находится где-то в 1960 – 1970-х годах, – говорит генеральный директор Universal Pictures International Russia (UPI) Евгений Бегинин. – Сейчас западная анимация ушла от нас далеко вперед, прежде всего по технологии производства». 

В отличие от мировых гигантов наши студии снимают медленно и откровенно мало. Впрочем, наряду с государственным «Союзмультфильмом» и старейшей частной мультипликационной студией «Пилот» в мульпликацию приходят инвесторы и кинопроизводители. Так, ГК «Централ Партнершип» совместно с продюсерским центром «Эра Водолея» снимает полнометражный 3D-мультфильм под рабочим названием «Сапсан». Компания «Амедиа» отложила выпуск 3D-мультфильма «Кракатук», но начала другой проект – «Наша Маша», который может выйти уже к концу этого года. Его опередит намеченный на 23 октября релиз первого российского

3D-анимационного фильма от ГК «Парадиз» «Приключения Аленушки и Еремы». О создании подразделения анимации объявила компания Russian World Studios, которая будет делать римейк сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок». Однако деятельность новичков чаще всего ограничивается одним-двумя проектами. Инвесторы, конечно, патриоты, но и они острожничают. По данным ГК «Централ Партнершип», за последние три года бокс-офис всех выходящих в российский прокат анимационных фильмов составляет в среднем 10% от общих кассовых сборов. За 2007-й кинопрокатный год  мультфильмы собрали всего около $60 млн. Доля отечественного контента в этой сумме ничтожно мала. История современной российской мультипликации знает пока только один проект, который смог составить реальную конкуренцию американским мультфильмам в нашем прокате – картину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» санкт-петербургской студии «Мельница». Воодушевленная успехом, компания хочет и дальше создавать коммерчески успешные картины и даже построить собственный студийный комплекс. Но постановка на коммерческие рельсы отечественной анимации – процесс сложный и непредсказуемый. Поэтому компания вряд ли сможет обойтись без административного ресурса одного из ее совладельцев.

Куда идем мы с Пятачком 

«В 1992 году была создана звукозаписывающая компания «Миди-Синема». В основном мы занимались звуком для кино», – вспоминает совладелец и глава студии анимационного кино «Мельница» Александр Боярский. В 1996 году компания профинансировала и озвучила короткометражный анимационный фильм «Крепкий орешек» молодого мультипликатора Константина Бронзита, который в то время работал на «Леннаучфильме». Производство мультфильма обошлось дешево, поэтому о прибыли никто не думал. «Ну как он мог окупиться? – удивляется Боярский. – В принципе, короткометражные фильмы делаются вовсе не для заработка. Как правило, их жизнь заканчивается на фестивале». Что, собственно, и произошло с «Крепким орешком» (Die Hard): картина получила много международных наград, среди которых Гран-при международного анимационного кинофестиваля Annecy'98 (Франция), а «Миди-Синема» заработала славу анимационной студии. Вскоре компания получила заказ от BBC на съемку двух серий мультипликационного сериала «Медведи-спасатели» (Global Bears Rescue). В 1999 году у Александра Боярского и известного продюсера, основателя кинокомпании «СТВ» Сергея Сельянова, с которым сотрудничала «Миди-Синема», родилась идея «сделать что-то свое». Так, по словам Боярского, в 1999 году из «совместной привязанности» к анимации родилась студия «Мельница», учредителями которой на паритетных началах стали «Миди-Синема» и СТВ, на тот момент одна из самых успешных кинокомпаний в России. «Когда «Мельница» начинала свою деятельность, участие Сельянова, конечно, было ключевым, поскольку большинство российских блокбастеров на тот момент были сделаны СТВ: «Брат», «Особенности национальной рыбалки» и др.», – говорит режиссер полнометражного 3D-мультфильма «Приключения Аленушки и Еремы» Георгий Гитис. Первым проектом новой компании стал сериал «Приключения в Изумрудном городе» по заказу «НТВ-кино». «Мельница» выпустила всего четыре серии, но таким образом включилась в процесс возрождения отечественной анимации. 

Карлик и богатырь

Уже в 2000 году «Мельница» пошла на довольно рискованный шаг – производство полнометражного мультфильма для широкого экрана: «Карлик Нос» по мотивам сказок Вильгельма Гауфа. Подобных проектов, по словам Боярского, отрасль не знала около сорока лет. Впрочем, годом раньше компания F.A.F. Entertainment выпустила мультфильм «Незнайка на Луне». Но лента вышла в ограниченном прокате, большинство показов были благотворительными, а ставка была сделана на продажи видео и телеверсию мультфильма. Не рассчитывали на кинопрокат и создатели появившихся вслед за «Незнайкой» «Новых бременских музыкантов» и «Волшебника страны Оз». 

Работа над лентой «Карлик Нос» заняла у «Мельницы» около трех лет. Фильм был создан при финансовой поддержке Министерства культуры, его бюджет составил около $1,5 млн. «Карлик Нос» был выпущен на 110 копиях в 60 городах России. В результате в прокате мультфильм собрал $700 000. Кроме того, права на картину приобрела Warner Brothers, которая выпустила мультфильм в Германии, собрав $800 000. Итогами проката в «Мельнице» остались довольны. Впрочем, к сборам Александр Боярский вообще относится философски, называя успех художественных и анимационных картин «приятной неожиданностью».  

В «Мельнице» утверждают, что изначально планировали заниматься только полным метром. «Это коммерческое зрительское кино, которое должно приносить деньги», – говорит Александр Боярский. Следующим полнометражным проектом компании стала трилогия на русскую тему о трех богатырях, произведенная совместно с СТВ. В конце 2004 года в прокат вышел первый мультфильм – «Алеша Попович и Тугарин Змей». Глава «Мельницы» уверяет, что бюджет у этой картины был меньше, чем у «Карлика», при этом фильм собрал в прокате $1,73 млн. Затем вышли две других картины – «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Последний стал прецедентом в новой истории отечественной анимации. Мультфильм не только окупился, но и принес прибыль, собрав в кинопрокате почти $10 млн. Причем на рекламу «Ильи» компания потратила всего около 15 млн рублей, бюджеты всех трех фильмов на 40% состояли из государственных денег, а прокатывала их компания «Наше кино», учредителем которой является глава СТВ Сергей Сельянов. 

«В успехе «Ильи Муромца» отразилась недооцененность двух предыдущих картин и неразвитость самого рынка, – говорит Александр Боярский. – «Алеша Попович» собрал по сравнению с «Ильей» очень немного, «Добрыня Никитич» – $3,9 млн. Когда мы выпускали «Алешу», у нас было около 170 – 200 копий, это мало, потому что и кинотеатров было меньше, и зрители не были готовы идти на русский мультипликационный фильм». «Аудитория «Ильи Муромца» была подготовлена предыдущими фильмами «Мельницы», и фильм вышел в Новый год – хорошее время для проката», – соглашается Георгий Гитис. 

Смешные деньги 

По словам директора ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм» Акопа Киракосяна, полнометражный фильм наиболее удобен для продаж, для реализации, но есть еще мультсериалы. Впрочем, этот сегмент знает пока только один успешный пример – «Смешарики» (студия компьютерной анимации «Петербург»). В портфеле у «Мельницы» тоже есть телевизионный проект – многосерийный мультфильм «Приключения Лунтика и его друзей», который с сентября 2006 года идет на телеканале «Россия» в программе «Спокойной ночи, малыши!». «Сериал становится выгодным только тогда, когда работает мерчандайзинг, то есть сопутствующие сериалу товары: начинают продаваться книжки, раскраски, игрушки и т. д. А в России это слабо развито», – утверждает Боярский. «Мерчандайзинг приносит доходы не всем, а крайне ограниченному числу суперуспешных проектов. Проблема не в нем, а в успешно и хорошо сделанном мультике. Если нет коммерческого успеха в прокате и в телесмотрении, никакой мерчандайзинг не сработает, – возражает генеральный директор кинокомпании «Амедиа» Алексей Волин. – «Лунтику» до популярности «Смешариков» еще расти и расти». 

Впрочем, даже качественного проекта может оказаться недостаточно для успеха. Основная проблема российской сериальной мультипликации – отсутствие спроса со стороны телевизионных каналов. Последние откровенно мало платят отечественным мультипликационным производителям за сериалы, которые из-за законодательного ограничения рекламы в детских передачах не приносят им рекламных денег. В прошлом году даже популярным «Смешарикам» платили около $150 за минуту мультфильма, что не покрывало половины затрат на производство. Расценки, по словам участников рынка, за минуту сериала могут быть самые разные, от $2 – 3 до $7000. При этом иностранный контент уже практически вытеснил из эфира отечественные мультфильмы. По словам Акопа Киракосяна, за последние пять лет в России было снято около 500 мультфильмов, то есть каждый год государство выделяет средства на 100 – 130 мультфильмов, большинство из которых никто никогда не увидит. Чаще всего они оказываются невостребованными рынком, то есть прокатчиками и телевидением. 

Дом, который строит Нуф-Нуф

Эксперты считают, что основное преимущество «Мельницы» по сравнению с другими производителями мультипликационного продукта, которые зачастую работают, когда появляются деньги, а потом разбегаются, – это стабильный поток доводимых до конца проектов. В последнее время компания смогла стать брендом в отечественной анимации, встав в один ряд с «Союзмультфильмом» и старейшей негосударственной студией «Пилот». Теперь компания планирует обзавестись и собственным студийным комплексом. Сейчас «Мельница» арендует помещения у «Леннаучфильма», но власти Санкт-Петербурга уже выделили компании участок 0,9 га, на котором будет построена студия общей площадью около 3000 кв. м. В первую очередь строительства планируется инвестировать $5 млн. «Скорее всего, компания будет привлекать инвесторов или партнеров, тогда как привлечение заемных средств маловероятно», – говорит заместитель генерального директора Vesco Consulting  Олег Разин. Некоторые участники рынка, впрочем, высказывают сомнения в необходимости обзаводиться собственным комплексом. Особенно учитывая, что «Мельнице» еще далеко до больших объемов производства. Кроме сериала «Лунтик» сейчас компания занимается производством двух полнометражных картин – «Иван-царевич и Серый Волк» и «Про Федота-стрельца, удалого молодца» по сказке Леонида Филатова (делается при участии СТВ и Первого канала). Производственный бюджет каждого из проектов составляет около $1,5 – 2 млн. По мнению экспертов, компания будет зарабытвать, сдавая помещения в аренду. «Ввиду дефицита съемочных павильонов и возрастающего спроса на них арендные ставки почти достигли среднеевропейского уровня, чего нельзя сказать о качестве оказываемых услуг, – говорит Олег Разин. – Сегодня аренда съемочного павильона в Санкт-Петербурге составляет от $300 до $3000 в день в зависимости от технических характеристик, а также от общего метража помещения. Съемочные павильоны загружены на 110%, кроме того, спрос на них только увеличивается». Однако, по словам Александра Боярского, сдавать собственные помещения в субаренду компания не планирует.

 Впрочем, в скором времени студия столкнется с более насущными, чем собственное здание, проблемами. В планах компании – 3D-мультипликация. В этой технологии «Мельница» пока осторожно снимает серию анимационных фильмов по басням Крылова. «Это короткометражные фильмы в 3D-технологии, три басни из пяти уже готовы, – рассказывает Александр Боярский. – Мы готовимся приступить к производству полнометражного 3D-фильма». Проблема в том, что пока отечественные производители осваивают высокотехнологичное производство 3D, голливудские студии вовсю осваивают уже новую технологию – Real 3D. «Сейчас несколько российских студий работает в цифровом 3D, но это небо и земля, – говорит Евгений Бегинин. – В сфере массового художественного анимационного искусства Real 3D сегодня – это новое слово в кинопроизводстве. Если наша мультипликация готова пользоваться всеми новинками техники, то она сможет составить конкуренцию западной, поскольку русское сказочное пространство предлагает большое количество вариаций. Однако догонять всегда сложно: нужно или соответствовать имеющемуся уровню, или быть впереди. Но если мы останемся на том же уровне, дальше развитие отечественных студий не пойдет». 

ЧТО ТАКОЕ «МЕЛЬНИЦА»

ГОД ОСНОВАНИЯ: 1999

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: производство анимационных фильмов, создание компьютерных игр 

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: не разглашаются

ВЛАДЕЛЬЦЫ: СТВ (50%), частные лица

ШТАТ: 250 человек

ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ: «Союзмультфильм», «Пилот», «Солнечный Дом-ДМ»




Анастасия Маркина
19.09.2008  Журнал "Компания"

19.09.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов