Кадровый передел
Кто превратит перспективные идеи в прибыльные интернет-проекты
Интернет, спровоцировав новый
технологический виток в рекламной индустрии, становится самым активным игроком
на рынке труда. К концу года по уровню оплаты труда этот сегмент рынка
приблизится к прессе, сейчас предлагающей специалистам в области рекламы самые
высокие заработные платы.
|
Юлия
Полтарацкая, руководитель департамента рекрутмента для рекламной и
медиаиндустрии «Агентства «Контакт» |
Интернет демонстрирует впечатляющий рост. В сети
появляются все новые ресурсы. При этом интернет-площадки для продвижения стали
вкладывать большие средства в традиционный (офлайн) маркетинг: исследования,
прямую рекламу, BTL, PR. А рекламные холдинги (АДВ, GroupM и др.) сформировали
подразделения, сфокусированные на интернет-рекламе.
И хотя бизнес интернет-компаний пока менее
прибылен, чем у других СМИ (ТВ, прессы или радио), динамика его роста выше. По
данным АКАР за 2007 год, прирост объема рекламы в интернет-сегменте составил 92%
(без учета контекстной рекламы), достигнув по итогам 2007 года 2% доли (4,9 млрд
руб.). Больше и зона ближайшего развития интернет-сегмента. В обозримом будущем
продолжатся сделки по покупке/продаже интернет-площадок, а также инвестирование
в создание новых. Пресса будет активно наращивать «онлайн-мускулы», формируя и
расширяя интернет-подразделения и департаменты инновационных проектов. Ведь
прогноз Poynter Institute о том, что к 2018 году интернет-реклама начнет
приносить издателям в США не меньше денег, чем печатная, актуален и для будущего
российской прессы. Этот масштабный тренд уже оказывает заметное влияние на рынок
труда.
Еще два года назад уровень заработных плат
специалистов в области рекламы на ТВ был ощутимо выше, чем в прессе. А радио и
интернет предлагали самые низкие зарплаты. За 2007 год уровень зарплат в прессе
сравнялся с ТВ. Так, суммарный доход менеджеров по работе с клиентами в ряде
изданий достигает $6–10 тыс. в месяц. Остановку роста доходов сейлзов в ТВ можно
объяснить тем, что телеканалы передали продажи в сейлз-хаусы (ВИ,
«Алькасар»).
На радио вознаграждение осталось средненизким (у
тех же менеджеров по продажам зарплаты в среднем составляют $3,5–5 тыс.). А в
интернете заработные платы, достигнув среднерыночных показателей, продолжили
свой рост. За 2007 год мы отмечаем рост зарплаты в интернет-сегменте на 30–40%
(например, менеджер по рекламе интернет-проекта может получать $3,5–5 тыс.). К
концу 2008 года интернет по уровню зарплаты приблизится к прессе, которая на
фоне других сегментов рынка предлагает специалистам в области рекламы самые
высокие зарплаты.
Всех работодателей интернет-зоны, где
востребованы рекламные специалисты, можно разделить на три группы: селлинговые
рекламные агентства (IMHO VI, Index 20, AdWаtch, «Соль», «Медиа-Сеть» и т.д.);
интернет-подразделения сетевых РА; коммерческие интернет-площадки (включая
медиахолдинги, в составе которых издательские дома, телеканалы, радио, интернет
(«Проф-Медиа», «Ренова-медиа», «Газпром-Медиа холдинг»,
«Система-массме-диа»).
А также ИД, развивающие интернет-проекты (КП,
Independent Media, ИД Hachette Filipacchi Shkulev и др.).
Ключевая проблема с кадрами у всех работодателей
одна: интернет – технологически иное СМИ, и у многих кандидатов не хватает
профессионализма, прежде всего, в технологических решениях (врез «Пример
«Дефицитный товар»). Рынок специалистов, владеющих навыками работы с контентом
на базе интернет-технологий, еще не сформировался. В зависимости от набора
навыков и способностей конкретного кандидата эти работодатели предлагают условия
работы (таблица «Перспективные кадры» на с. 22).
Сегодня во всех трех группах формируются
качественные топ-менеджерские команды на фоне острой востребованности
специалистов (например, селлеров). Так, крупные рекламные холдинги с треском
разбирают персонал небольших селлинговых РА. К сожалению, сотрудники таких
агентств чаще всего не знают английского языка, что является непреодолимым
барьером для перехода (так как нужно вести англоязычных клиентов).
Стоит отметить, что в силу специфики интернета
существует разница в требованиях к персоналу. Например, в отличие от сейл-зов
печатных СМИ, которые просто продают рекламу, сейлзы, продающие рекламу в
интернете, выполняют и функции эккаунт-ме-неджеров, которые планируют, а иногда
и участвуют в разработке рекламной интернет-кампании. Это связано с тем, что на
базе, например, интернет-агентств осуществляется не только продажа, но и
реализация полного цикла рекламного интернет-продукта: планирование
интернет-кампании, закупка площадок, они же при необходимости могут предоставить
клиенту креатив. Таким образом, специфика эккаунтской работы в интернете в том,
что специалист ведет клиента по всем направлениям, контролируя весь ход
процессов по рекламной кампании в интернете. А значит, такой специалист должен
иметь навыки медиапланирования кампаний в сети: знать ЦА различных
интернет-площадок, цены, понимать, где и в каком формате эффективнее
разместиться клиенту. Понимание интернета в деталях и динамике его развития как
рекламного канала, способность совмещать навыки продаж с эккаунтской работой –
ключевое требование к специалисту.
Медиагруппы (такие как «Суп», «Газ пром-Медиа
холдинг») и локальные агентства успешно перекупают специалистов Yandex. Ru,
Mail.Ru и РБК – носителям технологий из этих интернет-гигантов предлагают
двукратное увеличение заработной платы.
Отличие структуры интернет-площадок от печатных
СМИ – наличие project-менеджеров. Инвесторы готовы вкладываться в создание
нового ресурса или покупать «сырые», но потенциально интересные проекты.
Обращаясь к нам, они ищут project-менеджеров, способных оценивать инвестиционную
привлекательность интернет-проектов и эффективно управлять
инвестициями.
В отличие от сопоставимой позиции издателя в
прессе, project-менеджер отвечает за коммерческую составляющую проекта (Profit
& Loses), идеологию/концепцию и реализацию. Здесь работодатель ожидает
получить: через два года – четко
выстроенную структуру и понятное позиционирование
интернет-проекта на рынке, а через пять - возврат инвестиций. За решение таких
задач project-менеджеру инвесторы готовы платить до $400 тыс. в год с
перспективой долевого участия в прибыли.
Проблема в том, что невозможно гарантировать
качественный результат работы по новому проекту даже тех, кто уже имел опыт
успешного запуска интернет-проекта. Ведь при запуске журнала, понимая рейтинги,
аудиторию, предыдущую историю других журналов и проведя измеряемые исследования,
можно понять, «встанет» новый журнал или нет. На успешность/провальность
интернет-проекта влияет множество факторов, которые пока сложно прогнозировать и
которыми сложно управлять. Интернет-проекты остаются наиболее рискованными, а
project-менеджеров катастрофически не хватает.
Словом, интернет, предъявляя новые требования,
предлагает рекламным специалистам разного уровня варианты профессионального
развития при довольно высоком уровне неопределенности. Этот опыт интересен тем,
кто жаждет адреналина и возможности совершить рывок в карьере.
>> «дефицитный товар»
Задача: поиск директора
интернет-направления ИД. В компании разработано несколько
интернет-сайтов, которые поддерживаются сотрудниками разных
направлений, в основном, редакционными. Но данные сайты ИД по тем или иным
причинам не выходят на плановый уровень по посещаемости.
Привлеченный специалист совместно с владельцем компании
должен создать успешное интернет-направление, которое в плановые сроки выйдет на окупаемость. Обсуждаемый диапа-зон зарплаты большой: от $5 тыс. до $20 тыс. В процессе поиска рекрутеры
ГК «Агентство «Контакт» столк-нулись с тем, что по
функционалу специалисты на рынке поделились следующим образом:
• главные редакторы сайтов, способные
генерировать и управлять контентом (вопрос в их
способности монетизировать аудиторию);
• коммерсанты, умеющие продавать продукт (но
смогут ли они генерировать контент?);
• бренд-менеджеры, способные позиционировать
продукт и увеличивать трафик;
• project-менеджеры, могущие разработать
качественный про-дукт с технологической точки
зрения.
Проблема в том, что редакторы хотят творчества и
не хотят отвечать за финансовую составляющую проекта. Директора по продажам (в составе ИД) обычно продают не только ин-тернет и не хотят переходить на проект, который неизвестно когда и как
будет продаваться. Технических специалистов в данном случае
мы не рассматриваем. В условиях интернет-бума свободных
людей нет, менеджеры проекта - самый дефицитный товар. Если кто-то уходит из
компании, то в «свободное плавание», поскольку это приносит значительно больший
доход.
14.10.2008
Журнал "Индустрия рекламы"