Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Деловой этикет: в офисе и на выезде

Деловой этикет призван решать исключительно задачи бизнеса, поэтому устанавливает корпоративные (а не светские или общественные) правила поведения.

Правила поведения с коллегами, включающие в себя обширный список вопросов и некоторые разновидности местоположения (в офисе или на выезде во время корпоративных мероприятий). Сфера норм делового этикета обширна, но The Chief решил сосредоточиться  лишь на рабочих (т.е. работающих) правилах.

ВНЕШНИЙ ВИД – наиболее значимое место в правилах этикета. Большая часть информации о сотруднике компании поступает как раз невербальным способом. Наиболее дальновидные руководители вводят дресс-код, который не только выполняет роль регулятора внутрикорпоративного взаимодействия сотрудников, но и является неотъемлемой частью миссии компании. Контролировать исполнение дресс-кода членами компании тем проще, чем детальнее проработаны его пункты. Во многих международных компаниях определены предпочтительные цвета делового костюма, тон рубашки для мужчин или блузки для женщин, а также пределы отклонений длины юбки в сантиметрах от колен. Также оговорены вопросы, касающиеся причесок, макияжа, использования украшений, даже цвета лака для ногтей. Сотрудникам выделяется определенная сумма денег для приобретения одежды соответствующей дресс-коду. Есть компании, которые выдают своим сотрудникам униформу, а женщинам даже запрещают наносить макияж. Отклонения от правил регулируются штрафами и другими административными санкциями.

СЛОЖНЕЕ РЕГУЛИРОВАТЬ исполнение дресс-кода, если он определен в общих чертах, и каждый сотрудник понимает его по-своему. Кто-то с помощью одежды показывает размер своего кошелька, поэтому носит исключительно брэндовые вещи, дополняя их аксессуарами из золота и бриллиантов. Реакция, на которую он рассчитывает и втайне обозначает «чтобы все с ног попадали» не всегда работает в его пользу. Такой тип поведения может позволить себе человек с высоким статусом и не имеющий конкурентов в компании, т.е. руководитель или ее владелец.

Второй тип нарушения этикета связан с привлечением «сексуального объекта». Чаще всего к таким приемам прибегают женщины, нежели мужчины. Решившись использовать одежду в качестве инструмента возбуждения чьих-то желаний, нельзя не учитывать побочных эффектов (можно вызвать желание не у того, кого хотелось или сразу у нескольких объектов).

Одежда – это текст, который пишет тот, кто ее носит, но читают его окружающие. Внешний вид, и особенно то, как сотрудник одет, можно отнести к инструментам коммуникации. Если кто-то хочет работать в напряженной атмосфере, вызванной его внешним видом и к шепоту за спиной равнодушен, тогда он может смело нарушать этикет: т.е. одеваться ярко, подчеркивая свою сексуальность, а еще лучше, чтобы одежда и внешний вид прямо говорили, что он «может себе это позволить».

У РУКОВОДИТЕЛЯ КОМПАНИИ, как известно, особый статус. Поэтому не все вышесказанное в полной мере можно отнести к его внешнему виду. Во многих европейских странах директора не стремятся показать свое положение посредством дорогой одежды и аксессуаров. В Европе брэндовые вещи доступны сотням (а не единицам) и уже не служат опознавательным знаком больших денег и больших возможностей. Для России это актуально: внешний вид, и особенно одежда, красноречиво говорят о финансовом положении ее владельца. Женщины руководители используют одежду в качестве маркера статуса гораздо чаще, чем мужчины. И дорогие украшения женщины руководители в России выставляют напоказ в деловом пространстве чаще, нежели в Европе и Америке. Безусловно, это дурной тон, демонстрация статуса не способствует установлению деловой атмосферы, т.к. сотрудники чувствуют себя не частью компании, а средством обогащения руководства.

ПОВЕДЕНИЕ НА КОРПОРАТИВНЫХ ВЕЧЕРИНКАХ – особая тема. Условно их можно разделить на «выездные» и «домашние». Самые распространенные проблемы, с которыми могут сталкиваться сотрудники это праздничное «послевкусие». Обычно на выездах отрываются по полной программе. В традиции нашей культуры бурное обсуждение поведения во время веселья и после. Все делятся впечатлениями о том, кто, сколько употребил в граммах и т.п. Любителям интрижек и выездных романов приходится прибегать к конспирации, т.к. всевидящее око коллектива никогда не дремлет. Нередко после корпоратива становится актуальным вопрос: как обращаться к начальнику на «ты» или «вы», если на вечеринке подчиненный перешел с руководителем на «ты»? Если в компании принято обращение на «вы», то лучше не отступать от этих норм поведения. Ведь «ты» – это неформальное общение за пределами офиса, а «вы» – формальное.

В западных компаниях нет такой проблемы. В Японии служащие компаний ведут себя совершенно по-другому. Японцы отрываются по полной программе, не беспокоясь о «расплате». Они тоже могут (на вечеринке, разумеется) употреблять в большом количестве горячительные напитки, нарушать дистанцию в отношении полов и т.д. НО… обсуждать поведение сотрудников или рассказывать о чем-то после мероприятия не просто неприлично, а категорически запрещается правилами этикета. К нарушителям могут быть применены санкции, а т.к. японская культура, прежде всего, коллективная, то санкции эти не административные, а коллективные. Главное в культуре Японии во время проведения корпоративной вечеринки – это общая эмоция, а после – сохранение лица.

РОЛЬ РУКОВОДСТВА во время корпоратива может быть разной. В России чаще других встречаются два типа руководителей: первый работает в коллективе и отдыхает с коллективом, поэтому дистанция между шефом и подчиненными не ощущается как непреодолимое расстояние. Второй тип формирует представление о значимой дистанции в отношениях руководства и сотрудников. Соответственно первый может и баню посетить с рядовыми сотрудниками, а вот второй сохранит дистанцию и на отдыхе. Разные типы руководства определяют различные сценарии проведения. В компаниях, где власть предержащие находятся на приличном расстоянии от подчиненных, оно с успехом сохраняется и на отдыхе. Так, если руководство за праздничным столом сидит отдельно или в отдельном зале, то приглашение за свой стол некоторых сотрудников может послужить поводом для обсуждения этого жеста в коллективе. Если руководство кого-то выделяет, то другие начинают ломать голову над тем, чем он или она это заслужили. Иногда додумываются до самых невероятных вещей. Так что если руководитель намерен отметить сотрудника, он должен отдавать себе отчет в том, что оказывает тем самым ему покровительство и за пределами корпоративного мероприятия. Иногда сотрудники могут отказаться от заманчивого приглашения отдохнуть с шефом. И чаще всего это происходит в тех компаниях, где руководство отгорожено семью дверями от коллектива: нет общения на работе, зачем пытаться создавать его видимость на отдыхе, лучше оттянуться со своим отделом. И если дистанция власти существует, то лучше ее соблюдать и на отдыхе, в первую очередь самим руководителям.

В более демократичном поведении «за всегда с народом» есть свои недостатки. Если вы обсуждаете рабочие моменты в бане только с частью коллектива, то остальные могут быть удивлены, узнав о новых формах летучек. И другой важный момент: дистанцию можно контролировать, но не всегда предсказуемы последствия такого общения. Этикет не правила правописания, а особое искусство общения, которым некоторые руководители наделены от природы. Все дело в деталях, как говорится. Тем, кто не обладает природным чутьем, лучше рассматривать правила этикета в качестве путеводителя.

ЭТИКЕТ В ПЕРЕРЫВАХ МЕЖДУ ДЕЛОМ. Корпоративный этикет предполагает не только умение вести деловые переговоры, где многое определяется протоколом. Чаще всего проблемы этикета возникают в повседневном общении, по ходу рабочего процесса. Чем плотнее люди общаются, тем больше велика вероятность возникновения разногласий и конфликтов, избежать которые помогают простые правила поведения.

Правило главное – не мешать. Обычная ситуация – один сотрудник решил сделать небольшой перерыв в работе и поговорить с другим, у которого работа в самом разгаре. Тогда безобидный вопрос может вызвать бурю эмоций, так как иногда одно слово может сбить с мысли или помешать расчетам. В некоторых компаниях сотрудники, решающие задачи, требующие предельной концентрации внимания или творческой мысли, выставляют на столе красный флажок. Это означает, что никто не может их тревожить ни по каким вопросам, пока они под «трудовым знаменем». Но если тот, кому мешали, сорвался и накричал, то «провокатору» лучше не дуться, а списать все на «рабочие моменты».

Иногда коллеги обсуждают свои личные проблемы на работе, а потом обижаются, когда им дают советы или высказывают свое мнение. Нельзя забывать, что существуют определенные пространственные и звуковые зоны разговоров. Если вы говорите шепотом, это не значит, что вас не слышат другие.

Вот только некоторые сюжеты этикета между делом. Любые правила со временем меняются, особенно ситуативные. Поживем – увидим.

Неприлично «зажимать» праздник для коллег

Многие так называемые «домашние корпоративы» берут свое начало в социалистическом прошлом. Например, сохранилась традиция «проставляться» (накрывать стол и «обмывать» свой статус) новичку на новом месте работы. Дни рождения сотрудников внутри подразделений компании отмечаются по тому же сценарию: именинник накрывает стол в обмен на подарок. В Китае тоже существуют подобные традиции, вот только стол накрывает не виновник торжества, а коллектив. Даже в Америке существует корпоративный «Сюрприз!!!», т.е. праздник для виновника торжества. Но мы живем в России, поэтому нарушение привычного сценария – это нарушение правил корпоративного этикета.

Людмила Ятина

The Chief - Москва
09.10.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов