МВА за компанию
Российскому бизнес-образованию исполняется 20 лет, а рейтингу MBA "Секрета фирмы" — два года. Мы представляем очередное исследование, где качество обучения оценивают сами выпускники.
"Продайте вашу базу!" — с такой неожиданной просьбой обратились в редакцию СФ представители нескольких крупных компаний. После выхода в прошлом году в СФ первого рейтинга российских программ MBA они рассчитывали получить контакты перспективных кандидатов.
Контактами мы, естественно, торговать не стали — обещали ведь респондентам не раскрывать их данные, хотя в этом году наша база существенно пополнилась и стала почти в два раза больше. И ценность ее, соответственно, возросла. Как и ценность той информации, которой с нами поделились выпускники 30 лучших российских бизнес-школ.
Лидеры нового рейтинга, в который вошли программы MBA Москвы и Санкт-Петербурга, остались прежними: первое место сохранила за собой Высшая школа бизнеса МГУ, на втором — ИМИСП (Санкт-Петербург). В прошлом году они разделили между собой первое-второе место.
Еще один лидер, Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ, заняла шестое место — в этом году ее выпускники оказались строги к альма-матер. "У нас очень требовательные слушатели,— соглашается декан ВШМ Сергей Филонович.— Тем не менее почти половина из них приходит по рекомендации прежних выпускников". Есть и еще один нюанс. В ВШМ работает сразу пять "преподавателей-звезд" (см. СФ N41/2005) — на их фоне остальные профессора наверняка смотрятся менее ярко, а в результате слушатели ставят школе невысокие оценки.
Несмотря на то, что российскому бизнес-образованию исполняется 20 лет, говорить о качественном прорыве пока рано. Во всяком случае, мнения выпускников оказались на редкость полярными — от "очень полезно" до "зря потерял время". Нелестные оценки получали даже топ-школы. Так что деканам есть над чем работать.
Сами виноваты
Менеджер крупной компании отучилась год на программе MBA в известной бизнес-школе. А потом решила бросить. Где-то через полгода ей позвонили из деканата — напомнить, что она просрочила очередной платеж. Женщина сообщила, что уже давно не посещает занятия. "Да что вы, немного же осталось, заплатите, зато потом получите диплом",— ответили в деканате.
Наверняка что-то подобное происходит и в других школах. Так, один из наших респондентов даже не мог вспомнить название бизнес-школы АНХ, где он учился три года назад. Диалог получился примерно такой:
— А в дипломе у вас название школы написано?
— Нет, только программа.
— Может, помните фамилию декана?
— Нет...
— Ну хоть как его подпись в дипломе расшифровывается?
— Там только закорючка.
Не хотим никого обидеть, но дипломы MBA иногда достаются не самым достойным студентам. Собственно, в прошлом году мы как раз обнаружили, что наибольшее недовольство выпускников вызвали не преподаватели и не качество программ, а та разношерстная публика, вместе с которой им пришлось учиться. Как выразился декан Высшей школы менеджмента СПбГУ Валерий Катькало, многие бизнес-школы "стратегически неосторожно" подходят к отбору слушателей. Проще говоря, берут всех подряд. В этом году проблема отсева стоит так же остро: суммарный балл по показателю "сложность вступительных испытаний" составил 4,34 из 10 возможных. Выпускники не очень высоко оценили и полезность установленных в школе связей — 5,69 баллов.
Некоторые школы, по крайней мере лидеры, пытаются "пропалывать" ряды своих слушателей. "Многие просто не подают к нам документы, узнав, что нужно сдавать вступительный экзамен по экономике и менеджменту,— рассказывает декан ВШБ МГУ Олег Виханский.— Кроме того, у нас жесткий "фейс-контроль". Например, хамов не берем. Или с чересчур завышенной самооценкой. А также если видим, что рекомендации человек "нарисовал" сам".
Но это еще не все: 96% опрошенных выпускников ВШБ МГУ отметили, что в их школе отчисляют за неуспеваемость и за пропуски занятий. Студенты получают оценки, в том числе за работу в классе, а если человек не посещает занятия, баллы снимаются. В результате слушателя могут не допустить до экзаменов. "Некоторым менеджерам, которые ездят в командировки, приходится очень тяжело. Но мы всегда об этом предупреждаем и отказываем, если они не могут изменить свой график. В результате посещаемость в школе почти 100%",— говорит Виханский.
Впрочем, далеко не все учебные заведения готовы расставаться с нерадивыми, но платежеспособными слушателями — сегодня востребована даже ниша "плохих школ". "Есть категория людей, которым очень хочется получить MBA, они идут скорее за дипломом, чем за серьезными знаниями. И выбирают школы, где цена пониже, а условия полегче,— говорит Сергей Филонович.— Как только спрос станет более требовательным, школы начнут подтягиваться".
Но если поставить на входе барьер повыше, есть риск, что деньги уйдут в другую школу. "Пусть "Сколково" с их миллионами занимается экспериментами, а у нас таких возможностей нет",— говорят некоторые деканы. Выходит, бизнес-школы пока слишком бедны и боятся лишиться средств к существованию? "Они не бедные, они жадные",— поправил корреспондента СФ один западный преподаватель.
Бизнес на дипломах
В начале сентября в России появилась самая дорогая бизнес-школа в мире. "Сколково" установила на свою программу EMBA, которая открывается в январе 2009 года, цену 90 тыс. евро. Или около $127 тыс. по нынешнему курсу. По словам организаторов, преподавать по этой программе будут ведущие западные профессора; кроме того, слушателям обещают индивидуальный коучинг.
Для сравнения: совместная программа EMBA американской Kellogg c гонконгским HKUST (номер один в мире, согласно рейтингу газеты Financial Times) стоит $103,6 тыс. А Global Executive MBA TRIUM (программа номер два, организована New York University Stern School of Business, London School of Economics и HEC School of Management) — $123 тыс.
"Не знаю, на что рассчитывает руководство "Сколково",— недоумевает Сергей Филонович.— Если у человека есть такие деньги и он знает английский, неужели он будет учиться в России?" Другие деканы не видят в сколковской цифре ничего особенного. "Почему в Москве квартира может стоить дороже, чем в Майами, а программа нет?" — пожимает плечами ректор ИМИСП Сергей Мордовин.
Кстати, питерский ИМИСП тоже установил своеобразный рекорд: из программ, вошедших в наш рейтинг топ-30, его MBA самая дорогая — 820 тыс. руб. Как объясняют в школе, в этом году они включили в стоимость обязательную недельную стажировку за рубежом. "Если Москва по стоимости отстает, то это ее проблемы,— рассуждает Сергей Мордовин.— В целом, конечно, в Москве больше платежеспособных людей, чем в Санкт-Петербурге, но ведь и бизнес-школ здесь несравнимо больше. Поэтому платежеспособный спрос со стороны тех, кто хочет получить качественное обучение на MBA, как мне кажется, примерно одинаков".
Рынок бизнес-образования (исключая тренинговые компании) сегодня оценивают в $250-350 млн. Далеко не все школы раскрывают свой оборот, но зарабатывают они неплохо — так, годовая выручка ВШМ ГУ-ВШЭ составляет $5 млн, а платные программы ВШМ СПбГУ приносят $10-12 млн (эта бизнес-школа не вошла в наш рейтинг, так как у нее сейчас нет программы MBA).
Правда, расходы у бизнес-школ тоже немаленькие — нужно вкладывать в преподавателей, инфраструктуру, международные связи и т. д. С этой точки зрения наиболее выгодный формат обучения — бакалавриат. Такие программы, конечно, дешевле MBA, зато и издержек меньше — можно взять преподавателей поскромнее, учебно-методические материалы не столь дороги и т. п. В результате маржа школы выше, чем в случае с MBA. Один из ректоров "не для записи" заявил: "Если исходить из экономической выгоды, то я бы закрыл все программы кроме бакалавриата".
Однако не все бизнес-школы хотят возиться с бакалаврами — не хватает площадей, либо они просто не считают нужным заниматься "детьми". Например, ИМИСП в прошлом году закрыл набор на бакалаврские программы. "Человек, успешно преподающий в высшей школе, не может так же хорошо учить бизнесменов,— объясняет Сергей Мордовин.— Это просто разные области деятельности".
Так что основной продукт, который предлагают сегодня российские бизнес-школы,— программы MBA и EMBA. По сути это ставка на частных клиентов, то есть на "розницу". Но если, скажем, для банков выход в розницу можно было считать революцией, то для бизнес-образования это уже моветон.
Лицом к b2b
Частный клиент не особо различает бизнес-школы и легко покупается на брэнд. Он уверен, что диплом MBA даст ему неоспоримые преимущества — и мечтает конвертировать его в деньги. Корпоративные клиенты мыслят по-другому. Они мало "ведутся" на рекламу, а "корочки" их не интересуют вовсе. Зато за знания и навыки они готовы платить, причем дорого. Намного дороже, чем "частники". Но и спрашивают с профессоров гораздо строже — программы двадцатилетней давности им уже не продашь.
Executive Education — короткие открытые и корпоративные программы для топ-менеджеров — основной хлеб западных бизнес-школ, тогда как на MBA они в лучшем случае выходят в ноль. MBA нужны скорее для аккредитации, обкатки новых технологий обучения и т. д. Например, INSEAD получает от Executive Education около 60% доходов, а 900 выпускников "эмбиэев", выпускаемых школой ежегодно, приносят ей лишь 30%.
"Никто не спорит, что бизнес-школы должны быть финансово состоятельны. Но российские учебные заведения отстали от жизни — их бизнес держится на устаревшей модели 1990-х годов",— считает Валерий Катькало. По его словам, у российских бизнес-школ за редким исключением нет очень важных атрибутов, например попечительского совета, профессионального центра карьеры. Все это без надобности, если школы не выстраивают долгосрочных контактов с компаниями.
Между тем спрос на обучение со стороны корпоративных клиентов уже растет. Например, бизнес-школа "Сколково" за 2007-2008 год заработала $4,7 млн на программах Executive Education. И это при том, что она пока не достроила кампус и, соответственно, не может поставить программы "на поток". Похоже, что и другие школы начинают осознавать, что расти на "рознице" больше некуда, пора играть на корпоративном рынке.
MBA отдыхает
Две недели назад в ИМИСП вышел на работу новый сотрудник — бизнес-школа переманила из крупной компании директора по продажам. Только он будет не преподавать, а продавать — ИМИСП создал специальное подразделение для работы с корпоративными клиентами. "Когда мы увидели, какими темпами растет этот сегмент, мы пересмотрели свою стратегию,— объясняет Сергей Мордовин.— По сравнению с ним MBA отдыхает".
По данным исследования Training Index, крупные компании в России сегодня тратят на обучение одного топ-менеджера 260 тыс. руб. в год, что вполне сопоставимо с Европой. Почему бы эти деньги не зарабатывать российским бизнес-школам?
По замыслу Мордовина, через пять лет оборот ИМИСП должен вырасти в четыре раза, и в первую очередь за счет корпоративных программ. Если сейчас компании приносят школе около 20% доходов, то через пять лет цифра должна вырасти до 70%. Генерировать этот поток станут короткие корпоративные программы, корпоративные MBA, а также недавно созданное подразделение "ИМИСП консалтинг". "Нам важно, чтобы корпоративные клиенты видели в нас экспертов по целому ряду отраслей. Например, по газовой,— приоткрыл свои планы ректор.— А фактически мы хотим стать школой для бизнеса — как швейцарская IMD".
Другие школы тоже пересматривают свои приоритеты, хотя и не так кардинально. По словам Сергея Филоновича, корпоративные клиенты приносят ВШМ 25-30% оборота, и эта цифра постоянно растет. "Корпоративные заказчики выгодны школам. Во-первых, не нужно тратиться на рекламу. Во-вторых, многие HR-директора сегодня могут четко сформулировать, что им нужно, поэтому степень удовлетворенности заказчиков выше". Чаще всего за корпоративными программами обращаются выпускники MBA и EMBA. Например, в ВШМ получила диплом EMBA директор одной компании, а потом для своих сотрудников заказала несколько семинаров из прослушанного ею курса.
ВШБ МГУ тоже не новичок в корпоративном обучении. Например, программа "MBA: производственные системы" была разработана специально для компании "Базовый элемент" и не "продается" на открытом рынке. По другой программе MBA учатся сотрудники казахского холдинга ENRC Management KZ. "Доходы от корпоративных клиентов у нас пока составляют не более 15%. Но мы будем их наращивать",— говорит Олег Виханский.
Слово на букву "ф"
Валерий Катькало умеет зарабатывать не только на своих программах — ему удается собирать деньги и по-другому. Потому что он один из немногих деканов, который знает, что такое фандрайзинг.
Дружба с компаниями обеспечивает не только поток клиентов, но и их финансовую помощь. Считается, что фандрайзинг — традиция американская и в России она не приживается, однако у ВШМ СПбГУ уже есть удачный опыт.
В конце 1990-х годов школа собрала $6 млн на реконструкцию своего учебного корпуса — деньги выделили 15 компаний (Procter & Gamble, Honeywell и др.). А сегодня в endowment (фонд целевого капитала) ВШМ СПбГУ привлекла около $16 млн. Поучаствовали члены попечительского совета — "Газпром", Сбербанк, РЖД, PricewaterhouseCoopers и др. Программа-максимум — собрать в фонд $150 млн.
Конечно, школе, которая пользуется благосклонностью государства и получает деньги в рамках нацпроекта "Образование", намного проще разговаривать с компаниями, чем другим. Однако ВШМ СПбГУ стала новатором и в привлечении средств частных лиц — к 15-летию школы группа выпускников по собственной инициативе пожертвовала альма-матер 15 млн руб.
Так что вполне может быть, через несколько лет бизнес-школа получит уже не один миллион долларов от какого-нибудь благодарного выпускника.
1999 год
Российская ассоциация бизнес-образования выступила инициатором государственного признания программы МВА в России и разработала основные стандарты
8 бизнес-школ
в России получили западную аккредитацию AMBA. Для сравнения: в Китае аккредитованных школ 4, во Франции — 15, а в Великобритании — свыше 40
90 тыс. евро
такую цену установили в "Сколково" на программу EMBA в сентябре 2008 года, что сделало эту бизнес-школу самой дорогой в мире
|
Топ-30 российских бизнес-школ
Место в рей- тинге | Бизнес-школа | Год запуска программы MBA | Стоимость программы MBA в 2008 г., тыс. руб. | Средняя оценка выпускник ов, баллы | Индекс балла х 0,75 | Индекс стоимости х 0,25 | Итоговый балл | Средняя ошибка выборки % |
---|
1 | Высшая школа бизнеса Московского государственного университета им. Ломоносова (ВШБ МГУ) | 2001 | 600 | 126,724 | 0,750 | 0,183 | 932,8 | 2 | 2 | Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) | 1998 | 636 | 120,859 | 0,715 | 0,194 | 909,1 | 2 | 3 | Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН), Центр международных программ МВА АНХ — Kingston University | 1998 | 636 | 120,859 | 0,715 | 0,194 | 909,1 | 2 | 4 | Институт бизнеса и делового администрирования АНХ (ИБДА) | 1998 | 600 | 115,891 | 0,686 | 0,183 | 868,7 | 2 | 5 | Высшая школа финансового менеджмента АНХ (ВШФМ) | 2000 | 675 | 111,141 | 0,658 | 0,206 | 863,5 | 2 | 6 | Высшая школа менеджмента Государственного университета—Высшей школы экономики (ВШМ ГУ-ВШЭ) | 1999 | 700 | 104,918 | 0,621 | 0,213 | 834,3 | 3 | 7 | Высшая школа корпоративного управления АНХ (ВШКУ) | 1999 | 460 | 115,777 | 0,685 | 0,140 | 825,4 | 4 | 8 | Высшая школа международного бизнеса АНХ (ВШМБ) | 1992 | 580 | 108,356 | 0,641 | 0,177 | 818,0 | 2 | 9 | Институт бизнеса и экономики АНХ (ИБиЭ), | 1992 | 294 | 121,608 | 0,720 | 0,090 | 809,3 | 3 | 10 | Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ВЭШ ГУЭФ) | 1993 | 463,8 | 110,941 | 0,657 | 0,141 | 797,9 | 8 | 11 | Факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ (ФИТБ) | 2000 | 405 | 113,798 | 0,673 | 0,123 | 796,9 | 5 | 12 | Государственный университет управления (ГУУ) | 2001 | 400 | 112,779 | 0,667 | 0,122 | 789,4 | 3 | 13 | Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | 1988 | 480 | 108,556 | 0,642 | 0,146 | 788,7 | 2 | 14 | Международный институт менеджмента ЛИНК (МИМ ЛИНК) | 1997 | 419 | 110,105 | 0,652 | 0,128 | 779,6 | 3 | 15 | Американский институт бизнеса и экономики (АИБЭк) | 1992 | 330 | 112,743 | 0,667 | 0,101 | 767,8 | 4 | 16 | Российско-немецкая высшая школа управления АНХ (РНВШУ) | 2000 | 410 | 105,019 | 0,622 | 0,125 | 746,5 | 4 | 17 | Школа IT-менеджмента экономического факультета АНХ | 2003 | 350 | 106,023 | 0,627 | 0,107 | 734,1 | 4 | 18 | Факультет Академических программ обучения АНХ (ФАПО) | 1999 | 455 | 99,693 | 0,590 | 0,139 | 728,7 | 4 | 19 | Институт магистерской подготовки МЭСИ (ИМП) | 1999 | 352 | 104,978 | 0,621 | 0,107 | 728,6 | 4 | 20 | Института экономики и финансов "Синергия" (ИЭФ) | 1992 | 480 | 97,708 | 0,578 | 0,146 | 724,5 | 3 | 21 | Бизнес-школа Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России (ВАВТ) | 1999 | 420 | 100,184 | 0,593 | 0,128 | 720,9 | 6 | 22 | Банковский институт ГУ-ВШЭ | 2002 | 510 | 89,928 | 0,532 | 0,155 | 687,6 | 9 | 23 | Институт международного бизнеса "Классическая бизнес-школа" (КБШ) | 1998 | 294 | 98,499 | 0,583 | 0,090 | 672,5 | 6 | 24 | Институт мировой экономики и бизнеса (Международная школа бизнеса) РУДН (ИМЭБ РУДН) | 1992 | 372 | 91,307 | 0,540 | 0,113 | 653,7 | 5 | 25 | Высшая коммерческая школа при Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России (ВКШ) | 1996 | 465 | 84,881 | 0,502 | 0,142 | 644,1 | 4 | 26 | Открытый университет бизнеса и технологий | 2002 | 135 | 97,463 | 0,577 | 0,041 | 618,0 | 2 | 27 | Факультет экономики недвижимости АНХ (ФЭН) | 2004 | 420 | 76,783 | 0,454 | 0,128 | 582,4 | 6 | 28 | Институт международного бизнеса и коммуникаций Балтийского государственного технического университета "Военмех" (ИМБК БГТУ) | 2002 | 348 | 74,563 | 0,441 | 0,106 | 547,3 | 3 | 29 | Институт менеджмента и маркетинга АНХ (ИМИМ) | 2001 | 390 | 69,583 | 0,412 | 0,119 | 530,7 | 6 | 30 | Межотраслевой институт развития инновационных технологий МГТУ "Станкин" (МИРИТ) | 2000 | 340 | 64,777 | 0,383 | 0,104 | 487,0 | 8 | |
*С вероятностью 86% итоговый балл школы может быть больше или меньше на процентное значение, указанное в этой графе
Как выпускники оценили свои школы
Место в рейтин ге | Бизнес-школа | СРЕДНИЕ ДАННЫЕ ПО БИЗНЕС-ШКОЛАМ |
---|
Слож- ность испытаний при поступлен ии | Преподава ние теоретиче ских знаний | Приобрете ние практичес ких навыков | Преподава тельский состав | Сложность обучения | Полез- ность установле нных связей |
---|
1 | Высшая школа бизнеса Московского государственного университета им. Ломоносова (ВШБ МГУ) | 7,02 | 8,51 | 8,09 | 8,39 | 7,71 | 6,66 | 2 | Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) | 5,15 | 8,55 | 7,90 | 8,72 | 7,25 | 6,10 | 3 | Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН), Центр международных программ МВА АНХ — Kingston University | 4,65 | 8,55 | 8,27 | 8,73 | 8,25 | 6,29 | 4 | Институт бизнеса и делового администрирования АНХ (ИБДА) | 5,48 | 8,23 | 7,85 | 8,37 | 6,05 | 5,85 | 5 | Высшая школа финансового менеджмента АНХ (ВШФМ) | 4,30 | 8,37 | 7,73 | 8,24 | 6,60 | 5,33 | 6 | Высшая школа менеджмента Государственного университета—Высшей школы экономики (ВШМ ГУ-ВШЭ) | 3,82 | 8,00 | 6,70 | 8,34 | 5,94 | 5,46 | 7 | Высшая школа корпоративного управления АНХ (ВШКУ) | 4,23 | 8,02 | 7,44 | 7,83 | 6,28 | 6,00 | 8 | Высшая школа международного бизнеса АНХ (ВШМБ) | 3,97 | 8,06 | 7,26 | 8,15 | 5,91 | 5,49 | 9 | Институт бизнеса и экономики АНХ (ИБиЭ), | 5,56 | 8,37 | 7,44 | 8,28 | 8,00 | 6,40 | 10 | Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ВЭШ ГУЭФ) | 4,75 | 8,33 | 7,25 | 8,33 | 6,00 | 6,58 | 11 | Факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ (ФИТБ) | 3,76 | 7,67 | 7,33 | 7,67 | 5,80 | 5,24 | 12 | Государственный университет управления (ГУУ) | 3,40 | 7,96 | 7,32 | 7,70 | 5,54 | 5,83 | 13 | Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | 3,60 | 8,07 | 7,57 | 8,15 | 6,05 | 5,68 | 14 | Международный институт менеджмента ЛИНК (МИМ ЛИНК) | 2,76 | 8,39 | 8,59 | 8,13 | 6,74 | 5,31 | 15 | Американский институт бизнеса и экономики (АИБЭк) | 5,97 | 8,00 | 7,94 | 8,18 | 6,97 | 5,15 | 16 | Российско-немецкая высшая школа управления АНХ (РНВШУ) | 4,00 | 8,28 | 7,16 | 8,05 | 6,36 | 4,85 | 17 | Школа IT-менеджмента экономического факультета АНХ | 4,64 | 8,00 | 8,36 | 8,93 | 6,83 | 7,29 | 18 | Факультет Академических программ обучения АНХ (ФАПО) | 3,37 | 7,95 | 6,78 | 7,95 | 4,56 | 5,37 | 19 | Институт магистерской подготовки МЭСИ (ИМП) | 4,08 | 8,08 | 7,08 | 7,85 | 6,10 | 5,06 | 20 | Института экономики и финансов "Синергия" (ИЭФ) | 4,37 | 7,65 | 6,83 | 7,46 | 6,13 | 4,90 | 21 | Бизнес-школа Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России (ВАВТ) | 3,44 | 8,24 | 7,28 | 8,40 | 5,23 | 4,52 | 22 | Банковский институт ГУ-ВШЭ | 4,14 | 8,50 | 7,93 | 8,86 | 6,50 | 6,21 | 23 | Институт международного бизнеса "Классическая бизнес-школа" (КБШ) | 5,33 | 7,00 | 7,00 | 7,18 | 4,95 | 5,33 | 24 | Институт мировой экономики и бизнеса (Международная школа бизнеса) РУДН (ИМЭБ РУДН) | 5,29 | 7,90 | 7,00 | 8,00 | 6,89 | 6,33 | 25 | Высшая коммерческая школа при Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России (ВКШ) | 3,41 | 8,02 | 7,14 | 8,06 | 5,82 | 5,08 | 26 | Открытый университет бизнеса и технологий | 1,12 | 9,65 | 9,76 | 9,82 | 4,00 | 5,76 | 27 | Факультет экономики недвижимости АНХ (ФЭН) | 2,24 | 7,14 | 6,57 | 7,50 | 5,15 | 6,24 | 28 | Институт международного бизнеса и коммуникаций Балтийского государственного технического университета "Военмех" (ИМБК БГТУ) | 4,25 | 6,81 | 6,38 | 7,00 | 6,00 | 5,31 | 29 | Институт менеджмента и маркетинга АНХ (ИМИМ) | 4,04 | 7,77 | 6,78 | 7,74 | 5,59 | 6,04 | 30 | Межотраслевой институт развития инновационных технологий | 4,64 | 7,45 | 7,00 | 7,36 | 5,89 | 5,00 | | В СРЕДНЕМ ВСЕ РЕСПОНДЕНТЫ | 4,34 | 8,13 | 7,54 | 8,15 | 6,37 | 5,69 | |
* по 10-балльной шкале
Текст: Юлия Фуколова, Владислав Коваленко
Таблицы: Светлана Горбачева
25.09.2008
Секрет фирмы
|