"Внимание пользователей станет цифровой валютой"
Директор исследовательского центра-инкубатора InVenture Филипп Смирнов и заместитель директора этого центра Ярослав Грешилов рассказали корреспонденту "Денег" Артуру Вельфу, какие интернет-ниши незаслуженно обходят вниманием авторы стартапов и как они, специалисты по венчурным инвестициям, это определяют. А также какие новшества в практике интернета могут стать заметным явлением в ближайшее время.
Инкубатор InVenture является дочерней структурой венчурного фонда Russian Media Ventures, созданного акционерами группы Video International и основателем телеканала СТС и радио Maximum Питером Герви.
Как вы оцениваете перспективность проектов, которые вам присылают?
Ярослав Грешилов: Мы с самого начала решили определиться, какие ниши в рунете нам интересны и какие проекты мы хотели бы иметь в своем портфеле. С этой целью исследовательский центр нашего инкубатора создал "матрицу" ниш в интернете — с ее помощью можно понять, какова ситуация в каждой нише, а также прогнозировать появление новых ниш и трендов.
Каким образом можно прогнозировать появление той или иной ниши?
Я. Г.: Приведу пример. В интернете сейчас существует довольно мощный тренд — сбор пользователями в одном месте своих виртуальных следов, которые они оставляют в интернете. Один из реализующих этот тренд проектов — FriendFeed.com — позволяет в одном месте собирать ваши сообщения в Twitter, фотографии на Flickr, видеоролики в YouTube, ваши записи в блогах и т. д. Друзья могут подписаться с помощью RSS на вашу ленту и наблюдать в режиме реального времени то, что вы делаете в сети. Естественно, все эти ваши следы собираются во FriendFeed.com c вашего же согласия — вы сами указываете, что может там появляться, а что нет. Но по ним можно определить предпочтения человека. И эти предпочтения сами по себе являются контентом, потенциально интересным многим компаниям, например рекламодателям, которые смогут показывать вам рекламу, которую вы хотите видеть в настоящий момент. Сейчас рынка такого контента нет, и этой ниши не существует, но в перспективе, учитывая развитие тренда, мы прогнозируем их появление.
А как можно предсказать появление тренда?
Филипп Смирнов: Для этого надо понимать, как развивается интернет, его инфраструктура. Мы считаем, что интернет устроен эволюционно, а направление развития инфраструктуры задают успешные проекты.
В самом начале, в 1990 году, например, интернет-мессенджеров не было. Была электронная почта, работавшая по примитивному протоколу UUCP, который позволял передавать только текст, а доступ к интернету имели только те люди, которые работали на больших "юниксовых" машинах, стоявших на военных объектах или в научных центрах, занимавшихся оборонными заказами. Ни картинок, ни чего-то еще помимо текста передать было невозможно.
Но потребность передавать не только текст, естественно, была. И потому были предложены соответствующие решения — появился стандарт сжатия картинок JPG, позволявший передавать их через медленные каналы связи, появились новые стандарты передачи данных при использовании электронной почты — POP и SMTP, которые мы используем и сейчас. Интернет стал более интересным для людей и для бизнеса, и в нем появилось больше пользователей.
Эти пользователи захотели размещать свои странички в интернете. Но если самые первые интернетчики хранили их на тех же больших компьютерах, с которых они выходили в сеть, то новые пользователи не имели такой возможности, и появилась услуга хостинга, которая раньше просто не была бы востребована. А поскольку страничек в интернете становилось все больше, появились каталоги сайтов, эволюционировавшие в поисковые системы.
Таким образом, технология сжатия картинок привела как к совершенствованию ранее существовавших технологий передачи данных, так и к появлению хостингов и каталогов сайтов, которые ранее не существовали.
То же и со всем остальным. Поскольку люди стали вставлять в свои HTML-странички картинки, появились браузеры, которые эти картинки могли показывать. То есть сначала появился стандарт HTML, а потом — браузеры, которые могли показывать страницы, сделанные по стандарту HTML,— появление HTML вызвало появление браузеров. Все больше пользователей хотело подключиться к интернету, и это стимулировало массовое производство недорогих ПК. В сети постоянно идет эволюция — как в природе, только очень быстро. И, наблюдая за появлением инфраструктур и технологий, можно предсказывать формирование новых трендов, эксплуатирующих их лучшие свойства.
И какие тенденции появятся в интернете в ближайшее время?
Ф. С.: Возьмем тот же транспорт — мы считаем, что он будет и дальше эволюционировать, и это приведет к появлению новых трендов. Был модем, сейчас Wi-Fi беспроводной везде есть, а в будущем тебе уже будет все равно, какой именно у тебя интернет и как ты к нему подключаешься — по Wi-Fi, WiMax или 3G, ты просто подключен к нему постоянно, и все. Значит, будут активно развиваться мобильные веб-приложения.
То же самое с контентом, его эволюция приведет к появлению новых трендов: сначала он был текстовым, затем — картиночный, потом видео стало возможно в интернете. А сейчас контентом начинает становиться даже не какой-то материал или тип материала, а твои предпочтения, описанные определенным языком.
И хостинг будет эволюционировать. Раньше были провайдеры, которые размещали твои странички за деньги, потом появились Geocities и разные бесплатные хостинги типа Narod.ru, сейчас есть контент-хостинги типа LiveJournal, а завтра, мы думаем, интернет будет распределен. У тебя страничка где-то в интернете будет храниться, где — тебе все равно. Она может частично на моем компьютере храниться, частично — у какого-то человека в Индии, частично — у кого-то в Малайзии — просто потому, что у них компьютеры тоже подключены в интернету. Не у какого-то провайдера твоя страничка лежит, а как бы разбросана по сети. Сама сеть будет залогом того, что она не пропадет, потому что, если копия на моем компьютере будет недоступна, то ты заберешь ее из Малайзии или Индии и составишь в единое целое.
Поиск тоже не будет стоять на месте. Сейчас есть Google, а завтра будет социальный поиск. Тебе не нужно будет опираться на мнение Google по поводу авторитетности той или иной страницы, на количество ссылок на какой-то сайт. Ты будешь опираться на мнение людей. Мы же не можем сейчас сказать: "А давайте на экран выведем ту страницу, на которой больше всего людей в интернете сидит!" Нет такой информации, нет такой статистики. Давайте, скажем, найдем прогноз погоды и узнаем не то, какое количество ссылок в Google на тот или иной сайт хранится, а давайте посмотрим ту погоду, которую больше всего людей сейчас смотрят. Для меня это более объективный показатель, чем то, как оптимизаторы-спамеры тот или иной сайт прокачали. Мне интересно, что люди думают, а не что Google думает. Google пытается наиболее точно определить мнение людей, но по косвенным признакам, а мы давайте лучше напрямую соберем статистику и поймем, какому прогнозу доверяет большее количество людей.
Новые технологии в рекламе обязательно будут новым трендом. Сейчас тебе показывают контекстную или поисковую рекламу, исходя из анализа текста той странички, где ты находишься, или из анализа твоего поискового запроса, а завтра ты сможешь управлять, какую именно тебе показывать рекламу и показывать ли ее в данный момент вообще.
То же с платежными системами. Ведь неудобно держать часть денег наличными в кошельке, часть — на кредитной карте, часть — в PayPal или в WebMoney. У тебя есть телефон — и все, это как твой кошелек мобильный. У тебя там есть деньги, ты ими и расплачиваешься, причем везде.
Вы прогнозируете появление новых трендов в связи с развитием имеющихся инфраструктур. А какие, по-вашему, должны появиться инфраструктуры и к возникновению каких трендов это может привести?
Я. Г.: Да, есть инфраструктуры, возникновения которых мы ждем. Например, инфраструктура по превращению в деньги внимания пользователей, которое станет своеобразной цифровой валютой, поскольку оно ограниченно, инфраструктура по хранению виртуальной личности, инфраструктура по мобилизации интернета. Мы сейчас беседуем, например, и хотим, чтобы наша беседа сразу же появилась в интернете. Сейчас так мы сделать не можем, нет такой технологии... А было бы удобно, если бы можно было ее туда немедленно положить либо для нас четверых, либо для всех. Сейчас это невозможно, но мы предвидим, что это будет. Мы прогнозируем, что такие инфраструктуры будут возникать и это приведет к появлению новых проектов, их эксплуатирующих.
А как насчет более приземленных по классификации InVenture вещей — какие ниши сейчас наиболее перспективны в рунете?
Я. Г.: Для оценки существующих ниш в рунете мы составили специальную таблицу, которая показывает, насколько велик спрос на проекты в этих нишах и насколько этот спрос удовлетворен.
Мы выделили несколько типов проектов: коммерческие, связанные с продажей чего-либо; контентные, например сайты СМИ; каталоги и базы данных; поисковые; игровые формы, когда в основе лежит нестандартный процесс, который превращают в игру, где надо набирать очки, есть какие-то правила; социальные сервисы; профессиональные сообщества; интернет-приложения.
И эти типы проектов мы наложили на различные сферы — авто, дети, фото, бизнес, недвижимость, туризм, спорт и т. д. На пересечении сфер и типов проектов рождаются разного рода ниши. Например, возьмем клеточку на пересечении рекламы и маркетинга с игровыми формами. Мы говорим, что в этой нише спрос средний. Не очень-то люди хотят игровых проектов в сфере рекламного маркетинга. Хотят, но не безумно. Но для новых проектов в этой нише, по нашему мнению, место есть.
А в нише социальных проектов для детей мы видим и очень насыщенный спрос, и чрезвычайно слабую конкуренцию, что позволяет говорить о том, что данная ниша особенно перспективна. Детский сектор вообще плохо развит в рунете.
Аналогичным образом мы оцениваем нишу на пересечении игровых форм и мобильных приложений — сейчас нет игр для мобильных телефонов, в которые могло бы играть много людей через интернет, спрос на такие игры мы оцениваем как очень высокий.
Большой неудовлетворенный спрос мы видим, например, в нише профессиональных сообществ людей, имеющих отношение к киноиндустрии. В нишах профессиональных сообществ спрос, по нашему мнению, вообще удовлетворен довольно плохо. В нишах профессиональных сообществ спортсменов, книгоиздателей, музыкантов и деятелей шоу-бизнеса, работников телевидения практически отсутствует конкуренция. Если брать поисковики, то значительный неудовлетворенный спрос мы видим в нише поиска по книгам.
Но существуют и интересные в плане спроса ниши, в которых конкуренция уже очень высокая. Например, это большинство ниш, связанных с коммерцией. А во всех нишах контентных проектов вообще не протолкнуться — конкуренция очень высока, а спрос в большинстве ниш не так уж и велик.
КоммерсантЪ-Деньги
|